Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка
Оценка 5

Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

Оценка 5
Особые потребности
docx
изобразительное искусство
18.04.2022
Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка
Данная статья знакомит с опытом работы учителя изобразительного искусства, работающего по программе Б.М. Неменского в 7-8 классах.
Влияние изобразительного искусства.docx

Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

 

                                                                                       Мубаракшина Т. А.,

                                                                                        учитель изобразительного искусства

                                                                                        МБОУ СОШ №5 Ступинского г. о.

                                                                                        Московской области

 

 

Страна, которая учит рисовать

так же как читать и писать,

превзойдет все остальные страны.

Д. Дидро

 

            «Красота спасет мир» — фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду не внешнюю красоту, а внутреннюю — красоту духовную. В своих черновиках писатель называет главного героя «князь Христос», тем самым себе напоминая, что он должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит герой произведения (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека». Эти же принципы прослеживаются в классической музыке и изобразительном искусстве. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки.

            Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время. «Задача искусства — волновать сердца», — так когда-то сказал известный французский писатель и философ эпохи Просвещения Клод  Гельвеций. Мне кажется, что в той короткой фразе уже заключен ответ на вопрос о влиянии литературных, художественных, музыкальных и других произведений на человека.

            Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека. В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает данное произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту — человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечеств.


            Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Т. е. формировать всесторонне развитую личность. Эта задача является трудно выполнимой, потому что разговоров про это много, а материальная база и возможности учителя ограничены. Предмет изобразительное искусство ведётся в нашей общеобразовательной школе в 1 – 8 классах один раз в неделю, это капля в море.

Мы устроены так, что полушарии нашего головного мозга выполняют разные функции: левое полушарие – логическое (работа с цифрами, знаками, символами и др.), а правое полушарие – творческое. Оба полушария должны работать в гармонии, вот тогда происходит всестороннее развитие. Наши дети в основном левополушарные.

Ярким примером может служить Япония. В первые годы после войны Япония значительно отставала от развитых стран во многих областях жизни. За несколько десятилетий эта страна вышла на передовые рубежи в мире. Японские дети рисуют до 8 часов в неделю. Между рисованием детей и достигнутым уровнем развития производительных сил есть связь. Известно, что при приеме на работу японский предприниматель просит соискателя сделать несколько изобразительных орнаментально-графических упражнений и исполнить гимн данного учреждения. Это говорит о том, что качество и искусство в Японии воспринимают однозначно.

Т.е. ученик в нашей школе проходит 34 часа изобразительного искусства в год, а японский школьник проходит этот материал за месяц. Поэтому наши учителя стараются сделать свои уроки интересными, запоминающимися и  творческими.

            Я работаю по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», которая даёт широкие возможности для творчества, как детям, так и учителю.

            В 6-ых классах я знакомлю ребят с видами и жанрами изобразительного искусства, которые больше направлены на формирование внутреннего мира человека. Но тема моей статьи о подростках, поэтому я буду говорить об уроках в 7-8-ых классах.

            В 7-ых классах основная тема года «Дизайн и архитектура в жизни человека». Воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира. В начале учебного года мы знакомимся с композиционными основами в графическом дизайне. Далее дети работают над эскизами плакатов. Дети делятся на группы и выполняют плакаты по темам: торговые, социальные, политические, по технике безопасности. Наибольшим интересом у ребят пользуются социальные плакаты, рекламирующие общечеловеческие ценности и борющиеся с пороками. Темы ребята придумывают сами. Вот некоторые из них: дружба – это чудо; обидел – извинись; читай книги – обогащай себя; будь на позитиве; помогай пожилым людям; взял книгу – верни вовремя; дети, перестаньте пить кровь у родителей; будь добрее и другие.

            Во втором триместре мы начинаем работать над сочинением  архитектурного сооружения. Эти уроки вызывают наибольший интерес у подростков и являются важнейшими всего учебного года, так как в процессе их выполнения у учащихся закладывается понимание основ формообразования. На первом уроке мы говорим с ребятами о профессии архитектора, и учащиеся готовят различные объёмные формы - модули. На втором уроке мы говорим о строении здания, о том что у каждого здания есть передний фасад, два боковых и дворовый фасад. Из наблюдений и своего опыта дети могут сказать, что наиболее полно выражает эстетическую ценность передний фасад. Поэтому именно передний фасад своих построек украшают окнами, балконами, лоджиями. Иногда это задание носит коллективно-игровой характер. Каждый ученик, изготовив несколько модулей, объединяется с товарищем по парте или с ребятами соседних парт. Тогда получается целый архитектурный комплекс или квартал.

В 8-ых классах основная тема года «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении». Каждый человек воспринимает спектакль в соответствии с уровнем своей культуры, художественных знаний и опыта. Замыслы и усилия режиссёра, художника и актёров окажутся не прочитанными, если зритель театрально безграмотен и эмоционально глух. Поэтому  главная педагогическая задача – выработка зрительской культуры и овладение учащимися  основами театральной грамоты. Постепенно от урока к уроку ребята понимают, что спектакль или фильм – коллективный творческий труд, и, что успех его зависит от каждого члена этого коллектива. На протяжении многих уроков ребята работают в группах, в которых присутствует определённый состав театральных профессий: сценарист, художник, актёры. Работу в группе возглавляет режиссёр.  Чрезвычайно увлекает ребят упражнение – Создание «живых картин». Это пластические этюды, в которых изображается содержание многофигурной картины. Дети проигрывают предысторию – то, что предшествовало стоп-кадру и продолжение сюжета картины. Наиболее удачными были коллективные работы по картинам В. Решетникова «Взяли языка», «Переэкзаменовка», «Опять двойка», «За мир», «Прибыл на каникулы».

            Считается, что все дети талантливы, но лишь небольшое их количество по-настоящему способны к изобразительному искусству. Особенно у детей подросткового возраста при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Поэтому использую домашние задания: подбор материала для беседы, рассказ, создание своей «малой художественной галереи» (подбор репродукций), подготовка проекта. Разнообразные формы работы на уроке дают широкие творческие возможности для каждого ученика. Это помогает сохранить эмоциональное благополучие подростков и дать возможность им поверить в свои силы.


 

Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

Т. е. формировать всесторонне развитую личность

Т. е. формировать всесторонне развитую личность

Иногда это задание носит коллективно-игровой характер

Иногда это задание носит коллективно-игровой характер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2022