ЛЕКЦИЯ
«Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи детей раннего возраста»
«Движение, как и речь – это два чуда из чудес,
к которым мы настолько привыкли,
что оцениваем их по достоинству
лишь в случае их отсутствия.»
/ Глен Доман /
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.
Вместе с тем, в последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой и общей моторики.
Наблюдается также следующая закономерность: если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Как утверждает И.Кант: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Развитый мозг и неразвитая моторика, особенно движения пальцев руки – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к тонким движениям или проблемы с речевым развитием являются следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.
Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, карандаш не хочет держаться в руке? Это проблема с недостаточно развитой моторикой. Но это не должно ввергать взрослых в панику: слабую моторику дошкольника можно и необходимо развивать, и начинать надо с раннего возраста.
Моторика [от лат. motor - приводящий в движение] – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д.; включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий, которые ребенок сделает для того, чтобы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика – это основа развития ребенка; вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальцами и ладонями. Иными словами, мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.
Отдельно выделяют понятие «тонкая моторика» – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе – только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
У мелкой и общей моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию моторики.
Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями. Систематическая работа по тренировке движения, особенно тонких движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5 –3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Резко возрастает любознательность детей.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии
речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды
суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых
высказываниях.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.
Поэтому надо обращать внимание на такие простые повседневные действия, как рисование каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; помнить о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывании узоров из палочек, собирании пазлов и многом – многом другом. Такая работа поможет ребенку в будущем научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
При этом необходимо учитывать, что успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей.
Таким образом, значение развития мелкой и общей моторики:
Ø Повышает тонус коры головного мозга.
Ø Развивает речевые центры коры головного мозга.
Ø Стимулирует развитие речи ребенка.
Ø Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
Ø Способствует улучшению артикуляционной моторики.
Ø Развивает чувство ритма и координацию движений.
Ø Подготавливает руку к письму.
Ø Поднимает настроение ребенка.
Конечно, развитие моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую и общую моторику.
Хотелось бы подробней остановиться на том, какие группы упражнений для развития мелкой моторики все мы используем в своей практике.
Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Внимание! Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
• графические упражнения;
• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
• соединение по точкам;
• рисование по образцу и т. д.
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
• шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами)
• вышивание, вязание;
• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками) ; (упражнение проводится с педагогами)
• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней) ;
Упражнения по выработке мускульной памяти
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
• Пальчиковые игры с грецкими орехами
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи.
Их можно:
- вращать между ладоней (один или два)
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами) ;
- удерживать поочерёдно между пальцев рук;
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
• работа с пластилином, бумагой, тканью;
• игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке) .
• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону) ;
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) ;
• игры с эспандерами, губками;
• игры с прищепками:
- ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.
- собери звуковые бусы, т. е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов;
- развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски, в середине или в конце (правый край полоски) ;
- прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.
Упражнения для развития тактильной чувствительности
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Предложите ребенку:
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.) ;
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой) ;
Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.
• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии) ;
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли) .
Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.
Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
-Самомассаж в «сухом бассейне» можно, так же сопровождать стихотворным текстом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.