Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Спортивная школа «Спартак» г. Павлово
Методическая разработка
«Влияние подвижных игр на развитие
физических качеств у юных легкоатлетов»
Автор: Пиманова Н.В.
Зам. директора по УВР
г.Павлово, 2024
Тема: «Влияние подвижных игр на развитие физических
качеств у юных легкоатлетов»
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…… ………………………………………………………………………………..2
Теоретические основы методики подвижных игр в легкой атлетике……………………2
Методика проведения подвижных игр …………………………………………….3
Характеристика подвижных игр…………………………………………………………...5
Игры и упражнения, развивающие физические качества на уроках легкой атлетики... 6
Значение использования подвижных игр в легкой атлетике……….. …………………11
Заключение……….…………………………………………………………………………..11
Использованная литература…………………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ.
Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера — в детские и юношеские годы. Играясь дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания.
Следует отметить, что несмотря на соответствующий уровень системной сформированности подвижных игр, процесс их развития не прекратился, а неустанно продолжается.. Свидетельством этого является постоянное пополнение сокровищницы народных подвижных игр, забав и развлечений новыми элементами. В связи с этим, изучение национальных традиций и внедрения адекватных подвижных игр, забав и развлечений в современную практику учебно— воспитательной работы будут оказывать содействие не только национально - культурному возрождению, а и формированию полноценной национальной системы физического воспитания, повышению эффективности воспитательного процесса в целом.
Учитывая выше приведенное, особое место приобретает также проблема исследования особенностей функционирования народных подвижных игр в современных условиях.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ.
На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: А.М. Горький, А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф. Лесгафт, считая, что она является упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Школой подготовки детей к жизни называет игру А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, такой с многих взглядов она будет в работе, когда вырастет». Подчеркивал, что игра может воспитывать качества будущего работника и гражданина. Я считаю, что игра является ценным средством воспитания не только физического, а и умственного, она связана с социальной средой, которая окружает ребенка. Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут. Ведь для детей игры — это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игр формирует в них черты характера, достойные нашей нации. В игре заложены неисчерпаемые возможности для изучения психологии учеников. И учитывая вышеприведенное, можно сказать, что подвижные игры, берут начало именно из народной физической культуры, которая включает те виды подвижной активности и методы их использования, которые исторически сложились среди определенного этнического сообщества людей с целью биологического, психического, этнического, эстетичного влияния на естественное развитие человека, его приспособление к окружающей среде, подготовки к трудовой деятельности и военного дела.
Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.
Сложность того, что принято называть “игрой”, нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с разнообразными теориями, которые объясняют происхождение и значение игры.
Почти на всем протяжении жизни человек тесно связан с игрой, причем в период самого активного формирования — в детские и юношеские годы игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то в более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение — не впадать в отчаяние.
С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего, скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все полнее и разнообразнее.
Что оказывает содействие гармоническому развитию опорно—двигательного аппарата, условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических погрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхание.
Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их, широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни о чем несравненное средство закала и укрепления здоровья.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Подвижные игры подбираются такие, которые воспитывают у учеников высокие морально волевые качества и, укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила.
В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастных групп.
Важное условие успешности игровой деятельности — понимание содержания и правил игры. Объяснение их дополняю показом отдельных приемов и действий. Обучение детей стараюсь начинать с простых, некомандных игр, потом перехожу к переходным и завершаю сложными — командными. К более сложным играм стараюсь переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученным раньше. Это помогает закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой,необходимо провести подготовку.
Перед тем как выбрать определенную игру, ставится конкретная педагогическая задача, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их развитие и физическую подготовленность.
При отборе игры должна учитываться форма проведения занятий , а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному, для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитываю количество элементов, которые входят а ее состав бег, прыжки, метание и т.п.. Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колоны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке — игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:
1. умение доходчиво и интересно объяснить игру;
2. размещение игроков во время ее проведения;
3. определение ведущих;
4. распределение на команды;
5. определение помощников и судий;
6. руководство процессом игры;
7. дозирование нагрузки в игре;
8. окончание игры;
Перед объяснением детей необходимо выбрать исходное положение, из которого они будут начинать игру. При объяснении и проведении игры необходимо выбрать положение тренеру, педагогу в таком месте, из которого все игроки могут видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ должен сопровождаться показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков направлено на правила игры. И если эта игра проводится впервые, проверяются, все ли игроки понимают ее правила.
Важным моментом является определение водящего игры. Ведущего могут избрать сами игроки. Иногда назначается ведущий по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов.. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две команды, а распределение игроков на команды осуществляется одним из следующих способов:
1. с помощью расчетов
2. фигурной маршировкой
3. по указанию руководителя
4. по выбору капитанов, которые поочередно подбирают себе игроков.
Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
1. наблюдение за действиями учеников, игроков;
2. устранение ошибок;
3. показ правильных и коллективных приемов;
4. прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
5. регулирование нагрузок;
6. стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.
Направляя игровую деятельность, необходимо выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях педагог включается в игру сам, демонстрируя как лучше действовать в том или другом случае. Важно своевременно исправлять ошибки. Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозировка физической нагрузки, определение которой является более сложным, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, использую разнообразные приемы:
1. уменьшаю или увеличиваю время, отведенное на игру;
2. изменяю количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки;
3. корректирую вес и количество предметов, усложняю или упрощаю правила игры и препятствия, ввожу кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок.
Окончание игры может быть своевременной (если игроки получили достаточно физической и эмоциональной нагрузки). Преждевременное или внезапное окончание игры вызывает неудовольствие у учеников. Во избежание этого, стараюсь уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов указываю командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении. Отмечаю лучших ведущих, капитанов. Как я уже отмечала, подвижные игры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части урока.
Подготовительная часть — игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности, внимания учеников.
Основная часть — игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. В основную часть включаю игры, которые оказывают содействие изучению и усовершенствованию техники выполнения тех движений, которые изучаются на уроке.
Заключительная часть — игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части. Всестороннего воспитания и гармонического развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижными играми.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий, изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчиненная правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием игры. Разность в отношениях позволяет выделить две основных группы — некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр.
Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Так же командные игры делятся на два основных вида игры с одновременным участием всех играющих и игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детальная классификация игр основывается на их делении по подвижным действиям. Различают игры:
1. имитационные (с подражательными действиями);
2. с перебежками;
3. с преодолением препятствий;
4. с мячом, палками и вторыми предметами; с сопротивлением;
5. с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналами).
Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры, которые я использую в своей работе.
В своей работе, я использую различные игры для развития физических качеств обучающихся.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
УСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ И РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ.
а) ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ.
1. «ПОЛУЧИТЬ МЯЧИК»
Инвентарь — мячик, шнурок.
Основная цель — усвоение ритма выполнение последних трех шагов и отталкивание. Организация. Подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам высоте. Установить по очередность выполнения упражнения.
Проведение. Ученик выполняет три шагу разбега, отталкивается одной ногой и старается затронуть рукой подвешенный на шнурке мячик. Высота, на которой подвешен мячик, постепенно увеличивается. Для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик, на шнурке через каждые пять сантиметров завязываю узелок, для определения личного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одно очко. Удачным считается прыжок, если ученик затронул рукой мячик. На каждой высоте выполняется одна попытка.
2. «ОТТАЛКИВАНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ В ЗОНАХ»
Место проведения — сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь — резиновый бинт или планка для прыжков в высоту.
Основная цель - научиться отталкиваться и приземляться.
Организация. Провести с обоих сторон от планки, в яме для приземления и на секторе, на всю ширину ямы по три — четыре линии. Расстояние между линиями 20-30 см. Линии пронумеровать. Первая от планки линия, с обоих сторон, проводится на расстоянии 40-50 см, и имеет наибольший порядковый номер, вторая - на единицу меньший и т.д.
Например, первая от планки линия имеет номер 3, вторая - 2, третья - 1 и т.д. Учеников поделить на две команды и выстроить с обоих сторон от ямы в колону по одному. Строят учеников через одного: один ученик с одной команды, второй — из другой. Прыгают сначала все ученики с одной стороны, а потом из второй. Учитель наблюдает по месту отталкивания и приземления, сразу подсчитывает очки, которые набрал каждый ученик. Подсчет очков проводится так: ученик отталкивается из второй линии, которая имеет порядковый номер 2 — получает два очка, приземляется тот же ученик на линию, которая имеет номер 3, — получает три очка. Плюсуем очки в отталкивании и приземлении. В примере ученик набрал пять очков. Командное первенство определяется путем подсчета всех очков, которые набрали участники команд.
3. «КТО ВЫШЕ »
Место проведения — сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь — резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мел двух цветов.
Основная цель — изготовление опыта соревнований и привычки идти на риск.
Организация. Принимают участие две команды. Участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участник выбирает для себя высоту, которую будет одолевать, и заявляет об этом учителю. Каждый участник преодолевает только одну высоту. Каждой команде присваивается цвет. Ход командной борьбы отображается на стойках для прыжков цветным мелом (по цвету команды). Отметки одной команды делаются на одной стойке, а другой – на второй.
Проведение – к началу соревнований пометки мелом находятся на одной высоте. На каждую заявленную участником высоту дается три попытки. За каждую взятую высоту команде начисляются очки, которые отвечают взятой высоте. Например: минимальная высота 100 см оценивается в одно очко, 105 см оценивается в два очка, 110 см – в три и т. д. Таким образом, каждая следующая высота, которая поднимается через пять сантиметров, оценивается на одно очко больше предшествующей. Та команда, которая набрала больше очков, выигрывает первое место.
ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ БЕГА И РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ.
1. БЕГ С МЯЧИКОМ
Место проведения — игровая площадка, футбольное поле.
Основная цель — научить бегу по дистанции.
Инвентарь — большой или маленький мячик.
Организация. Начертить дугу, позади которой размещенные две команды игроков, которые построены в колону по одному. Двое ведущих, назначаются из учеников, один из них находится за дугой посредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого, расстояние между двумя ведущими может быть произвольной и зависит от возраста и подготовки учеников.
Проведение. За сигналом учителя ведущий, который находится за дугой, передает мячик второму ведущему, катя его по земле. Участники по одному от каждой команды бегут за мячом.
Команда — представитель которой первым дотрорнется до мячика, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участия в игре.
Выиграет команда, которая в сумме набрала больше очков.
2. ДЕНЬ И НОЧЬ
Место проведения —беговая площадка, футбольное поле.
Основная цель — развитие внимания, реакции, ловкости, скорости.
Инвентарь — флажки, которыми размечается площадка.
Организация. По середине площадки, размеченной флажками, чертится линия, на которой выстраивается каждая команда в отдельную шеренгу, спиной один к другому. С обоих сторон у средней линии на расстоянии 20 метров размещаются две команды. Одна команда называется “ День “, а вторая “ Ночь “.
Проведение. Учитель, который находится сбоку от игроков, несколько раз подряд спокойным голосом называете команды “ День “, “Ночь “, “день “, “Ночь”, игроки в настоящее время стоят на местах и слушают внимательно. Называя несколько раз команды, учитель после небольшой паузы неожиданно для игроков громко называет одну команду. Игроки названной команды быстро убегают от игроков второй команды за финишную линию, а игроки другой команды настигают их. Настигать игроков разрешается до финишной линии. Игрок, который настигает игрока команды, которая убегает, и затронул его рукой, получает для своей команды одно очко. Догонять можно лишь одного игрока.
Игра продолжается несколько раз подряд. Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.
Примечание. Учитель руководит игрой, чтобы ученики не могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна быть названа одинаковое количество раз.
3. «БЕГ ПО ПРЯМОЙ ДОРОЖКЕ С ПРЕСЛЕДОВАНИЕМ»
Место проведения — беговая дорожка, футбольное поле.
Основная цель — развитие реакции, ловкости, скорости.
Инвентарь — флажки.
Организация. Размечаются три параллельных линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5—7 метров одна от второй, являются стартовыми линиями. Третья линия — финишная, находится на расстоянии 15—20 метров от ближней стартовой линии. Участники делятся на две команды, например, красных и синих. Команда красных находится на одной стартовой линии, команда синих на второй.
Игроки команды, которые находятся на стартовой линии, расположенной ближе к финишной, занимают одно из положений (сидя, лежа), а игроки, расположенные на другой стартовой линии, занимают положение высокого или низкого старта.
Проведение. По сигналу учителя игроки обоих команд начинают бежать. Задача игроков, которые стартуют с первой от финиша линии — быстрее добежать до финиша, не дав себя догнать игрокам другой команды, которая стартует на первой линии. Настигнутым считается игрок, если его затронули рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает одно очко.
Игру проводят несколько раз.
При проведении следующего забега игроки меняются местами.
Выиграет команда, которая набрала больше очков.
4. «БЕГ НА ВСТРЕЧУ С ОСТАНОВКОЙ»
Место проведения — беговая дорожка.
Основная цель — развитие скорости, выработка умения ускорять и замедлять бег.
Инвентарь — флажки для разметки места проведение игры.
Организация. На расстоянии 20-25 метров от стартовой линии размечаются столько параллельных линий, сколько игроков в команде. Расстояние между линиями один метр.
Проведение. За линией старта в колону по одном выстраивается несколько команд, каждому участнику присваиваются порядковые номера. Бегуны стартуют из высокого или из низкого старта. По сигналу учителя первые номера бегут к первой линии и, наступив на нее ногой, возвращаются. Прибежав за стартовую линию они касаются рукой игроков под вторым номером, которые в свою очередь бегут к второй линии и наступив на нее, возвращаются за линию старта описанным способом и затрагивают игрока под номером три и т.д.
Повторяется игра парное количество раз.
При втором забеге игры первые номера бегут к последней линии, которая находится дальше от стартовой линии, вторые номера бегут к перед стартовой линии, третьи бегут еще более близкое и т.д. Последний бегун в команде бежит к первой линии.
В любом забеге определяются места участников. За первое место — одно очко, за второе — два очка и т.д. Выиграет та команда, которая набрала меньшее количество очков.
5. ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ
Место проведения — беговая дорожка.
Основная цель — воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости.
Организация. Размечаются две стартовых линии на расстоянии 20 – 30 метров одна от другой. Две команды, поделившись на две половины (в каждой половине должно быть одинаковое количество игроков), выстраиваются на линии старта в колонну по одному. Одна половина команды выстраивается на одной, а вторая на второй стартовой линии. Игроки команд имеют одинаковые номера. В одной половине команда – четные, во второй, нечетные.
Проведение. Игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, которые бегут к вторым номерам и касаются их рукой. Прикосновение рукой является командой для бега вторым номерам, которые бегут к третьим номерам, третьи к четвертым и т. д. Выигрывает команда, которая первой займет свои первоначальные места.
УСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЙ И РАЗВИТИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.
1. «КТО ЛУЧШЕ»
Место проведения — футбольное поле.
Инвентарь – теннисные мячики.
Основная цель — научиться далеко и метко метать мячи.
Организация. Размечается коридор шириной в 9 метров и длиной, которая превосходит самый длинный бросок мяча обучающимися на 5 – 10 метров. С одной стороны коридора проводиться стартовая линия, линия от которой ученики будут метать мяч. От стартовой линии на расстоянии минимального броска мяча, на всю длину и ширину коридора размечаются квадраты размером 3 х 3 метра. Все квадраты нумеруются. Нумерование квадратов осуществляется так: все три квадрата первого ряда имеют первый номер, квадраты второго ряда имеют второй номер и т. д. Каждый квадрат оценивается в баллах. В наибольшее количество баллов оценивается средний квадрат, боковые квадраты оцениваются одинаковым количеством баллов, но меньше среднего. Например: средний квадрат первого ряда оценивается в 2 балла, а боковые по 1 баллу. Средний квадрат второго ряда оценивается в четыре балла, а боковые в два балла и т. д.
Соревнования проводятся на личное первенство.
Проведение. Каждый ученик имеет три попытки, в зачет идет лучшая. Бросок зачисляется и начисляются баллы, если мячик приземлился в одном из квадратов.
2. «КТО ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ».
Место проведения — футбольное поле.
Инвентарь – мячи для игры в ручной мяч и 10 – 12 кеглей.
Основная цель — научиться метко метать мячи.
Организация. Начертить на земле два круга диаметром от 5 до 8 метров, которые находятся на расстоянии от 15 до 20 метров. Игрокам запрещается заходить в эти круги. В каждом круге расставлены кегли. Площадка делится на две части и на каждой ее половине находятся игроки одной команды. Количество игроков произвольное.
Проведение. Цель игры состоит в том, чтобы проникнуть на половину соперника и сбить мячом кегли. Бежать с мячом, держа его в руках, не разрешается, его можно лишь передавать из рук у руки.
3. «МЕТАНИЕ В ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ».
Место проведения — равная площадка, футбольное поле.
Инвентарь — три флажка для разметки площадки, мячик для игры в ручной мяч.
Основная цель — научиться метко метать мячик.
Организация. Разметить треугольник с длиной сторон 10—15 метров. Возле каждой из вершин треугольника игроки построены в колонну по одному. Все игроки имеют порядковые номера. Мячик находится в руках у игрока под первым номером. По сигналом ведущего игрок, у которого мячик в руках. начинает бежать первый. Как только он сделал 2—3 шага, начинает бежать игрок под первым номером из группы, которая выстроенная возле следующей вершины треугольника. Игрок, у которого мячик, передает в движении игроку, который начал бежать вторым. Если второй игрок получил мячик, бег начинает игрок под первым номером из группы, которая выстроена возле третьей вершины треугольника. Если он пробежал несколько шагов ему передают мячик. Бегают игроки по сторонам треугольника.
Игра проводится до того времени, пока все игроки не возвратятся на свои производные места.
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
1. СМЕНА ХОДЬБЫ И БЕГА Место проведения — беговая дорожка. Инвентарь — флажки для разметки дорожек.
Основная цель — научить учеников перемещаться шагом и бегом с разной скоростью.
Организация. Беговая дорожка делится поперечными линиями на несколько равных по длине отрезков. Длина отрезка может быть в границах от 40—50 метров. Каждый отрезок имеет свой порядковый номер. Ученики делятся на группы по 4-5 человек в каждой команде.
Проведение. Первый отрезок преодолевается медленной ходьбой, второй отрезок проходят ускоренной ходьбой, третий отрезок медленно пробегают, а четвертый — с ускорением.
По сигналу группы поочередно выходят на линию старта, которая находится в начале беговой дорожки и начинают движение, когда группа, которая стартовала перед ними, преодолеет первый отрезок.
Учитель следит, чтобы скорость движения во всех группах была одинаковой и постоянно сохранялось между ними одинаковое расстояние. После небольшого отдыха упражнение повторяют. Количество повторений произвольное и зависит от возраста, комплекции и подготовки учеников.
2. ПООЧЕРЕДНОЙ СТАРТ ГРУППАМИ
Место проведения — беговая дорожка.
Инвентарь - флажки для разметки дорожки, секундомер, свисток.
Основная цель — усвоение равномерной скорости бега.
Организация. Беговая дорожка площадки делится на несколько равных по длине отрезков.
Учитель или его помощник с секундомером и списком становится в центр беговой дорожки и через определенный промежуток времени подает свисток. За установленное время группы бегунов должны пробежать один отрезок дистанции. Такое время устанавливается путем деления общего времени, запланированного на определенную дистанцию на несколько отрезков, которые составят эту дистанцию.
Например, чтобы пробежать 500 метров за 2 минуты, нужно пробежать 50 – ти метровый отрезок за 12 секунд. Таким образом, через каждые 12 секунд нужно подать сигнал.
Проведение. Группы бегунов (по 3—5 человека в любой) согласно своим порядковым номерам по сигналу учителя выходят на старт. По первому свистку стартует первая группа, по второму - вторая и т.д. По каждому следующему сигналу стартует поочередно одна группа, а все другие, которые стартовали впереди, должны завершать пробегание отмеченного отрезка.
Таким образом, по сигналу учителя дается старт группе и одновременно проверяется скорость бега всех других групп, которые стартовали впереди. Если какая—то команда не успела преодолеть отрезок за установленное время, или преодолела его раньше, бегуны должны внести поправку в скорость бега, ускоряя или замедляя его. Такой контроль скорости бега группы проводится до того времени, пока все группы не завершат пробег запланированной дистанции. После отдыха упражнение может повториться. Количество проведения упражнения и длина дистанции зависит от возраста и подготовки учеников.
3. « КОМАНДНЫЙ СКОРОСТНОЙ БЕГ» Место проведения - беговая дорожка. Инвентарь — флажки для разметки дорожки, секундомер.
Основная цель — проверка умения бегать с равномерной скоростью.
Организация. Группу разделяют на две команды ( на белых и черных). Ученикам сообщают, на какую дистанцию будет проводиться бег, и указывают время, за которое они должны ее пробежать.
Например: дистанция 500 метров и время 2 минуты. Учеников знакомят с местом старта и финиша.
Проведение. По сигналу тренера или его помощника дается сначала старт одной команде и после того, как она закончила бег, стартует вторая команда. После прохождения финиша всей командой объявляется время, за которое она пробежала дистанцию.
Для определения команды — победителя нужно найти разность между запланированным и показным результатом.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ.
Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. В процессе игры у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон. Они доступные детям разных возрастных групп. Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, которые развивает легкая атлетика, распространяет кругозор детей, влияет на психологическое состояние, воспитывают нравственно—волевые качества, оказывают содействие соблюдению дисциплины, раскованности и приносят пользу в повседневной жизни.
Благодаря подвижным играм дети, которые занимаются легкой атлетикой, могут достигать желательных результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, а и физические, которые помогают достичь желательных результатов. Легкоатлетическая тренировка монотонный процесс, в котором все происходит по определенным стандартам: при низком старте туловище отводят вперед - вниз, и надо делать только так; в спортивной ходьбе нога выпрямлена, таз двигается вокруг своей оси. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовлетворения и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь желательного результата. Поэтому снова могу отметить, что без подвижных игр здесь не обойтись, ведь, что как не подвижные игры стимулируют детей к восприятию и обучению.
Занимаясь подвижными играми дети совершенствуют свое телосложение: укрепляются мышцы спины, верхних и нижних конечностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народные подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики.
В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.
Подвижные игры, как элемент народного творчества, сильны своей беспристрастностью, истиной, которая оттачивалась в процессе наиболее типичного, реального, прожитого.
Ведь подвижные игры, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей.
Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности, из непрерывности изменений и условий деятельности.
Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то в более поздний период она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровые соревнования – это участие детей в общих действиях, взаимная выручка, поддержка, организованность, дисциплина, изобретательность, соблюдение интересов коллектива. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием определенных отношений.
С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все полнее. В связи с требованиями, предъявленными к человеку высоко автоматизированной работой, в особенности значительным является развитие зрительно—двигательной координации и появление так называемой «умелости». Сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно - двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических нагрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы.
Всем известно, что уровень физической подготовленности обучающихся значительно снизился. Причин тому множество: отсутствие материальной базы, отсутствие хороших спортзалов и площадок для занятий, поддержки родителей в развитии интереса к физической культуре, загруженность обучающихся другими учебными дисциплинами в рамках школьной программы и т. д.
Изменить такое положение в лучшую сторону – основная задача тренера-преподавателя, учителя физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: ФиС, 1987.
2. Былеева Л.В.Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 1982.
3. Вавилов Ю.Н., Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. – М.: ФиС., 1991.
4. Васильева В.В. Васильков В.Г. От игры – к спорту. – М.: ФиС, 1985.
5. Яковлев В Г. РатниковВ.П. Подвижные игры. - М.: Просвещение". 1977.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.