ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Научные работы
docx
преподавание
28.09.2023
ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: изучение младшими школьниками художественной литературы несет воспитательную и развивающую функции. Наглядность нацелена на снижение умственного напряжения и избежание трудностей художественного восприятия у младших школьников. Автором статьи охарактеризованы особенности влияния различных средств наглядности на восприятие учащимися начальной школы художественного текста и их уместность в определенном контексте использования.
Влияние наглядности на восприятие произведений художественной литературы в начальной школе..docx

ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

БЕССОНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

учитель начальных классов,

МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа

 

Аннотация: изучение младшими школьниками художественной литературы несет воспитательную и развивающую функции. Наглядность нацелена на снижение умственного напряжения и избежание трудностей художественного восприятия у младших школьников. Автором статьи охарактеризованы особенности влияния различных средств наглядности на восприятие учащимися начальной школы художественного текста и их уместность в определенном контексте использования.

Ключевые слова: наглядность, художественная литература, художественное восприятие, зрительная наглядность, слуховая наглядность, синтетическая наглядность.                                          

 

THE INFLUENCE OF DIFFERENT TYPES OF VISIBILITY ON THE PERCEPTION OF WORKS OF FICTION IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Bessonova Natalia Evgenievna

 

Abstract: the study of fiction by younger pupils has educational and developmental functions. Visibility is aimed at reducing mental stress and avoiding difficulties of artistic perception in younger schoolchildren. The author of the article characterizes the peculiarities of the influence of various means of visualization on the perception of a literary text by primary school students and their relevance in a certain context of use.

Key words: visibility, fiction, artistic perception, visual visibility, auditory visibility, synthetic visibility.

 

Говоря о процессе обучения в общеобразовательных учреждениях, мы приходим к тому, что главной его целью, пронизывающей всю педагогическую деятельность, является формирование личности учащегося. Большую роль в этом процессе на этапе начального общего образования играет предмет «Литературное чтение», среди прочих педагогических средств которого имеется художественная литература с большим воспитательным и развивающим потенциалом. Раскрытие данного вопроса отражено в трудах Е.А. Флёриной, М.М. Кониной и Н.С. Карпинской.

Художественную литературу отличает демонстрация примеров живого общения по средствам русского литературного языка со всей присущей ему лаконичностью, меткостью и выразительностью. Юмор, образные выражения, сравнения и другие особенности социальной коммуникации отражаются в художественных литературных произведениях, становясь почти наглядным пособием для младших школьников, которое способно оперировать их воображением и чувством прекрасного, расширять их словарный запас и культуру речи [1, с. 42]. Согласно же Федеральному государственному стандарту начального общего образования чтение данного вида литературы подразумевает определение собственного отношения к прочитанному, что определяет личностный рост учащихся и формирование собственного мнения.

С точки зрения же В.Н. Дружинина, художественное восприятие – это такой вид деятельности по целенаправленному и целостному восприятию произведения, который сопровождается так же эстетическим переживанием [2, с. 613], что говорит о том, что такое восприятии является сложным процессом соучастия и сотворчества читателя, движущегося от произведения в целом к заложенной автором идее.

Таким образом развитие художественного восприятия у младших школьников является средством расширения их возможностей анализа окружающего мира, социальных ролей и межличностного взаимодействия.

Занимающиеся исследованием проблем восприятия литературных произведений ряд советских ученых, например, О.И. Никифорова, М.Р. Львов, Л.Н. Рожина, М.П. Воюшина и другие, выделил одной из главных особенностей восприятия художественного литературного произведения детьми младшего школьного возраста отсутствие реакции на художественную форму. М.Р. Львов называет таких читателей неквалифицированными, объясняя трудности восприятия текста необходимостью затраты больших усилий на преобразование графических знаков в слова [3, с. 112]. Решением же данной проблемы служит реализация в учебном процессе принципа наглядности, изучение чего можно проследить в работах советских исследователей, например, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, и зарубежных, например, Я.А. Коменского.

Наглядность подразумевает привлечение органов чувств для более полного восприятия и переработки информации [4, с. 163]. Роль наглядности обусловлена фактором субъективности, который присущ, как и автору, так и читателю. Автор создает текст, опираясь на свой индивидуальный опыт и ощущения, в то время, как и читательские представления о прочитанном имеют свой индивидуальный оттенок [5, с. 13].  Так же средством выражения и передачи образов в этом «диалоге» служат слова, носящие понятийное значение, опираясь на которые, читатель может потерять художественную составляющую, вложенную автором.  На этот счет В. Г. Белинский говорил о необходимости деления процесса восприятия литературы на стадии «восторга» и «истинного наслаждения», где первостепенно важным является первичное восприятие произведения «сердцем», а только потом «умом» [5, с. 7]. Такая позиция объясняется автором тем, что мыслительные процессы, которые имеют место быть при чтении произведения, должны быть подчинены воссозданию образов, а не подавлять их эмоциональную составляющую. Эта составляющая напрямую влияет на качество и полноту восприятия прочитанного.

Возможность задействовать органы чувств для оптимизации процесса понимания художественных текстов открывает ряд путей, отличающихся по своему содержанию и результату. В этом случае целесообразным будет рассмотреть наглядность зрительную, слуховую и синтетическую (зрительно-слуховую/аудио-визуальную).

Рассмотрение сферы функционирования каждого вида наглядности может пересекаться с уровнями восприятия художественного текста, но нашей задачей сейчас является рассмотреть возможности данных средств вне устанавливаемых данными уровнями рамок.

Зрительная наглядность имеет большое значение в изучении литературы за счет особенностей мышления детей младшего школьного возраста. Как уже было сказано ранее: дети этого возраста больше концентрируются на образовании слов из букв. Особенно это касается 1-2 класса. Роль помощников в данном случае могут выполнять изображения писателей, иллюстрации к конкретным моментам/событиям произведения или его обложка, картины жанрового характера, мест событий. Такой вид опор либо дает фактический пересказ фактов в иной форме для упрощения его понимания при невозможности воспринять эмоционально словесную форму, либо же дополняет возникший образ конкретикой.

Слуховая наглядность открывает возможности более глубокого эмоционального погружения в среду произведения. Это могут быть реплики персонажей с присущей им интонацией и манерой речи или звуки окружения персонажа для погружения, например, в атмосферу ярмарки, города, природы. Так же возможно общее эмоциональное погружение через прослушивание композиций, передающих эмоциональное состояние персонажей или общего положения дел. Такой вид поддержки при чтении дает возможность развить эмоциональный интеллект школьника, навыки и умения которого очень важны при взрослении и дальнейшем функционировании в обществе. 

Синтетическая наглядность, объединяя в себе два предыдущих типа, способна полностью пересказать историю, изображая тем самым события более детально и эмоционально. Игра со средними и крупными планами, переходы между кадрами и современные возможности графики способствуют созданию всех условий для того, чтобы учащийся мог прочувствовать необходимые элементы событий, чувства, логику происходящего. На таком этапе для младшего школьника будет проще всего начать ассоциировать себя с героями произведений, наглядно увидеть моральную составляющую их поступков и мыслей. Но стоит следить, чтобы такие средства были только помощниками, а не заместили процесс чтения. Это важно для сохранения целостности обучения и развития учащихся.

Конечно, каждая новая созданная наглядность является только интерпретацией слов автора другим автором, и о соответствие их друг друге не всегда можно узнать. Для произведений младшей школы различия этих интерпретаций большой роли играть не будут, так как здесь речь идет уже о более глубоком анализе.

Таким образом каждый вид наглядности несет свой уровень нагрузки на учащегося и имеет свои рычаги влияния на восприятие им содержания художественного произведения. Это определяет важность обдуманного и обоснованного с педагогической точки зрения выбора тех средств, применения которых будет оптимальным для развития младшего школьника в силу особенностей его развития.

 

Список источников

 

1. Флерина Е.А., Шабад Е.Ю. Живое слово в дошкольных учреждениях. – М.: Учпедгиз. – 1939. – 94 с.

2. Дружинин В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов. 2-е изд. / В.Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Изд-во Форум, 2009. – 656 с.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2007. – 348 с.

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2008 – 464 с.

5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы [Текст]/О.И. Никифорова. - М.: Книга, 1972. -152с.


 

ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОСТИ

ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНОСТИ

Key words: visibility, fiction, artistic perception, visual visibility, auditory visibility, synthetic visibility

Key words: visibility, fiction, artistic perception, visual visibility, auditory visibility, synthetic visibility

Таким образом развитие художественного восприятия у младших школьников является средством расширения их возможностей анализа окружающего мира, социальных ролей и межличностного взаимодействия

Таким образом развитие художественного восприятия у младших школьников является средством расширения их возможностей анализа окружающего мира, социальных ролей и межличностного взаимодействия

Эта составляющая напрямую влияет на качество и полноту восприятия прочитанного

Эта составляющая напрямую влияет на качество и полноту восприятия прочитанного

Синтетическая наглядность, объединяя в себе два предыдущих типа, способна полностью пересказать историю, изображая тем самым события более детально и эмоционально

Синтетическая наглядность, объединяя в себе два предыдущих типа, способна полностью пересказать историю, изображая тем самым события более детально и эмоционально

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2023