Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 80 «Аист»
«Влияние семейного воспитания на психическое
развитие ребёнка»
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.
Дошкольное
детство – период интенсивного психического развития, появления психических
новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период
первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение
всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те
особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка,
его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой
«задел» на будущее, такие как самооценка.
На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей
черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения,
позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами,
стремлениями, способностями.
Взрослые
во многом определяют своеобразие и сложность психического
развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания:
- особенности личности родителей и форм их поведения;
- психолого – педагогическая компетентность родителей и уровень их образования;
- эмоционально-нравственная атмосфера в семье;
- диапазон средств воспитательного воздействия (от наказания до поощрений); - степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;
- учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Изменения
в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием
познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к
концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если
трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний,
желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем
и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На
протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не
было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают
оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть
похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка,
рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных
взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка,
особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам
родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и
стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им
нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание
самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить).
Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными,
нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребенка, при условии положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка:
Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий.
В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.
В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия и для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.