Одним из источников проявления агрессивности у детей и подростков как формы отклоняющегося поведения является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное неприятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка.
Для того чтобы осмыслить феномен детской агрессивности, обратимся к анализу факторов, обуславливающих ее развитие. Ученые разных стран высказывают разные причины агрессивного поведения детей. Анализ зарубежных исследований Р. Бэрон и Д. Ричарсон (1997) позволил выделить в качестве основных источников знания модели агрессивного поведения: семью, взаимодействие со сверстниками и примеры средств массовой информации (масс-медиа).
Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связей и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.
Особенности семьи, способствующие возникновению отклонений в поведении школьника отражаются в имеющихся классификациях семей, где часто появляются агрессивные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.
Г.П. Бочкарева выделяет:
1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений;
3) семья, с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививается социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
А.Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье:
1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании;
2) гипоопека, нередко переходит в безнадзорность;
3) ситуация, создания «кумира» семьи. Для нее характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создания «золушек» в семье.
Автор отмечает, что начиная с 80-гг. 20 века появилось много семей, где родители уделяют преимущественное внимание себе, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких детей и подростков.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению агрессивных детей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточным высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи по себе не формируют трудных детей, но все же они создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держаться оппозиционно, подчас конфликтно - демонстративно;
3) нравственно неблагополучные семьи. Члены такой семьи отличаются различием в мировоззрении и принципах организации семьи, стремлением достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого;
4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.И. Исаев считают, что решающим фактором, который формирует отрицательные личностные черты, являются неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа неправильного воспитания и степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия.
В.И.Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:
1. Отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения). Он формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, "стены" за которую можно спрятаться. Так, Г. Эберлейн определяет агрессивность как "отчаяние ребенка, который ищет признания и любви.
2. Гиперсоциализация (сверх требовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность.) Он вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной волевой личности, но приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное "исподтишка. Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, как отмечает А.И. Захаров, чрезмерная загруженность ребенка занятиями, которые не соответствуют возрасту и интересам ребенка и приводит к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.
3. Гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверх заботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать). Она нарушает нормальное развитие личности, предоставляя ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции. Такие дети чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны, постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Бэрон Р., Ричардсон Д., 1998, Лешли Д., 1991, Раншбург Й., Поппер П., 1983, Кэмпбелл Р., отмечают, что существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями семейного руководства.
Так, Раншбург И., и Поппер П. выявили, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует появления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
Д. Лешли, указывает, что дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений, провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
Если родители постоянно используют ограничение потребностей ребенка, чрезмерный контроль за их поведением, то тем самым вызывают сдерживаемый гнев ребенка, особенно это касается активных и подвижных детей. Интерес в этом плане представляет высказывание американского педагога Эди Ле Шан: "Из-за стремительных перемен в общем стиле жизни и лучшего понимания потребностей детей мы стали часто превращаться в родителей, которые воспитывают своих детей иначе, чем были воспитаны сами" (Э. Ле Шан Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. - М., 1990).
Зарубежные авторы Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Р. Дрейкус считают, что вседозволенность, и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка. В случае вседозволенности родители проявляют безразличие к времяпрепровождению ребенка, в качестве основных методов наказания используют нотации, бранные слова и угрозы. Причиной использования силовых дисциплинарных методов родителями большинство специалистов считает негативизм родителей и особенно матери: враждебность, отчужденность, холодность.
Одной из версий, объясняющих враждебное отношение к детям, Росс Кэмбелл, Ле Шан, Джейн Нельсен и др., считают отсутствие любви. "Родители, не испытавшие любви в детстве, какими бы хорошими они ни старались быть, приходят в ярость, когда ребенок молит о любви. Почти невозможно, стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытывал заботы".
Основным источником агрессивного поведения является наблюдение насилия, совершаемого взрослыми. В силу природной подражательности, дети стремятся копировать поведение взрослых, в том числе и проявление физического насилия по отношению друг к другу. Отсюда наиболее важной проблемой, указывают А.Бандура, А.Фромм, М. Гулдинг и Р.Гулдинг, является научение агрессивному поведению. На первом месте здесь стоит влияние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Позитивная эмоциональная связь между родителями и детьми облегчает подражание. Этот вид научения агрессивному поведению чрезвычайно характерен как в детском, так и в подростковом возрасте.
Ч. Минтон, Д. Каган и Р.Левин, отмечают, что у ребенка часто имеет место тенденция к индетификации с отцом, когда он старается уподобиться агрессору, вести себя так, чтобы избежать наказания. Следует подчеркнуть, что роль модели для подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Это «идеальная модель» может быть представлена опосредованно - домашние беседы, рекомендации почитать ту или иную книгу, посмотреть тот или иной фильм, похвала того или иного образа поведения. Представляется, что сочетание таких различных способов поведения агрессии, как само агрессивное поведение родителей, одобрение или агрессивное поведение других, может дать даже больший эффект, чем принятие родителями агрессивного поведения их детей при одновременном неагрессивном поведении их самих.
Результаты исследований Д. Добсона, Р.Бэрона позволяют утверждать, что влияние отца и матери на агрессивность у мальчиков связана с различными факторами. Так, отцы агрессивных детей характеризуются значительной агрессивностью по отношению к окружающим их лицам (как к родственникам, так и к посторонним), часто применяют физические наказания по отношению к сыновьям. У матери фактором, наиболее влияющим на агрессивность детей, является терпимость к их агрессивному поведению.
Родители высоко агрессивных детей часто сами проявляют враждебность и бывают непоследовательными в вопросах обучения детей правилам и нормам поведения. Значительной работой в области социализации агрессии в семье является исследование Паттерсона и его сотрудников из Орегонского центра по исследованию социального научения. (1976). Эти исследователи рассматривают семью как систему, в которой все ее члены взаимодействуют между собой, влияют и реагируют на поведение других. В семьях с высоко агрессивными детьми взаимодействие членов семьи часто приобретает вид расширяющейся спирали, «провоцирования», которое поддерживает и усиливает агрессивные способы поведения. Если один из членов семьи реагирует враждебно, другие начинают делать что-то такое, что увеличивает вероятность дополнительных враждебных проявлений.
В исследованиях Паттерсона дети с трудностями поведения, как правило, не реагировали на попытки взрослого повлиять на их поведение как мягкими мерами, словами, так и неодобрением, запретами. Одной из причин этого может быть то, что в детстве, видимо, их родители непоследовательно применяли и поощрение, и наказание, реагировали грубо в одних случаях, не замечая такого же поведения в другой раз (Парки Слейби, 1983; Паттерсон, 1976).
Проблеме влияния стиля семейных отношений на развитие ребенка большое внимание уделяется и в нашей стране. Характер семейных отношений во многом зависит от культурного, социально-экономического и политического уровня развития страны. Изменения, связанные с резким падением благо состояния людей, общий политический и экономический кризис привел нас к семейному кризису. В исследованиях И. А. Невского, В.В. Трифонова, В. Л. Леви, И. Климонтович и др. установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка, формирование различных поведенческих девиаций связано с дисгармоничными семейными отношениями.
Острой сегодня является проблема распада семьи. Процент разводов по отношению к заключенным бракам в России составляет в среднем от 30% до 50% из-за чего ежегодно около 700 детей лишаются одного из родителей. Анализируя характер семейных дисгармоний, И. Климонтович выделяет "семью-театр", в которой лишь сохраняется внешняя видимость благополучия. Постепенно у детей, воспитывающихся в таких семьях снижается уровень жизненной защищенности. Распространены сегодня и такие семейные дисгармонии как "третий лишний". Ребенок в таких семьях является помехой, родители занимаются воспитанием от случая к случаю, как правило, при таких взаимоотношениях у детей формируется комплекс неполноценности, неуверенность в себе. Массовым явлением для современных семей является воспитание единственного ребенка, которому отдается вся любовь и внимание, в отдельных семьях ребенок является единственным способом ее спасения. В таких случаях ребенку присваивается роль "кумира". Анализируя этот факт, В. Леви отмечает, что вместе с вниманием к единственному ребенку родители передают и тревожность, агрессивность, потребность властвовать и подчинять. Это происходит потому, что воспитывая одного ребенка, родители, по сути остаются неопытными. Неизрасходованный инстинкт заставляет даже подрастающего ребенка продолжать считать маленьким и всячески его опекать. Эти действия родителей вызывают у детей чувство протеста.
Анализ исследований и результатов опроса родителей, имеющих детей младшего школьного возраста показывает, что одной из попыток сдержать агрессивное поведение является применение физических наказаний. Дисциплина и наказание - один из сложных вопросов. Существуют разные подходы к применению наказаний как средства воспитания детей. Известный во всем мире американский доктор Б. Спок считает, что большинство даже хороших родителей бывает вынуждено изредка наказывать своих непослушных детей, что объясняется их взглядами на дисциплину, в основе которых зачастую лежит способ прямого переноса на своих детей методов, усвоенных из собственного детства.
В формировании отрицательных качеств личности большую роль доктор Допсон отводит подражанию наблюдаемых образцов поведения. Он является сторонником взвешенного применения телесных наказаний, с учетом возраста и ситуации. Мы не можем согласиться с мнением Д. Допсона, что ребенок понимает, какие чувства движут в момент наказания родителями - любовь или ненависть. Часто к наказанию родители прибегают даже в том случае, если ребенок уже раскаялся в содеянном проступке.
Рос Кэмпбелл, считает данные действия родителей прямым способом вызова гнева, горечи, обиды. В отношении телесных наказаний выступает против, так как считает их антигуманным средством воспитания, ведущего к унижению личности ребенка.
Во многих работах американских ученых (Белл, Маркус, Минтон, Левин) показано, что наказания, вызывают у детей агрессию, протест.
В исследованиях И. А. Фурманова, Бэрон Р., Ричардсон Д. установлено, что родители, применяющие физические наказания способствуют закреплению агрессивных действий у ребенка, в тоже время отсутствие наказания за проявление агрессии воспитывают чрезмерную агрессивность.
Физическое наказание - антипедагогическое средство воздействия на ребенка. Л.Ф. Островская в своих исследованиях рекомендует исключить те наказания, которые причиняют ребенку физическую боль, вызывают страх, подавляют его волю. Автор считает вполне эффективными в отношении детей такие формы наказания, как порицание, замечание в строгом тоне, временная холодность в общении с провинившимся ребенком, лишение удовольствия, лакомств, любимых игр, отмена обещания и т. д..
Детский психиатр М. Буянов обращает внимание всех взрослых на общую закономерность: жестокость взрослых является источником жестокости детей. Избиения детей родителями приводит к появлению в их поведении озлобленности, агрессивности, изменению отношений к своим родным, деформации личности. Наказание принуждает ребенка делать то, что он не хочет делать, причиняя боль, разрушает доверие и отчуждают от взрослого. Психолог С.С. Степанов считает, что насилие не лечится насилием.
В исследованиях В.Л. Леви также высказывается предостережение об опасности использования всякого рода наказаний, т. к. они обладают внушающим действием: раз наказали, значить есть за что. Ругая ребенка, взрослые зачастую используют оскорбляющие его чувство собственного достоинства слова. Оценки, типа: ненормальный, изверг, бестолочь и т. п., представляют собой прямое, внушение. Всякое утверждение ребенком понимается однозначно. Оценивая, таким образом ребенка, мы внушаем ему самооценку.
Постепенно ребенок начинает грубить, делать все назло. Эти действия ребенка В. Л. Леви рассматривает как самозащитные. Ребенок защищается от своей беспомощности перед взрослыми. Чтобы избежать острых углов в воспитании ребенка, взрослые должны принять закон, предложенный В.Л Леви: "Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром. "
Следующим фактором, влияющим на проявление детьми агрессии, является взаимодействии со сверстниками. Установлено, что общение с агрессивными сверстниками способствует научению агрессивным формам поведения. Агрессивных детей сверстники обычно избегают или игнорируют, поэтому наблюдается тенденция объединения агрессивных детей с такими же агрессивными сверстниками. В силу природной подражательности, дети стремятся копировать поведение других, в том числе и проявление физического насилия по отношению друг к другу. Зарубежные психологи Р.Дрейкурс, В.Оклендер, Р.Джонс подчеркивают опасность обучения агрессии на живых примерах, т.к. силовые методы воспитания становятся неотъемлемой частью поведения детей на разных возрастных этапах.
Особенности взаимодействия детей отражены в исследованиях М.И. Лисиной и А.Г. Рузской, но акцент авторами сделан на выделении форм общения и их характеристике. Проблема общения с агрессивными сверстниками авторами не затрагивается. Интерес в этом плане представляют исследования В.А. Сидорова и В.Г. Маралова, где установлено несколько типов детей: общительно-дружелюбные, для которых не характерна агрессивность; общительно-враждебные: характерны проявления враждебности, особенно в конфликтных ситуациях и доминирующие формы поведения; необщительно-дружелюбные: неуверенные, тревожные дети, с преобладанием подчинительных форм поведения; необщительно-враждебные: для таких детей характерна агрессивность, недоброжелательность, подозрительность, неуверенность, тревожность, чувство собственной неполноценности.
Одной из причин, ведущих к закреплению агрессивности у детей, посещающих образовательные учреждения, является неправильно выбранный стиль взаимоотношений педагогов с детьми (В. А. Рахматшаева, В. Элисеос). Анализируя влияние стилей общения на проявление агрессивности у детей, ученые дают положительную оценку демократическому стилю, при котором только 5,9% детей выражают открытую агрессию. В то же время при данном типе воспитания 26,5% проявляют скрытую агрессию. При этом наблюдается снижение агрессивных проявлений, связанных с защитой своего "Я" и повышается активность в разрешении конфликтов. Особенно благоприятен этот стиль общения для высоко импульсивных, активных детей, а также и для детей с низкой импульсивностью, хотя, как показали исследования, снижение агрессивности (от тревоги) не ярко выражено. Демократический стиль общения дает самое низкое количество детей с асоциальным поведением. В характеристике авторитарного стиля В. Элисеос выделяет авторитарно-принимающий и авторитарно-отчужденный. Для авторитарно-принимающего стиля характерно сочетание строгости со справедливостью, жесткие оценки поведения ребенка, но педагогов отличает высокий уровень эмпатии, который сочетается с чувством долга и ответственности. Этот стиль общения не подходит импульсивным детям, но адекватен рефлексивным, тревожным.
Авторитарно-отчужденный стиль общения отличается жесткостью, отчужденностью, холодностью, использованием наказаний без предварительного обсуждения конфликта, подавлением инициативы. При данном стиле общения особенно возрастает скрытая агрессия и агрессия от тревоги.
При переходе от демократического к авторитарному стилю общения возрастает процент детей с открытой и скрытой агрессией, что ведет к увеличению детей с асоциальным поведением, тревожных, невротизированных.
Либерально-попустительский стиль дает рост открытой агрессии у импульсивных детей и агрессии от тревоги у тревожных детей. Данные, полученные автором в ходе исследования позволяют сделать вывод о том, что агрессивность у ребенка имеет индивидуальные особенности проявления и во многом зависит от стиля воспитания.
Проведенное исследование доказало достоинства и недостатки каждого из стилей. В результате наблюдения и анализа стиля взаимодействия учителя с воспитанниками, В.А. Рахматшаева выделила две взаимодополняющие стратегии, на которых строятся отношения: нападение и уход. Стратегия нападения лежит преимущественно в основе агрессивной модели взаимодействия и выражается в стремлении вторгаться в пространство ребенка: подавлять, атаковать, критиковать. Автор выделяет пять агрессивных форм взаимоотношений: доминирующая, угрожающе-повелевающая, обвиняющая, осуждающая, не дверяющая,
Основным мотивом выбора агрессивной формы взаимоотношения с воспитанниками является характер восприятия окружающего мира и самого себя: положительный или отрицательный. Негативное восприятие ситуации, по мнению В.А. Рахматшаевой, связано с чувством не владения ситуацией, ощущением беспомощности, и тогда педагог находит выход из тупика в "объявлении войны" детям. Возникновение данных чувств происходит еще в детстве и связано с нарушением положительной «Я» - концепции (отражение собственного образа, представление о соответствии или несоответствии человека собственным же меркам), поэтому педагогу очень важно своевременно отказаться от разрушительных моделей взаимоотношений с детьми.
В настоящее время установлена связь между уровнем квалификации учителя и уровнем агрессивности у детей. Так, наибольший процент импульсивных детей с открытой агрессией наблюдается у педагогов с низким уровнем квалификации, т. к. они не в состоянии с ними справиться.
У людей всего мира вызывает беспокойство влияние средств массовой информации на формирование моделей агрессивного поведения у детей. Длительное пребывание детей у экранов телевидения становится нормой. Американские социологи подсчитали, что в наиболее популярных телевизионных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие так или иначе фигурирует более чем в 60% телепрограмм (по данным, представленным Р.Бэрон и Д. Ричардсон). В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экране телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. В телевизионных программах, которые являются для детей мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем пять или шесть раз в час. В детских, особенно утренних субботних программах бывает по 25 случаев физического нападения в час. Агрессия телевизионных персонажей часто вознаграждается, а герои бывают столь же агрессивными, как настоящие преступники. Представляют интерес и данные, говорящие о том, что в результате проводимого эксперимента (СИНГЕР ЭНД СИНГЕР, 1991) исследователи обнаружили значительную связь между частотой просмотра телепередачи и агрессивностью детей.
В настоящее время за рубежом получила распространение теория катарсиса (катарсис - эмоциональная разрядка), согласно которой просматриваемые сцены насилия по телевидению помогают людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Дэвид Майерс в книге "Социальная психология" приводит выдержку из заключения Комиссии Американской психологической ассоциации по насилию и проблемам молодежи, которая подтверждает внушающее действие сцен насилия по телевидению: "Мы не можем не прийти к выводу, что наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия.
Итак, личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это школьный класс, неформальные группы общения, семья.
В младшем школьном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей влияют те модели поведения, которые представляют им родители.
Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку, это вероятность появления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей. Отсюда ребенок часто конфликтует, дерется, на уроках выкрикивает; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с поступком наказания, отсюда уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям, и вероятность реактивной агрессивности в более старшем возрасте; проявление защитной агрессивности.
Родители не обращают внимание на агрессивное поведение, вспыльчивость детей, не контролируют его поведение, вседозволенность, а в дальнейшем проявление агрессивности как типичной поведенческой черты.
Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Это приведет к деструктивной агрессивности, к внезапным вспышкам гнева.
Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка, и у детей закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед, и возьмут эту модель за основу своего дальнейшего поведения.
Конфликты между родителями, развод приведут к демонстративной агрессивности, формированию агрессивной модели «выяснения отношений» Р. Бэрон, Д.Ричардсон писали: «Дети, выбирая модели выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями…(Р.Бэрон, Д.Ричардсон).
Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями ограниченна, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлением детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения, предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Основным направлением психолого-педагогической профилактики является взаимодействие учителя, психолога и родителя-это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например, конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. Так, родители, применяющие слишком суровые виды наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией непослушанием своих детей. Так же существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое наказание или моральное унижение).
Рассматривая взаимосвязь между социализацией подростков и их семейными условиями, выделяют три основные особенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития ответственности, силу мотивации к агрессии. Семья должна создавать «минимальные условия» эффективной социализации.
Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой выступает «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.
В соответствии с «теорией асоциальной агрессии» агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый более «безопасный» (доступный) объект.
Отцовское
(родительское насилие)
Склонный к насилию Агрессивный
отец мальчишка
Склонный к насилию Склонный к насилию
сексуальный партнер юноша
Следовательно, семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Применение насилия в отношении ребенка, может привести к тому, что в будущем, и он сам будет применять насилие в отношении близких. Поэтому проведение профилактических и коррекционных мероприятия с целью уменьшения уровня агрессии у ребенка, может привести к прерыванию цикличности насилия.
Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. Весьма актуальной данная проблема является и для России, находящейся в затянувшемся и болезненном периоде перехода от одного политического и социально-экономического уклада к другому. Как показывает история цивилизации, глобальные изменения в обществе всегда сопровождаются ожесточением.
Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости.
Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы.
Домашнее насилие, как своеобразная модель воспитания уходит корнями в глубокое прошлое к эпохе «Домостроя», когда отношения между ребенком и родителями строились не на основе любви, а на основе долга, поддержании авторитета, значимости. Сегодня жестокое обращение с детьми превратилось в обычное явление. До 10% детей-жертв насилия погибает, у большинства появляются серьезные отклонения в психическом развитии.
Насилие над детьми - циклическая проблема семейств, где дети подвергаются насилию, они показывают повторяющиеся поведенческие модели в отношении и к собственным детям. Возникает порочный круг - зло порождает зло, насилие - насилие. И это можно наблюдать в 65% семей, тех, кто подвергается всевозможному насилию в раннем возрасте. Последствия насилия оставляют неизгладимый след в жизни ребенка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.