Влияние социума на формирование здорового образа жизни у школьников.
Оценка 4.9

Влияние социума на формирование здорового образа жизни у школьников.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
география
6 кл—8 кл
15.12.2022
Влияние социума на формирование здорового образа жизни у школьников.
изучение влияния социального окружения на формирование здорового образа жизни подростков.
здоровый образ жизни новый.docx

 

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 14

 

 

 

 

 

 

 


Научно-исследовательская работа

Тема: «Влияние социума на формирование здорового образа жизни

у школьников»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Решетникова Анна, 8Г

Руководитель: Черемисина Наталья Степановна

 

 

 

Иркутск 2022

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………….................................................3

1.1  Актуальность……………………………………………………………………………………………………………….….……3

1.2  Цель и задачи………………………………………………………………………………………………………….…….…….3

1.3  Методы исследования…………………………………………………………………………………………………..……3

2. Основная часть ………………………………………………………………………………………………………….…….…..4

2.1 Что такое ЗОЖ?( его составляющие и преимущества) …………………………………………..…………………………………………………………………………………………..…….…..4

2.2 Правильное питание………………………………………………………….…………………………………………..….6

2.3 Двигательная активность……………………………………………………………………………………………..……6

2.4 Личная гигиена…………………………………………………………………………………………………………….…….7

2.5 Укрепление иммунитета…………………………………………………………………………………………….……..7

2.6 Вредные привычки…………………………………………………………………………………………………….….…..8

2.7 Влияние социума…………………………………………………………………………………………………….……..….9

3. Результаты исследования…............…………………………………………………………………………………………………….….…9

4. Выводы…………………………………………………………………………………………………………………….………12

5. Список литературы…………………………………………………………………………………………………….…….13

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1.1 Актуальность

Выбор темы проекта объясняется социальной значимостью проблемы здоровья. Здоровье человека – одна из главных тем для обсуждения у всех времён и народов. Данные различных исследований показывают, что здоровье человека в любом возрасте более чем на 50 % зависит от образа жизни. В детском возрасте он во многом формируется социальным окружением школьника. Ведение ЗОЖ — важный элемент на пути к хорошему самочувствию в любом возрасте, а особенно в детском.

Большинство молодежи ведет нездоровый образ жизни. К нему можно отнести массовое курение, чрезмерное потребление алкогольных напитков, гиподинамию, низкую физическую культуру – все эти факторы активно работают на разрушение здоровья людей. Результатом их влияния стали: рождение ослабленных детей и высокая детская смертность, сильная утомляемость школьников и снижение способности усваивать знания, высокая заболеваемость и потеря трудоспособности взрослого населения; низкие резервы здоровья и работоспособность людей в возрасте 45-59 лет, высокая ранняя смертность. Эти негативные тенденции в ближайшие годы в стране могут достичь «критической массы» и приобрести необратимый характер. Это и определяет актуальность моей работы.

 

1.2 Объект исследования

Объект исследования: учащиеся школы №14 г. Иркутска в возрасте 7-18 лет

1.3 Цель и задачи

Цель работы: изучение влияния социального окружения на формирование здорового образа жизни подростков.

Задачи работы:

1.     Дать характеристику понятия «здоровый образ жизни».

2.     Разработать методику проведения исследования.

3.     Провести исследование «Влияния социального окружения на формирование здорового образа жизни подростков».

4.     Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

5.     Показать значимость здорового образа жизни.

 

1.4             Методы исследования

1.Анкетирование

2.     Описание.

3.     Анализ.

 

2. Основная часть.

2.1 Что такое ЗОЖ?

          Что подразумевается под понятием «здоровый образ жизни»? Встречаются различные определения. Вот одно из них: «Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций». В понятие «здоровый образ жизни» можно включить систему поведенческих стереотипов, способствующих сохранению здорового долголетия. При этом самые разные стороны образа жизни влияют на здоровье, например, двигательная активность, поведение, особенности питания и конечно, окружение, в котором находится человек. Какие изменения образа жизни могут содействовать здоровью? В конце 50-х годов прошлого столетия люди стали осознавать вред, наносимый организму курением, обогащенной жирами и животными белками диетой, избыточным потреблением с пищей поваренной соли и, наоборот, необходимость повышения физической активности, снижения артериального давления и увеличения в рационе овощей и фруктов, содержащих клетчатку. Статистика показывает, что изменение образа жизни, учитывающего роль этих факторов, приводит к уменьшению смертности от коронарной болезни сердца на 31% и от кровоизлияния в мозг – на 41,6%. Можно выделить довольно много компонентов основного фактора, влияющего на здоровье. Вот что должно способствовать здоровью: психическое равновесие, отсутствие вредных привычек, разумная физическая нагрузка, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, соблюдение определенных гигиенических правил, закаливание и др.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной). Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального функционирования физиологических и психических процессов, что помогает снизить риск развития различных заболеваний.

Здоровый образ жизни делает возможным воплощение в жизнь личных планов и идей. А люди которые следуют правилам здорового образа жизни, всегда полны бодрости, здоровья, сил и энергии. Крепкое здоровье и хороший иммунитет, полученные при соблюдении принципов ЗОЖ позволят долгие годы наслаждаться жизнью и получать от неё максимальное удовольствие.

Главные составляющие ЗОЖ:

 Основные составляющие здорового образа жизни:

1.     Сбалансированное питание.

2.     Занятия спортом.

3.     Эмоционально – психическое состояние.

4.     Личная гигиена.

5.     Укрепление иммунитета.

6.     Отказ от вредных привычек.

Преимущества Здорового образа жизни:

1.     Снижение риска развития заболеваемости, укрепление иммунитета.

2.     Избавление от плохого настроения, стресса, депрессий.

3.     Активное участие в социальной деятельности.

4.     Возможность заниматься любимым делом.

5.      Чувствуете себя полными сил и энергии каждый день.

6.     Подаёте правильный пример окружающим.

7.     Улучшение памяти.

8.     Психическая и эмоциональная устойчивость.

Значимость введения здорового образа жизни

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека почти на 50 % связано с его образом жизни, на 20 % зависит от влияния окружающей среды (воздух, вода, пища), на 15 % связано с наследственностью, оставшиеся же 15 % подвластны медицине. Следовательно, состояние организма во многом зависит от того, насколько здоровый образ жизни ведет человек. Сюда относятся: регулярные физические нагрузки, закаливание, достаточный отдых, рациональное питание.

С каждым годом всё меньше становится число здоровых и физически развитых детей. Едва достигнув совершеннолетия, они уже страдают серьезными заболеваниями. Состояние здоровья многих юношей призывного возраста таково, что они не могут служить в армии. Юноши, которых призывают в Вооруженные силы, в большинстве своем физически не готовы к воинской службе. По данным горвоенкомата Санкт-Петербурга, спортивные разряды в настоящее время имеют всего 5 % юношей призывного возраста. Элементарные физические упражнения (подтягивание, отжимание, кувырок) в состоянии выполнить 20 %. Если не будут приняты решительные меры для укрепления здоровья детей и подростков, то может возникнуть ситуация, в которой защищать Родину будет некому.

2.2 Правильное питание

Сохранение здоровья зависит от качества, разнообразия и режима питания. Вредны для организма и недостаток еды, и избыток еды.
Суточный рацион подростка должен быть построен так, чтобы не происходило увеличения веса. А он будет увеличиваться, если с пищевыми продуктами поступает больше энергии, чем человек её затрачивает.
Стабильный режим питания способствует правильному пищеварению, хорошему усвоению пищи. Известно, что лучше есть понемногу, но часто. Специалисты рекомендуют принимать пищу 5 раз в день в одинаковое время.

Необходимо соблюдать следующие правила питания:

1.Приём пищи осуществлять только при ощущениях голода;

2.Отказываться от приёма пищи при болях, недомоганиях, повышенной температуре тела.

3. Отказываться от приёма пищи до и после физической нагрузки.

4. Не есть за 2-3 часа до сна.

Важно, чтобы организм был обеспечен необходимыми для роста и развития питательными веществами.

 Подходящий пищевой рацион:

5%-кондитерские изделия;

20%-мясные, рыбные и молочные продукты;

35%-свежие овощи и фрукты;

40%-зерновые продукты.

 

Следовательно, в питании подростка должны присутствовать: мясо, рыба, молочные продукты, фрукты, овощи, злаки, орехи.

Не нужно забывать и о воде. Суточная норма воды для каждого чедовека индивидуальна.

Конечно же, нужно отказаться от фаст-фуда, газированных напитков, сухарей, чипсов, большого количества сладостей, так как эти продукты  наносят вред организму.

 

2.3 Двигательная активность.

Малое количество движения – признак многих заболеваний. Недостатком движения больше страдают школьники. Они большое количество времени проводят за партой, гаджетами, просмотром телевизора.

Но специалисты рекомендуют подросткам 8 часов занятий спортом в неделю. Помимо уроков физкультуры, школьники могут делать ежедневную зарядку с утра, даже небольшие комплексы упражнений.

 Разные физические упражнения помогают получить красивую осанку, предупредить плоскостопие, предотвратить остеохондроз. Утренняя гимнастика способствует развитию многих качеств, например: ловкость, выносливость, гибкость.

Занятия  спортом оказывают положительное воздействие на организм: улучшают состояние и работоспособность организма, улучшают работу всех внутренних органов, укрепляют нервную систему.

Немаловажной частью является активный отдых и в выходные дни.

Это могут быть пешие прогулки, катание на велосипеде, поход на выставку и др.

 Что можно делать чтобы укрепить здоровье?

1.     Активные выходные.

2.     Утренняя зарядка.

3.     Пробежка по утрам.

4.     Посещение бассейна.

 

2.4 Личная гигиена

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

 

К ним относят: гигиену тела и полости рта, содержание в чистоте своей одежды и жилища. Также необходимо следить за чистотой одежды, обуви. Следить за состоянием волос, ногтей.

 

Обязательно мыть руки перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем умывании. Нужно принимать ежедневный душ перед сном. Каждый день надо менять нижнее бельё, носки.

  Кариес отрицательно сказывается на деятельности системы пищеварения. Поэтому гигиена зубов – важный фактор. В кариозных зубах скапливаются различные патогенные микроорганизмы. Стоматологи рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки – утром и вечером. После каждого приёма пищи желательно полоскать рот тёплой водой. Посещение стоматолога рекомендуется один раз в пол года.

 

2.5 Укрепление иммунитета

 

Задача иммунной системы – защищать организм от патогенной микрофлоры, паразитов, спор грибов, чужеродных токсических веществ и других вредных воздействий. За иммунную реакцию отвечают органы, которые формируются еще в материнской утробе. Однако, несмотря на это, восприимчивость организма к неблагоприятным воздействиям продолжает совершенствоваться в течение всей жизни.

К укреплению иммунитета в домашних условиях нужно подходить ответственно. В первую очередь следует заняться изучением и изменением образа жизни, соблюдением режима дня, улучшением питания. Нельзя забывать о правилах гигиены и личной безопасности. Следуя всем этим советам, можно улучшить качество жизни и поднять иммунные силы для борьбы с негативным воздействием внешней среды.

Советы по укреплению иммунитета:

1.     Откажитесь от вредных привычек

2.     Соблюдайте режим дня

3.     Сбалансировано питайтесь

4.     Выполняйте регулярные физические нагрузки

5.     Прием витаминов и витаминно-минеральных комплексов

Иммунная система – естественный механизм, который помогает организму эффективно противостоять любым негативным воздействиям. От нее напрямую зависит то, насколько хорошо человек может побороть стресс, простуду или смену климата. Чтобы защитить себя от неблагоприятных факторов, нужно постоянно поддерживать и повышать защитные силы организма. Поэтому если вы чувствуете недомогание, то лучше обратиться к врачу, чтобы избежать различные заболевания.

2.6 Вредные привычки.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье.

У человека с детства закладывается понятие о вредных привычках. Дети зачастую берут пример  со своих родителей. Поэтому важно создать с самого детства правильное понятие о вредных привычках.

Дети должны понимать, что курение, алкоголь, наркотики – это страшный яд. Яд, отравляющий весь организм, подрывающий здоровье, тормозящий рост и развитие.

Под воздействием этих вредных веществ меняется и поведение человека: он становится неуправляемым и способен совершить поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих.

Человек с вредными привычками не только губит своё здоровье, он становится неинтересным в общении, перестаёт стремиться к своим целям, не интересуется окружающим миром, его жизнь скучна и однообразна.

 В последнее время подростки всё больше времени стали уделять современной технике. Они сутками общаются по телефону, часами слушают плееры. А учёные в это время бьют тревогу: все эти удобные вещи могу нанести ощутимый вред здоровью. Ещё хуже, когда подростки делают культ из наркотиков, алкоголя и табака. С их помощью  дети «становятся старше», как сами считают, выделяются из миллионов сверстников, самовыражаются, забывают о своих проблемах на некоторое время, считают наркотики баловством, не осознавая, что в будущем, совершив большую ошибку в молодости, сильно поплатятся своим здоровьем.

Желание быть таким, как все, является главным мотивом для начала употребления наркотических средств. В силу психологических особенностей развития большинство подростков неспособно самостоятельно принимать решения и стремятся идти по более простому пути, часто не желая выступить против своей социальной группы в отказе от того, чтобы попробовать наркотики.

2.7 Влияние социума.

Такая важная проблема как формирование здорового образа жизни у школьников в условиях модернизации образования становится в один ряд с такими глобальными проблемами Российской Федерации как борьба с терроризмом например. Приобщение школьников в более старшем возрасте к здоровому образу жизни, в современном мире является достаточно дискуссионным. Т. к в более младшем возрасте, учащиеся находятся под более строгим контролем со стороны родителей. В старшем же возрасте, из-за его отсутствия, некоторые могут находится под влиянием  людей занимающихся продажами наркотических веществ.

 

3. Результаты исследования

Исследование: влияние социума на формирование здорового образа жизни  у школьников .

  Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №14 г. Иркутска, в экс-перименте участвовало 120 человек по 4 возрастным группамобучающихся.

         Предметом исследования являлся образ жизни обучающихся 1,3, 8, 11 классов

        Объект исследования: 120 обучающихся 1-11-ых классов. Респонденты представляли возрастную группу 12-18 лет.

  Методы: анкетирование, описание, анализ.

Результаты анкетирования учащихся.

При написании данной научно-исследовательской работы работы было проведено исследование среди учащихся 1,3,8,11 классов. Была предложена анкета, которая определяет оценку уровня отношения к проблемам здоровья.

Цель анкетирования – выявление влияния социального окружения на формирование здорового образа жизни учащихся разных возрастов.

Результаты среди 1 и 3 классов:
1. Знаете ли вы что такое здоровый образ жизни?

Класс

Да

Нет

1

26

4

3

30

0

 

2. Занимаетесь ли вы спортом?

Класс

Да

Нет

1

25

5

3

30

0

 

3. Есть ли в твоем окружении люди, ведущие здоровый образ жизни?

Класс

Да

Нет

1

25

5

3

20

10

 

4. Составлен ли у вас распорядок дня?

Класс

Да

Нет

1

14

16

3

15

15

 

5. Твои привычки и навыки зависят от окружающих тебя людей?

Класс

Да

Нет

1

26

4

3

23

7

                                      

Среди 8 и 11 классов:

1.     Составлен ли у вас распорядок дня?

Класс

Да

Нет

8

18

12

11

10

20

 

2.     Для чего бы вы стали вести здоровый образ жизни?

 

Класс

Долголетие

Чтобы пользоваться уважением у окружающих

Красиво выглядеть

8

6

8

16

11

4

4

22

 

 

3.     Какие обстоятельства могли бы вас побудить начать вести ЗОЖ?

 

Класс

Пример окружающих

болезни

Информация в цифрах и фактах

8

9

15

6

11

5

20

5

 

4.     Как вы справляетесь со стрессом?

8 класс:
20% - не справляется. К сожалению наносят вред сами себе.

80% - справляется с помощью чтения книг, медитации, сна, прослушивание музыки.

11 класс:

30% - не справляется.
70% - справляется с помощью любимых занятий, прогулок на свежем воздухе. Некоторые справляются за счёт вредных привычек.

 

5. Что на ваш взгляд является здоровым образом жизни?
Под здоровым образом жизни все ученики подразумевают: правильное питание, физические упражнения, соблюдение распорядка дня, отсутствие вредных привычек.

 

6.     Откуда вы получаете информацию о здоровом образе жизни?

Класс

От родителей

В интернете

В книгах

От друзей

8

1

29

0

0

11

4

23

0

3

 

Выводы:
В анкетировании приняли участие 120 человек по 4 возрастным группам. Разное количество вопросов объясняется недостаточным количеством знаний у младших школьников о  здоровом образе жизни.

В младшем возрасте  образцы поведения, оценочные суждения ещё нестабильны. Но уже в более старшем, они приобретают относительно устойчивый характер.

В большинстве случаев за учениками младшего возраста следят родители, бабушки и дедушки, которые показывают значимость здорового образа жизни.

В более старшем возрасте, этот контроль уменьшается, и ученики могут себе позволить неправильную пищу, увлечение вредными привычками, несоблюдение режима дня.

На просторах интернета сейчас огромное количество разных статей про здоровый образ жизни. Именно оттуда 95% учащихся узнают информацию по данной теме. По личностным ценностям, что важно для учащихся 1 место заняло – красиво выглядеть.

97%  учеников соблюдают распорядок дня, правильное питание, личную гигиену и другие составляющие ЗОЖ. Около 3% имеют вредные привычки и справляются со стрессом путём причинения себе вреда.

Полученные результаты анкетирования, указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.

 

Вывод:

Говоря о здоровье человека, важно научиться бережно относиться к нему и формировать здоровый образ жизни. Ведь человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. А здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Поэтому формирующемуся школьнику необходимо делать правильный выбор в социуме. Среди близкого окружения не должно быть примеров негативного поведения. Если на ребенка будет оказывать влияние социум, в котором преволируются нездоровые привычки, то есть опасение, что сформировать правильное отношение к ЗОЖ, школьник не сможет…

С раннего детства нужно понимать, что такое вредные привычки, вести активный образ жизни, правильно питаться и соблюдать правила личной гигиены.

Здоровье человека – это личная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

 

5.     Список литературы

 

1.      Биология. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2011

2.      Биология. Справочник школьника. – М.: Просвещение, 2016

3.      Суравегина И.Т.,  Цыплёнкова  Т.Т.  Здоровье  и  окружающая  среда. –

     М.: НПЦ, 2012

4. Ланана. А. П. «Роль здоровья в жизни человека», М., 2016г., стр 36

5.Прыгунов. А. Е. «Моё здоровье – моё богатство», М.,НПЦ, 2019 г.

6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г., стр. 206-207

7.Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г., стр. 15

8.Баль Л.В. «Формирование здорового образа жизни», М., Владос.

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление Введение……………………………………………………………………………………

Оглавление Введение……………………………………………………………………………………

Введение 1.1 Актуальность Выбор темы проекта объясняется социальной значимостью проблемы здоровья

Введение 1.1 Актуальность Выбор темы проекта объясняется социальной значимостью проблемы здоровья

Описание. 2. Анализ. 2

Описание. 2. Анализ. 2

Главные составляющие ЗОЖ: Основные составляющие здорового образа жизни: 1

Главные составляющие ЗОЖ: Основные составляющие здорового образа жизни: 1

Родину будет некому. 2.2 Правильное питание

Родину будет некому. 2.2 Правильное питание

Но специалисты рекомендуют подросткам 8 часов занятий спортом в неделю

Но специалисты рекомендуют подросткам 8 часов занятий спортом в неделю

За иммунную реакцию отвечают органы, которые формируются еще в материнской утробе

За иммунную реакцию отвечают органы, которые формируются еще в материнской утробе

В последнее время подростки всё больше времени стали уделять современной технике

В последнее время подростки всё больше времени стали уделять современной технике

При написании данной научно-исследовательской работы работы было проведено исследование среди учащихся 1,3,8,11 классов

При написании данной научно-исследовательской работы работы было проведено исследование среди учащихся 1,3,8,11 классов

Для чего бы вы стали вести здоровый образ жизни?

Для чего бы вы стали вести здоровый образ жизни?

Выводы: В анкетировании приняли участие 120 человек по 4 возрастным группам

Выводы: В анкетировании приняли участие 120 человек по 4 возрастным группам

Здоровье человека – это личная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства

Здоровье человека – это личная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2022