Влияние темперамента на взаимоотношения между одноклассниками.
Сведения об авторе:
Юхтарова Мария Сергеевна,
СОШ № 39 г. Чебоксары, 8 Б класс
Научный руководитель:
Захарова Фея Вениаминовна,
педагог-психолог СОШ № 39 г. Чебоксары
Чебоксары 2020
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния типа темперамента школьников на развитие отношений со сверстниками
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления ……………………………………3 стр.
1.2. Особенности проявления темперамента у школьников ………………………………..4 стр.
Глава 2. Изучение влияния типа темперамента на взаимоотношения учеников нашего класса.
2.1. База и методы исследования ………………………. ……………………………………5 стр.
2.2. Анализ результатов и их интерпретация ………………………………………………..6 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………..8 стр.
Список литературы ……………………………………………………………………………9 стр.
Приложение 1…………………………………………………………………………………10 стр.
Приложение 2 ………………………………………………………………………………...13 стр.
Введение
Интерес к проблеме изучения темперамента был вызван очевидностью существования индивидуальных различий между людьми, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.
В школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и сверстниками, а это во многом зависит от характера ребёнка и типа его темперамента. Поэтому очень важно изучить проблему влияния темперамента учеников нашего класса на развитие взаимоотношений и провести классный час по результатам исследований для улучшения взаимоотношений.
Цель: выявить типы темперамента обучающихся 8Б класса с целью определения влияния типов темперамента обучающихся на их взаимоотношения в классе.
Объектом исследования являются межличностные отношения подростков в коллективе.
Предмет исследования: взаимоотношения между учениками 8Б класса в зависимости от типа темперамента каждого ученика.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что взаимоотношения в классном коллективе и положение ребенка (по социометрии) зависит от типа темперамента обучающихся класса.
В ходе исследования были поставлены такие задачи:
· Изучить литературу по теме «Темперамент», «Типы темперамента»;
· Сделать подборку методик, с помощью которых можно определить тип темперамента;
· Провести тестирование с целью определение типа темперамента обучающихся 8Б класса;
· Обработать результаты исследования, сделать сравнительный анализ о том, как влияет тип темперамента обучающихся на взаимоотношения в классе;
При изучении проблемы влияния темперамента учеников класса на взаимоотношения друг с другом, были использованы следующие методики:
· Наблюдение за учениками класса.
· Тестирование учеников 8Б класса по методикам «Социометрия», «Тест на определение темперамента».
Теоретическая ценность нашей работы заключается во всестороннем освещении сути рассматриваемой проблемы, научном вкладе в подростковую психологию для расширения ее теоретической основы.
Практическая значимость работы отражается в возможности использования полученных результатов дипломированными специалистами, работающими, к примеру, в службах доверия с подростками.
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния типа темперамента школьников на развитие отношений со сверстниками.
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления
Каждый человек — это личность, обладающая своими особенностями, своим характером, своим темпераментом. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.
Темперамент не определяет способности и одарённость человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Если взять, к примеру, крупнейших русских писателей, то у А. С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А. И. Герцена - сангвинического, у Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского - меланхолического, у И. А. Крылова и И. А. Гончарова - флегматического.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, который считал, что тип темперамента определяется преобладанием в организме одной из жидкостей (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь, лимфа). Он утверждал, что преобладание крови делает человека подвижным (сангвиник), жёлтая желчь делает человека импульсивным и горячим (холерик), чёрная желчь - грустным, спокойным и боязливым (меланхолик), а преобладание лимфы придаст человеку спокойствия и медлительности (флегматик) [2].
Уже с первых лет жизни у ребёнка обнаруживаются такие черты, которые указывают на принадлежность его к тому или иному типу темперамента (особенно чётко это можно увидеть, когда дети уже овладели речью). Более уверенно о типе темперамента можно судить, если так же будут в достаточной мере учитываться особенности двигательной и общей активности ребёнка.
Для составления психологических характеристик типов темперамента обычно используют основные свойства темперамента, многие из которых были раскрыты в работах Б. М. Теплова и его учеников. Учитывая основные свойства темперамента, в современной психологии типы темперамента характеризуются следующим образом.
Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.
Холерик — горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.
Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.
Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения. [1].
Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый имеет свои положительные стороны, которые необходимо разумно использовать в конкретной деятельности, а не пытаться корректировать и исправлять.
1.2. Особенности проявления темперамента у школьников
Темперамент, как и другие свойства организма подвержен возрастным изменениям. Другими словами, на каждом возрастном этапе темперамент имеет свои особенности проявления.
Исследователи выделили следующие особенности проявления темперамента школьников, которые обязательно необходимо учитывать педагогу в своей работе для того, чтобы создать оптимальные для учеников условия обучения и воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.
Сангвиник. Очень живой. Ни минуты не сидит спокойно, часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю - разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят, общителен и отзывчив.
Холерик. Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией, несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. Длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать.
Флегматик. Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Движения его спокойные и медленные, мимика - бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.
Меланхолик. На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Крайне сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы и быстро утомляются. [3].
Глава 2. Изучение влияния типа темперамента на взаимоотношения
учеников нашего класса
2.1. База и методы исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 39» города Чебоксары в период с сентября по октябрь 2020 года. В исследовании принимали участие учащиеся 8Б класса, всего 21 ученик, из них 9 девочек и 12 мальчиков.
Как известно, лица с чётко выраженными свойствами, относящимися к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента с преобладанием одного из них.
При исследовании влияния темперамента на взаимоотношения между учениками моего класса были использованы следующие методики:
· Наблюдение за учениками моего класса.
Наблюдение проводилось неоднократно на переменах и на занятиях.
· Анкетирование учеников 8Б класса по методике «Социометрия»
Этот метод используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задавались два вопроса:
1. «С кем бы ты пошел в сложный, полный приключений и испытаний поход, потому что доверяешь этим людям как себе (назови двух одноклассников);
2. «С кем бы, ты не хотел учиться в одном классе, и почему (назови одного одноклассника)»
После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ.
• Исследование по методике «Тест на определение темперамента» (А.Гибская) (Приложение 1)
С помощью этой методики я определила доминантный тип темперамента каждого ученика класса.
2.2. Анализ результатов и их интерпретация
При исследовании влияния темперамента на взаимоотношения между детьми моего класса были получены следующие результаты (фамилии обучающихся изменены):
· Наблюдения, которые мы проводили ежедневно за учениками нашего класса, помогли увидеть влияние типов темперамента одноклассников на их взаимоотношения. Находясь в классе, можно увидеть кто более спокойно ведет себя, кто нередко находится в конфликтной ситуации.
· «Социометрия» была проведена для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе.
Ф.И.О. |
Результаты социометрии |
Адюкова Дарья |
1. Юдаева Мария, Мысова Ольга 2. Богатырев Иван |
Богатырев Иван |
1. Иванов Владимир, Петров Роман 2. Савельева Анастасия |
Галкина Ксения |
1. Морозова Екатерина, Юдаева Мария 2. Майданов Георгий |
Захаров Илья |
1. Захаров Николай, Семенов Степан 2. Якимова Александра |
Захаров Николай |
1. Захаров Илья, Семенов Степан 2. Якимова Александра |
Иванов Владимир |
1. Богатырев Иван, Петров Роман 2. Савельева Анастасия |
Илларионов Денис |
1. Майданов Георгий, Петров Александр 2. Савельева Анастасия |
Лаврова Елизавета |
1. Якимова Александра, Тушина Анна 2. Семенов Степан |
Майданов Георгий |
1. Илларионов Денис, Петров Александр 2. Савельева Анастасия |
Михайлов Даниил |
1. Майданов Георгий, Захаров Николай 2. Савельева Анастасия |
Морозова Екатерина |
1. Галкина Ксения, Юдаева Мария 2. Майданов Георгий |
Мысова Ольга |
1. Юдаева Мария, Адюкова Дарья 2. Михайлов Даниил |
Петров Александр |
1. Майданов Георгий, Илларионов Денис 2. Савельева Анастасия |
Петров Роман |
1. Богатырев Иван, Иванов Владимир 2. Савельева Анастасия |
Пименов Тихон |
1. Иванов Владимир, Петров Роман 2. Якимова Александра |
Семенов Степан |
1. Захаров Илья, Чернов Кирилл 2. Лаврова Елизавета |
Савельева Анастасия |
1. Илларионов Денис, Юдаева Мария 2. Богатырев Иван |
Тушина Анна |
1. Юдаева Мария, Мысова Ольга 2. Савельева Анастасия |
Чернов Кирилл |
1. Петров Александр, Семенов Степан 2. Якимова Александра |
Юдаева Мария |
1. Мысова Ольга, Адюкова Дарья 2. Илларионов Денис |
Якимова Александра |
1. Лаврова Елизавета, Тушина Анна 2. Пименов Тихон |
«Звездой» в классе является Юдаева М. (6 выборов), «Отвергаемыми»- Савельева А. (8 выборов) и Якимова А (4 выбора).
· По методике «Тест на определение темперамента» определили тип темперамента.
Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.
«а» — тип холерика
«б» — тип сангвиника
«в» — тип флегматика
«г» — тип меланхолик
№ |
ФИО |
Типы темперамента (% соответствия типу) |
Выявленный тип темперамента |
|||
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
|||
1 |
Адюкова Дарья |
20% |
40% |
35% |
5% |
Смешанный. 2 типа темперамента: сангвиник, флегматик |
2 |
Богатырев Иван |
15% |
5% |
30% |
50% |
Меланхолик |
3 |
Галкина Ксения |
5% |
25% |
50% |
20% |
Флегматик |
4 |
Захаров Илья |
15% |
40% |
25% |
20% |
Сангвиник |
5 |
Захаров Николай |
10% |
50% |
20% |
20% |
Сангвиник |
6 |
Иванов Владимир |
20% |
40% |
25% |
15% |
Сангвиник |
7 |
Илларионов Денис |
10% |
10% |
40% |
40% |
Смешанный. 2 типа темперамента: флегматик, меланхолик |
8 |
Лаврова Елизавета |
5% |
15% |
45% |
35% |
Смешанный. 2 типа темперамента: флегматик, меланхолик |
9 |
Майданов Георгий |
15% |
10% |
25% |
50% |
Меланхолик |
10 |
Михайлов Даниил |
10% |
30% |
30% |
30% |
Смешанный. 3 типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик |
11 |
Морозова Екатерина |
5% |
25% |
50% |
20% |
Флегматик |
12 |
Мысова Ольга |
15% |
40% |
35% |
10% |
Смешанный. 2 типа темперамента: сангвиник, флегматик |
13 |
Петров Александр |
20% |
30% |
30% |
20% |
Смешанный. 2 типа темперамента: сангвиник, флегматик |
14 |
Петров Роман |
20% |
30% |
40% |
10% |
Флегматик |
15 |
Пименов Тихон |
50% |
40% |
0% |
10% |
Смешанный. 2 типа темперамента: холерик и сангвиник |
16 |
Семенов Степан |
10% |
10% |
50% |
30% |
Флегматик |
17 |
Савельева Анастасия |
30% |
10% |
20% |
40% |
Смешанный. 2 типа темперамента: меланхолик и холерик |
18 |
Тушина Анна |
25% |
25% |
25% |
25% |
Смешанный. 4 типа темперамента. |
19 |
Чернов Кирилл |
0% |
5% |
70% |
25% |
Флегматик |
20 |
Юдаева Мария |
35% |
35% |
10% |
20% |
Смешанный. 2 типа темперамента: холерик, сангвиник |
21 |
Якимова Александра |
35% |
15% |
20% |
30% |
Смешанный. 2 типа темперамента: холерик и меланхолик |
Юдаева М., являющаяся лидером класса, по типу темперамента относится к смешанному типу (по 35% сангвиника и холерика). Савельева А., и Якимова А., являющиеся отвергаемыми в классе, тоже относятся к смешанному типу, но меланхолического и холерического.
После проведения всех трех методик (наблюдение, социометрия, тест) были сопоставлены все результаты и сделан общий вывод о влиянии темперамента на взаимоотношения между учениками класса. Согласно результатам исследования можно сказать, что в большинстве случаев те дети, у которых доминирует сангвинический тип темперамента или сочетается сангвинический и холерический (дети с доминированием лишь холерического типа обычно имеют сложности в общении) становятся «звёздами», то есть получают наибольшее число выборов от одноклассников. Они обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности. «Предпочитаемыми» в основном становятся дети с преобладающим сангвиническим, флегматическим или сочетанием этих двух типов. Ну а холерики, меланхолики или дети с сочетанием этих двух типов, как правило, становятся «изолированными» от коллектива (также с сочетанием флегматического и меланхолического типов). Они, как правило, неуживчивы (драчливы, вспыльчивы, грубы, замкнуты); многие из таких детей неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, обидчивы.
Холерики имеют проблемы в основном из-за своей неуравновешенности, меланхолики от скромности, скрытности и мнительности, а флегматики из-за замедленности реакций. Независимо от типа темперамента человек может улучшить взаимоотношения с окружающими, если он сам этого захочет. Ведь, у каждого типа темперамента есть и сильные стороны. На них и надо опираться. У холерика это смелость, у сангвиника- оптимизм, у флегматика- сдержанность, спокойствие, а меланхолика- чувствительность, умение сопереживать.
Заключение
Темперамент – это совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности.
Физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей можно разделить на четыре типа темперамента. Первый тип - сангвиники (сильные, уравновешенные, подвижные). Второй тип - флегматики (сильные, уравновешенные, инертные). Третий тип - холерики (сильные, неуравновешенные). Четвертый тип - меланхолики (слабые).
Психологическую основу темперамента составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность) и в его эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Поскольку экстра-интровертированность и эмоциональность находятся в тесной связи со свойствами нервной системы, типы темпераментов могут быть представлены следующим образом: сангвиник – эмоционально устойчивый экстраверт. Флегматик – эмоционально устойчивый интроверт. Холерик - эмоционально неустойчивый интроверт. Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт.
Наша гипотеза о влиянии темперамента на взаимоотношения в классе, подтвердилась. Сангвиники, в том числе в сочетании с холерическим темпераментом, являются лидерами и предпочитаемыми. Меланхолики в сочетании с тем же холериком, являются отвергаемыми.
По результатам исследования был проведен классный час, где были даны рекомендации по улучшению взаимоотношений с окружающими с учетом типа темперамента.
Список использованной литературы
1. Гоникман Э.: К учению о темпераментах. Расширенный взгляд, Велигор, 2010;
2. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984;
3. https://experimental-psychic.ru/temperamenty_kharakteristika/
Приложение 1
«Тест на определение темперамента»
Данная методика включала в себя двадцать вопросов. Из четырех утверждений в каждом вопросе ребятам необходимо было выбрать одно, наиболее подходящее для них.
1.
а) суетливы и неусидчивы;
б) жизнерадостны и веселы;
в) хладнокровны и спокойны;
г) застенчивы и стеснительны.
2.
а) вспыльчивы и невыдержаны;
б) деловиты и энергичны;
в) обстоятельны и последовательны;
г) в новой обстановке теряетесь.
3.
а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;
б) склонны себя переоценивать;
в) умеете ждать;
г) сомневаетесь в свои силах.
4.
а) незлопамятны;
б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;
в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядка дня;
г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.
5.
а) вы обладатель порывистых, резких движений;
б) быстро засыпаете;
в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;
г) покорны.
6.
а) к недостаткам нетерпимы;
б) работоспособны, выносливы;
в) в своих интересы постоянны;
г) легко ранимы, чувствительны.
7.
а) нетерпеливы;
б) бросаете начатые дела;
в) рассудительны и осторожны;
г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.
8.
а) у вас выразительная мимика;
б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;
в) медленно включаетесь в работу;
г) очень обидчивы.
9.
а) у вас быстрая, страстная речь;
б) в новую работу включаетесь быстро;
в) порыв сдерживаете легко;
г) очень впечатлительны.
10.
а) работаете рывками;
б) за любое новое дело беретесь с увлечением;
в) попусту сил не растрачиваете;
г) у вас тихая, слабая речь.
11.
а) вам присуща несобранность;
б) настойчивы в достижении цели;
в) вялы, малоподвижны;
г) ищите сочувствия других.
12.
а) быстро решаете и действуете;
б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;
в) ровные отношения со всеми;
г) необщительны.
13.
а) инициативны и решительны;
б) быстро схватываете новое;
в) не любите попусту болтать, молчаливы;
г) одиночество переносите легко.
14.
а) стремитесь к новому;
б) у вас всегда бодрое настроение;
в) любите аккуратность;
г) робки, малоактивны.
15.
а) упрямы;
б) в интересах и склонностях не постоянны;
в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;
г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.
16.
а) имеете склонность к горячности;
б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;
в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;
г) у вас высокие требования к окружающим и себе.
17.
а) склонность к риску;
б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;
в) начатое дело доводите до конца;
г) у вас быстрая утомляемость.
18.
а) резкие смены настроения;
б) склонны отвлекаться;
в) обладаете выдержкой;
г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.
19.
а) бываете агрессивным, задирой;
б) отзывчивы и общительны;
в) незлобивы;
г) мнительны, подозрительны.
20.
а) в споре находчивы;
б) неудачи переживаете легко;
в) терпеливы и сдержанны;
г) имеете склонность уходить в себя. [3].
Затем производился подсчет ответов, сколько раз ребята выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Каждую из полученных 4 цифр умножалось на пять и получалось процентное содержание ответов.
Например:
«а» — 5 раз * 5 = 25%
«б» — 10 раз * 5 = 50%
«в» — 4 раза * 5= 20%
«г» — 1 раз * 5 = 5%
В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%).
Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.
«а» — тип холерика
«б» — тип сангвиника
«в» — тип флегматика
«г» — тип меланхолика.
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.