Влияние игры на развитие детского творчества.

  • Работа с родителями
  • docx
  • 23.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматривается возможность социально-коммуникативного, познавательного развития ребенка через разные виды игр. Игровая активность ребенка ведущий вид деятельности дошкольника. Правильное вхождение в игровую ситуацию раскрепощает ребенка, способствует творческой индивидуальности, выражению эмоций. Для родителей представлена классификация игр и даны рекомендации по возрастным показателям.Статья
Иконка файла материала Акшенцева_статья.doc.docx
Акшенцева Г.В. старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №52 г. Салавата Влияние игры на развитие детского творчества. Дошкольное   детство   ­   большой   отрезок   жизни   ребенка,   который охватывает   промежутки   времени   от   0   до   7   лет.   В   это   время   стремительно pасшиpяются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений,   разных   видов   деятельности   и   общественных   функций   людей.   Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра ­   самостоятельная   деятельность   детей,   моделирующая   жизнь   взрослых.   В процессе ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции. Игра,   является   эффективным   средством   формирования   личности дошкольника, его морально ­ волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия   на   мир.   Она   вызывает   существенное   изменение   в   его   психике. Советский, педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра ­ это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток   представлений,   понятий   об   окружающем   мире.   Игра   ­   это   искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Игра   –   наиболее   доступный   для   детей   вид   деятельности,   способ переработки   полученных   из   окружающего   мира   впечатлений.   В   игре   ярко проявляются   особенности   мышления   и   воображения   ребенка,   его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.   Игра имеет большое образовательное значение. Ее эффективность зависит от уровня   развития   предметной   деятельности.   В   игре   ребенок   учится самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного,   пользоваться   своими   знаниями   и   практическими   умениями, которые формировались на предыдущем этапе. Нередко игра служит поводом для   закрепления   полученных   навыков   и   умений   в   действиях   с   предметами, которые формировались в процессе развития предметной деятельности.    В   педагогике   раннего   возраста   одно   из   центральных   мест   занимают обучающие игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие ребенка, то есть   ознакомление   со   свойствами   и   признаками   предметов.   Совокупность целенаправленных   действий   с   предметами   стимулирует   развитие   предметнойдеятельности. предпосылкой формирования игровой деятельности.    Предметная   деятельность,   в   свою   очередь,   является Психика   и   мышление   ребенка   кардинальным   образом   отличаются   от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно  создает какие­то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не   только   мечтать,   но   и   совершить   в   уме   простейшую   операцию,   например, сложить один и два. Игра в этом ­ главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть. Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения. Помните,   что   для   развития   ребенка   3­7   лет   игра   более   полезна,   чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия. Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх,  взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным ­ пусть ребенок проявит фантазию.   В период от двух до пяти лет дети, как правило, начинают подражать поведению взрослых или играть в кого­либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает "актеру" выяснить их отношение к его различным поступкам. Развивающие игры и их условия. К   началу   дошкольного   возраста   ребенок   уже   обладает   определенным жизненным   опытом,   который   пока   что   недостаточно   осознан   и   представляет собой   скорее   потенциальные   способности,   чем   сложившуюся   способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз   в   том,   чтобы   опираясь   на   эти   потенциальные   возможности,   продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.  Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.  Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без   которых   игра   не   возможна,   является   образцом   выполнения   игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил. В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами.    Правила   действия   определяют   способы   действий   с  предметами,  общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.) Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность   выполнения   наиболее   привлекательных   ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.).  Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль   выполняется   по   очереди.   Это   способствует   формированию   смелости, ответственности,   приучает   сопереживать   партнеру   по   игре,   радоваться   его успехам.  Эти   два   правила   в   простой   и   доступной   для   детей   форме,   без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности,   ответственности,   самоограничению   воспитывают   умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. Но   все   это   становится   возможным   только   в   том   случае,   если   игра, разработанная   взрослым   и   предложенная   ребенку,   в   готовом   виде   (т.е.   с определенным   содержанием   и   правилами)   активно   принимается   ребенком   и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что  игра принята, являются:  просьба ребенка повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал. Развивающие   игры   содержат   условия   способствующие   полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении   игр   необходимо,   чтобы   все   эти   условия   были   реализованы,   т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.  Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем   психического   развития.   Главное   здесь   –   последовательность   этапов развития   (недопустимо   перешагивать   через   целый   этап).   Игры   должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать.  Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно   значительный   путь   развития:   От   предметно   –   манипулятивных   и символических     ­   до   сюжетно   –   ролевых   игр   с   правилами.   В   старшемдошкольном   возрасте   можно   встретить   практически   все   виды   игр,   которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Классификация игр. Сюжетно – ролевые игры дошкольников.   Сюжет   –  действительность,   которая   отображается   в   игре   в   зависимости   от сюжета игры подразделяются на следующие темы: ­   труда; ­   бытовые; ­   с общей тематикой. Длительность сюжетной игры: ­   в младшем дошкольном возрасте (10­15 мин.); ­   в среднем дошкольном возрасте (40­50 мин.); ­   в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней). Содержание   –   то,   что   отображается   ребенком,   как   характерный   момент деятельности и отношениями между взрослыми. В структуре ролевой игры выделяют компоненты: ∙   роли, которые исполняют дети в процессе игры; ∙   игровые действия с помощью которых дети реализуют роли; ∙   игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми. ∙ отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. Сюжетно – ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств:  Во­первых,   у   ребенка   к   этому   времени   должна   достичь   высокого   развития символическая   функция,   он   должен   научиться   пользоваться   предметами   не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры;  Во­вторых,   у   ребенка   должна   возникнуть   потребность   копировать   действия взрослых; В­ третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми ­ в игре. В   сюжетно­ролевой   игре   ребенок   копирует   способы   обращения   людей   с предметами   и   способы   обращения   друг   с   другом   в   различных   социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы   общения,   а   так   же   ролевое   поведение.   Сюжетно­ролевую   игру   с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях . Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка. Когда он умело и забавно подражает кому – либо взрослые обычно улыбаются и тем само эмоционально подкрепляют действия ребенка, хвалят   его.   Это   развивает   у   ребенка   склонность   к   усвоению   нового   через подражание, влияет на выбор им форм подражательного поведения.  На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей поло­ролевого   поведения   через   подражание.   Ребенок   начинает   большеподражать   взрослому   одного   с   ним   пола,   причем   своим   родителям   дети подражают чаще, чем другим взрослым. Младшие   дошкольники   играют   еще,   как   правило,   в   одиночку.   В   своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно   к   среднему   периоду   дошкольного   детства   игры   становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство   поведения   взрослых   в   отношении   предметного   мира,   а имитация определенных отношений между людьми, в частности  ­ ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.  Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре – это, как правило, или семейные роли (мама, папа,   бабушка,   дедушка,   сын,   дочь   и   т.п.),   или   воспитательные   (няня, воспитательница   в   детском   саду)   или   профессиональные   (врач,   командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, например куклы.  В   среднем   и   старшем   дошкольном   возрасте   сюжетно   –   ролевые   игры развиваются,   однако   в   это   время   они   отличаются   уже   гораздо   большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре   правил,   чем   в   младшем   дошкольном   возрасте.   Многие   предметы натурального   характера,   используемые   в   игре   младших   дошкольников,   здесь заменяются условными и возникает т.н. символическая игра. Например, простой кубик   в   зависимости   от   игры   и   отведенной   ему   роли   может   символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Род   игровых   действий   у   средних   и   старших   дошкольников   только подразумевается   и   выполняется   символически,   сокращенно   или   лишь обозначается словами.  Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры:  игры –  драматизации                                               игры на темы   литературных произведений  Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать литературное произведение. Сюжет игры ­   последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.  Отличие:   детям   необходимо   дословно   запомнить   текст,   осмыслить   течение событий, образ героев сказки, или пересказа.ощутить   помогает   глубже   понять   идею   произведения, Значение: художественную ценность, искренне выразить свои чувства. Игры­драматизации   ­   это   особые   игры,   в   которых   ребенок   разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш   создает   свой   маленький   мир   и   чувствует   себя   хозяином,   творцом происходящих   событий.   Он   управляет   действиями   персонажей   и   строит   их отношения.   Малыш   в   игре   превращается   и   в   актера,   и   в   режиссера,   и   в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом   персонажа   ребенок   проговаривает   события   и   переживания.   Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему   прожить   бывает   нелегко.   Во   время   таких   игр   происходит   интенсивное развитие   речи,   качественно   и   количественно   обогащается   словарный   запас, развивается   воображение,   творческие   способности   ребенка,   способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность   мышления.   Все   это   приобретает   особое   значение   в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры­ драматизации   необычайно   полезны   и   нужны   ребенку   на   разных   этапах   его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки­артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.  Стоительно  –  конструктивные   игры  –  разновидность   творческих   игр,  в которых   дети   отображают   окружающий   предметный   мир,   самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.  Разновидности строительных материалов: 1. Большой строительный материал, для возведения сооружений на полу­куб, циллиндр, паралеллипипед и другие. 2. Настольный строительный материал­ приблизительно   те   же   формы,   но меньшие размером. 3. Полуфабрикаты­наборы досточек, арок, фронтонов и другие. 4. Конструкторы­усложненный строительный материал. Последовательность усложнения конструирования  1.   Возведение   сооружений   воспитателем   с   показом   детям   всех   приемов конструирования и пояснеия действий. 2. Показ образца строения выполненного взрослым, с последующим анализом ее составных частей. 3. Показ приемов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек. 4.   Предложение   образца   незаконченного   строения,   которое   дети   должны закончить самостоятельно. 5. Конструирование по теме или заданным условиям. 6. Возведение детьми сооружений по их собственному усмотрению. Творческие   игры   –   игры,   в   которых   проявляются   образы,   которые вмещают в себя условное превращение окружающего:отношения связанные с ролью, с позиции собственного опыта, 1. Отображают который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия. 2. Связанные с детским трудом в   игре   объединяется   изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие. 3. Умственное воспитание процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи). 4. Умственная активность связана   с   работой   воображения,   выбрать   роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень. 5. Систематическое воспитание интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам. 6. Двигательная деятельность  быстрое   развитие   осуществляемое   в   паре, является   настоящим   прологом   к   сознательным   физическим   упражнениям дошкольника. формирование   фундаментальных   психических способствует   развитию   художественных Показатели развитого игрового интереса. 1.   Длительная   заинтересованность   ребенка   игрой,   развитием   сюжета   и исполнением роли. 2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль. 3. Наличие любимой роли. 4. Нежелание заканчивать игру. 5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования). 6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры. Список литературы 1.Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6 2.Запорожец   А.   В.,   Маркова   Т.   А.   Игра   и   её   роль   в   развитии   ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978. 3.Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978