Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
24.11.2017
Методический материал о влиянии инновационной деятельности педагогов на повышение их мобильности, активности, профессионализма. В нём раскрываются виды педагогических инноваций, раскрывается эффективность педагогического работника, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда. Рассматриваются источники инновационных идей и отличительные черты инновационной деятельности педагога.
Влияние инновании.docx
Влияние инновационной деятельности
на повышение профессиональной компетентности педагога.
Проблема качества образования в настоящее время встаёт со всей
остротой в условиях модернизации системы образования.
Педагог это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит
качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную
деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной
компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к
повышению уровня аттестации, к самовыражению, самореализации при
решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.
Инновационная деятельность педагога позволяет перейти учреждению
на более качественную ступень развития, а внедрение инноваций в работу
образовательного учреждения есть важнейшее условие совершенствования и
модернизации всей системы образования.
Инновационная деятельность педагогов влияет на повышение их
мобильности, активности, профессионализма. Такой педагог положительно
влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении,
создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно
ориентированный подход к ним.
Инновация – (от латинского «innovation» нововведение¸
является
Синонимом
изменение, обновление).
понятие «новшество».
инновации
Инновация это введение нового в цели, в содержание, в методы и
формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности
педагога и учащегося.
Педагогическая инновация – это
нововведение в педагогическую
деятельность, ничто иное, как изменения в содержании и технологии
обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Каково же значение инновационной деятельности педагога?
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она
строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы.
Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не
используются объективно существующие возможности для достижения более
высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует
развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагогамастера.
Включение педагога в инновационную деятельность влияет на
повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его
стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к
самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к
развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса
1 посещения его занятий учащимися. Что немало важно в системе
дополнительного образования.
Различают следующие виды педагогических инноваций:
Внутрипредметные инновации
Общеметодические инновации
Административные инновации
Идеологические инновации
инновации, реализуемые внутри предмета,
что обусловлено спецификой его
проведения. Примером может служить
освоение авторских методических
технологий.
внедрение в педагогическую практику
нетрадиционных педагогических
технологий, универсальных по своей
природе, так как их использование
возможно в любой предметной области.
Например, разработка творческих заданий
для учащихся, проектная деятельность и
т.д.
решения, принимаемые руководителями
различных уровней, которые, в конечном
эффективному
счете,
функционированию
всех
субъектов
образовательной деятельности.
эти инновации вызваны обновлением
сознания, веяниями времени, являются
первоосновой всех остальных инноваций,
так как без осознания необходимости и
важности первоочередных обновлений
невозможно приступить непосредственно к
обновлению.
способствуют
Новшества в образовании представляют собой творческую проработку
новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до
типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.
Эффективность педагогического работника, его конкурентоспособность
на внутреннем и внешнем рынках труда обеспечивается постоянным
поддержанием его профессионального уровня, что, в свою очередь,
требует постоянных инвестиций в профессиональноквалификационный
потенциал работника, т.е. в человеческий капитал.
Сегодня инновации в образовании это:
новые методики преподавания, организация содержания образования;
интеграционные межпредметные программы;
2 тренинги,
сетевые,
посещение
курсов
лекций,
практики,
научноисследовательская
переход на новые учебнометодические комплексы и внедрение авторских
методических технологий;
использование нетрадиционных педагогических технологий;
новые методики оценивания образовательного результата;
введение новых федеральных государственных образовательных
стандартов;
разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС;
внедрение информационнокоммуникационных технологий в
образовательный процесс (дистанционное образование, кейстехнологии;
компьютерные,
информационнотелекоммуникационные
технологии);
усовершенствование кадровой политики: (профессиональный рост,
стажировка,
получение
дополнительного образования, магистратура, аспирантура, участие в
семинарах, дистанционное интерактивное обучение, в т.ч. мастерклассы,
групповые
деятельность,
самообразование);
совершенствование вознаграждения и оценки результатов труда;
новые законы и нормативноправовые документы, определяющие и
регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений;
повышение
рационализации
умственного и физического труда, достижение высокого уровня
нравственности, воспитанности;
целевая поддержка лучших;
опережающая поддержка вузовской науки;
стажировки молодых исследователей, инженеров в ведущих зарубежных
научных центрах, университетах и компаниях;
участие педагогов и учащихся в конференциях, творческих семинарах и
конкурсах, круглых столах, публикации научных статей;
вовлечение студентов в научноисследовательскую работу (научные
студенческие общества), подготовка их к участию в научнопрактических
студенческих конференциях с изданием статей в учебных заведениях.
Готовых технологий внедрения инновации не существует. Имеющиеся
сегодня труды решают отдельные вопросы теории и практики
инновационного движения. Современному обществу, как сказано в
Концепции
необходимы
конкурентоспособные специалисты, отвечающие таким требованиям, как
компетентность, профессионализм; обладающие способностью изменить
свои трудовые функции в процессе деятельности. Важно помнить, что
творчество педагога начинается со знаний того, что уже накоплено другими:
опыт, репродукция, воспроизведение знаний. Это и процесс преобразования
практики, известных педагогов – К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Ш.А.
модернизации
образования,
молодежи,
образования
России,
культуры
3 Амонашвили, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкого, В.Ф. Шаталова, М.
Монтессори, А.С. Макаренко.
сложившихся условий в образовательном учреждении.
Характер инновационной деятельности педагога зависит от
Составляющие готовности педагога к инновационной деятельности:
существующий мотив включения в эту деятельность.
имеющиеся знания об инновационных моделях, современных требованиях
к результатам образования, о современных технологиях
образования.
главное качество профессионального педагога – быть готовым к
инновационной деятельности.
Источниками инновационных идей могут быть:
неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или
расширению деятельности или к постановке проблемы);
различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их
запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск
новых идей);
появление новых образовательных моделей;
демографический фактор;
изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к
образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм
общения и профессионального поведения);
новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные
методики и технологии).
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
новизна в постановке целей и задач;
глубокая содержательность;
оригинальность применения ранее известных и использование новых методов
решения педагогических задач;
разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических
технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного
процесса;
способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в
профессию.
Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут
объединяться в группы:
методические объединения по определённой теме или направлению
деятельности;
проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений
объединятся для определённых задач по организации и осуществлению
образовательного процесса;
4 разрабатывающие
группы,
образовательного процесса;
группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и
воспитании детей.
методические
отдельные
аспекты
И все же, главная цель инновационной деятельности – развитие педагога
как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа
деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение
педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их
средств обучения, развития и воспитания.
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных
формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога
различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба,
консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы
доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является
разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания
относительно собственной педагогической деятельности.
Технологичность становится главной характеристикой деятельности
педагога и означает переход на более высокую ступень организации
Обновление содержания педагогического
образовательного процесса.
процесса в учреждениях
образования возможно через использование
современных педагогических технологий, направленных на разностороннее
развитие ребенка с учетом его творческих способностей. Поэтому,
педагогическая технология, как специальный набор форм, методов, способов,
приемов обучения и воспитательных средств, системно используется в
образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы
развития, обучения и воспитания ребенка.
Вот некоторые инновационные технологии, методы и формы.
Личностно
ориентированные
технологии:
Интегрированные
занятия:
собственной
сюда относятся технологии дифференциации и
индивидуализации. Дети являются не столько
объектом педагогического воздействия, сколько
субъектом
деятельности.
Следовательно, дифференцированный подход в
обучении должен осуществляться на индивидуальном
уровне.
интегрированные занятия это занятия, в которых
вокруг одной темы объединяется материал
нескольких
Особенности
интегрированного занятия четкость, компактность,
сжатость,
логическая взаимообусловленность
предметов.
5 Исследовательское
занятие и
практические работы:
Информационные
технологии:
Интерактивные
подходы:
Учение через
обучение:
Работа в малых
группах:
учебного материала на каждом этапе занятия
большая информативная емкость материала
проходит в форме занимательной, увлекательной
игры.
их цель заключается в получении учебной
информации из первоисточников. Учащиеся учатся
работать с историческими документами, учебниками,
периодической печатью.
к ним относятся компьютерные программы,
интернет. Компьютер используется для иллюстрации
материала: изображения изделий декоративно
прикладного творчества, презентации по темам
программы, мастер классы с поэтапным выполнением
изделий ДПИ. Также компьютер и интернет
помогают участвовать в дистанционных конкурсах,
конференциях.
отличие интерактивных упражнений и заданий от
обычных, в том, что они направлены на изучение
нового. Например: творческие задания, работа в
малых группах, обучающие игры, использование
общественных ресурсов (экскурсии, приглашение
специалиста), изучение и закрепление нового
материала (работа с наглядными пособиями, «ученик
в роли учителя», «каждый учит каждого»),
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и
проблем, разрешение проблем («дерево решений»,
«мозговой штурм»).
метод обучения, при котором учащиеся с
помощью педагога готовят и проводят занятие.
Один из видов педагогических технологий, при
котором один учащийся учит другого.
Коммуникация двух учащихся происходит в форме
диалога.
одна из самых, так как она дает всем учащимся (в
том числе и стеснительным) возможность
участвовать в работе,
практиковать навыки
сотрудничества, межличностного общения. К данной
технологии относится Сингапурская
система
образования. Уроки по сингапурской методике
проходят так: ученики сидят лицом к лицу, работа
идет в команде по 4 человека, смена дислокации
групп не один раз за урок, самостоятельный поиск
6 информации. Каждый член команды в течение урока
вносит свой вклад в работу. Многим уже не удается
просто отсиживаться на задних партах, не обращая
внимания и на учителя, и на то, что происходит в
классе. Каждый ученик принимает участие в уроке,
высказывая свое мнение или предположение по
какомулибо вопросу.
е.
т.
умения
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в
системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование
универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия — умение учиться, то есть способность
человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового
социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения,
учиться.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет
развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение
ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть,
формулировать и решать проблемы. Ребенок самостоятельно приобретает
определенный набор знаний, умений и навыков, учится пользоваться
приобретенными знаниями для решения новых познавательных и
практических задач.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно
педагогической деятельности конкретного педагога.
Следовательно,
необходимо создание условий для педагогического творчества,
совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо
обеспечение вариативности в отборе содержания.
Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной
стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так
как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый
педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная
с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к
кризису профессионального развития.
Считается, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного
профессионального развития педагога — как преподавателяспециалиста в
предметной области, как педагогавоспитателя, как педагогаисследователя,
наконец, как педагогановатора — необходимы по крайней мере следующие
два основных фактора:
7 психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как
показывают наши исследования, особая группа навыков и умений
рефлексивноаналитического и деятельностнопрактического порядка;
переориентация всех институционализированных форм профессионального
образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как
педагогапрофессионала в стремлении к непрерывному профессиональному
росту.
Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются
фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной
деятельностью, развивая инновационную активность, создавая чтото
значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в
творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая
преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей
степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю
жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных
способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.
Таким образом, инновационную деятельность можно трактовать как
личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой
деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы
действий у соответствующих субъектов.
Ценность инновационной
деятельности для личности связана с возможностью самовыражения,
применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в
процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как
перспектива возможности их разрешения своими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной
образовательной деятельности является формирование инновационной
инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее
изучение и распространением передового опыта.
8
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.