Влияние музыки на воспитание и обучение школьников
Оценка 4.6

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
RTF
музыка
Взрослым
04.03.2017
Влияние музыки на воспитание и обучение школьников
В этой работе представлены теоретические основы изучения влияния музыки на воспитание и обучение, влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей. Раскрыты проблемы современного музыкального воспитания в трудах отечественных педагогов и психологов и проблемы в современной школе. Представлен мой опыт работы, разработка урока.
Влияние музыки на воспитание и обучение школьников.RTF
СОДЕРЖАНИЕ Введение                                                                                                           3 1. Теоретические основы изучения влияния музыки  на воспитание и обучение                                                                         5 1.1 Влияние искусства на физиологию ребенка с точки  зрения развития его способностей                                                                 5 1.2 Роль искусства в развитии социальных отношений человека               6 1.3 Проблемы современного музыкального воспитания в трудах  отечественных  педагогов и психологов                                                        9 1.4 Музыка в современной общеобразовательной школе                          12 2. Практическая часть  Воспитание в учащихся музыкальной культуры как части  всей их духовной культуры (опыт работы учителя музыки   школы   п. Иса, Селемджинского района  Дайлид Валентины Викторовны )                                                                17 22 Заключение                                                                                                     31 Список использованной литературы                                                           34 Приложение 1 ­ Разработка урока творчества «Я и Бетховен»              35 Приложение 2 ­ Анкета ­ опросник для учащихся 8­х классов.              ВВЕДЕНИЕ «Музыкальное воспитание ­ это не воспитание музыканта, а прежде всего человека»   ­   говорил   В.М.Сухомлинский.   Цель   музыкального   воспитания, сформулированная   еще   Д.Б.   Кабалевским,   актуальная   и   ныне:   «…   ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить и понимать музыку во всем   богатстве   ее   форм   и   жанров,   иначе   говоря,   воспитать   в   учащихся музыкальную   культуру   как   часть   их   духовной   культуры».   Музыка   всегда претендовала   на   особую   роль   в   обществе.   В   древние   века   музыкально­ медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств,  заболеваний сердечно­сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой   в   пифагорейской   школе   проходили   под   звуки,   повышающей работоспособность и умственную активность мозга.  Музыкой   можно   изменять   развитие:   ускорять   рост   одних   клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное 33 самочувствие   человека.   Бессмертные   музыкальные   произведения   Моцарта, Бетховена,   Шуберта,   Чайковского   способны   активизировать   энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. А вот как аргументирует музыкальная педагогика роль музыки в развитии ребенка. Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении придавая   эстетическому   развитию   школьников   образовательную   широту   и идейность.   При   всем   ее   разнообразии   система   эстетического   образования сводится   к   нескольким   основным   направлениям   актуальным   именно   в музыкальном образовании:   расширение музыкального кругозора;   воспитание мировоззрения и моральных качеств;   воспитание интереса к творческому труду и умению работать;   забота о здоровье и физическом развитии;   воспитание изящества и благородства жестов и осанки;   воспитание открытости, правдивости и приветливости;   воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;   воспитание культуры речи.  Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все   многообразие   существующих   вокруг   звуковых   красок.   Прислушиваясь   к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев   и   завыванию   ветра,   люди   учились   различать   интонацию,   высоту, длительность.   Из   необходимости   и   умения   слушать   и   слышать   рождалась музыкальность ­ природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от   него   зависит,   каким   станет   в   дальнейшем   его   ребенок,   как   он   сможет распорядиться   своим   природным   даром.   Окружение,   среда   растит   и   питает личность.   Музыка   детства   –   хороший   воспитатель   и   надежный   друг   на   всю жизнь. Объект нашего исследования  ­  обучение и воспитание учащихся. Предмет   исследования   –   влияние   музыки   на   обучение   и   воспитание 44 школьников. Цель данной работы:  показать воспитательные возможности  музыки. Задачи исследования: 1.Изучить психолого­педагогическую литературу по данной теме. 2. Показать влияние искусства на физиологию ребенка с точки  зрения развития его способностей 3. Показать роль искусства в развитии социальных отношений человека 4. Выявить проблемы современного музыкального воспитания  5.   Обобщить   опыт     работы  учителя   музыки   Исинской   школы Селемджинского   района   Дайлид   Валентины   Викторовны   в   воспитании     у   учащихся музыкальной культуры как части  всей их духовной культуры.    Методы   исследования:   анализ     литературы   по   этому     вопросу, наблюдение,   анализ   передового   педагогического   опыта,   анкетирование учащихся  школы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 1.1 Влияние искусства на физиологию ребенка с точки  зрения развития его способностей. Положительное и терапевтическое влияние музыки и в целом искусства на   развитие   человека   уже   хорошо   известно.   До   эпохи   Ренессанса   музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования.   Музыкантами   были   и   ученые,   и   политики.   И   только   в   современной культуре   искусство   оказалось   растоптанным   технической   цивилизацией.   Но именно исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать. Как в Европе, так и в США, они доказывают, что увеличение 55 количества   занятий   музыкой   и   живописью   помогает   ученикам   в   усвоении математики   и   языков.  Американский   ученый   Мартин   Гарднер   в   своих исследованиях показал, что дети пяти и семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели  для  детей  от   семи   до   пятнадцати   лет   занятия   музыкой   за  счет   часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по такой программе, за три года не только не отстали от своих сверстников, занимавшихся по обычной программе, но,   наоборот,   показали   такой   же   уровень   математических   знаний.   В   языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками занимался больше. Физиологи пришли к выводу, что в возрасте девяти­одиннадцати лет часть мозговых клеток человека необратимо разрушается, если их не позаботились активно задействовать к этому времени так, чтобы вопросы занятости ребенка решались   не   просто   предоставлением   ему   отдыха   от   любых   дел,   а   сменой разного   рода   занятий,   так,   чтобы   в   них   участвовал   последовательно   весь организм ребенка, а, следовательно, и головной мозг. Уже по этим причинам художественное   воспитание   следовало   бы   начинать   в   достаточно   раннем возрасте. Но способ, которым это следует делать, имеет решающее значение, так   как   он   равноценен   самому   обучению   искусствам.   Различное   обучение активизирует   мозговые   клетки   по­разному.   Упрощая,   можно   сказать,   что слишком   интеллектуализированное   обучение   односторонне   активизирует деятельность левого полушария головного мозга, а обучение различным видам искусств гармонизирует этот дисбаланс. Поэтому и в художественном обучении следует опасаться слишком  интеллектуальных   и  односторонних  упражнений, так   как   в   результате   последних   мы   не   только   теряем   преимущества положительного   воздействия   художественного   обучения,   но   и   привносим   в развитие детей дополнительные трудности. Итак, занятия искусством целостно развивают   человеческие   способности,   если   они   построены   соответственно 66 природе самого искусства, а не заинтеллектуализированы и не превращены в принудительный труд. 1.2 Роль искусства в развитии социальных отношений человека В западноевропейской культуре музыке уже давно отводится роль скорее развлекательная,   а,   следовательно,   относящаяся   к   сфере   проведения свободного времени, а отсюда и резкое деление людей на два лагеря ­ элиту и всех   остальных,   любителей   популярной   музыки.   Такое   резкое   разделение общества не только прискорбно, но и противоречит самому духу искусства, которое   в   силу   своей   внутренней   природы   объединяет   людей   и   развивает человеческую социальность. В осознаваемой душевной жизни человека можно выделить   мышление   и   сферу   чувств.   В   круге   чистого   интеллекта   нет   ни социальности   ни   той   морали,   которая   непосредственно   является   основой социальности.  Сфера   человеческих   чувств   делится   на   три   большие   области. Первая   ­   это   чисто   субъективные   чувства.   Они   непосредственно   связаны   с жизнью   влечений   человека   как   биологического   вида   и   поэтому   всегда эгоистичны. Следующий уровень эмоциональной жизни можно назвать уровнем благородных чувств. К таковым относятся жалость, честь, долг и другие. В процессе   общественного   развития   эти   чувства   постепенно   преображались, начиная с древних  времен и  вплоть  до  наших дней.  С  помощью  их человек способен достичь достаточно высокого уровня развития морали социальности, но, тем не менее, находясь в этой области, человек все­таки более действует как существо общественное, чем как индивидуальность. Однако двадцатый век с   особой   силой   акцентирует   требование   к   человеческому   развитию   ­   быть индивидуальностью.   Это   означает,   что   из   самого   исторического   процесса человеческого   развития   вырастает   требование   более   высокого   уровня индивидуализированной   человеческой   морали.   И   к   этому   уровню   мы поднимаемся   в   третьей   области   эмоциональной   сферы   человека.   Ее   можно назвать также сферой объективного чувства ­ и этот уровень эмоциональной 77 жизни непосредственно относится к сфере человеческого познавания и связан с мышлением. Вся качественная человеческая оценка, чувство меры и понимание явлений в их целостности основывается на способностях, исходящих из этой сферы, в независимости идет ли речь об изобретениях в области математики, понимания   другого   человека   или   жизненной   ситуации.   Ученый,   который рассуждает   о   том,   насколько   его   изобретение   полезно   или   вредно   для человеческого   сообщества,   использует   именно   эту   способность.   Ее   также использует судья, когда взвешивает правомерность и применимость закона в той или иной ситуации. Ею пользуется молодой человек, который погашает в себе желание ограбить старика, так как понимает, что тот такой же человек, как и он сам. Человек не может воистину называться в полном смысле человеком независимым,   если   именно   сфера   объективного   чувства   остается   в   нем недоразвитой.  Любые   занятия   искусством   активизируют   именно   эту   область эмоциональной  жизни человека, да в действительности  сама художественная работа невозможна без ее развития. Цвет и гармония формы, звук и равновесие ритма   ­   понимание   их   предполагает   наличие   такой   способности.   Гораздо труднее давать оценку музыкального произведения, насколько оно гармонично или дисгармонично, чем просто оценивать его с точки зрения субъективного ­ нравится оно или нет. Картину мы можем изучать активно вне зависимости от того,  нравится   она   нам   или   нет.  Продолжая   эту   мысль,  можно   сказать,  что человеческие способности нужно развивать в сторону умения производить эту оценку,   например,   другого   человека,   независимо   от   того,   является   ли   этот человек нашим хорошим другом или вызывает антипатию. Из всего этого следует, что объективная эмоциональная жизнь является условием   проявления   человеческой   индивидуальности.   Без   этого   качества интеллект будет следовать только за вызубренными схемами, а эмоциональная жизнь   останется   на   видовом   и   общественном   уровне.   Человеческая   же индивидуальность  имеет сущностную самоценность. И в двадцатом столетии развитие с нарастающей быстротой шло именно в сторону индивидуализации 88 человека независимо от того, считаемся мы или нет с этой его тенденцией. Поэтому в воспитании детей встает вопрос о том, что же мы хотим в ребенке воспитывать. От ответа на него зависит, будет ли в человеке в процессе его воспитания   развиваться   видовой   эгоизм   или   индивидуальная   человеческая мораль. Музыкальное   образование   обычно   рассматривается   как   необходимое только для детей, которые  музыкально одарены. Конкурсы  и  изнурительные занятия  являются  причиной  появления на  сцене  все более и более  молодых виртуозов. Музыкальная техника часто доводится до высших ее пределов. И такая   тенденция   развития   музыкального   образования   является   чрезвычайно ошибочной и разрушительной. Она не принимает во внимание ту потребность, которая живет во всех детях ­ потребность в занятиях музыкой и искусством. А тем   талантливым,   кто   крутится   в   этой   сумасшедшей   мельнице,   подчас   это приносит больше вреда, чем пользы. Конкурсы и активная подготовка к ним вызывают   у   многих   детей   различные   «спортивные»   травмы   и   нарушения   в физическом   развитии.   А   ведь   обучение   музыке   и   искусствам   должно рассматриваться,   прежде   всего,   как   способствующее   целям   детского целостного   развития   и   только   на   втором   плане   должно   стоять   достижение высокого результата. Что касается талантливых детей, то при обучении музыке важно   не   то,   насколько   искусными   музыкантами   они   станут,   а   то,   каким образом   с   помощью   искусства   уравновесить   и   сделать   более   гармоничным процесс самого детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка. 1.3   Проблемы   современного   музыкального   воспитания   в   трудах отечественных  педагогов и психологов.   На развитие теории и практики музыкального воспитания школьников в нашей   стране   оказали   значительное   влияние   взгляды   ведущих   педагогов   и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. 99 Каптерева.   Они   создали   теоретическую   основу   для   построения   системы музыкального   воспитания   в   советский   период,   но   их   идеи   звучат   весьма актуально и сегодня. Одним   из   первых   заговорил   о   необходимости   систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста В. М. Бехтерев. В своих работах,   посвященных   этому   периоду   детства,   он   писал   о   том,   что   именно период   «первого   детства»   является   самым   благоприятным   для   развития внимания,   ощущений,   чувственной   сферы.   Вот   почему   главной   целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение   строгой   соразмерности   в   музыкальных   впечатлениях.   В.   М. Бехтерев   одним   из   первых   поставил   и   вопрос   о   создании   «детской воспитательной   музыки».   Он   полагал,   что   правильно   организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума   и   воли,   поэтому   от   детальной   разработки   вопросов   музыкального воспитания   с   раннего   детства   в   значительной   мере   зависит   нравственно­ эстетическое развитие человеческой личности. Л.   С.   Выготскому   принадлежит   концепция   психологии   искусства.   Он считал,   что   искусство   «уравновешивает»   человека   с   окружающим   миром   в самые   критические   и   ответственные   моменты   его   жизни.   Ученый   уделял большое   внимание   проблеме   воспитательного   значения   музыки,   пытался преодолеть   характерные   для   того   времени   взгляды   на   искусство   как   на самоцель, а эстетическое образование как имеющее ограниченное назначение. По мнению Л. С. Выготского, перед эстетическим воспитанием должны стоять такие   задачи,   как   воспитание   творчества,   профессиональное   обучение техническим навыкам искусства и развитие эстетического суждения, которое проявляется в умении воспринимать и переживать произведения искусства. Так же, как и В. М. Бехтерев, он был убежден в том, что творческую личность 10 можно обнаружить уже в раннем детстве. Л. С. Выготский предлагал создать систему эстетического воспитания детей, которая должна исходить из того, что 10 каждый   ребенок   наделен   определенной   степенью   одаренности,   имеет творческие возможности, а воспитание должно сохранить и развить их. Необходимость формирования творчески активной личности, способной к преобразованию мира, отстаивал и П. П. Блонский. В основе его эстетической теории лежит убеждение: человек должен быть не только созерцателем, но и творцом   эстетических   ценностей.   В   труде   «Память   и   мышление»   Блонский очерчивает   путь   возникновения   творческих   проявлений.   Основополагающим фактором является способность нервной системы к воспроизведению чувств, которые   благодаря   моторному   и   сенсорному   восприятию   проявляются   в   помогающие   проявлению зрительно­слуховых   образах   (образы­схемы, творческой   фантазии,   и   образы­фрагменты,   представляющие   в   воображении картины этих образов). П. П. Блонский считал, что воображение само по себе еще   не   творчество,   а   лишь   репродукция   определенных   образов.   Творчество проявляется тогда, когда субъект становится в определенное отношение к этим образам.   В   развитии   воображения   существенную   роль   играют   память   и мышление.  Память   дает   возможность   припоминать   эмоциональные   образы,   а мышление делает это припоминание осознанным. Развитие воображения идет по   спонтанное такой   схеме:   простая   автоматизированная   репродукция, фантазирование   и,   наконец,   преднамеренная   репродукция   в   творческом воображении. Лишь зная психологические механизмы воображения, можно, по мнению   П.   П.   Блонского,   перейти   к   организации   эстетического   воспитания, базирующегося на формировании эстетической привычки и обучении технике творчества посредством занятий детей в рисовальных и музыкально­вокальных студиях. В вопросах музыкального воспитания П. П. Блонский предлагал идти не   от   музыки   к   ребенку,   а   наоборот,   «от   учащегося,   с   его   переживаниями, настроениями и естественным творчеством, к пению и через пение к музыке». Для   развития   творческих   проявлений   им   предлагались:   слушание   лучших 11 образцов   музыкальной   классики,   аккомпанемент   инструментальной   музыки, сольное пение с элементами импровизации, чтение музыкального произведения 11 с   листа,   исполнение   его   затем   в   оркестре   или   камерно.   Самое   важное   в музыкальном   образовании   ребенка   ­   это   установка   на   формирование музыкального чувства, способности творить, импровизировать. Важно отметить, что приоритетную роль в эстетическом образовании П. П. Блонский отводил периоду   дошкольного   возраста.   Основу   музыкального   воспитания   в   детском саду, по его мнению, должно составить народное творчество, так как именно народная культура является базисом социального развития детей. Большую   роль   в   разработке   теоретических   положений   музыкально­ эстетической теории сыграл П. Ф. Каптерев. Он дал определение эстетическому воспитанию и эстетическому образованию. Их основным содержанием является развитие   эстетического   чувства,   которое   формируется   на   основе   тесной взаимосвязи эстетического, нравственного, умственного воспитания с раннего детства. Первоначальным условием проявления эстетического чувства является развитие   внешних   органов   чувств,   поэтому   взрослые   должны   заботиться   о гигиене   органов   зрения   и   слуха   ребенка,  создавать   ситуации   их   развития,   а также определенную окружающую среду. В эстетическом воспитании главным, с   его   точки   зрения,   можно   считать   музыку,   природу,   игру   и   развлечения. Музыкальные   звуки   привлекают   внимание   малыша,   вызывают   его   ответную реакцию. Наблюдая за животными, ухаживая за ними, ребенок учится видеть окружающий мир. Игра и развлечения удовлетворяют естественно­органические и социально­культурные потребности ребенка. П. Ф. Каптерев дает следующие   для   развития   эстетических методические   рекомендации:   во­первых, впечатлений   важна   постепенность,   которая   помогает   возникновению   в эстетическом чувстве различных элементов; во­вторых, необходимо расширить эстетический   кругозор   малыша   за   счет   частых   прогулок,   игр,   развлечений, чтения художественной литературы, рисования картин, общения с музыкой; в­ третьих,   должно   быть   соответствующим   образом   продумано   руководство 12 процессом   эстетического   воспитания,   которое   может   осуществляться   с «периода   первого   детства»   и   должно   перейти   в   эстетическое   образование   в 12 более старшем возрасте (в противном случае человек лишается возможности испытывать наиболее высокие и сложные формы чувствований). Таким   образом,   теория   эстетического   воспитания   П.   Ф.   Каптерева, построенная   на   принципе   комплексного   подхода   к   развитию   эстетических чувств ребенка, предполагает определенную систему и выделяет средства ее реализации на практике. Особое значение имеют его взгляды на детские игры и развлечения, которые служат своеобразным фундаментом для классификации детских игр в дошкольной педагогике. 1.4 Музыка в современной общеобразовательной школе Перед современным музыкальным воспитанием сегодня стоит целый ряд этических проблем. Многие из них имеют давнюю предысторию, но есть и те, что   появились   только   в   последние   десятилетия   как   результат   изменения социально­психологического   климата   в   мире   и   как   следствие   научно­ технической   революции.   В   большинстве   своем   они   имеют   психологическую основу и  связаны  либо с особенностями психологии  современного  человека, либо с психологическим воздействием музыки, либо с психологией отношения человека к музыкальному искусству В   первую   очередь,   к     важным   проблемам   современного   воспитания следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, из­за которой и у нас в стране, и за рубежом постановка музыкального воспитания во многих случаях оставляет желать лучшего. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений, то   впоследствии,   особенно   начиная   с   Нового   времени,   роль   музыки   в воспитательно­образовательном   процессе   стала   уменьшаться,   и   в   последние десятилетия   ХХ   века   и   начала   ХХ  I    века   проблема   мотивации   приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена 13 гармония   между   воспитанием   и   образованием.   В   погоне   за   объемом информации, за углублением так называемых более «практически значимых» 13 знаний   упущена   забота   о   формировании   нравственного   мира   ребенка   и подростка.   Преподаватели   музыки   зачастую   сталкиваются   с   недооценкой значения предмета «Музыка» на всех уровнях ­ как в педагогической среде, так и со стороны родителей. Одним   из   доказательств   необходимости   музыкального   воспитания, полноправного   существования   музыки   среди   других   предметов   школьного цикла является История возникновения Искусства и опыт педагогики, начиная с древних   цивилизаций.   Если   исходить   из   положения   о   преемственности культурных   традиций   как   основы   развития   человечества,   то   необходимо признать всеобщность музыкального воспитания высокого уровня. Существует множество теорий о зарождении музыки: из обряда и магии, из подражания звукам природы, ритмам трудовых процессов, эмоционально возбужденной речи и   т.   д.   Всё   это   говорит   о   том,   что   музыка   возникла   из   практических потребностей   и   как   результат   высокого   психического   развития   человека. Крупнейший   ученый   западноевропейского   средневековья   Боэций   считал,   что музыка   находится   в   квадривиуме   ведущих   наук   ­   наравне   с   арифметикой, геометрией и астрономией. Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и   интеллектуальном   совершенствовании   личности.   С   одной   стороны,   это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику,   с   другой   –   со   способностью   музыки,   как   никакого   другого   вида искусства,   моделировать   сложнейшие   процессы   духовного   мира   человека   на уровне   сознания   и   подсознания,   наконец   с   ее   исключительно   сильным нравственным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека, что приобрело сегодня особую актуальность. Музыкальное   воспитание   способствует   развитию   и   интеллектуальных способностей личности. В современной науке признается наличие музыкального 14 мышления.   Оценочная   деятельность,   которая   всегда   присутствует   в музыкальном   восприятии,   предполагает   серьезные   аналитические   операции. 14 Музыкальное   воспитание   развивает   воображение,   фантазию,   концентрацию внимания.   Наука   приходит   к   выводу,   что   существует   специфическое музыкальное   воображение.   Развитие   всех   этих   психических   функций   (в совокупности   с   эмоциональной   сферой   и   интеллектом)   активизирует творческий   потенциал   личности.   К   современному   же   образованию предъявляются   требования   не   столько   увеличивать   сумму   преподаваемых знаний, сколько развить эвристические способности ребенка.  Нельзя   забывать   и   о   компенсаторной   функции   музыки.   Большая нравственная   и   психическая   нагрузка   современной   жизни,   ее   стремительные темпы   в совокупности  с  тотальной  технизацией  пагубно  влияют   на нервную систему людей, особенной детей. Компенсаторная роль музыки заключается в том,  что  она   дополняет   недостаток   удовлетворения   базовых   потребностей  в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. Ныне уроки музыки, в известной мере, играют лечебно­профилактическую роль. Другая, не менее важная проблема – это проблема репертуара, который звучит на уроках музыки и который окружает ребенка. Если педагоги прошлых времен призывали   к   высокохудожественному   репертуару   (вспомним   полемические строки   В.   Стасова   или   Б.   Асафьева),   то   сейчас   еще   встает   проблема нравственной   сути   музыки.   Это   касается,   прежде   всего,   поп­культуры,   но, порой, и академических жанров. В философских и педагогических трактатах прошлых   веков   говорилось   о   смягчении   и   облагораживании   нравов   под воздействием музыки. Но знали и другое, что влияние музыки может быть не только положительным, но и отрицательным, способным будить в подсознании низменные   инстинкты.   Существовало   так   называемое   тайное   знание, включающее законы воздействия музыки на психику, которые находились под строгим контролем у служителей культа. Произведения искусства создавались 15 строго   по   законам   красоты   и   благотворного   воздействия   на   психику.   Это лежало в основе художественного метода.  15 Ныне всеобщий для музыки закон гармонии и красоты, о котором говорил Моцарт,   нередко   игнорируется.   Крупнейший   композитор   ХХ   века,   один   из столпов музыкального авангарда, Д. Кэйдж более 40 лет назад сказал: «Моя музыка приближает, скорее, к разрушению, чем к созиданию, к аду, чем к раю, к уродливому,   чем   к   прекрасному».   Музыка   зачастую   теряет   свое   высокое нравственное предназначение. Что же можно сказать о многих образцах поп­ культуры,   под   влиянием   которых   находится   ныне   большинство   детей   и подростков?   –   Такая   музыка   пагубно   воздействует   и   на   душевное   и   на физическое здоровье человека. И.П.  Мильто   вводит   понятие  «коэффициент   вариаций»,   суть   которого заключается   в   том,   что   звуковую   информацию   несет   акустический   поток, частотные   и   амплитудные   характеристики   которого   различны.   Если   данные звукового   сигнала   таковы,   что   на   определенных   малых   звуковых   отрезках акустический поток не меняет своих физических характеристик, вариации в изменении его энергии очень низки – тогда мы имеет звуковой сигнал, который стимулирует   разобщение,   нарушение   связей   между   правым   и   левым полушариями   головного   мозга.   В   произведениях   классической   музыки коэффициент   вариаций   обычно   выше   30%.   Например,   записи   М.   Каллас содержат 89% коэффициента вариаций. Подобный акустический поток носит творческий   характер.   Коэффициент   вариаций   репертуара   дискотек   не   выше 19%, а некоторых поп­групп ­ 0,2, 0,3 %. Эксперименты подтвердили, что у человека   повышается   артериальное   давление,   ухудшается   кровоснабжение головного мозга. При этом громкость при подобном звуковом потоке должна увеличиваться. Изменения, происходящие в таком случае в организме человека, равноценны влиянию алкоголя в чрезмерных дозах или наркотиков.  Проблема   эта   обостряется   и   тем,   что   в   ХХ   веке   образовался исключительно большой разрыв между академическим и массовым искусством. 16 Еще в 1920­е годы Б. Асафьев писал «об отрыве профессионального творчества от   слухового   восприятия   масс».   Сегодня   эта   проблема   встает   по­новому: 16 чрезмерное   увлечение   рок­культурой   делает   молодых   людей невосприимчивыми к иному музыкальному языку. Понятие «бытовая музыка» всегда было очень разнообразным. По словам Б. Асафьева,   бытовая   музыка   сопровождает   человека   «от   колыбели   до похоронного   марша».   В   последние   годы   жанровый   объем   бытовой   музыки чрезвычайно   сузился   –   в   результате   дети   воспитываются   односторонне. Усложняет   музыкальное   воспитание   и   чрезмерная   перегруженность   и «загрязненность» бытовой музыкального фона, который также является одной из важных составляющих музыкального воспитания. Это обусловлено обилием малохудожественной   информации,   особенно   в   сфере   массовой   культуры. Сегодня   этот   процесс   усиливается   СМИ   и   огромным   числом   низкопробных звукозаписей. Следует отметить и всеобщее увлечение звуковоспроизводящей   повсеместной   заменой   акустических   инструментов   на аппаратурой, электронные   тембры,   о   чем   писалось   еще   в   1980­е   годы.   Обилие «механических»   звучаний   замедляет   развитие   голосовых   связок   у   детей, формирование   музыкального   слуха,   музыкального   восприятия.   Музыкальное воспитание   должно   основываться   на   восприятии   живого   музыкального звучания,   на   разнообразных   формах   музицирования   и   творчества.   С некультурным   пользованием   звуковоспроизводящей   аппаратурой   и телевидением   тесно   связана   проблема   этического   отношения   к   музыке. Значение музыки как бытового фона сегодня велико как никогда, а это снижает ее высокие нравственно­воспитательные и познавательные функции.  Наконец, нельзя не учесть, что сегодня во всем мире стоит задача сделать общее  образование (и не только общее) более эффективным, и музыкальное воспитание должно сыграть в этом процессе значительную роль. 17 17 2.   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   СИСТЕМА   УЧИТЕЛЯ   МУЗЫКИ   МБОУ «ИСИНСКАЯ   СОШ»   СЕЛЕМДЖИНСКОГО   РАЙОНА   АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В.В.ДАЙЛИД  Процесс   личностного   становления   ребенка   не   должен   сводиться   к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому   моя педагогическая концепция   основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их   духовной   культуры   и   гармонично   развитой   личности.   Все   дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен   эстетически   воспитывать,   раскрывая   красоту   и   целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся   особенно   велика   роль   уроков   музыки,   с   наибольшей   силой воздействующей   на  эмоциональный   мир   школьника   и  облагораживающей   его душу.   Цель   уроков   музыки   в   школе   –   воспитание   музыкальной   культуры учащихся. Понятие «музыкальная культура» довольно ёмкое, оно включает:  нравственно­эстетические   чувства   и   убеждения,   музыкальные   вкусы   и потребности;  знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);  музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности. Задачи, которые  я ставлю перед собой:  увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить её  красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический 18 18 отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания  музыкальным образам;  развивать музыкально­образное мышление, научить разбираться в  закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о  ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;  развивать музыкальные и творческие способности, умения и навыки в  процессе исполнения, слушания, импровизации и движения под музыку;  воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их  духовной культуры; побудить к музыкальному самообразованию. Моя   педагогическая   система     основана   на   технологии   личностно ­ориетированного обучения и воспитания, которая  Направлена на достижение цели: обеспечение развивающей направленности педагогического процесса Опирается на принципы: научности, креативности, интеграции, систематичности Достигается средствами:  концептуальное осмысление обучения и воспитания;  отбор и применение специальных технологий  и методик,  реализующих развитие личностных качеств на уроке;  разработка специальных заданий на уроке;  мониторинг процесса развития;  диагностика и мониторинг результатов развития Приводит к результату:  осознание педагогом ценности развития человека;  построение педпроцесса на развивающей основе Обеспечивается ресурсами: информационными, временными  «Есть   только   два   направления   изменения   человека   –   развитие   либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет 19 служить   деградации»   (Г.Драйден).  Всякое   обучение     по   своей   сути   есть создание   условий   для   развития   личности   и,   следовательно,   оно   является 19 развивающим,   личностно­ориентированным.   Под   личностно­ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий,   идей   и   способов   действий   обеспечивать   и   поддерживать   процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения   и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей   мыслительных   и   поведенческих   особенностей   учащихся,   а отношения «учитель­ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.   Правовая   основа   моей   педагогической   системы   «Развитие   музыкой» представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих   нормативных   документов,   содержащих   юридические принципы   и   нормы,   направленных   на   правовое   регулирование   отношений   в сфере образования с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с   общественными   потребностями.   Правовую   и   методологическую   базу Концепции составляют:  1. Конституция Российской Федерации.  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г.). 3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего   образования   (приложение   к   приказу   Минобразования   России     от 09.03.2004 г. № 1312). 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об   утверждении   перечня   учебников,   рекомендованных   (допущенных) 20 Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих 20 образовательные   программы   и   имеющих   государственную   аккредитацию   на 2009 – 2010 учебный год». 5. Устав школы. 6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года   и   Концепция   профильного   обучения   на   старшей   ступени   общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  № 2783). «Концепция модернизации российского   образования»   наполнена   новыми   социальными   требованиями   к образовательной   системе:   «Школа…   должна   стать   важнейшим   фактором гуманизации   общественно­экономических   отношений,   формирования   новых жизненных установок личности. Развивающемуся  обществу нужны современно образованные,   которые   могут   предприимчивые   люди,   нравственные, самостоятельно   принимать   решения   в   ситуации   выбора,   прогнозировать возможные   последствия,   способные   к   сотрудничеству,   отличающиеся мобильностью,   динамизмом,     конструктивностью,   обладающие   развитым чувством   ответственности   за   судьбу   страны».   Задачи,   поставленные   перед школьной   реформой,   прогрессивны,   гуманистичны.   В   Концепции   выделены доминанты   осуществления     модернизации   образования.   Модернизация предполагает   ориентацию   образования   не   только   на   усвоение   учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных   способностей.   Подчеркнута   необходимость   более   полного использования   нравственного   потенциала   «искусства   как   средства формирования и развития этических  принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Подробнее   остановлюсь   на   программно­методическом   обеспечении преподавания   предмета   «Музыка».   Реализация   Обязательного   минимума образования  осуществляется на уроке по следующим программам: 21 За   основу   взята     программа  «Музыка»   для   5   ­   9   классов,   которая разработана и       составлена в соответствии с Федеральным государственным 21 образовательным   стандартом   основного   общего   образования,   примерными программами по музыке для основного общего образования с учетом  авторской программы по музыке ­  «Музыка. 5­7 классы», авторов:   Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,   М. Просвещение, 2011; «Искусство. 8­9 классы», Г.П. Сергеевой, И.Э.   Кашекова,   Е.Д.   Критской,   М.   Просвещение,   2011..   Цель   программы   – формирование   художественной   культуры   учащихся   как   неотъемлемой   части духовной культуры, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Программа   соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта общего образования.  Методику   музыкального   воспитания   следует   понимать   как   научную дисциплину, изучающую закономерности педагогического процесса воспитания школьников   средствами   музыкального   искусства.   При   этом   понятие «воспитание»  включает   в   себя   единство   нескольких   значений   –  образования (овладение системой музыкальных знаний, приобщение к накопленному опыту художественного   усвоения   мира),   обучения   (усвоение   детьми   практических музыкально­творческих   умений   и   способов   действий)   и   развития   личности каждого   ребёнка   (количественные   и   качественные   изменения   в   музыкально­ эстетической   культуре   школьников,   а   также   в   формировании   музыкальных способностей учащихся). Спецификой музыкального искусства   определяются собственные принципы музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного,   художественного   и   технического.   Так,   например,   слушание музыки   детьми   предполагает   не   только   получение   ими   эстетического наслаждения,   но   и   приобретение   историко­теоретических   знаний   (понятие стиля,   формы,   жанров),   выполнение   музыкально­ритмических   движений   – проявление   эмоционального   отклика   на   восприятие   музыки   и   одновременно понимание особенностей музыкального языка (ритма, динамики, темпа и т.д.). 22 Э.Б.Абдуллин   в   «Теории   музыкального   обучения»   выделяет   следующие дидактические принципы музыкального обучения: 22 1. принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития  школьников; 2. принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы  построения системы музыкального обучения; 3. принцип связи музыкального обучения с жизнью; 4. принцип интереса, увлечённости, положительного отношения к урокам  музыки; 5. принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует  деятельность учителя на уроке и обращён к процессу обучения с  выполнением особенностей каждого учащегося, фиксацией их  музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д. 6. принцип прочности и деёственности результатов музыкального  образования по показателям. Л.В.Школяр указывает на следующие принципы музыкальной педагогики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность,  художественность.   В своей работе, независимо от того, в каком направлении она идет, опора делается мною на  такие педагогические принципы, как:  уважение к личности ребенка;   признание права ребенка на ошибку;   опора на их знание и интерес, получаемые вне школы;   объективность  в  выведении   оценок,  признание того,  что не все  дети в музыке талантливы, но полюбить музыку могут все;   воспитать в них потребность общаться с музыкой;   справедливость;   сохранение здоровья детей. 23 В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры 23 как части всей их духовной культуры,  я стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама. Сегодня во всем мире стоит задача сделать общее образование (и не только общее) более эффективным, и музыкальное воспитание должно сыграть в этом процессе значительную роль. Хотя  в идеале, каждый школьный предмет   должен   эстетически   воспитывать,   раскрывая   красоту   и целесообразность окружающего мира. Но в воспитании духовной культуры и нравственного   облика   учащихся   особенно   велика   роль   уроков   музыки,   с наибольшей   силой,   воздействующей   на   эмоциональный   мир   школьника   и  Целью   нового   научного   и   практического облагораживающей   его   душу.  движения   в   России   является   сохранение   и   развитие   физического,   психологического,   эмоционального,   творческого   здоровья   детей.   Как   же уберечь ребенка, сохранить и укрепить его физическое и духовное здоровье, как научить его регулировать своим психическим состоянием, оградить его мало­ мальски   от   стрессовых   ситуаций   сложного   современного   мира,   помочь   человеческой   морали   ­   доброту, сохранить   ему   ценнейшие   качества   человечность, прощение? Обратимся за помощью к удивительному миру музыки ­ такому простому, и такому непонятному, такому возвышенному, и такому земному. У музыки есть свойство передавать свое состояние множеству людей: «Когда музыка плачет­ с нею плачет все человечество, плачет вся природа». По силе своего воздействия музыка ­ самое могучее среди всех искусств.  На каждом уроке музыки дети пытаются войти в этот удивительный мир звуков  через  разные  виды  деятельности:  восприятие   музыки,  пение; игра на музыкальных инструментах, движения под музыку.  На своих уроках я большое внимание   уделяю   не   только   обучающим   задачам,   но   учитывая   актуальность сохранения   нравственного   и   физического   здоровья   учащихся   в   настоящее время, никогда   не забываю о   психотерапевтическом воздействии музыки на организм ребенка.  Основой формирования музыкальной и духовной культуры 24 школьников   является   восприятие   музыки.   В   процессе   восприятия   музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более 24 широкой   сфере   музыкальных   явлений.   Это   и   опыт   непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства,   и   художественный   опыт,   связанный   с   исполнением   музыки.    Так важным   выводом   Б.М.Теплова,   касающимся   восприятия   музыки,   явилось положение   о   том,   что   во   всей   глубине   и   содержательности   оно  возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания. Мир   музыкальных   образов   не   может   быть   до   конца   понят   «сам   из   себя». Поэтому, для того чтобы понять музыкальное произведение, правильно его воспринять   и   хорошо   исполнить,   любитель   музыки   и   музыкант  должны поинтересоваться тем временем, в котором жил данный композитор, и каковы были его взгляды на жизнь, отношение к людям, к природе, к искусству. Когда композитор   создавал  свое  произведение,  он   сопереживал   проблемам   своего времени, он  восхищался и негодовал,  печалился  и страдал, и если человек будет  знать  конкретную  причину  этих  переживаний, то  и музыку он будет глубже чувствовать, понимать и исполнять.  Но   восприятие   —   не   только   пассивный   отклик   слушателя   на  те  Восприятие переживания,   которые   ему   удается   почерпнуть   из   музыки. активно, и  слушатели, равно как и исполнитель, имеющий опыт общения с искусством,   сами   вкладывают   в   воспринимаемое   произведение  нечто   от своего   личного   жизненного   опыта,   свои   радости,   тревоги   и   надежды,   и тогда   процесс   музыкального   восприятия   превращается   в   захватывающий диалог двух личностных миров, один из которых принадлежит слушателю,   другой   –   композитору.   Если   же   мы   имеем   дело   с   гениальным а   интерпретатором   музыки,   то   этот   диалог   превращается  уже   в замаскированную встречу трех близких друзей ­ композитора – исполнителя – слушателя. И как учитель музыки стремлюсь   на уроках научить детей по­ настоящему   слышать   музыку,   размышлять   о   ней,   потому   что   только   тогда 25   познавательную   и музыка   сможет   выполнить   свою   эстетическую, воспитательную   роль.     Задача   состоит   в   том,   чтобы   все   45   минут   урока 25 создавали   ситуацию,   способную   формировать   состояние   человеческого открытия мира музыки.  Вся   работа   на   уроке     строится   так,     чтобы   музыка   переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку. В организации процесса слушания музыки используются   ряд   методических   приёмов,   способствующих   активизации музыкального восприятия произведения:  вокализацию доступных мелодий инструментальных произведений;  ритмопластику   (промаршировать,   пластически   выразить   музыку движением рук или корпуса);  сравнение или контрастное сопоставление музыки;  графическое изображение мелодии;  музыкально­познавательные задания;  использование содружества различных видов искусства;  использование определённого цвета для передачи настроения музыки. Также   следует   выделить   приёмы   активизации   внимания   учащихся   для музыкального восприятия:  приём новизны (заинтриговать учеников сообщением новой информации);  приём   персонификации   (использовать   предрасположенность   детей   к сопереживанию);  приём   соучастия   (смоделировать   определённую   знакомую   детям ситуацию: «представьте, что вы находитесь в концертном зале…»);  приём игры голосом (выразительная эмоциональная речь).  Решению задачи формирования нравственно­эстетического отношения к музыкальным   ценностям   служит   и   метод   проблемного   обучения,   который используется  на уроках музыки. Этот метод позволяет организовать на уроках дискуссии, развить музыкальное мышление ребят, их оценочные представления. 26 Развитию самостоятельного оценочно­эстетического отношения ребят к музыке служат и их «дневники музыкальных наблюдений». Такие «дневники» помогают 26 учителю проследить за тем, какую музыку слушают ребята дома и что о ней думают, как воспринимают ее. Хотя ведут их школьники не для учителя, а для себя. Многие ребята рисуют в дневниках, либо наклеивают в них репродукции картин известных художников. Творческое оформление дневниковых записей служит   развитию   музыкальных   ассоциаций   ребят,   расширению   их художественного   кругозора.   Ученикам     предлагается   не   только   отвечать   на вопросы,   но   и   написать   дома   рассказ   об   услышанной   на   уроке   музыке. Например,   написать   рассказ   о   различии   музыки   Э.   Грига   «Утро»   и симфонической картины М. Мусоргского «Рассвет на Москве­реке» из оперы «Хованщина». Вот что можно прочитать о сравнении двух музыкальных картин: «Оба композитора показывают красоту природы, но по­разному. В музыке Э. Грига все становится красивым, а музыка М. Мусоргского тяжелая и мрачная. Прежде чем написать эту музыку, Григ, наверное, смотрел, как поднимается солнце,   а   затем   выразил   свои   чувства   в   музыке   «Утро»,   Мусоргский   своей музыкой   передал   не   только   пейзаж   древней   Москвы,   а   выразил   тревогу   за судьбу   русского   государства».   Посткоммуникативная   («последействие» музыки)   фаза   художественного   восприятия,   протекающая   с   помощью   таких специально   организованных   форм,   как,   рассказ,   сочинение,   способствует углублению   музыкального   восприятия   школьников   и   побуждает   к   новому, повторному контакту с музыкальным произведением.  На   уроках   музыки,   помимо   специфических   задач,   решаю   и   задачи валеологии – науки о здоровье. Каждый ребенок, находящийся на уроке, имеет свой   «мирок»   переживаний,   проблем,   болезней   зачастую   невидимый   нам взрослым.   Задача   учителя   музыки   –   научить   «впустить»   чарующий   поток звуков   в   душу   каждого   ребенка,   чтобы   помочь   ему   излечиться, совершенствовать себя.  А как это сделать? Конечно, через пение. Пение как часть   музыкотерапии   является   важным   моментом   выражении   себя.   В 27 музыкотерапии,   как   и   при   рисовании,   профессионализм   не   является необходимым. Важно чувствовать себя, собственную  наполненность. Причем 27 наполненность – это не пение во все горло, а часть моря, которое в спокойном состоянии,   заполняет   вас   внутри.   В   этом   пении   задействованы   не   только голосовые связки, но все существо.   Пение – вид музыкального искусства. Оно обладает большой оздоровительной силой.  Известный венгерский композитор З.   Кодай   писал:  «Чудесное   свойство   пения   ­   дисциплинирование   нервов, тренировка   гортани   и  легких   ­   все   это   ставит   пение   рядом   с   физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем  Пение   обладает   могучими   воспитательными   возможностями, пища». оживляет   умственные   силы   детей,     быстро   организует   класс!   В   песне   есть, кроме   того,   нечто   воспитывающее   душу,   и   в   особенности   чувство.  Пение применяют   как   средство   терапии   при   головных  болях,   депрессиях, заболеваниях дыхательных путей.  Велика роль пения в воспитании здорового подрастающего поколения. В вокальных упражнениях, при разучивании песен на уроках, я  большое внимание уделяю   развитию   хорошего   певческого   дыхания.   Принципы   брюшного (диафрагмального) дыхания были разработаны  еще в гимнастике йогов.  Суть подобного типа дыхания благотворно влияет не только на хорошее снабжение кислородом   «главного   дирижера   нашего   организма­   оркестра»­   головного мозга.   При   таком   типе   дыхания   диафрагма   работает   наподобие  поршня   и интенсивно массирует внутренние органы ­ желудок, печень, почки, кишечник (являясь   хорошим   средством   очищения).  Образные   названия   упражнений («Недоенная корова», «Сытая лошадь», «Засыпающий цветок», «Аромат роз», «Парад   войск»)   улучшает   качество   их   исполнения.  Выполняя   упражнение «Сытая лошадь»; происходит расслабление мышц лица и головы, что помогает более эффективной работе участков мозга, ответственных за интеллектуальное и   духовное   развитие   человека.  Подобные   упражнения   выполняются   детьми среднего   звена   обучения.  С   детьми   начальной   школы   мы   проделываем 28 дыхательные упражнения с образным выражением сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит на цветок («бз»­ на выходе, «бж»), змея ползет в 28 траве («ш»­ «ш» ­ выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.  Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние   на   дыхательную   систему   организма,   а   также   активизирует   работу внутренних органов.  А   сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое   упражнение:   «Ма   ­   ме­   ми­   мо­   му»!  Каждая   гласная соответствует   своему   органу:   А   ­   печени,   Е   ­   сердцу,  И   ­   селезенке.   О   ­ почкам, У ­ легким. Биозвукотерапией мы занимаемся ежеурочно, зачастую не подозревая   об   этом.  Звуки   музыки...  Исполняемые   и   слушаемые.   Какое   это чудо!  А   разве   не   красив   тот   человек,   который   несет   заряд   положительных эмоций окружающим (в этот момент у него вырабатывается большое количе­ ство гормонов удовольствия в участках головного мозга).  Дунаевский писал: «Какое счастье наслаждаться музыкой! Но не только в этом счастье! Счастье в том, что, наполняясь красотой искусства, я сам хочу быть  лучше, чем я есть. Наслаждение музыкой  не самоцель, а путь к внутреннему совершенствованию во имя жизни, во имя ее улучшения».  Особо   следует   отметить   творчество   учащихся   на   уроках   музыки. Особенно   ярко   творческое   начало   проявляется   у   младших   школьников,   они чрезвычайно   изобретательны   в   передаче   интонаций,   подражании,   легко воспринимают сообразное содержание сказок, историй, песен, им свойственна природная   активность.   Детское   творчество   на   уроках   музыки,   конечно,   не искусство, оно представляет собой познавательно­поисковую практику. Но тем и ценно творчество учащихся, что они сами открывают что­то новое , ранее не известное   им   в   мире   музыки.   Творчество   активизирует   память,   мышление, наблюдательность,   целеустремлённость,   интуицию,   что   необходимо   во   всех видах   деятельности.   Появляется   творческое   начало   у   школьников   в   пении простейших   мотивов,   в   сочинении   мелодии   на   предложенный   текст,   в 29   в   создании   ритмического выразительных   движениях   под   музыку, сопровождения   к   пьесам,   в  оценочных   суждениях   об   услышанной   музыке,  в 29 осмысленном   исполнении   песен   с   элементами   собственной   интерпретации. Активным   средством   развития   творческой   деятельности   учащихся   являются творческие задания (Приложение 1).   Уроки   музыки   в   школе   –   это   важное   средство   эстетического   и нравственного воспитания школьников, развития их творческих способностей, музыкальных   задатков.   Уже   с   первых   уроков   творческое   начало   может проявляться в своеобразии ответов на вопрос учителя, в стремлении самому формулировать вопросы и задавать их учителю, в рассказах об услышанной вне урока   музыке.   Уроки   музыки   уже   с   начальной   школы   содержат   в   себе творческую   деятельность   ученика:   сочинение   простейших   слов   к   попевкам, частушек,   импровизацию   ритма   во   время   игры   на   детских   музыкальных инструментах.   С   целью   активизации   творческой   деятельности   учащихся   я использую различные типы учебных занятий: урок­портрет, урок­путешествие, урок концерт, урок­экскурсия и др. (Приложение 2). Программный материал обновляется   новым   репертуаром,   как   современных   композиторов,   так   и народными произведениями. Дети тоже участвуют в подготовке отдельных тем, выполняют   поисковые   задания   (подбор   стихов,   поговорок,   репродукций, аудиозаписей, запись и совместные с родителями сочинения попевок, колядок, частушек).   Тем   самым   у   ребят   пробуждается   интерес   к   национальным традициям, обрядам, историческому прошлому родной страны. Дети исполняют русские   народные   песни   в   сопровождении   инструментов:   трещоток,   ложек, маракасов и др.  Повышают интерес школьников к самостоятельному «добыванию» знаний, развивать их творческие домашние задания: ­ сочинения слов к небольшим попевкам; ­ сообщения о композиторах, музыкальных инструментах; ­ составление кроссвордов, ребусов (Приложение 3); ­ просмотр телепередач. Нельзя не отметить, что современное музыкальное воспитание и обучение 30 30 невозможно   без   применения   компьютерных   технологий,   мультимедийных пособий. Некоторые элементы уже начали использоваться на уроках и музыки: просмотр видеоматериалов, составление и показ презентаций по определенным темам,  поиск  нужной  информации в сети «Интернет» и  т.п. Перспективным является и метод проектов, который используется в старших классах. Музыкальное развитие учащихся должно постоянно контролироваться, и с   этой   целью   я   провожу  мониторинг  учебных   достижений   учащихся,   когда предлагаются разнообразные задания для индивидуального или коллективного выполнения.   В   младших   классах   это   дидактические   игры   «Музыкальные инструменты»,   «Угадайка»,   «Волшебный   шнурок»,   «Музыкальный   веер" (Приложение 4). В средней школе – творческие задания, тесты,  позволяющие мне измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания. Использование тестов направлено на:   определение объема и качества освоения содержания программного   материала;     проверку   и   контроль   уровня   освоения   основных видов   деятельности   учащихся   (музыкальной,   учебной,   исследовательской); проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью.  В чём я, как учитель, вижу преимущества использования на уроках  тестовых форм контроля. Это:       Индивидуальный характер контроля каждого ребенка.   Возможность регулярного систематичного проведения тестового  контроля на всех этапах контроля обучения.  Возможность сочетания её с другими традиционными формами  педагогического контроля.  Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест  может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную  проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических  31 31 умений и навыков учащихся.  Объективность тестового контроля.   Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их  прошлых учебных достижений.  Эффективность, позволяющая проводить контроль за короткое  время  с минимальными затратами.  Тестовые формы контроля как средство стимулирования  систематической деятельности учащихся на уроке.  На уроках мною используются различные формы тестовых заданий       (Приложение 5). И выбор содержания теста зависит от цели тестирования. Оно  связано с:   опознанием композитора  определением названия произведения и его автора    соотнесением звучания с предъявленными музыкальными  инструментами  ответом на вопросы   поиском ошибки в тексте    дополнением недостающего ключевого понятия и т.д.  Причём в течение учебного года используются различные виды тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Музыка   побуждает   нас   красноречиво   мыслить»   (Эмерсон).   И   задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования 32 к   информации,   а   средствами   искусства   учить   мыслить,   чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.  32 Учитель   (как   детоводитель   в   первичном   значении   этого   слова)   должен ориентировать   школьников   в   мире   музыки,   привить   им   вкус   и   приобщить средствами   искусства   к   высшим   духовным   ценностям,   частое   повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства  прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.     Научить   познавать   Мир   и   формировать   образ   Мира   средствами искусства. В общении с искусством музыки  понять себя и свое место в Мире. Духовно­нравственные   понятия,   которые  несет  высокое  искусство,   должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Сегодняшняя   жизнь   ставит   новые   проблемы   перед   музыкальным образованием  массовой  школы.  Они  порождены  новой  социально­культурной ситуацией:   с   1993   года   ученые   констатируют   обесценивание   знаний   как духовного   богатства   человека   –   над   умами   властвует   примитивное  материальное   (денежное)   богатство.   Фундаментальные   сдвиги   в   системе ориентаций   связанные   с   экономическими   кризисами. ценностных   Экологическими   катастрофы,   в   том   числе   чрезмерное   загрязнение   города вредными   для   здоровья   детей   шумами,   которые   разрушающе   действуют   на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться).   В   этом   кроются   причины   духовной   деградации   –   рост   детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две тысячи!). Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь духовно­нравственной активности и гармонизации душевных сил   и   противовес   страстям   и   мерзостям   жизни,   вопрос   лишь   в   том,   какая музыка?   Все   чаще   говорят   о   музыкальной   наркомании.   А   все   великие достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой и религией.   Без   этого   духовного   аспекта   нельзя   понять   суть   музыки   И   Баха, 33 В.Моцарта, Л.Бетховина, М.Глинки, П.Чайковского, С Рахманинова и   других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в школе на уроках 33 музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить об этом! Другая   кричащая   проблема   современности   связана   с   ранней компьютеризацией:   зарубежные   ученые   констатируют.   Что   школьники   в условиях   ранней   компьютеризации   утрачивают   образное   мышление   и творческие   способности,   с   чем   и   связан   на   западе   гуманитарный   бум   – искусство и художественное творчество внедряются   во все сферы обучения. Возникла   острая   потребность   сделать   массовое   образование   творческим. Акцентировать   в   нем   духовно­нравственное   начало   и   ориентировать   на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывает   человека   физически   и   духовно?   Во   все   времена   об   этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по   прямому   эмоциональному   воздействию   была   и   остается   музыка.  Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие. Современной   массовой   школе   нужна   концепция   музыкального образования с духовно­нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие   в   процессе   формирования   общей   музыкальной   культуры,   на  музыкально­творческое   самораскрытие   природного   дара   каждого   ребенка,   ­ только   в   этом   случае   музыкальное   воспитание   и   образование   может   стать целостным и гармоничным. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 566 с. 0 1 34 Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя­музыканта. – М., 2000. –  34 Алиев Ю.Б. Что думают подростки о музыкальном воспитании в  школе // Воспитание школьников. – 2000, ­№5.­ с. 43­49. 2 Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. –  М., 1983. – 244 с. 3 Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. –  Л. 1973. – 378 с. 344 с. 4 5 6 7 Вендрова Г.Е. Пусть музыка звучит! – М., 1990. – 168 с. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1978.­   Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980. – 367 с. Котляревский М., Штуден Л. Приобщение к творчеству. –  Новосибирск, 1987. 8 Лисянская Л.С. Методические рекомендации к проведению  школьных уроков музыки – М., 1999. – 255 с. 9 10 11 Музыкальный энциклопедический словарь. ­ М., 1985.  Португалов К.С. Серьезная музыка в школе.­ М., 1980.­ 280 с. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. – М.,  2000. – 477 с. 12 Селевко С. Современные образовательные технологии. – М., 1999. – 456 с. 13 Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального  воспитания в школе. ­ М., 1997. – 288 с. 14 Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. М. Красильниковой, Е. Школяра и др. – М., 1998.­ 456 с. 15 Халабузарь Н., Попова Е., Добровольская Л. Методика  музыкального воспитания. ­ М., 1990.­ 244 с.   ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35 35 РАЗРАБОТКА УРОКА ТВОРЧЕСТВА «Я И БЕТХОВЕН» , ПРОВЕДЕННОГО  В 7  КЛАССЕ МБОУ «ИСИНСКАЯ СОШ»  СЕЛЕМДЖИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. Тема урока: Образ борьбы и победы. Л. Бетховен, симфоническая  увертюра «Эгмонт». Цель урока: Формирование музыкальной культуры учащихся как часть  общей духовной культуры через творчество. Задачи урока: 1) 2) 3) 4) 5) 6) развитие музыкального мышления; развитие творческих способностей;  развитие осознанного восприятия музыки; расширение кругозора; освоение понятий «симфоническая увертюра», «сонатная форма»; воспитание потребности в слушании и изучении классической       музыки; 7) знакомство с творчеством Л. Бетховена. Программа по музыке для средних и общеобразовательных школ. – Мн., ЛИТЕРАТУРА: 1997. И.В.Гёте «Избранные произведения». – М.., 1977. Музыкальная   литература  зарубежных  стран  для 5­го  класса  ДМШ. – М., 2000. ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет Л. Бетховена, книга Гёте «Эгмонт». Магнитофон, грамзапись. 36 36 ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. Вход в класс под музыку III части 5 симфонии Л. Бетховена. Учитель:   Какое   произведение   сейчас   прозвучало,   кто   его   автор?... Верно,   это   Людвиг   ван   Бетховен   (ставит   портрет).   Сегодня   мы   будем сочинять произведение этого композитора как бы вместе с ним. А кто знает, какая ведущая тема творчества этого композитора?... Верно: «через борьбу ­ к   победе!».   Сегодня   в   рамках   темы   полугодия   мы   сочиним   «образ героической борьбы и победы».  2. Сочинение увертюры. Учитель:  Итак,  сюжет, который  ляжет  в  основу   нашего   с  Бетховеным произведения,   взят   из   трагедии   Гёте   «Эгмонт».   В   XVI   веке   Эгмонт,   граф Лемораль,   возглавил   восстание   нидерландского   народа   против   испанского короля   Филиппа   II,   желавшего   поработить   нидерландцев.   Восстание   было жестоко   подавлено,   погибли   воины,   стоявшие   плечом   к   плечу   с   Эгмонтом. Эгмонт  был  схвачен,  а  затем  казнен.  Перед  казнью  он  призывал   свой  народ (читает):   «Кровь   моя   пролита   не   напрасно!   Шагайте   через   нее!   Отважный народ! Как море прорывается сквозь ваши молы, так прорвите, так размечите в прах   нагромождение   тиранства   и   смойте   его,   утопающее,   с   вашей   земли, которую оно себе присвоило, ­ долой!... Я умираю за свободу, для нее жил я, за нее сражался и ныне в муках ей приношу себя в жертву... Смыкайте ряды свои, защищайте   свое   достояние!   И   за   спасение   любимого   сокровища   умирайте радостно, чему пример вам ныне подаю.» А далее ремарка автора:  «музыка затихает,   победной   симфонией   кончая   пьесу»,   год   создания   1788.   Народ Нидерландии победил. А в 1810 году Бетховен создал музыку к этой трагедии, которую мы, уже в XX веке, воссоздадим заново. 37 Итак,   для   воплощения   той   борьбы   нам   нужны   следующие   образы (выписывает на доске, дети – в тетради): «образ испанцев­угнетателей», «образ 37 угнетенного народа», «образ народного возмущения», «образ противостояния» (оставляет   место   для   «образа   победы»).   Какими   средствами   музыки   можно передать XVI век? (Подводит мнения к сарабанде ). Какие инструменты или оркестр   будут   исполнять   произведение?   (симфонический   оркестр).   Итак, «образ   испанцев­угнетателей»   ­   каким   вы   его   видите?   Старайтесь   говорить музыкальными   образами,   а   не   иллюстрациями...   Какие   инструменты   его передадут? В каком темпе, ладу?... (Школьники отвечают) Бетховен передал этот образ через такую тему (исполняет тему №1).  Следующий   «образ   угнетенных».   Каков   он,   в   какой   инструментовке, темпе, ладу, динамике? (После получения ответов исполняет тема №2). А   теперь   создадим   «образ   народного   возмущения».   Я   вам   помогу: попробуйте   представить   себя   возмущенными.   А   теперь   это   –   «народное возмущение», помните? – «пусть ярость благородная вскипает как волна». Итак,   ваши   мнения...   (По   «нахождении»   исполняет   тему   №3). Вслушайтесь, это какие инструменты  (исполняет  партию правой  руки)... А это? (исполняет партию левой руки). Наконец, «образ противостояния» – кто кому противостоит, как может Бетховен передать это в музыке? Его стиль вы уже усвоили из предыдущих тем ... (исполняет тему №4). Отлично. У нас 4 образа. Какая же форма в музыке в состоянии вместить в себя не только показ всех этих тем, но и их развитие, борьбу, ...? Верно, это сонатная форма. Напомню, она состоит из Экспозиции, Разработки, Репризы и, чаще всего, Коды (запись схемы на доске и в тетради). Экспозиция – раздел, где показаны 2 темы, которые будут «бороться». Из   них   одна   ­   Главная   –   яркий   образ,   определяющий   всю   музыкальную   и образную ткань произведения (запись на доске «Г.п») Побочная   партия   –   тема,   которая   одним   своим   появлением противостоит   Главной,   вытесняет   ее   из   нашего   сознания   (запись   на   доске 38 «П.п»). Их проведение как бы говорит: «продолжение следует»... Наступает Разработка – столкновение тем, их изменение, наталкивание, дробление. Они 38 рвутся  на  клочки, вытесняя   друг  друга (запись  на  доске  уже  есть,  только показ   слова).   Наступает   момент   «вскипания»,   после   которого   успокоение приносит Реприза (показ). Главная партия выходит победителем, в прежнем виде,   а   вот   Побочная   (запись   на   доске   «Г.п»   и   «П.п1»)   –   в   новом   виде, состоянии, в другой тональности, а то и ладу. Подводит итог Кода   (показ). Итак, Экспозиция у нас есть – 4 образа. Но Главный из них ...дополняет и противостоит ему... Оставшиеся 2 темы объединим – они невелики, и одна из них готовит слушателя, вводит в историческое время, а значит обе темы это – ... (вступление). Хорошо, какие темы столкнутся в Разработке?… Так, в Репризе Главная Партия останется прежней, а как изменится Побочная, ведь она состоит из двух частей (играет тему №4)? Итак, давайте вспомним: Эгмонт погиб. Как передать гибель Эгмонта? … Представьте, вас вел человек великий, храбрый, мужественный на борьбу. Он сражался вместе с вами и вдруг погиб, кто будет вести вас? – Пустота… и в музыке должно быть ощущение пустоты, растерянности. А затем? Вы ведь пойдете   побеждать?   (В   момент   когда   звучат   ответы   о   победе   ставится грамзапись с увертюрой «Эгмонт» с самого начала). 3. Слушание музыки. (По окончании  слушания – запись на доске «Образ Победы»). Таким образом   мы   сочинили   (параллельно   записывается   и   на   доске   и   в   тетради) симфоническую увертюру (можно пояснить «симфоническую» и «увертюру» или обратиться к учебнику стр.66) «Эгмонт» Л. Бетховена. 4. Итоги урока. Так   почему   же   Бетховен   выбрал   для   характеристики   угнетателей сарабанду?   –   «торжественное   погребальное   шествие   в   честь   погребения героев,  знатных  людей»…Бетховен  уже  во   вступлении   говорил:  «Это  тема 39 испанского гнета, несущая смерть главному герою» (после этих слов снова вновь начинается увертюра с самого начала и звучит до звонка с урока). 39 5. Домашнее задание. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 40 40 АНКЕТА­ОПРОСНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8­Х КЛАССОВ  1. Нравятся ли вам уроки музыки? a. b. c. Да Нет Свой вариант 2. Считаете ли вы предмет «музыка» обязательным в школе. 3. Что   бы   вы   изменили   в   уроках   музыки,   чем   бы   вы   занимались   на уроках (как учитель)? 4. Вы хорошо разбираетесь в музыке? a. b. c. Да Нет, не совсем Не знаю 5. Назовите стили музыки, начиная с барокко и заканчивая музыкой XX века. Вы смогли бы назвать их особенности? 6. Назовите свое любимое произведение и его автора. 7. Испытываете ли вы потребность в слушании музыки классической, «серьезной», или хотя бы интерес к этой музыке. 8. Испытываете   ли   вы   потребность   (интерес)   к   современной «серьезной» музыке?

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников

Влияние музыки на воспитание и обучение школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017