С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.лекция
«Влияние развития двигательной активности рук на умственное
и речевое развитие младшего школьника («Пальчиковая
гимнастика» методика О.В. Узоровой и Е.А. Нефедовой)
Меняется мир – меняется человек. Изменился
первоклассник… в последние годы в школу приходят дети которые
не могут ровно сложить лист бумаги, обвести клетку в тетради,
аккуратно вырезать круг, раскрасить фигурки любимых сказочных
героев. А как они держат в руках карандаш и ручку! И переучить их
практически невозможно. А ведь от этого зависит их успешность в
учебной деятельности.
С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки
должны неустанно работать. Мелкая моторика становится первым
этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с
первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками
пальцев, ладошками. Некоторые родители часто замечают, что их
дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их
удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с
элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь,
другая группа родителей, которые с первых дней занимаются
руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано
начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою
речь богаче и сложнее.
Статистика свидетельствует, что во второй половине
двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами
речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5%
(данные доктора педагогических наук, логопеда М.Е. Хватцева).
Что это — случайность или снижение работы рук наших детей?
Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не
только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина, глины.
Основной вид деятельности ребенка с 1 года до 3 летэто
предметноманипуляторная деятельность и ролевая игра.
Одновременно идет интенсивное развитие речевого общения. В
дошкольных учреждениях воспитатели с детьми выполняют простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рассказывают
и показывают ребенку совершаемые действия, дают возможность
принимать в них участия. В процессе пальчиковой гимнастикивозникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок
начинает подражать, запоминает последовательность движений,
руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное —
активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь,
стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки
пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука
не будет так уставать при обучении. Дело в том, что упражнения по
развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько
отделов головного мозга и положительно отражаются на общем
интеллектуальном развитии ребенка.
Работу по развитию мелкой моторики мы продолжаем и в
школе. Расскажу, как можно используя методику О.В. Узоровой и
Е.А. Нефедовой на уроках можно развивать мелкую моторику у
младших школьников. Пальчиковую гимнастику можно применять
не только на уроках технологии и изобразительного искусства. Но и
на уроках математики, русского языка и даже чтения.
Нам всегда не хватает времени на уроках… предлагаю
совместить пальчиковую гимнастику с физминутками. Снизим
физическую усталость и моральное напряжение играя с учебными
предметами.
Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой.
Срочно сделать мы успели
Самолет другой модели.
Мы над партою летим,Ну а где же наша карта?
Облака достать хотим.
Крутим мы с трудом давно
Это толстое бревно.
Вы ошиблись, это наш
Тонкий, легкий карандаш.
Сложим ладошки,
Сожмем их немножко.
Ловко пальчики сплетем,
Крепко карандаш зажмем.
Упражнения на составление с помощью пальцев и учебных
предметов цифр и букв русского алфавита помогут ему не только
сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная
буква и цифра. Процесс обучения пойдет веселее и, главное,
быстрее. Все это особенно полезно ученику в течение букварного
периода.
Мы ладонь согнем дугой,
Угол сделаем другой.
Пальцы сложены в кружок,
Сверху длинный гребешок.Надо вместе их сложить,
нас за цифра здесь?
Чтоб «пятерку» получить.
конечно, цифра «шесть».
Что у
Ну,
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид
Карандаш и ручку мы
Взять наискосок должны,
И у на, понятно всем,
Это буква «Д» стоит.
Возникает буква «М».
Пальчиковая гимнастика увеличивает
подвижность пальцев, развивает их силу и
гибкость и, как следствие, улучшает почерк
ученика.
Пальчик к пальчику приходит, Сцепим мы два кулачка,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Словно крепких два крючка.
А потом мы ждать не станем –
Посильнее их потянем.Не менее важны для младших школьников игры в парах. Их
цель – повысить у детей коммуникабельность, научить их общению,
способствовать развитию речи.
Правой – влево мы толкаем,
Левой вправо нажимаем
Чтоб рукам сильнее стать,
Нужно их тренировать.
Прямо к нам летит ладошка,
Хлопнем мы по ней немножко.
Чтоб ладошку захватить,
Нужно очень быстрым быть.
Используя пальчиковую гимнастику для развития мелкой
моторики необходима помнить два правила:
Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы
(например, потрясти кистями)
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают
хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает
благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом
индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Дети
научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать
выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к
внешней); расширился активный словарь, что можно было
наблюдать в самостоятельной речи детей; дети знают и играют в
пальчиковые игры и на переменах; у детей развиваются
мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;
в речи детей появились распространенные предложения.
Развивать мелкую моторику рук никогда не поздно, но чем
раньше мы начнем работать с ребенком, тем быстрее он освоитнавыки и способы познания мира, тем точнее и четче, глубже и
осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.
И.Ю. Федосеенкова учитель начальных классов высшей категории
МБОУ Лицей №1 имени А. Блока