Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Оценка 4.9

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2017
Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
В статье раскрывается роль эмоционально - психологического климата в образовательном процессе. Благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, а это, в свою очередь, влияет на определение школьников в качестве субъектов деятельности и становлению их активной жизненной позиции.
мотивация.docx
Влияние социально­психологического климата на мотивацию обучающихся. Состояние современной социокультурной ситуации в Казахстане  выдвигает  необходимость переосмысления вопросов содержания и  организации процесса воспитания подрастающего поколения. Сейчас  важное   значение придается гуманизации в отношениях как между взрослыми и  учащимися, так и между самими учащимися. Важнейшее значение  приобретает формирование  социально­психологического климата, который   во многом определяет продуктивность учебной деятельности, актуализирует   качества, свойства личности. Поднимается тема  влияния  классного  коллектива на мотивацию к учебной деятельности подростков. Все больше  осознается необходимость в специалистах, способных к самореализации и  функционированию в новых социально­экономических условиях. Формирование и совершенствование социально­психологического  климата ­ это постоянная практическая задача  всего педагогического  коллектива. Создание благоприятного климата для развития личности  учеников является делом, требующим знаний его природы и средств  регулирования, умения предвидеть  ситуации  во взаимоотношениях  членов   коллектива, требует понимания психологии школьников, их эмоционального  состояния, отношений друг с другом. Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние  психологического климата: ­ личные качества членов ученического коллектива, ­ стиль руководства со стороны учителя  ­ материальная среда учебного процесса Эффективными способами  поддержания благоприятного социально­ психологического климата в классе, которые могут использоваться , являются следующие: ●   находить общие интересы  и на их основе организовывать общие  дела; ●   ставить цели и создавать условия для организации совместной  деятельности детей;  создавать ситуации коллективного сопереживания значимых  ● событий; ●  формировать  традиции  класса, привлекать ребят к  совместному  проведению свободного времени; ● создавать условия для  сохранения стабильно ­ положительных  отношений между учителями и учащимися; ●  поощрять общечеловеческие ценности ( доброжелательность,  гуманизм, сострадание, доброта) ; ● развивать  толерантное  отношение к членам коллектива; ●   развивать навыки общения и сотрудничества. Отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют  развитию школьников  в качестве субъектов деятельности и становлению их  активной жизненной позиции как : а) формы  взаимосвязи, основанной на взаимопонимании,  взаимопереживании; б) способов  совместной деятельности, предусматривающих   проявление самостоятельности  и  активности ; в) умения  учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при  согласованности действий. Немаловажным являются профессиональные качества педагога,  который играет  главную роль в данном процессе. Практические и  теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание  благоприятного климата в ученической среде, как  условия разностороннего  развития личности. В процессе создания благоприятного климата важны в равной степени,  как высокая мотивация к учебе, система отношений членов коллектива друг к другу, к своей основной деятельности и деятельности окружающих, так и  наличие у учеников навыков позитивного взаимодействия. С этой целью  широко должны применяться интерактивные методы улучшения  микроклимата в коллективе и средства неформального сближения  коллектива. Практика показала, что  совместно всеми членами класса должны быть  созданы правила поведения в коллективе. Должна быть сформирована   настоящая команда единомышленников, у которой есть общие цели и  устремления, общие ценности, общее видение путей продвижения вперед.  Особую работу  нужно провести по отношению к  высокой  конформности  подростков. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки  зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и  ее лидеров. Определяющими признаками благоприятного психологического  климата являются отчетливо выраженные социально­психологические  феномены межличностных отношений.  В  качестве подобных показателей выступают:  –  уровень  информированности  всех членов класса  о целях и задачах  совместной деятельности,  –  степень  межличностных  отношений (в том числе и взаимооценивания  в   сообществе) целями и содержанием классной  активности,  – выраженность  действенной  эмоциональной идентификации,  –  ответственность за успехи и неудачи в классной деятельности,  – показатель  взаимности в сфере  отношений,  – показатель ценностно­ориентационного и предметно­ценностного единства, – способность и готовность членов группы к проявлению личностного  самоопределения. Адекватная оценка психологического климата  является непременным  условием его профессионального воздействия на конкретное сообщество, так  как без подобного ориентира любые усилия оказываются, по сути дела,  безадресными и могут привести к результату, прямо противоположному  желаемому. Сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику  при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий  педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд  школьников. При таком понимании сотрудничества речь идёт о  взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и  доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных  этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при  усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний. Если  ученик хоть на какой­то момент становится соратником учителя или  одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела,  позиция его меняется. Ему приходится проявлять инициативу и  самостоятельность. Ценным является побуждающее сотрудничество, которое  стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами. Педагогическое взаимодействие предусматривает и  организацию  общения участников учебного процесса: отношения сотрудничества и  взаимопомощи, широкий обмен новой информацией между участниками  учебного процесса, встречный процесс, расположенность учащихся к  действиям учителя, сопереживания в радости познания, соучастие в  разрешении проблемных вопросов и познавательных задач, стремление прийти друг к другу на помощь при затруднениях. Создание особых ситуаций общения в учебном процессе (“оцени  сочинение соседа ”, “проверьте работы друг друга”, “выслушай ответ”,“помоги товарищу”), разрешение помочь товарищу при неудачах,  затруднениях снимает психологический барьер, возникающий между учителем и  школьниками, который воздвигается неразумной организацией работы на  уроке, когда пресекается любое ценное побуждение помочь товарищу,  вывести его из затруднения. И если учащиеся  ожидают  встречу с учителем  как желанную и радостную, то происходит это именно благодаря тому, что  эти учителя обеспечивают  благодатную атмосферу учения, где радости  познания и общения неразделимы. Накопление знаний невозможно в условиях неблагоприятного  социально­психологического климата, так как он препятствует личностному  развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. В центре процесса обучения находится познавательная  деятельность ученика, его учение, его постоянное движение к познанию всё  более глубоких и существенных связей и зависимостей между изучаемыми  процессами и областями научных знаний, широкого круга явлений, процессов. Анализ  моей педагогической практики показывает, что многие  серьезные затруднения в решении задач обучения  возникают из­за неумения  учителя правильно организовывать общение. Продуктивность педагогической  деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем  технологией педагогического общения. Я считаю, что для успешного  взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у педагога  следующих педагогических  способностей:  способность понимать  учащихся; умение прогнозировать  педагогические ситуации;  коммуникативность,  наличие потребности общения с учащимися; творческое мышление; ● ● ● ● ● ● способность к педагогической импровизации; умение управлять собой Для  создания  рабочей атмосферы могут быть полезны педагогам  следующие принципы взаимодействия: 1. Найти  индивидуальный подход к каждому ребенку. 2. Быть  такими, какими  хотели бы видеть своих учеников. 3. Предоставить  учащимся  возможность испытать себя в разных видах  деятельности. 4. Самый большой грех ­ это нежелание  что­либо сделать. 5. Поступки  учителя  должны свидетельствовать о его  заинтересованности в личном успехе каждого члена класса. 6. Помогать  учащимся  подняться  на качественно новую ступень. 7. Не нарушать  своего слова. 8. Забыть  о покровительственном тоне. 9. Создавать  условия, а  не диктовать  их. Таким образом, создание оптимального психологического климата  является важным элементом повышения результативности учебной  работы в  классе. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему  усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его  личности. В новых условиях развития  общества  необходимо активнее  выдвигать задачи изучения и регулирования социально­психологических  явлений и процессов, протекающих в различных учебных коллективах, в целях повышения эффективности их деятельности.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.

Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017