Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2017
В статье раскрывается роль эмоционально - психологического климата в образовательном процессе. Благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, а это, в свою очередь, влияет на определение школьников в качестве субъектов деятельности и становлению их активной жизненной позиции.
мотивация.docx
Влияние социальнопсихологического климата
на мотивацию обучающихся.
Состояние современной социокультурной ситуации в Казахстане
выдвигает необходимость переосмысления вопросов содержания и
организации процесса воспитания подрастающего поколения. Сейчас важное
значение придается гуманизации в отношениях как между взрослыми и
учащимися, так и между самими учащимися. Важнейшее значение
приобретает формирование социальнопсихологического климата, который
во многом определяет продуктивность учебной деятельности, актуализирует
качества, свойства личности. Поднимается тема влияния классного
коллектива на мотивацию к учебной деятельности подростков. Все больше
осознается необходимость в специалистах, способных к самореализации и
функционированию в новых социальноэкономических условиях.
Формирование и совершенствование социальнопсихологического
климата это постоянная практическая задача всего педагогического
коллектива. Создание благоприятного климата для развития личности
учеников является делом, требующим знаний его природы и средств
регулирования, умения предвидеть ситуации во взаимоотношениях членов
коллектива, требует понимания психологии школьников, их эмоционального
состояния, отношений друг с другом.
Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние
психологического климата:
личные качества членов ученического коллектива,
стиль руководства со стороны учителя
материальная среда учебного процесса
Эффективными способами поддержания благоприятного социально
психологического климата в классе, которые могут использоваться , являются
следующие: ●
находить общие интересы и на их основе организовывать общие
дела;
●
ставить цели и создавать условия для организации совместной
деятельности детей;
создавать ситуации коллективного сопереживания значимых
●
событий;
●
формировать традиции класса, привлекать ребят к совместному
проведению свободного времени;
●
создавать условия для сохранения стабильно положительных
отношений между учителями и учащимися;
●
поощрять общечеловеческие ценности ( доброжелательность,
гуманизм, сострадание, доброта) ;
●
развивать толерантное отношение к членам коллектива;
●
развивать навыки общения и сотрудничества.
Отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют
развитию школьников в качестве субъектов деятельности и становлению их
активной жизненной позиции как :
а) формы взаимосвязи, основанной на взаимопонимании,
взаимопереживании;
б) способов совместной деятельности, предусматривающих
проявление самостоятельности и активности ;
в) умения учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем
при согласованности действий.
Немаловажным являются профессиональные качества педагога,
который играет главную роль в данном процессе. Практические и
теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание
благоприятного климата в ученической среде, как условия разностороннего
развития личности. В процессе создания благоприятного климата важны в равной степени,
как высокая мотивация к учебе, система отношений членов коллектива друг к
другу, к своей основной деятельности и деятельности окружающих, так и
наличие у учеников навыков позитивного взаимодействия. С этой целью
широко должны применяться интерактивные методы улучшения
микроклимата в коллективе и средства неформального сближения
коллектива.
Практика показала, что совместно всеми членами класса должны быть
созданы правила поведения в коллективе. Должна быть сформирована
настоящая команда единомышленников, у которой есть общие цели и
устремления, общие ценности, общее видение путей продвижения вперед.
Особую работу нужно провести по отношению к высокой конформности
подростков. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки
зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и
ее лидеров.
Определяющими признаками благоприятного психологического
климата являются отчетливо выраженные социальнопсихологические
феномены межличностных отношений.
В качестве подобных показателей выступают:
– уровень информированности всех членов класса о целях и задачах
совместной деятельности,
– степень межличностных отношений (в том числе и взаимооценивания в
сообществе) целями и содержанием классной активности,
– выраженность действенной эмоциональной идентификации,
– ответственность за успехи и неудачи в классной деятельности,
– показатель взаимности в сфере отношений,
– показатель ценностноориентационного и предметноценностного единства, – способность и готовность членов группы к проявлению личностного
самоопределения.
Адекватная оценка психологического климата является непременным
условием его профессионального воздействия на конкретное сообщество, так
как без подобного ориентира любые усилия оказываются, по сути дела,
безадресными и могут привести к результату, прямо противоположному
желаемому.
Сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику
при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий
педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд
школьников. При таком понимании сотрудничества речь идёт о
взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и
доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных
этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при
усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний. Если
ученик хоть на какойто момент становится соратником учителя или
одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела,
позиция его меняется. Ему приходится проявлять инициативу и
самостоятельность. Ценным является побуждающее сотрудничество, которое
стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами.
Педагогическое взаимодействие предусматривает и организацию
общения участников учебного процесса: отношения сотрудничества и
взаимопомощи, широкий обмен новой информацией между участниками
учебного процесса, встречный процесс, расположенность учащихся к
действиям учителя, сопереживания в радости познания, соучастие в
разрешении проблемных вопросов и познавательных задач, стремление прийти
друг к другу на помощь при затруднениях.
Создание особых ситуаций общения в учебном процессе (“оцени
сочинение соседа ”, “проверьте работы друг друга”, “выслушай ответ”,“помоги товарищу”), разрешение помочь товарищу при неудачах,
затруднениях снимает психологический барьер, возникающий между учителем
и школьниками, который воздвигается неразумной организацией работы на
уроке, когда пресекается любое ценное побуждение помочь товарищу,
вывести его из затруднения. И если учащиеся ожидают встречу с учителем
как желанную и радостную, то происходит это именно благодаря тому, что
эти учителя обеспечивают благодатную атмосферу учения, где радости
познания и общения неразделимы.
Накопление знаний невозможно в условиях неблагоприятного
социальнопсихологического климата, так как он препятствует личностному
развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни
и отчаяния. В центре процесса обучения находится познавательная
деятельность ученика, его учение, его постоянное движение к познанию всё
более глубоких и существенных связей и зависимостей между изучаемыми
процессами и областями научных знаний, широкого круга явлений, процессов.
Анализ моей педагогической практики показывает, что многие
серьезные затруднения в решении задач обучения возникают изза неумения
учителя правильно организовывать общение. Продуктивность педагогической
деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем
технологией педагогического общения. Я считаю, что для успешного
взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у педагога
следующих педагогических способностей:
способность понимать учащихся;
умение прогнозировать педагогические ситуации;
коммуникативность, наличие потребности общения с учащимися;
творческое мышление;
●
●
●
●
●
●
способность к педагогической импровизации;
умение управлять собой Для создания рабочей атмосферы могут быть полезны педагогам
следующие принципы взаимодействия:
1. Найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Быть такими, какими хотели бы видеть своих учеников.
3. Предоставить учащимся возможность испытать себя в разных видах
деятельности.
4. Самый большой грех это нежелание чтолибо сделать.
5. Поступки учителя должны свидетельствовать о его
заинтересованности в личном успехе каждого члена класса.
6. Помогать учащимся подняться на качественно новую ступень.
7. Не нарушать своего слова.
8. Забыть о покровительственном тоне.
9. Создавать условия, а не диктовать их.
Таким образом, создание оптимального психологического климата
является важным элементом повышения результативности учебной работы в
классе. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему
усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его
личности. В новых условиях развития общества необходимо активнее
выдвигать задачи изучения и регулирования социальнопсихологических
явлений и процессов, протекающих в различных учебных коллективах, в целях
повышения эффективности их деятельности.
Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Влияние социально-психологического климата на мотивацию обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.