Ужегов Тарас Вячеславович,
Преподаватель правовых дисциплин
АНПОО «Старооскольский техникум кооперации, экономики и права»,
(Старый Оскол, Россия)
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является одним из важных аспектов обучения. Реализация в ходе образовательного процесса компетентностного подхода во внеаудиторной самостоятельной работе студентов позволяет подготовить специалистов, готовых к динамическим изменениям в выбранной профессии.
Ключевые слова
Законодательство, право, педагогика, образовательные технологии
C постоянной модернизацией технических и технологических аспектов рынка труда особенно важным является то, как в будущем к этим изменениям будет происходить адаптация специалиста. С одной стороны с помощью государственного регулирования указанного процесса сфера образования получает новые государственные стандарты обучения. В определенной части с которыми можно не согласиться, но вместе с тем они стимулировали появление нового направления в педагогике. С другой стороны - сам рынок труда диктует нынешним обучающимся новые правила входа в будущую профессию. И в первом и во втором случаях речь идет о, так называемом, компетентностном подходе.
Любой педагог понимает, что формирование у обучающихся необходимых для работодателей качеств и компетенций является одной из главных задач в обучении сегодня. Компетентность будущего специалиста по своей сути охватывает всю его деятельность и все потенциально решаемые задачи в ней. Обучающийся понимает, что его конкурентоспособность и востребованность зависит от личной компетентности, способности эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях.
Отмечу, что в условиях реализации ФГОС, роль преподавателя сводится не к «сухой» подаче материала посредством аудиторных занятий, а к последовательной, глубокой и, что немаловажно, мотивационной. Мотивационный компонент, в свою очередь, включает в себя вовлечение облучающегося в самостоятельное познание тех или иных аспектов будущей профессии.
ФГОС устанавливает, в рамках изучаемых студентами дисциплин, общие и профессиональные компетенции. Так, например, для ряда специальностей, в том числе для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, в числе первых общих компетенций являются:
«ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.».
Как можно заметить, требования ФГОС прямо направлены на погружение обучающихся в особенности будущей профессии и подготовку их, как будущих специалистов, к динамическим изменениям в процессе труда.
Изучение специальных дисциплин позволяет развивать у обучающихся стойкий интерес к профессии. Однако задача преподавателя в данном аспекте не «разжевывать» материал, а использовать правильную постановку вопросов, в рамках изучаемой дисциплины, для самостоятельного изучения обучающимися с последующим обсуждением также самостоятельно найденных ответов, но уже с точки зрения практико-применительных методик.
В личной практике преподавания правовых дисциплин таких, как трудовое право, гражданское право, гражданский процесс, административное право и другие, на специальностях 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и 40.02.03 «Право и судебное администрирование» успешно зарекомендовал себя кейс-метод. Посредством всестороннего рассмотрения пакета ситуаций, обучающиеся могут динамически менять свою позицию и учатся мыслить нестандартно. Итоговый результат решения ситуаций зависит от креативности мышления каждого конкретного обучающегося, что также является востребованным навыком на современном рынке труда.
Так, в ходе изучения особенной части административного права, в рамках занятия был задан вопрос: можно ли доказать невиновность водителя, если после дорожно-транспортного происшествия у него в крови было обнаружено содержание алкоголя из-за приёма лекарственных препаратов?
Для ответа на поставленный вопрос студентам было предложено изучить материалы судебной практики по аналогичным случаям. Обучающиеся самостоятельно нашли и изучили судебные постановления, а к следующему занятию подготовили сообщения о проделанной работе. При этом ответы были различны, что позволило определить кто из студентов испытывал трудности с поиском правовой информации или ее с анализом.
Правильным и всецело рассмотренным результатом работы являлись изучение судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 933н «Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения».
Обучающиеся в ходе поиска информации обращают внимание на содержание нормативных документов, наглядно изучают образцы документов, что способствует закреплению полученных знаний не только из изучаемой дисциплины, но и из смежных областей права, например дисциплин «гражданский процесс», «теория государства и права», «право социального обеспечения», учатся ориентироваться в многообразии правовой информации с использованием справочно-правовых систем, формулировать свою позицию, а также практикуют командное взаимодействие.
Данная работа студентов показывает на какие из их навыков стоит обратить внимание, к кому следует применить иной индивидуальный подход в целях развития компетенций, присущих специалистам в данной области.
Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы требует от обучающихся достаточно высокого уровня самодисциплины, личной ответственности, но при этом вызывает стойкий интерес к выбранной профессии через процессы самосовершенствования и самопознания.
Результатом обучения по кейс-методу является способность будущего специалиста практически подготовить необходимые правовые документы, представляя интересы любой из сторон (истец, ответчик, представитель, секретарь суда, судья и так далее).
Исходя из сказанного, можно заключить, что роль преподавателя заключается в помощи нахождения источников по изучаемой теме, формулировании выводов, консультировании обучающегося при каких-либо затруднениях. При оценивании необходимо учитывать оригинальность идеи, полезность и значимость реализации данной идеи, образность и грамотность изложения.
Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа расширяет возможности успешной социализации студентов, помогает сознательному выбору жизненного профессионального пути и адаптации к постоянно меняющимся требованиям, предъявляемым к специалистам, что положительно сказывается на поиске подходящей работы на рынке труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.