Внедрение культурно-развлекательного компонента в составление коррекционно-развивающего занятия для воспитанников детского дома.
Оценка 4.9

Внедрение культурно-развлекательного компонента в составление коррекционно-развивающего занятия для воспитанников детского дома.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
05.03.2024
Внедрение культурно-развлекательного компонента в составление коррекционно-развивающего занятия для воспитанников детского дома.
киноКвиз.docx

Пинтюкова Е.Б.

Государственное казенное образовательное учреждение «Детский дом-школа «Дом детства» г. Новокузнецк

Внедрение культурно-развлекательного компонента в составление коррекционно-развивающего занятия для воспитанников детского дома.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные проблемы восприятия воспитанниками детского дома Коррекционно-развивающих занятий (КРЗ) (психологических).  Уделяется внимание на особенности воспитанников детского дома. Выявляются основные проблемные моменты проведения КРЗ в учреждении. Актуализируется роль культурно-развлекательного компонента в составлении конспектов КРЗ. Описывается опыт проведения КРЗ в культурно-развлекательном аспекте. Основной задачей внедрения культурно-развлекательного компонента при составлении конспекта КРЗ является привлечение внимания воспитанников, что способствует  повышенной активности и вовлеченности воспитанников, активизация познавательной сферы.

Ключевые слова: коррекционно-развивающее занятие, культурно-развлекательный компонент, мотивация, активность, познавательная сфера.

Детский дом – школа это учреждение, имеющее свой уникальный воспитательно-образовательный процесс. Круглосуточное пребывание воспитанников в учреждении, накладывает свой отпечаток на восприятие детьми обязательных и дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности, в том числе «Коррекционно-развивающие занятия».  КРЗ представляют собой внеурочную деятельность воспитанников,  обеспечивающую достижение результатов освоения образовательных программ обучающихся с задержкой психического развития. Занятия, проходят после уроков  и носят обязательный характер посещения. Коррекционно-развивающие занятия связанны с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся и  предполагают активность и самостоятельность воспитанников. Коррекционно-развивающие занятия, проходящие во внеурочное время и требующие интеллектуальной работы, коммуникабельности, самоконтроля, трудовой деятельности становятся дополнительной нагрузкой для учеников.

В результате всего вышеизложенного у воспитанников детского дома-школы формируется стереотипное восприятие занятий, они приравниваются к школьным урокам и превращаются в «балласт» тем самым теряя свою привлекательность. Такое восприятие внеурочной деятельности вызывает протест против присутствия или нежелание проявлять активность во время занятий, а обязательность проведения и присутствия детей на внеурочной деятельности усугубляет ситуацию.

Особенностями детей с задержкой психического развития являются нарушение или отставание от норм психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, задержки в интеллектуальном развитии, отсутствие самоконтроля, проблемы с концентрацией внимания т.п. В связи с этим дети с ЗПР больше отдают предпочтение видам деятельности, предполагающим развлекательный характер: игра, просмотр фильмов, вечеринки и пр.

Одним из возможных решений стоящей перед нами задачи, сделать КРЗ более привлекательными и желанными, стало включение культурно-рзвлекательных компонентов при составлении конспектов. Культурно-развлекательный компонент –   это форма мероприятия (занятия) обеспечивающая духовно-нравственное обогащение внеурочной жизни воспитанника и подразумевающая реализацию его творческих и интеллектуальных способностей. Культурно-развлекательный компонент создает образ развлекательного мероприятия необходимый для привлечения, сосредоточения и преумножения внимания воспитанников, тем самым послужит успешному проведению занятия и достижению истиной цели занятия.

Практический опыт подтверждает роль культурно-развлекательного компонента в планировании занятия. У учеников посещающих подобные «занятия-мероприятия» были отмечены следующие эмоциональные реакции:  повышенный фон настроения, проявление интереса, повышение активности в группе. 

По  данным наблюдения на начало учебного года лишь 28 % учащихся 8 классов хотели посещать дополнительные занятия (КРЗ), и 36% проявляли активность во время занятия. На середину учебного года процент желающих посещать КРЗ увеличился на 64%, а количество активных детей возросло на 56%.

Наиболее запоминающимся занятием с технологией внедрения культурно-развлекательного компонента ученики 8х классов отметили «Активизация основных видов непосредственной памяти по средствам проведения культурно-развлекательного мероприятия «КиноКвиз». Занятие, по сути, представляло собой интеллектуально-развлекательную игру, состоящую из 5 раундов:

1.            Викторина, вопросы на различную тематику и различной сложности;

2.            Угадай фильм по кадру;

3.            Угадай фильм по песне;

4.            Продолжи знаменитую фразу из фильма;

5.            Блиц игра: быстрые ответы по знанию фильмов.

Каждое из   заданий направлено на активизацию непроизвольной памяти учеников (зрительной, слуховой, словестно-логической).

Цели занятия:

1.            Отработать навыки самоконтроля и корректировки своих действий;

2.            Учить воспринимать и оценивать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

3.            Учить регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных социальных ситуациях;

4.            Способствовать формированию умения передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

5.            Научить критически, относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

6.            Формировать эстетическое воспитание: обучать важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

7.            Обучать овладению универсальными учебными познавательными действиями;

8.            Развивать  универсальные учебные коммуникативные компетенции;

9.            Обучить планированию организации совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых обсуждениях.

 

Список литературы

1.            Дети - сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М. 1998.

2.            Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6.

3.            Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661

 

© Пинтюкова Е.Б., 2024


 

Скачано с www.znanio.ru

Пинтюкова Е.Б. Государственное казенное образовательное учреждение «Детский дом-школа «Дом детства» г

Пинтюкова Е.Б. Государственное казенное образовательное учреждение «Детский дом-школа «Дом детства» г

В результате всего вышеизложенного у воспитанников детского дома-школы формируется стереотипное восприятие занятий, они приравниваются к школьным урокам и превращаются в «балласт» тем самым теряя свою…

В результате всего вышеизложенного у воспитанников детского дома-школы формируется стереотипное восприятие занятий, они приравниваются к школьным урокам и превращаются в «балласт» тем самым теряя свою…

По данным наблюдения на начало учебного года лишь 28 % учащихся 8 классов хотели посещать дополнительные занятия (КРЗ), и 36% проявляли активность во время занятия

По данным наблюдения на начало учебного года лишь 28 % учащихся 8 классов хотели посещать дополнительные занятия (КРЗ), и 36% проявляли активность во время занятия

Развивать универсальные учебные коммуникативные компетенции; 2

Развивать универсальные учебные коммуникативные компетенции; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024