Внедрение проектного управления в государственном секторе
Оценка 4.8
Документация
docx
администрации
Взрослым
18.01.2019
Проектное управление в государственном секторе уже перестало считаться новой парадигмой управления, теперь можно с уверенностью сказать, что управление проектами – очередной важный этап формирования культуры управления в госорганах. О подходах и предложениях по внедрению проектного управления рассказывает наш эксперт – ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Илья МОИСЕЕВ
МЕНЕДЖМЕНТ ИТОГОВАЯ РАБОТА.docx
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Проектное управление в государственном секторе уже перестало
считаться новой парадигмой управления, теперь можно с
уверенностью сказать, что управление проектами – очередной важный
этап формирования культуры управления в госорганах. О подходах и
предложениях по внедрению проектного управления рассказывает
наш эксперт – ведущий консультант Департамента развития
комплексных решений Компании БФТ Илья МОИСЕЕВ.
О ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 года была
отмечена необходимость создания механизма реализации наиболее важных проектов
в государственном секторе. Неудивительно, ведь не зря, начиная с 2004 года (а по
сути и раньше), был запущен процесс реформирования бюджетного сектора,
ознаменовавший переход к бюджетированию, ориентированному на результат, а
впоследствии и к «программному бюджету». Это дало свои плоды – созданы и
внедрены организационные механизмы, обеспечивающие связь объемов бюджетного
финансирования с показателями результатов деятельности органов государственной
власти (местного самоуправления). Настало время для очередного шага,
новаций.
являющегося
продолжением
реализованных
логическим
В Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации,
предполагается продолжение работы по обеспечению проектного структурирования
расходов федерального бюджета, в том числе путем внедрения процедур проектного
управления. Кроме того, планируется расширение практики реализации мероприятий
государственных программ на принципах проектного управления, что предполагает
обязательность обоснования выбора форм и механизмов реализации конкретных
мероприятий.
программных
В связи с этим встает вопрос: что же такое проект и чем он отличается от программы? Обратимся, как всегда в таких случаях, к продуктам деятельности
законодателей.
ПРОЕКТ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА – ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЯ?
Согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 г. № 172ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» государственной программой является
документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых
мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и
ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках
реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей
государственной политики в сфере социальноэкономического развития.
В сфере проектного управления на федеральном уровне в настоящий момент принят
ряд документов:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. №
1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской
Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. №
2165р (утверждает План первоочередных мероприятий по организации
проектной деятельности в правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017
годы).
Распоряжение Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26РАУ «Об
утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного
управления в органах исполнительной власти».
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 548692011
«Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 548702011
«Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов». Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016
г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской
Федерации», проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на
достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных
ограничений, а программа – комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий,
объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей
управляемости.
результативности
Согласитесь, определение «государственной программы», данное в Федеральном
и
законе № 172ФЗ, и определение «проекта», зафиксированное в постановлении
Правительства РФ, практически идентичны? Безусловно, они очень похожи как
формально, так и по своей сути, что лишний раз подтверждает основную идею
проектного управления применительно к государственному сектору: проект есть
продукт декомпозиции мероприятий программ, а программа есть набор
проектов. Фактически начат переход к эффективному менеджменту на оперативном
и операционном уровне управления с целью более результативной, продуманной и
рациональной реализации государственных программ. Основная цель внедрения проектного управления – повышение эффективности
реализации целей и
задач
социальноэкономического развития.
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ И ЛУЧШИЕ
ПРАКТИКИ
Проектное управление помогает решить следующие задачи:
Обеспечение
результатов,
достижения
Соблюдение и сокращение
сроков
Повышение эффективности
использования ресурсов
запланированных
исполнительной власти
органами
достижения результатов Прозрачность, обоснованность
Повышение эффективности
и
своевременность
принимаемых решений в
внутриведомственного,
межведомственного
и
органах власти
межуровневого
взаимодействия,
а также
взаимодействия с подрядными
организациями
В настоящий момент ряд регионов, муниципальных образований, госкорпораций и
органов власти федерального уровня уже применяют на практике те или иные
инструменты проектного менеджмента. Более того, как показал анализ практики
внедрения проектного управления, некоторые из них внесли свою лепту в
совершенствование управленческой методологии применительно к государственному
сектору: достаточно интересно подходят к нематериальной мотивации участников
проектов, применяют инструменты в части ранжирования проектов в зависимости от
социальной значимости, уровня сложности и т.д., применяется на практике
двухуровневое календарное планирование и т.п. Всё это говорит о том, что
проектное управление вполне совместимо с выстроенной системой и
организационной структурой государственного сектора и может приносить
результат.
положительный
Стоит отметить, что с недавних пор организации госсектора получили
дополнительную возможность обмена опытом,
лучшими практиками,
способствующими повышению эффективности работы госорганов: начиная с 2014
года, Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с
Министерством экономического развития Российской Федерации и другими
организациямипартнерами* проводится ежегодный конкурс «Проектный олимп», целью которого является поддержать и популяризовать лучшие практики проектного
управления в госсекторе. Конкурс проводится по ряду номинаций, и каждый год их
становится всё больше, что делает участие в данном мероприятии доступным для
участников.
более
широкого
круга
Более того, ежегодно проходят конференции и вебинары, посвященные практике
применения проектного управления в государственном секторе, на которых
обсуждаются новые проблемы проектного менеджмента в органах власти, способы их
преодоления и, конечно же, последние достижения. Так, создана открытая,
независимая площадка для общения, обмена и распространения опыта в области
эффективного управления проектами, созданы условия для обмена представленным
опытом между организациями государственного сектора и иными заинтересованными
сторонами.
ПЕРЕХОД К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ: ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЮ
Однако есть ряд проблем и трудностей, с которыми сталкиваются на практике при
переходе к проектному менеджменту:
прежде всего, возникают кадровые проблемы ввиду нехватки проектных
специалистов необходимого уровня и «текучки» в органах власти;
зачастую новые «правила игры» выполняются «для галочки» ввиду
психологической неподготовленности персонала, неготовности руководящего
состава к повышению ответственности за принимаемые решения и большей
прозрачности процесса их принятия, высокой степени инертности старых
систем управления и кардинальности изменений, что, в конечном итоге, может
повлечь отторжение инструментов проектного управления в принципе;
нередки конфликты «двойного подчинения» в связи с параллельным
использованием различных подходов к управлению и др.
Чтобы избежать тех или иных проблем, нивелировать риски и наиболее эффективно
и безболезненно внедрить новые управленческие технологии, обеспечить синхронизацию различных инструментов координации и гармонизацию нормативно
правового регулирования, Компания БФТ предлагает к реализации комплекс работ,
включающий:
разработку модели проектного управления, учитывающую уникальные
особенности органа власти, субъекта РФ / муниципального образования, в том
числе сложившиеся управленческие традиции и опыт программноцелевого
бюджетирования;
формирование пакета правовых актов и методических документов,
необходимых для бесперебойного функционирования системы управления
проектами;
создание условий для стимулирования внедрения проектного управления в
органах государственной власти субъекта РФ и муниципальных образованиях
путем внедрения системы рейтингования и поощрения органов власти,
муниципальных образований;
проведение работ, направленных на обеспечение взаимосвязи проектной
деятельности в органах государственной власти субъекта РФ с приоритетами,
целями и задачами социальноэкономического развития субъекта
Российской Федерации, отраженными в документах стратегического
планирования;
консультационнометодологическое сопровождение реализации проектов и
обучение представителей заказчика базовым знаниям в сфере проектного
управления.
Безусловно, наибольший эффект будет получен от реализации вышеперечисленных
мероприятий в совокупности с внедрением автоматизированной информационной
системы в сфере проектного управления. Данная система обеспечит участников
проектного управления:
1. Эффективным инструментом реализации проектов путем предоставления
следующего функционала: o управление проектом на всех этапах его жизненного цикла
(инициация, планирование, реализация и контроль, завершение);
o календарное планирование хода реализации проекта;
o планирование и контроль финансовых затрат, трудовых ресурсов;
o обеспечение контроля изменений, возникающих в ходе реализации
проекта;
o мониторинг и контроль достижения ключевых показателей
эффективности проекта на каждом из этапов его жизненного цикла;
o подготовка требуемых отчетных форм в процессе реализации
проекта и по его завершению.
2. Актуальной информационной базой для своевременного реагирования на
риски проектов путем:
o создания
единого
информационного
пространства,
предоставляющего возможность коммуникации участников проекта,
независимо от их территориальной удаленности;
o гарантирования доступности актуальных данных проекта в режиме
24/7;
o применения удобного вебинтерфейса, в т.ч. через мобильные
устройства.
Стоит отметить, что с 2017 г. Правительством РФ предполагается внедрение
системы рейтингования и стимулирования регионов в части эффективности
проектного управления, поэтому вопрос внедрения проектного управления
откладывать
в
долгий
ящик
тем
более
нецелесообразно.
Безусловно, прежде чем совершить столь важный шаг и перейти к использованию
новых управленческих технологий, не говоря уже о создании и внедрении
автоматизированной информационной системы,
учитывающей особенности
индивидуального методологического подхода, стоит задуматься об особенностях тех
или иных инструментов проектного менеджмента и их применимости в конкретной ситуации.
В следующих публикациях мы более подробно остановимся на отдельных аспектах
построения оптимальной модели проектного управления, организационной и
обеспечивающей структуре, управлении портфелями проектов и некоторых других
моментах проектного менеджмента
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Внедрение проектного управления в государственном секторе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.