Внеклассная работа по истории
Учитель истории и обществознания МАОУ «Баженовская СОШ №96» Томилова Е.П.
п. Белоярский, Свердловская область
Воспитание любви к Родине, гордости за прошлое своих предков, интереса к общественной жизни, знание своих корней, формирование образа жизни достойного человека – вот главное направление внеклассных мероприятий по истории.
Внеклассная работа различается по характеру деятельности:
1. постоянная, систематическая; по длительности осуществления: в течение учебного года, нескольких лет (кружки, внеклассные чтения, создание школьных музеев);
2. эпизодическая (встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.)
Таким образом, в результате внеклассной работы по интересам решаются следующие задачи:
Ø обогащение школьников новыми знаниями, усиление интереса к истории;
Ø развитие интеллектуальных способностей и практических умений;
Ø формирование научного подхода к интеграции фактов;
Ø создание возможностей для эмоционального восприятия знаний в неформальной обстановке.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в ходе различных форм внеклассной работы учащиеся ОУ будут овладевать следующими навыками:
Ø правильно использовать дополнительную научную, справочную и историческую литературу;
Ø творчески мыслить, находить рациональные пути решения поставленных задач;
Ø приобщиться к исследовательской работе по изучению краеведческого материала.
В последние годы в нашем обществе сам ход событий объективно способствует повышению интереса к истории, традициям, культуре народа и государства. Историческая наука из служанки господствующей в стране более 70-ти лет марксистко-ленинской идеологии превращается в основу единой национальной идеи, способствующей дальнейшим преобразованиям по сути формирования демократического, правового государства и гражданского общества.
Не стало цензуры, открыты архивы, опубликованы и доступны для широкого круга читателей ранее неизвестные исторические материалы. Во всех формах школьного, среднего и высшего профессионального образования, вместо истории КПСС углубленно изучается отечественная и мировая история.
Знания по истории становятся неотъемлемой частью общей культуры, интеллекта современного молодого человека. Их формирование невозможно только в рамках учебных программ, нужно широко использовать возможности внеклассной работы.
В средствах массовой информации, научно-познавательных программах, популярных телевикторинах всё больше и больше вопросов исторического характера.
Содержание внеклассной работы по истории опирается как на базисный учебный план и содержание образования по истории, так и на творческие самостоятельные программы внеурочной работы (кружков, клубов, творческих объединений учащихся и т.д.). Оно определяется педагогической целью, над которой работает весь педагогический коллектив. Внеурочная деятельность строится системно на основе единства обучения, воспитания и развития школьников.
Внеклассная работа по истории даёт возможность расширить диапазон педагогического воздействия, привлечь дополнительный материал, применить новые формы подачи материала. Кроме этого, эмоции, ассоциации, творческие способности учеников зачастую лучше раскрываются в неформальной обстановке экскурсии, исторического вечера, олимпиады, чем на уроке.
Изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьных программ отличается от урока, как основной формы организации процесса обучения и главного её элемента – классно-урочной системы. Оно строится на ином историческом материале, проводится в иных, чем урок, организационных формах, в значительно большей степени основывается на самостоятельной работе учащихся, проходит во внеурочное время. При этом определённые виды работ, выполняемые учащимися во внеурочное время, должны быть соединены с уроками, стать органичной частью обучения.
Имея общую цель с урочной системой, внеклассная работа отличается от неё организационными и методическими формами, сущность и характер которой заключается в следующем:
Ø осуществляется во внеурочное время;
Ø осуществляется благодаря активности и самодеятельности самих учащихся;
Ø базируется на добровольном участии школьников;
Ø способствует пропаганде исторических знаний, формированию мировоззрения учеников, их национальному воспитанию;
Ø посвящена актуальным событиям отечественной и всемирной истории;
Ø способствует развитию творческих способностей школьников.
Основные направления внеклассной работы:
1. Расширение и углубление исторических знаний;
2. Изучение краеведческого материала.
Полученная на уроке информация, побуждает учащихся к изучению истории и после звонка, а внеклассные мероприятия позволяют ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания и глубже усвоить школьный материал.
Внеклассная работа по истории носит:
· массовый характер (исторический вечер, конференция и т.д.);
· групповой характер (работа кружка, лекторской группы, совет школьного музея и т.д.);
· индивидуальный характер - (помощь ученику при подготовке выступления на конференции, историческом вечере и т.д.).
Реализации первого направления внеклассной работы способствует школьные исторические вечера, литературно-музыкальные композиции, интеллектуальные игры, научно-практические и читательские конференции, интеллектуальный марафон и т.д.
Краеведческий материал помогают освоить экскурсии в музей, по историческим местам, выпуски школьной «Исторической газеты», поисковая работа и т.д.
Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.
Внеклассные занятия быть массовыми, групповыми, индивидуальными.
Краеведческий блок во внеклассной работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.
Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время можно разделить на три группы:
Но ни одна из форм не может дать полноценные знания по краеведению без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, работников народного образования и учреждений дополнительного образования, педагогических ВУЗов и участников краеведческих обществ позволит получить ребенку наиболее полную картину истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане. Но нужно помнить и вот о чем введение краеведческого материала в различные дисциплины и во внеклассную работу должно быть четко спланировано, так как избыточность материала также неразумна и неправильна, как и его нехватка.
Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.
Активные формы внеклассной работы:
Предметные недели;
Исследовательская деятельность учащихся;
Исторические викторины, игры, конкурсы;
Тематические общешкольные линейки.
Предметные недели.
Одна из задач современного школьного исторического образования – научить школьника ориентироваться в огромном потоке информации. Считаю целесообразным проведение ежегодно в ОУ недель истории и правоведения, которые представляют собой комплекс разнообразных форм внеклассной работы.
Основные задачи недель:
Ø повышение интереса учеников к предметам общественно-гуманитарного цикла;
Ø расширение и углубление знаний и умений учащихся по предмету;
Ø реализация на практике основных принципов личностно
ориентированного подхода к обучению;
Ø создание благоприятных условий для выявления знаний и умений в
нестандартных игровых ситуациях.
Достичь этого невозможно без соответствующего организационно-методического обеспечения всего комплекса мероприятий предметных недель, без заранее разработанного плана деятельности недель, подведения их итогов на заседании ШМО.
Максимальный эффект проведения предметных недель будет достигнут, если будут выдержаны следующие принципы:
Ø массовость;
Ø зрелищность;
Ø интерактивность;
Ø дифференцированный подход.
Исследовательская деятельность учащихся.
В утверждении независимого государства Украины основную роль играет формирование национального самосознания. воспитание подрастающего поколения на культурно-исторических ценностях народа. Краеведческие исследования и историческая наука помогают поддерживать интерес учащихся к истокам своей истории, к изучению родного края, истории городов и сел, осознать изменения, происходящие в стране, всесторонне изучить историческое прошлое, традиции, культуру.
Исторические конкурсы, конкурсы, викторины.
Исторические конкурсы являются универсальной формой, которая широко используется в работе с учащимися разных категорий. Атмосфера соревнования позволяет стимулировать творческую активность, мобилизовать способности каждого и, что самое главное, привлечь к активной работе всю аудиторию, включая зрителей (болельщиков).
Задачи:
Ø чёткая формулировка условий;
Ø определение оргкомитета или состава жюри для оценивания конкурсных работ;
Ø внимание каждой работе, представленной на конкурс;
Ø зашифровка участников конкурса;
Ø подведение итогов конкурса.
Тематические общешкольные линейки.
В жизни каждого государства есть особые дни, которые ознаменованы какими-либо памятными событиями. Общешкольные линейки, посвященные этим датам, способствуют воспитанию гражданской сознательности, патриотизма. Школьники совместно переживают события тех дней, что способствует сплоченности, осознанию того, что все они являются гражданами одного государства.
Внеклассная работа по истории, а также и учебные уроки решают одни и те же задачи. Но изучение вне уроков ярких, увлекательных исторических фактов расширяет, обогащает знания учащихся, оказывает влияние на взгляды и убеждения в определение достойных способов счастливой жизни.
Педагогический замысел для учащихся не выявляется явно, им не читают нотаций, морали, им никто не говорит, что их воспитывают.
Практико-ориентированная внеклассная работа обогащает школьников практическим мыслительным навыком, учит умению анализировать проблему, аргументировать свою позицию, находить нестандартные решения, рефлексировать собственную интеллектуальную деятельность, формирует готовность отказаться от принятого решения при обнаружении ошибки.
Все проводимые мероприятия оказывают влияние и на преподавателя, мы тоже прислушиваемся к открытиям человечества, и тоже раздумываем....
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.