В работе рассматриваются различные формы внеурочной работы по английскому языку в начальной школе. Особенности этих форм и их возможности для повышения учебной мотивации учащихся. Особое внимание уделено организации проектной деятельности школьников и формированию у них предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ботвина М.Н. (МБОУ СОШ № 42, г. Краснодар)
Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым
условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений
и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия
творческих способностей учащихся.
К сожалению, на уроках учитель не всегда может учитывать
индивидуальные особенности учащихся. Внеклассная работа в этом
отношении имеет свои преимущества: учитель получает возможность
установить более тесный и дружеский контакт с детьми, что снимает
многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную
и творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех,
который дает ребенку возможность самоутвердиться. Успех,
самоутверждение, поощрение достижений являются необходимым
условием для дальнейшей мотивации учащихся в учебной и внеклассной
работе по иностранному языку.
Однако любой вид деятельности должен быть занимательным и
интересным. Изучение даже самого интересного материала может быть в
тягость (например, изза перегруженности лексическим или
грамматическим материалом).
Использование материала по темам программы, активизация умений и
навыков, приобретенных на уроках, усиливает потребность в общении на
иностранном языке, дает ребятам возможность применять на практике то,
чему они научились, углубляет имеющиеся знания, рождает желание
постоянно узнавать чтото новое.
Внеклассная работа также помогает учителю устранить и те пробелы в
знаниях учащихся, с которыми иногда просто невозможно справляться на
уроке изза недостатка времени и большого количества учащихся в группах.
Внеклассная деятельность позволяет более эффективно формировать
связь изученного языкового материала с реалиями жизни.При организации внеклассной работы в большей степени, чем при
организации урочной, по иностранному языку необходимо учитывать
психофизиологические особенности учащихся, особенно младших
школьников. В частности, детей этой возрастной группы интересует сам
процесс получения знаний. И чем он разнообразнее и ярче, чем меньше
напряжен и обязателен, тем эффективнее будет восприятие.
Среди форм внеклассной работы выделяют постоянные и
периодические. К постоянным формам внеклассной деятельности
относятся кружки, КВНы, клубы по интересам. А утренники, концерты,
конкурсы, викторины, а также недели иностранного языка являются
периодическими формами работы.
Внеклассные мероприятия дают ребятам возможность демонстрировать
свои умения и таланты. Детям всегда интересно не только посмотреть на
других, но и себя показать. Тем самым учитель помогает самоутверждению
своих воспитанников, формирует их самооценку. Ребенок всегда должен
быть уверен в том, что если он не смог чтото сказать так же хорошо, как
ктото из его друзей, то он всегда сможет сделать на хорошем уровне что
то другое, что поднимет его в глазах взрослых и друзей: споет, станцует,
сыграет и т.д.
Цель внеклассных мероприятий – демонстрация достижений в изучении
предмета, привлечение внимания к изучению учащимися иностранного
языка, повышение уровня владения иностранной речью, развитие
творческих способностей учащихся и, в целом, формирование
многосторонней личности.
Отдельно хотелось бы сказать о проектной деятельности. Приобщение
детей к новому социальному опыту с использованием английского языка
является программным требованием, реализация которого осуществляется
через приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран
изучаемого языка.
Для решения данной задачи мы регулярно привлекаем своих
воспитанников к участию в проектах на английском языке, что позволяет
ребятам использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: социальной адаптации,
установления межличностных и межкультурных контактов,
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира,
осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом
мире,
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные
источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в
конкурсах.
В зависимости от условий конкурса проектов формируется группа
учащихся, как правило, 8 – 10 человек. Во время подготовки проекта
школьники на первом этапе учатся работать с различными источниками
информации по заявленной теме, на основе полученных материалов
создавать мультимедийные презентации. На следующем этапе начинается
работа по подготовке к публичной защите проекта, в ходе которой у
учащихся происходит формирование и развитие речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной компетенций.
У ребят развивается и воспитывается понимание важности изучения
иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им
как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Заключительный этап – публичная защита подготовленного проекта,
которая воспитывает гражданские качества, стремление к
взаимопониманию между разными людьми, толерантное отношение к
проявлениям иной культуры. На всех этапах работы у школьников
формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.