Внеклассное мероприятие: Что в имени тебе моём!
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие: Что в имени тебе моём!

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
искусство
4 кл—6 кл
25.03.2021
Внеклассное мероприятие: Что в имени тебе моём!
что в имени тебе моём.docx

 

 "Что в имени твоём" 

 

Цели: – познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени; рассказать, как  цвет имени влияет на судьбу и характер человека; познакомить с наукой, изучающей имена; 

– вызвать  стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких; 

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность. 

  

Задачи: - воспитать уважение к своему имени и к именам других людей;  

- обучить детей правильно и полно называть имена;  

- развивать кругозор, внимание, любознательность. 

 

Направление: Художественно – эстетическое. 

  

Возраст участников: 4-6 классы

 

Форма проведения: Познавательная конкурсно – игровая программа. 

 

Оборудование:

 -слово «АНТРОПОНИМИКА» 

 - цветная бумага

-листочки для записей, карандаши 

-скороговорки 

-книга с именами

 

Ход мероприятия 

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! 

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”   (ответ: имя). 

-Правильно, это имя. У каждого человека оно есть. Имя дают человеку сразу при его рождении, и сегодня мы приоткроем тайну наших имен. 

Ведущий: - Ребята, кто-нибудь знает, почему родители дали вам именно то имя, которое вы носите? Как вы относитесь к своему имени? Кому оно нравится? Кому не нравится? А кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали? (Ответы ребят: Максим Л.- мне имя нравится, Настя  П. – мне тоже. Спасибо родителям. Саша С. –назвали в честь дяди, Арина Г. –родилась 1октября в день Арины Шиповницы, Илья Л.-маме понравилось это имя, Александра К. – в честь прабабушки)

Ведущий: - Молодцы! Очень хорошо, что вы интересуетесь историей своего имени.

А кто-нибудь из вас знает, как называется наука, изучающая имена? (Ответ: нет)

- Эта наука называется антропонимика. Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен.  

Раньше на Руси  имена были своеобразными характеристиками человека, отражающими внешность, характер, возраст, поведение. Такие, например, как Мал, Бел, Косой, Добр, Молчан. Много интересного антропонимика рассказывает и об обычаях народов. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Первак, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

Позже на Руси появились имена, сейчас полностью вышедшие из употребления: Авдотья, Ефросинья, Лукерья, Устинья, Фёкла: Авдей,  Варфоломей, Гордей, Ермолай

 

Ведущий :- После  Октябрьского переворота 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен:  

Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да здравствует  Первое Мая), Электрик.  Трактор. К счастью, они не закрепились в языке.

- Ребята, а вы знаете какие-нибудь, на ваш взгляд, необычные имена? (ответы детей: Макар, Захар, Кристина, Диана, Милана, Ярослав). 

 

 -А знаете, из какого языка ваше имя

 -  Саша С.: я знаю, что  моё имя пришло из греческого языка.

Александр (греч.) – защитник. 

 - Ирина С.: А имя моей мамы Наталья  из латинского языка и обозначает «родная»

Ведущий: -Да, вы правы, много имён пришло к нам из других языков. Например: Ольга (святая) из скандинавского, Сергей – римское родовое имя, Виктор ( победитель) из латинского, Марина (морская) – из латинского. 

Ведущий: -А что за события обозначают эти даты: 

25 января(Татьянин день, День студентов). 

14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных). 

-Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку) 

-А как называются одинаковые имена? (Тезки)  

-Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

 

Ведущий: - Загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков” (ответы дети записывают на листочках) 

-В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести. 

1.Кто принёс куклу из магазина? Ответ: Зина (магаЗИНА). 

2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома? 

3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша? 

4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена? 

5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша? 

6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина? 

7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза? 

8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? 

9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика? 

10.Кто, заметив жука, спрятался под диван? 

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Ведущий: - Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами. Давайте их вспомним. 

Конкурс скороговорщиков 

1.                 Осип осип, Архип охрип. 

2.                 Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. 

3.                 Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку. 

4.                 У Клары и Валерки вареники в тарелке. 

5.                  Карл у Клары украл кораллы, Клара к Карла украла клорнет 

6.                 Играл Егорка с Игорьком, скатились с горки кувырком 

7.                 Шла Саша по шоссе и сосала сушку 

8.                 Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки 

9.                 Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку 

10.            Собрала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки во дворе 

11.            Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине 

12.            Соня Зине принесла бузину в корзине 

 

Конкурс «Полное имя». 

Ведущий: - Когда вы вырастете большими, повзрослеете, вас будут называть немного по-другому, а точнее, полным именем. А вы знаете, как звучит ваше полное имя? (Ответы: Ваня К.: да, я  знаю, что  моё  полное имя Иван, Соня П.: а  моё  София)

- Молодцы! Давайте потренируемся ещё. Я буду вам говорить короткие имена, а вы – полные:  Миша,  Маша,  Лена, Дима, Даша,   Сережа, Оля, Андрюша, Денис, Даня (Ответы ребят:  Михаил, Мария, Елена, Дмитрий Дарья, Сергей, Ольга, Андрей,  Денис, Даниил ).

Ведущий: - Ребята, вам будет интересно узнать, что у каждого имени есть свой цвет, который влияет на черты характера. ( Из коробки по очереди желающие достают цветные квадратики)

Жёлтый: Анна, Вера, Антон, Виктор. Это дружелюбные люди, готовые всегда прийти на помощь.

Голубой: Кристина, Ирина, Марина, Артём, Даниил.  Искренние, талантливые люди.

Красный: Валерия, Елизавета, Дмитрий, Семён. Энергичные, решительные и активные.

Оранжевый: Ольга. Творческие, прямолинейные и уверенные в себе .

Зелёный: Зоя, Людмила, Виталий. Трудолюбивые, сильные духом люди, которые готовы пойти на риск, чтобы добиться поставленных целей.

Серый: Сергей. Честные, сдержанные люди, не выносят лжи.

Ведущий: - Многие русские фамилии произошли от имён. Поиграем в игру «Угадай фамилию».

Я называю имя, а вы образованную от него фамилию.

 -Абрам, Аким,  Анисим, Влас, Герасим, Демьян,  Евсей,  Еремей, Зиновий, Зот,  Игнатий,  Кузьма,  Мартын, Парфён, Савелий. Трофим, Фрол.

 - (Ответы детей: Абрамовы, Акимовы, Анисимовы, Власовы, Герасимовы, Демьяновы, Евсеевы,  Еремеевы,  Зиновьевы, Зотовы, Игнатовы, Кузьмины, Мартыновы, Парфёновы,  Савельевы, Трофимовы, Фроловы).

Ведущий: - А сейчас позвольте огласить результаты проведённого исследования. Как вы думаете, какое самое распространенное имя в нашей школе? А самое редкое?  ( Ответы: Максим, Арсений).

Итак: самое распространённое среди мальчиков имя Максим ( вы угадали).  Среди девочек – Анастасия.  Впервые за  всю  историю у нас учатся ученики с  редкими именами: Милена, Милана, София, Валерия, Айнур,  Альбина, Амалия, Арсений,  Вадим, Тимофей,  Тимур, Семён, Елизар,  Ярослав.

Ведущий: - Ребята, а кто-нибудь из вас отмечает свой день ангела? 

(Ответы ребят: нет) 

- Отмечать день своего ангела, т.е. именины, - древняя русская традиция, о которой сейчас редко вспоминают. А зря! Это второй день рождения, причем у одного имени может быть много дней-именин. Именины называют днем ангела благодаря преданию, которое перенимается с традициями и поверьями многих народов. В этом предании говорится, что когда ребенку дается имя, с небес спускается ангел – защитник, оберегающий человека всю жизнь, отсюда и другое название именин – день ангела. 

- Вот, например, Анастасия отмечает свой день ангела 4 января, Александр – 7 февраля, Наталья – 8 сентября, Иван – 2 января … 

Ведущий: – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое? 

(Ответы: для каждого его имя самое лучшее, надо уважать выбор родителей)

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”. Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.   

 

 

 


 

Что в имени твоём" Цели: – познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени; рассказать, как цвет имени влияет на судьбу и…

Что в имени твоём" Цели: – познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени; рассказать, как цвет имени влияет на судьбу и…

Эта наука называется антропонимика

Эта наука называется антропонимика

Ведущий: - Загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков” ( ответы дети записывают на листочках) -В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте

Ведущий: - Загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков” ( ответы дети записывают на листочках) -В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте

Ведущий: - Ребята, вам будет интересно узнать, что у каждого имени есть свой цвет, который влияет на черты характера

Ведущий: - Ребята, вам будет интересно узнать, что у каждого имени есть свой цвет, который влияет на черты характера

Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья

Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2021