"Что в имени твоём"
Цели: – познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени; рассказать, как цвет имени влияет на судьбу и характер человека; познакомить с наукой, изучающей имена;
– вызвать стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Задачи: - воспитать уважение к своему имени и к именам других людей;
- обучить детей правильно и полно называть имена;
- развивать кругозор, внимание, любознательность.
Направление: Художественно – эстетическое.
Возраст участников: 4-6 классы
Форма проведения: Познавательная конкурсно – игровая программа.
Оборудование:
-слово «АНТРОПОНИМИКА»
- цветная бумага
-листочки для записей, карандаши
-скороговорки
-книга с именами
Ход мероприятия
Ведущий: - Здравствуйте, ребята!
Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие” (ответ: имя).
-Правильно, это имя. У каждого человека оно есть. Имя дают человеку сразу при его рождении, и сегодня мы приоткроем тайну наших имен.
Ведущий: - Ребята, кто-нибудь знает, почему родители дали вам именно то имя, которое вы носите? Как вы относитесь к своему имени? Кому оно нравится? Кому не нравится? А кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали? (Ответы ребят: Максим Л.- мне имя нравится, Настя П. – мне тоже. Спасибо родителям. Саша С. –назвали в честь дяди, Арина Г. –родилась 1октября в день Арины Шиповницы, Илья Л.-маме понравилось это имя, Александра К. – в честь прабабушки)
Ведущий: - Молодцы! Очень хорошо, что вы интересуетесь историей своего имени.
- А кто-нибудь из вас знает, как называется наука, изучающая имена? (Ответ: нет)
- Эта наука называется антропонимика. Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен.
Раньше на Руси имена были своеобразными характеристиками человека, отражающими внешность, характер, возраст, поведение. Такие, например, как Мал, Бел, Косой, Добр, Молчан. Много интересного антропонимика рассказывает и об обычаях народов. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Первак, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).
Позже на Руси появились имена, сейчас полностью вышедшие из употребления: Авдотья, Ефросинья, Лукерья, Устинья, Фёкла: Авдей, Варфоломей, Гордей, Ермолай
Ведущий :- После Октябрьского переворота 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен:
Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да здравствует Первое Мая), Электрик. Трактор. К счастью, они не закрепились в языке.
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь, на ваш взгляд, необычные имена? (ответы детей: Макар, Захар, Кристина, Диана, Милана, Ярослав).
-А знаете, из какого языка ваше имя
- Саша С.: я знаю, что моё имя пришло из греческого языка.
Александр (греч.) – защитник.
- Ирина С.: А имя моей мамы Наталья из латинского языка и обозначает «родная»
Ведущий: -Да, вы правы, много имён пришло к нам из других языков. Например: Ольга (святая) из скандинавского, Сергей – римское родовое имя, Виктор ( победитель) из латинского, Марина (морская) – из латинского.
Ведущий: -А что за события обозначают эти даты:
25 января (Татьянин день, День студентов).
14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных).
-Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)
-А как называются одинаковые имена? (Тезки)
-Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).
Ведущий: - Загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков” (ответы дети записывают на листочках)
-В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
1.Кто принёс куклу из магазина? Ответ: Зина (магаЗИНА).
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)
Ведущий: - Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами. Давайте их вспомним.
Конкурс скороговорщиков
1. Осип осип, Архип охрип.
2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
3. Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
4. У Клары и Валерки вареники в тарелке.
5. Карл у Клары украл кораллы, Клара к Карла украла клорнет
6. Играл Егорка с Игорьком, скатились с горки кувырком
7. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
8. Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки
9. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку
10. Собрала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки во дворе
11. Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине
12. Соня Зине принесла бузину в корзине
Конкурс «Полное имя».
Ведущий: - Когда вы вырастете большими, повзрослеете, вас будут называть немного по-другому, а точнее, полным именем. А вы знаете, как звучит ваше полное имя? (Ответы: Ваня К.: да, я знаю, что моё полное имя Иван, Соня П.: а моё София)
- Молодцы! Давайте потренируемся ещё. Я буду вам говорить короткие имена, а вы – полные: Миша, Маша, Лена, Дима, Даша, Сережа, Оля, Андрюша, Денис, Даня (Ответы ребят: Михаил, Мария, Елена, Дмитрий Дарья, Сергей, Ольга, Андрей, Денис, Даниил ).
Ведущий: - Ребята, вам будет интересно узнать, что у каждого имени есть свой цвет, который влияет на черты характера. ( Из коробки по очереди желающие достают цветные квадратики)
Жёлтый: Анна, Вера, Антон, Виктор. Это дружелюбные люди, готовые всегда прийти на помощь.
Голубой: Кристина, Ирина, Марина, Артём, Даниил. Искренние, талантливые люди.
Красный: Валерия, Елизавета, Дмитрий, Семён. Энергичные, решительные и активные.
Оранжевый: Ольга. Творческие, прямолинейные и уверенные в себе .
Зелёный: Зоя, Людмила, Виталий. Трудолюбивые, сильные духом люди, которые готовы пойти на риск, чтобы добиться поставленных целей.
Серый: Сергей. Честные, сдержанные люди, не выносят лжи.
Ведущий: - Многие русские фамилии произошли от имён. Поиграем в игру «Угадай фамилию».
Я называю имя, а вы образованную от него фамилию.
-Абрам, Аким, Анисим, Влас, Герасим, Демьян, Евсей, Еремей, Зиновий, Зот, Игнатий, Кузьма, Мартын, Парфён, Савелий. Трофим, Фрол.
- (Ответы детей: Абрамовы, Акимовы, Анисимовы, Власовы, Герасимовы, Демьяновы, Евсеевы, Еремеевы, Зиновьевы, Зотовы, Игнатовы, Кузьмины, Мартыновы, Парфёновы, Савельевы, Трофимовы, Фроловы).
Ведущий: - А сейчас позвольте огласить результаты проведённого исследования. Как вы думаете, какое самое распространенное имя в нашей школе? А самое редкое? ( Ответы: Максим, Арсений).
Итак: самое распространённое среди мальчиков имя Максим ( вы угадали). Среди девочек – Анастасия. Впервые за всю историю у нас учатся ученики с редкими именами: Милена, Милана, София, Валерия, Айнур, Альбина, Амалия, Арсений, Вадим, Тимофей, Тимур, Семён, Елизар, Ярослав.
Ведущий: - Ребята, а кто-нибудь из вас отмечает свой день ангела?
(Ответы ребят: нет)
- Отмечать день своего ангела, т.е. именины, - древняя русская традиция, о которой сейчас редко вспоминают. А зря! Это второй день рождения, причем у одного имени может быть много дней-именин. Именины называют днем ангела благодаря преданию, которое перенимается с традициями и поверьями многих народов. В этом предании говорится, что когда ребенку дается имя, с небес спускается ангел – защитник, оберегающий человека всю жизнь, отсюда и другое название именин – день ангела.
- Вот, например, Анастасия отмечает свой день ангела 4 января, Александр – 7 февраля, Наталья – 8 сентября, Иван – 2 января …
Ведущий: – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?
(Ответы: для каждого его имя самое лучшее, надо уважать выбор родителей)
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”. Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.