Открытый классный час на тему:
«9 декабря – День Героев Отечества»
Провела: Эскерова А.М.
4 «Б» класс 2020год.
Классный час на тему:
«9 декабря – День Героев Отечества»
Цель: познакомить с историей возникновения праздника «День Героев Отечества», его героями и их подвигами.
Задачи:
- формировать у воспитанников чувство патриотизма;
- развивать чувства гордости и уважения к воинам –
защитникам Отечества;
- сохранять память о подвигах Героев Отечества;
- активизировать интерес к изучению истории России, символам государства;
- воспитывать любовь к Родине.
Развивающая:
- прививать у учащихся интерес к культуре, формировать навыки выразительного
чтения.
Воспитывающая:
- способствовать формированию активной гражданской позиции;
-чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества.
Предварительная подготовка:
-подбор материала к классному часу;
- подбор стихотворений, музыки;
- распределение материала между учащимися;
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации.
Ход мероприятия.
1 .Сообщение темы и целей мероприятия.
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном самому молодому празднику, который сегодня отмечает наша страна. Поприветствуем с наших гостей. Поздороваемся с нашими гостями.
Россия - наша Родина. (Слайд 1)
- Россия – наше Отечество, наш отчий, т.е. родной дом. Мы любуемся красотой природы, смотрим на мирное небо над нашими головами, радуемся солнышку. Но так было не всегда. Много тяжёлых и страшных испытаний выпало на долю нашего отечества, нашей Родины. Но наша Россия выстояла, преодолев все трудности и испытания.
- А как думаете, почему?
- А пришли ей на помощь её верные сыны и дочери, её народ, её герои.
-Скажите дети о чём мы будем сегодня говорить?
-О героях россии
2. Но кто такой герой?
А кого называют героем?
Герой - человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
3 Стихи читают ученики
1.Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.
Ученик 2.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!
Попытаемся поразмышлять о том:
а. Можно ли сейчас в XXI веке стать героем?
б. Какой человек может совершить подвиг?
4.- Давайте вместе разберёмся, какими качествами должен обладать герой.
(У детей карточки со словами: смелый, мужественный, ленивый, безответственный, храбрый, честный, решительный, трусливый, ответственный, добрый, нерешительный, лживый. Они выбирают названия необходимых качеств для героя и прикрепляют к доске)
Тема нашего классного часа «День Героев Отечества»
Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. 9 декабря - обычный, не красный день календаря, это праздник тех, для кого понятия «честь», «совесть», «доблесть», «служение Родине» - не простые слова, а смысл жизни. ( слайд 2)
Перелистнём страницы книги, посвящённой героям нашей Родины, нашего Отечества.
- Скажите, а нужен ли этот праздник нам? Почему вы так считаете?
-В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных, Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.
-Этот праздник появился не случайно. В далёкие времена в 1769 году императрица Екатерина вторая учредила орден Святого великомученика и Победоносца Георгия. Идея создать такую награду принадлежит Петру I. Замысел Петра I воплотила в жизнь царица Екатерина II. (слайд3) Отдавая должное воинской славе Русской армии и стремясь упрочить свое влияние на военных, она утвердила 9 декабря 1769 г. новый военный орден. (Слайд 4-6)
Орден святого великомученика и Победоносца Георгия имел 4 степени:
1-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на ленте через правое плечо,
2-я степень: звезда на левой стороне груди и большой крест на шейной ленте,
3-я степень: малый крест на шейной ленте,
4-я степень: малый крест в петлице или на колодке,
Георгий Победоносец – один из популярных христианских святых. Символ ордена – всадник, сидящий на белом коне, поражающий копьем дракона. Он олицетворял мужество воина, способного отстоять свою землю от врагов. (Слайд 7)
На нашем гербе изображён всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. (Слайд 8)
-Полное название ордена – Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Девиз ордена: «За службу и Храбрость». Орден состоит из знаков: золотого креста, ленты и четырехконечной звезды. Орден имел 4 степени отличия. (Слайд 9-11)
Это была самая главная воинская награда. Этот Орден был очень важным и многие военные и солдаты очень рады были такой награде. Они ее заслужили в боях и получали за храбрость и смекалку. Всего удостоено 25 человек. Полководцы ценили его выше всякой другой награды.
Этим орденом были награждены как выдающиеся российские полководцы Михаил Кутузов, Михаил Барклай – де – Толли, Александр Суворов, так и простые матросы, солдаты, казаки. Михаил Илларионович Кутузов стал первым полным кавалером этой награды, т.е отмеченным всеми четырьмя степенями ордена .
Даже великий Суворов имел лишь три степени Георгия- 3-ю 2-ю и 1-ю.
5.Про некоторых из них нам коротко сейчас расскажут (Слайд 12-14)
6 Стихи :
Ученик:
Есть праздник новый в России, ему всего 13 лет.
И в этот день, мы чествуем своих
Героев - Героев Отечества своего!
ученик:
Российской истории тысяча лет
Немало в ней было блестящих побед.
Победы стране обеспечили славу,
За мужество, доблесть сынов и отвагу.
В боях защищавших просторы страны
От всякой заморской, незваной «чумы».
Георгий Святой был надежной опорой
Российскому воинству в ратные годы.
Россия Святого заслуги признала
С его образами награды вручала.
Героям в сраженьях врага одолевшим,
И бури военные перетерпевшим.
Таких кавалеров народ уважал
Их славу в сказаньях своих прославлял.
Дни пролетели и годы прошли,
Века изменили устройство Руси.
Лишь слава героев осталась в сказаньях, Как
лучший учитель потомкам в познаньях
7. В Советское время Георгиевский Орден сменил орден Славы. Этот орден имел три степени. Орден 1степени изготавливался из золота. Знаки 2 и 3 степеней – из серебра, круг с изображением Кремля со Спасской башней позолочены. Орден был украшен желто - черной лентой. Позже георгиевской лентой украсили многие российские медали. (Слайд 15)
За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. (Слайд 16) Эта награда существует и по сей день, но называют её Звезда Героя России. (Слайд 17)
Звание Героя России присваивается за мужество и героизм воинам, сражавшимся в «горячих точках», а так же за выдающиеся достижения при освоении космического пространства, новой авиационной техники и особые заслуги перед государством, за героические подвиги в мирное время. Но это уже страницы другой книги, с которой в будущем вы обязательно познакомитесь.
9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
8. А теперь задание для групповой работы ,узнаем как вы запомнили ордена, укажите стрелками как называются ордена. (дети выполняют задания на карточках) (Слайд 18)
- А только ли взрослые могут стать героями? И только ли взрослых награждают этими наградами?
9. Наравне с взрослыми против фашистских захватчиков сражались мальчишки и девчонки, которые за свои подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза.
О них расскажут нам дети.
Марат Казей (слайд 19)
Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Валя Котик(слайд 19)
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова (слайд 19)
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали.
Отважная юная девочка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
-Этот список можно продолжать долго. Их нет с нами, но мы помним о них. Они настоящие герои нашей страны.
10. Физминутка Песня «Честь имею» видеоклип
-И в настоящее время в нашей стране чествуют героев советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия, и ордена Славы, Героев труда, героев Российской Федерации.
11 Стихи - ГЕРОЮ ОТЕЧЕСТВА
Ты жил, герой! Ты рядом с нами шел,
А мы тебя почти не замечали,
Ты жил, герой! Твой подвиг был высок,
Его ты нам оставил в завещанье.
Уходишь ты на небо,
Как будто бы и не был,
Практичным и бездушным
Стал двадцать первый век.
Но хочется мне верить,
Что дух твой не потерян,
И есть в России где-то
Наш новый человек.
Живет с душою тонкой
В провинции мальчонка,
Из чистых глаз ребенка
Струится благодать.
Средь «сникерсов» и «пепси»
Растет другое детство,
Оно к тебе однажды
Придет, чтобы сказать:
- Не уходи, герой, и в памяти живи!
Ведь без тебя я ничего не стою.
Живи, герой! Твой дух в моей крови!
Твоей судьбы хочу я быть достоин!
Мы будем помнить ваши имена
И память завещать грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.
Кто они, Отечества герои?
Не вельможи, а простые люди!
Их отвага дорогого стоит,
Подвиг их Россия не забудет!
11. А сейчас попробуйте помочь солдату найти дорогу .(работа в группах)
6.Выбери нужные названия «Головные уборы военных»
Работа с пословицами.
Приложение 2.
12. Прочитайте пословицу.
«Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-А сейчас попробуйте собрать пословицу из двух частей и объяснить её значение.
(работа в группах) (Слайд 20-21)
1.«Герой за Родину горой»
2.«Жить - Родине служить»
3.«Врага бояться – в живых не остаться»
Слайд 22
- Герои бывают разные. Кто-то может совершить храбрый, мужественный поступок: спасти тонущего человека, вынести из горящего дома детей. Но героем можно считать и того, у кого доброе сердце и чистая душа. Я бы назвала героем того, кто просто хорошо учится и делает только хорошие дела, никому не делает больно, не обижает слабых.Есть и у нас герои Дагестанцы,их не мало о некоторых из них расскажут нам дети.
13. Герои Дагестанцы:
1 ученик : Нурбагандов Магомед Нурбагандович. (Слайд 22)
2ученик:Марат Рахметов (Слайд 23 )
3ученик: Сборная Дагестана по боксу. (Слайд 24 )
4 ученик: Малик Ахмадов(Слайд 25 )
5ученик:Магомед Абдулхаликов. (Слайд 26 )
-О героях и их подвигах можно говорить бесконечно.
- В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.
Герои! Они не могли позволить себе поступить по-другому. Мы не можем позволить себе забыть их и их мужество. Вечная память Героям России!
14. Стих читает ученик:
Спасибо вам за все мы скажем,
Нашим детям о вас с гордостью расскажем,
Пусть о вас знают, пусть о вас помнят,
Пусть навсегда героев России запомнят.
15.«Герои Отечества» Поют песню
16 . Итог мероприятия.
А теперь я хочу послушать вас какие поступки вы совершали: (Ответы детей)
Ребята,хочется обратить ваше внимание на эти слова, помните, пожалуйста, эти слова.
«НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ,
ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ . . .» (Слайд 27 )
Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Это - история нашей страны и другой она уже быть не может.
-Нашу Родину в разные времена защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее.
-Что объединяло героев разных времён? (Сильная любовь к Родине).
- Любите свою Родину, гордитесь ей и помните имена и фамилии героев своего Отечества, своей Родины, помните какой ценой завоёвано мирное небо в нашей стране. Лишь о немногих вы сегодня узнали. Героев очень много. Смотрите фильмы, читайте книги и помните об их подвигах.
Спасибо всем за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.