Внеклассное мероприятие посвященное песням Великой Отечественной Войны .
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие посвященное песням Великой Отечественной Войны .

Оценка 4.7
doc
01.02.2020
Внеклассное мероприятие  посвященное  песням Великой  Отечественной  Войны .
dokument_k_klassnomu_chasu_pro_pesnju_na_vojne.doc

   Внеклассное мероприятие  посвященное  песням Великой          Отечественной  Войны .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто сказал, что надо бросить песню на войне… 

 

 

 

 

 

 


                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.

   И такие , новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.

    Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

     Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.

А песня ходит на войну,

Гремят вокруг раскаты.

Про дом родной, про тишину

Любили петь солдаты.

Утюжит песню миномет,

А песня, знай себе, поет!

Ее не скроет туча,

Она, как свет, живуча!

    Эти песни живут до сих пор. Хорошо когда современные дети, знающие о войне из книг, кинофильмов, рассказов, поют фронтовые песни.  Рассказать об истории возникновения таких песен – вот сегодняшняя наша цель .

Потому что биография этих песен очень интересна . И так , начнем.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война.

n  Великая – 56 государств принимало участие в этой войне.

Отечественная – люди боролись за свободу и независимость своего Отечества, Родины.

Священная – каждый человек сражался за святые для него вещи: за своих детей, за Отчизну, за мирное небо над головой, за русские березки, во имя живущих и ради грядущих.

  Так слова – «священная» стали девизом песни  «Священная война», которая родилась на третий день начала войны. Эта песня была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Стихи к этой песне  написал В. И. Лебедев-Кумач.  Сочинение этих стихов  потребовало от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору.

Музыку сочинил Композитор Александр Васильевич Александров
Об истории появления песни «Священная война» нам  расскажут ученики 9 класса .

Как защищал танкист страну
В кровопролитную войну,
Как танк пылал, огнем объятый —
Про то должны мы помнить свято,
Как наши танки шли и шли,
Чтоб не отдать родной земли!
... Проходит время быстротечно,
Но в нашей памяти навечно
Запечатлен танкист-герой,
Что за страну стоял горой.

Война была жестокой, солдат воевал, но его сердце отказывалось грубеть и ожесточаться. Часто в минуты передышки звучала песня, написанная в 1938 году поэтом Борисом Ласкиным и композиторами Дмитрием и Даниилом Покрасс «Три танкиста».

В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».
В ней играли совсем молодые в ту пору актеры Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников, Марина Ладынина и другие — замечательный ансамбль творческих индивидуальностей, ставших открытием нашего кинематографа, любимцами молодежи.

В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”.
Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина (1914—1983) и композиторов Дмитрия и Даниила (1905 — 1954)Покрасс, был режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев.

Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, он писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной. Германский фашизм с благословения англо-американского империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем
Востоке Японии, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины.
Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий.

Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман нами как основной герой будущего фильма…»
По сценарию, написанному Евгением Помещиковым, действие начиналось на Дальнем Востоке, в танковом подразделении. Командир полка говорил добрые напутственные слова воинам, уходящим после окончания службы в запас. Однако в процессе разработки режиссерского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни.

Песни не было. И тогда Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкинаи сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане.

«Ясно? — спросил Пырьев и добавил тоном, не допускающим возражений, — песня должна быть готова завтра к часу дня…»
«Я сказал, что подумаю, — вспоминал Б. Ласкин, — и вышел от режиссера несколько растерянный. Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и потому определенное представление об этом грозном роде войск у меня сложилось. События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…»

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга».

Позвонили  Пырьеву. Тот не заставил себя долго ждать.
Прослушав песню в исполнении авторского «трио», Иван Александрович попросил повторить ее и задал только один вопрос: «А у танкистов есть слово «экипаж»?» Получив утвердительный ответ, режиссер сказал «годится», забрал листок со словами, клавир песни, попрощался и ушел.

А на другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма» артисты Николай Крючков, Петр Савин и Арто Кефчиян — исполнители главных ролей в фильме.

Пырьеву  так понравилась  песня и ее исполнение, что он отказался от первоначального замысла, исключил из сценария сцену проводов в танковом подразделении и начал фильм тем самым эпизодом, который мы и видим после титров: в купе вагона едут домой герои боев на озере Хасан, они поют «Три танкиста» и наперебой приглашают друг друга в гости.

Эта песня, по признанию самого Пырьева, придала фильму «с самого начала музыкальный и несколько романтический характер». Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.

 

( Исполнение 4 классом – три танкиста)

 

Следующая песня стала очень популярной  за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер»  у нас – «Катюша»

     Вначале М.В.Исаковским были написаны стихи — всего несколько строк.  «Я  не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера. 

         «Я начал одну песню»,— сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке.                                                    Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным.

        И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
"Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. —  По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.

      Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
      Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.

    И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем. что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. 

По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны.  Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.

Сейчас уже точно никто не сможет сказать, при каких обстоятельствах реактивная установка залпового огня получила женское имя, да еще и в уменьшительно-ласкательной форме - "Катюша". Известно одно - на фронте прозвища получали далеко не все виды оружия. Да и имена эти зачастую были совсем не лестными. К примеру, штурмовик Ил-2 ранних модификаций, сохранивший жизнь не одному пехотинцу и бывший самым желанным "гостем" в любом бою, за выступавшую над фюзеляжем кабину получил среди солдат кличку "горбатый". А маленький истребитель И-16, вынесший на своих крыльях всю тяжесть первых воздушных боев, именовался "ишаком". Были, правда, и грозные прозвища - тяжелую самоходно-артиллерийскую установку Су-152, которая была способна одним выстрелом сбить башню с "Тигра", уважительно называли "зверобоем", а 203-миллиметровую гаубицу Б-4, снаряд которой оставлял воронку размером с одноэтажный дом, - "кувалдой". В любом случае, имена чаще всего давались суровые и строгие. А тут такая неожиданная нежность, если не сказать любовь...

 

 Исполнение песни – 3 классом.

 

       Следующая песня сразу же, безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал.

Личные строки поэта  Суркова совсем не слу­чайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность.

     Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не сты­дятся слез.

 

Об истории этой песни нам расскажут ученики 8 класса

 

 

 42 год . Шла война , а жизнь шла своим чередом. Солдаты воевали , жены , матери ждали и надеялись на то, что все будет хорошо , что их родные и близкие целые и не вридимые вернуться домой . В то время и родилась песня  которая в маленьких, затем­ненных городах  очень помогала ждать.

 

 

ТЕМНАЯ НОЧЬ

муз. Н.Богословского       сл. В.Агатова

Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. История фронтовой дружбы Аркадия Дзюбина из Одессы и Саши Свинцова с Урала, которые воевали на ленинградском фронте. Когда война давала передышку и возникала пауза между боями, можно было и пошутить, и поговорить по душам и песню спеть под гитару. Фильм «Два бойца» был снят в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны. Песня «Темная ночь» остается одной из самых популярных и любимых военных песен.

Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Тем­ной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось до­биться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.

     Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.

    С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь...» И над дет­скими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затем­ненных городах эта песня очень помогала ждать.

   А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю амери­канского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спро­сил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Аме­рике очень любят...»

    Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами...

   

      Исполнение песни – темная ночь ученики 5 класса

 

На фронтах, в партизанских отрядах, в тылу врага, на заводах, в полях, у станков день и ночь люди ковали победу. Кто сколько мог и как мог. Это была всенародная война и победа.

Был солдат на небывалой войне,

На дорогах обоженной планеты.

Он сначала видел только во сне

День Победы.

Отступал он и в атаку ходил,

Превозмог все ранения и беды.

Был готов он жизнь отдать

За один День Победы!

И ни разу – ни слезинки из глаз.

Он усталости и страха не ведал.

А заплакал он единственный раз –

В День Победы!

О таком солдате , который превознемогая боль, утраты  рассказывает следующая песня – Баллада о солдате.

 

Об истории создания этой песни нам расскажут ученики 6 класса.

 

 

Много прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны .   Еще  есть очень  много песен , которые рассказывают  о том не легком времени борьбы , ожидания , любви, обреченности и т.д. Но есть одна песня, которой придают до сих пор особое значение. Эта песня была написана уже после войны , но она объединила и связала и до сих пор тонкой ниточкой протянулась от людей тех поколений, к нашему поколению .Эта песня носит название – « Песни наших отцов»,

 

которую нам исполнят и расскажут о ней ученики 7 класса.

 

Наш классный час подошел к концу,  я благодарю ребят, которые рассказали нам о песнях, исполнили их, и мне очень хочется, чтобы песня навсегда стала спутницей наших мирных дел и свершений. Чтобы больше никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта, пусть нам песня «строить и жить помогает»! Желаем вам счастья и добра, а главное – мира.

У песен есть счастливая черта:

Они добры. И, так или иначе,

Ты, слыша их, становишься богаче,

В твоих очах – их свет и доброта.


Внеклассное мероприятие посвященное песням

Внеклассное мероприятие посвященное песням

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью

Великая Отечественная Война. n

Великая Отечественная Война. n

Война была жестокой, солдат воевал, но его сердце отказывалось грубеть и ожесточаться

Война была жестокой, солдат воевал, но его сердце отказывалось грубеть и ожесточаться

Дальнем Востоке, в танковом подразделении

Дальнем Востоке, в танковом подразделении

Пырьеву так понравилась песня и ее исполнение, что он отказался от первоначального замысла, исключил из сценария сцену проводов в танковом подразделении и начал фильм тем…

Пырьеву так понравилась песня и ее исполнение, что он отказался от первоначального замысла, исключил из сценария сцену проводов в танковом подразделении и начал фильм тем…

Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни

Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не сты­дятся слез

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не сты­дятся слез

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний

Много прошло с тех пор, как отгремели последние залпы

Много прошло с тех пор, как отгремели последние залпы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020