Урок развития речи проводится в специальном коррекционном классе для обучающихся с нарушением слуха. Урок проходит в форме игры. Результатом урока должен быть связный рассказ по картинке на тему : " Игры и забавы детей зимой". Основными целями этого урока являются: развитие у детей умения воспринимать картинку, передавать в устной форме её содержание, развивать связную речь, умение озаглавливать картинку, формировать умение грамматически правильно строить предложение, внимательно слушать учителя и отвечать на его вопросы, дополнять ответы других учащихся, активизировать и расширять словарь учащихся, развивать память и внимание, корректировать слух и произношение.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 138 III видов
Конспект урока по развитию речи во 2 классе для детей с
нарушением слуха на тему:
« Составление рассказа по картинке»
Составила:
учитель начальных классов
Клюева Светлана ГермановнаУФА2016
Урок развития речи во 2 классе
на тему :
«Составление рассказа по картинке».
Цели:
развивать у детей умение воспринимать картинку, передавать в устной форме её
содержание, развивать связную речь, умение озаглавливать картинку, формировать
умение грамматически правильно строить предложение, внимательно слушать
учителя и отвечать на его вопросы, дополнять ответы других учащихся;
активизировать и расширять словарь учащихся, развивать память и внимание,
корректировать слух и произношение;
воспитывать любовь и внимательное отношение к окружающему миру, развивать
познавательный интерес учащихся.
Оборудование:
сюжетная картинка, предметные картинки, доска, изображение двух снеговиков для
игры: «Чем отличаются снеговики?»
Ход:
1.Орг.момент.
Ребята, послушайте загадку. О каком времени года эта загадка?
Наступили холода,
Превратилась в лёд вода,
Длинноухий зайка серыйСтал теперь он зайкой белым.
Кто скажет ,кто знает
Когда это бывает? ( Это зима, зимой бывают
холода, замерзает вода, у зайки белая шубка)
2.Актуализация знаний.
Ребята! Какое время года наступило? ( Наступила зима)
Кто из вас любит зиму? (Ответы детей)
Почему вы любите зиму? (Зимой можно кататься на лыжах, на санках,
на коньках, лепить снеговика и т.д.)
Послушайте загадки:
*Всё лето стояли,
Зимы ждали,
Дождались зимы,
Помчались с горы!
Что это? (Это санки)
*Есть у меня два серебряных коня,
По льду они везут меня!
Что это? (Это коньки)
*Под ногами у меня
Деревянные друзья,
Палки в руки я беру
И на них стрелой лечу!
Что это? ( Это лыжи)Молодцы ребята, хорошо отгадывали загадки! У кого есть санки, лыжи, коньки?
(Ответы детей)
А какие игры ещё можно играть зимой? (Зимой можно лепить сне
говика и снежный дом, играть в снежки)
Зимние игры детей можно назвать зимними ЗАБАВАМИ.
Словарная работа : ЗАБАВА –это старинное русское слово ,то есть игра,
развлечение.
Речевая зарядка : ЗАБАВА.
Что такое забава? (Это игра)
Как подругому назвать зимние игры детей? (Зимние забавы)
Какую зимнюю забаву ты любишь больше всего? (Ответы детей)
3.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ по картинке. Знаете по какой
картинке мы будем составлять рассказ? (Нет)
А хотите узнать? (Да)
Учитель показывает детям картинку.
4.Рассматривание картинки.
Нравится картинка? (Да)
Какое время года на картинке? (На картинке зима)
Назовите признаки зимы на картинке? ( Идёт снег, снег лежитна земле, на деревьях, на крышах
домов, на заборе, прилетели сне
гири)
Что делают ребята на картинке? (Ребята катаются на
коньках, на санках, лепят снего
вика)
Какая одежда надета на детях? (На детях надеты тёп
лые куртки ,штаны ,шапки, варежки)
Где гуляют ребята? ( Ребята гуляют во дворе)
Почему вы так решили? (На картинке нарисованы
дома)
Что ещё можно спросить по картинке?
Дети по одному задают вопросы по картинке, другие дети их слушают , повторяют
вопрос ,отвечают на него (РСВ).
Кто из вас умеет лепить снеговика? (Ответы детей)
Игра: « Чем отличаются снеговики?»
Задание : сравни двух снеговиков .
Дети сравнивают снеговиков: у одного снеговика на голове шляпа,
а у другого ведро, у одного снеговика вместо носа морковь, а у
другого ветка, у первого снеговика пуговицы синие, а у второго –
красные, у первого снеговика вместо рук палки, а у второго
снежные комочки (словарная работа).
Кто слепил снеговика на картинке? (Мальчик слепил снеговика)
Придумайте имя мальчику. (Ответы детей)Опишите снеговика на картинке. (У снеговика вместо носа
морковка, вместо волос ветки, вместо глаз угольки)
Какой получился снеговик? ( Снеговик большой,
смешной, хороший, весёлый)
Как вы думаете, что ещё будет лепить мальчик? (Ответы детей)
Кто катается на санках? Придумайте имя. (Ответы детей)
Кто катается на коньках? Придумайте имена девочкам. (Ответы детей)
Какие лица у ребят: весёлые или грустные? (Ребята весёлые,
смеются, улыбаются )
Почему ребята весёлые? (Ребятам нравятся зимние забавы)
А вы любите зимние забавы? (Да)
Физминутка.
Поиграем в снежки (дети имитируют игру в снежки).
Поехали на лыжах ( дети двигают руками и приседают ,как будто
едут на лыжах).
Покатились с горы на санках (сели на стульчики боком и вытянули
ножки вперёд).
Теперь сели на стульчики ровно, выдохнули и сказали : «Ух, хорошо зимой!»
5. Озаглавливание рассказа.
Придумайте название картинки.
Коллективное обсуждение названий и запись единого названия на доске.
6.Представление готового плана.План:
1.Пришла зима.
2.Зимние забавы во дворе.
3.Весело зимой!
Прочитайте план про себя. Сколько частей в плане? (3 части)
Сколько будет частей в рассказе ? (3 части)
7.Составление рассказа по плану.
Как называется 1 часть плана? (Пришла зима)
О чём будем рассказывать в 1 части? (Будем рассказывать о зиме)
Расскажите о зиме по картинке. (Пришла зима. Выпало много
снега. Снег лежит на деревьях,
на крышах домов, на заборе.
Прилетели снегири)
Как называется 2 часть плана? ( Зимние забавы во дворе)
О чём будем рассказывать во второй части? (О зимних забавах детей во дворе)
Расскажите, как гуляют дети зимой во дворе. (Ребята пошли гулять во двор.
Катя катается на санках с
горы. Оля и Марина ката
ются на коньках. Дима
слепил снеговика. У снего
вика вместо носа морковь,
вместо волос ветки, вместоглаз угольки. Хороший по
лучился снеговик!
Ещё Дима лепить снежного
зайца)
Как называется 3 часть плана ? (Весело зимой!)
О чём будем рассказывать в третьей части? (Будем рассказывать о том, что
зимой детям весело, им
нравятся зимние забавы,
ребята любят зиму)
Расскажите по картинке, используя план. (Рассказы детей)
8. Итог урока, анализ рассказов.
Ребята! Вы очень старались, придумали хорошие рассказы.
Чей рассказ вам понравился больше? Почему? (Ответы детей)
На втором уроке дети записывают рассказ в тетрадь.