Внеклассное мероприятие, посвящённое полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие, посвящённое полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
классное руководство
1 кл—9 кл
16.07.2022
Внеклассное мероприятие, посвящённое полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Нефедова Н.С. Харитонова О.В _ГБОУ СОШ 448_СПб_№ 4..docx

 

Внеклассное мероприятие: «Тебе, Ленинград», посвященный 75-й годовщине Полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.


Тип мероприятия: музыкально-литературная композиция

Контингент: 1 класс,  9 класс (коррекция зрения)

Продолжительность мероприятия: 45 минут

                    Педагогические технологии:

                    -развивающее обучение;

                    -проблемное обучение;

                    -коллективная система обучения;

                    -исследовательские методы в обучении;

                    -проектные методы обучения;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

 -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

                     -информационно-коммуникационные технологии;

                     -здоровьесберегающие технологии.

 

Авторы работы:

Учитель русского языка и литературы, классный руководитель - Нефедова Надежда Сергеевна.

Воспитатель группы продленного дня - Харитонова Ольга Вячеславовна.

Образовательная организация:  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 448, Российская Федерация, город Санкт-Петербург, Фрунзенский район, e-mail: [email protected]

 

Аннотация

      В ГБОУ СОШ № 448  проводилось внеклассное мероприятие: «Тебе, Ленинград», посвященное 75-й годовщине Полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в форме музыкально-литературной  композиции. Целью мероприятия являлось: воспитание у подрастающего поколения нравственно-патриотических чувств, систематизация и обобщение научно-исследовательских проектов, рассматривающих историческое значение и вклад защитников Ленинграда в сохранении и защите культурно-исторического наследия города от фашистов, а также приобщение учеников 1 и 9 классов к героическому прошлому ленинградцев и участников ВОВ.

      Новизна внеклассного мероприятия определялась внедрением проектных, игровых, информационно-коммуникативных технологий,  а также развивающего, проблемного обучения, позволяющих увеличить эмоциональный фон мероприятия, сильно расширить объем излагаемого материала за счет использования визуальных образов, фотографий, картин, макетов. Это позволило повысить мотивацию учеников к обучению, сделать изучаемый  материал доступным, понятным, красочным и ярким, раскрыть ученикам  возможности самообразования с помощью использования современных ресурсов сети  Internet и изучения архивных документов.

                         При реализации здоровьесберегающих технологий   

                     были использованы:

- дидактические материалы;

- крупный наборный шрифт текстов для ведущих и выступающих;

- раздаточный материал для интерактивных игр;

- безопасные атрибуты военного времени;

- архивные аудиозаписи радио Ленинграда;

- непосредственное общение с участником ВОВ.

     В ходе мероприятия наблюдалась высокая познавательная активность учащихся 1 и 9 классов, позволяющая осуществить преемственность поколений и связь времен. Учителем русского языка и литературы Нефедовой Надеждой Сергеевной и воспитателем ГПД Харитоновой Ольгой Вячеславовной проведена огромная подготовительная работа, разработан сценарий, на высоком уровне реализованы все поставленные цели и задачи данного мероприятия.

 

 


 

Сценарий открытого мероприятия

Литературно-музыкальная композиция

«Тебе, Ленинград»

1.     Цели и задачи

Согласно ФГОС, в ходе проведения открытого урока реализовались следующие цели и задачи:
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

                    Задачи:

                    1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3.Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

4.Реализовать преемственность, системность, метапредметная связь между учебными дисциплинами (литература, история, география, изобразительное искусство, музыка)


 

2.     Предварительная работа

     В ходе подготовки к открытому уроку учащиеся, как самостоятельно, так и совместно с учителем и воспитателем, осуществляли поисковую деятельность научно-исследовательского характера, проектную деятельность, творческую деятельность, работали с научной литературой, архивными документами. Также была подготовлена выставка книг о

блокаде Ленинграда.

    Вышеперечисленные виды деятельности проходили поэтапно:
1. Сбор информации о родственниках – участниках Великой Отечественной Войны (далее ВОВ), жителях блокадного Ленинграда и дальнейшее оформление ее в проект «Книга памяти».

2.  Сбор информации о детях-героях ВОВ и дальнейшее оформление ее в доклады и сообщения.
3. Подготовка материала (фото, видео, архивные документы, творческое оформление класса)  непосредственно для открытого урока.

3. Оборудование

- тематические книги, архивные документы, фотографии, аудиозаписи;

- оформление окон в соответствии с военным временем (перекрещенные ленты, символизирующие защиту стекол от взрывной волны);

- на доске № 1оформлен проект «Книга памяти»;

- на доске № 2 оформлен проект «Дети-герои ВОВ»;

- на доске № 3 оформлен проект «Символы военного времени»;

- пилотки, блокадные ленты, ордена и медали;

-раздаточный и тематический материал для интерактивных игр («Блокадный набор», «Замаскируй памятник»);

- мерцающие свечи для Минуты Молчания;

- портрет Д. Шостаковича, подсвечники;

- поделка учеников 1 класса «Разорванное кольцо».

Рис. 1. «Книга памяти». Проект

Рис. 2. «Книга памяти». Проект

Рис. 3. «Книга памяти». Проект

Рис. 4. «Книга памяти». Проект

Рис. 5. «Книга памяти». Проект

Рис. 6. «Дети-герои ВОВ». Проект [8]

Рис. 7. «Символы военного времени». Проект

Картинки по запросу дмитрий шостакович

Рис. 8. Портрет Д. Шостаковича

Картинки по запросу поделка разорванное кольцо

Рис. 9. Поделка «Разорванное кольцо»

4. Ход урока

Часть I

Учитель. Приветствие гостей.

Аудио: «Радио Ленинграда» [17]

Голос Ольги Берггольц

                     «Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900 -дневную блокаду,

                    Всем, ныне живущим и павших смертью храбрых…»

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Аудио «Ленинградские мальчишки»

( Под музыку первоклассники входят в класс, маршируют, останавливаются у стульев)   

Рис. 10. Выход 1 класса

Рис. 11. Расстановка 1 класса

                     Воспитатель ГПД:

Солдаты Ленинградского фронта на первый-второй рассчитайся!

Солдаты Волховского фронта на первый-второй рассчитайся!

(Дети садятся)

Аудио « Метроном»

Ученик 9 класса

Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны.

Не надо войны, не надо войны!

Ученица 9 класса

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

Рис. 12. Вступительные слова 9 класса                   

                     Ученик 9 класса

1941 год. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.

Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей,  которые ещё недавно думали о будущем,  мечтали о любви и счастье.

 Всё это и  есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории  всего человечества. [1]

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

                     Ученик 9 класса

 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

 Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25. [1, 5]

  27 января 1944 года. Что это за дата?

 27 января 1944 года.   Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.  Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны  нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». [15]

 Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб. [12]

(Таблички держат в руках 9-классники)

                     Ученик 9 класса

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…[1,10]

 Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали. [1]

Рис. 13. Раздача гостям символического хлеба

 

 

Аудио  «Мама, не плачь»

Воспитатель ГПД:

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И Ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой Победы. [4]

Ленинградский композитор Дмитрий Шостакович в эту жестокую зиму написал знаменитую Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником и ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии. [6]

Аудио  Д.Шостакович «Тема Нашествия»

Часть II

Учитель читает стихотворение

Воронова Юрия Петровича [7]

Сотый день

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

 

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

...Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

                     Ученик 9 класса

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней. [8]

Картинки по запросу дневник тани савичевой

Рис. 14. Дневник Тани Савичевой

                      Ученик 9 класса

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил.  Те, кто решился  заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая тоска в огромных глазах».

 Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Танечке Савичевой  поставлен памятник. [13]

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его. [9]

                     Учитель:

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!» [15]

Но гитлеровцы просчитались - Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу. [16]

Аудио  «Радио. О прорыве блокады»

ИГРА с 1 классом  «Блокадный набор»

http://school448.ru/content/files/catalog2/20170126_134141_1486028679.jpg

Рис. 15. Игра «Блокадный набор»

 

 

 

                     Воспитатель ГПД:

Наши первоклассники до глубины своей маленькой души прониклись темой ВОВ, темой блокады нашего города и теперь даже могут собрать блокадный набор, те вещи, которые относятся к военному времени.

Ребята, с подноса вам нужно будет выбрать те вещи, предметы обихода, которые могли бы быть или были в блокадном городе. (9-классники  проходят вдоль фронтов и раздают блокадный набор)

Воспитатель забирает в корзинку вещи.

Рис. 16. Первоклассники читают стихи

 

Ученик 1 класса

И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

 

Ученик 1 класса:

Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

 

Ученик 1 класса

Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

 

Ученик 1 класса

А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек –

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

 

Ученик 1 класса

Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной ленинградской –

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

 

Ученик 1 класса

Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»


 

Часть III

( выходит 9 класс – 1 класс уходит

«Дети войны», слушаем первый куплет)

                     Ученик 9 класса

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг!

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода.  Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе. [13]

Ученица 9 класса

Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

                    Ученица 9 класса:

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. [10]

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города. [11, 14]

Ученик 9 класса

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре  -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром»назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

 

                    Ученик 9 класса

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

На фоне песни «Дети войны » читается стих

О. Берггольц «Моя медаль» [3]

Рис. 17. Исполнение стихотворения «Моя медаль»

Ученик 1 класса

… Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль «За оборону Ленинграда»

Сегодня Родина вручает мне.

 

Ученик 1 класса

Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

 

Ученик 1 класса

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, -

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

 

Ученик 1 класса

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Медаль «За оборону Ленинграда».

 

Ученик 1 класса

Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

 

                     Воспитатель ГПД:

Жители блокадного Ленинграда самоотверженно тушили пожары, порой ценой собственной жизни спасали шедевры искусства, маскировали дворцы и памятники. Наши юные ученики также знают не только, какие памятники маскировали ленинградцы, но и как они это делали. [2]

 

ИГРА с 1 классом «Замаскируй памятник»

Рис. 18. Первоклассники маскируют модели памятников

Аудио «Дети войны»

                     Ученик 9 класса

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. [5]

Аудио радио о полном снятии блокады  «Салют» [17]

Ученик 9 класса

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

(Воспитатель раздаёт платочки и букетики цветов)

Танец «Вальс»

Рис. 19. Вальс в исполнении учеников 9 класса

                     Ученик 9 класса

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.  Зажжены свечи.

( Аудио « Мама, не плачь»)

Рис. 20. Минута молчания

Учитель: Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  - 900 блокадных дней и ночей.  Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Учитель:

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы и убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая  правда – не права.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили.  Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

                     Ученик:

За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», получил звание Город-Герой! [1]

(1 класс выстраивается для исполнения хором финальной  песни)

Песня «Ленинградские мальчишки»

(на последних строках 1 класс уходит первоклассники выбегают с султанчиками)

Рис. 21. Исполнение финальной песни

 

Ученики 1 класса:

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут,-

Наш город празднует ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ,

И гремит в морозном воздухе САЛЮТ!!!

Аудио «Блокада» (группа «Сплин»)

Рис. 22. Заключительный танец

Учитель:

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Воронов Юрий Петрович « Салют»

27 января 1944 года [7]

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут...

 

-Благословенные стихи, благословенные страницы!

А их остались единицы тех, чьи сердца горят в ночи!

И ты, мой ветеран, веди младое нынешнее племя

 Туда, где будет  только наше время,

 Где день чудесный, не молчи!

- Слово предоставляется ветерану ВОВ, жителю блокадного Ленинграда Петрову Валентину Михайловичу….
Часть IV. Неформальная

     На открытое мероприятие были приглашены ветераны – участники ВОВ, дети блокадного Ленинграда – Петров Валентин Михайлович и Алексеева Алевтина Андреевна.   Из первых уст учащиеся 1-го и 9-го классов узнали о страшных буднях блокадного города, эвакуации по Дороге Жизни. Такие встречи с ветераном ВОВ являются для ребят традиционными и долгожданными.

http://school448.ru/content/files/catalog2/20170126_132442_1486028622.jpg     http://school448.ru/content/files/catalog2/20170126_140535_1486028700.jpg

           2iaI_bn_5ks.jpgРис. 24-27. Выступление ветерана ВОВ Петрова Валентина Михайловича

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.     Адамович А.М. Блокадная книга.-5-е изд., испр., доп./ А.М.Адамович, Д.А. Гранин.- Л.: Лениздат, 1989.-526с.: ил., портр.

2.     Баранов Н.В. Силуэты блокады: Записки главного архитектора города/ Н. В. Баранов.- Л.: Лениздат, 1982.-175с.

3.     Берггольц О.Ф. Стихи о Ленинграде/ О. Ф. Берггольц.- Л.: Лениздат, 1992.-35c.

4.     Березова О. Блокадный оркестр: Из дневника музыканта/ О.Березова; Ю. Колбина// ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1997.-№3.-С.10-11.-(Наследники великого города).

5.     Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д. Б. Колпакова, В. Н. Суслов.- Л.: Дет.лит., 1984.-206c.: ил.

6.     Воеводский И. А музы не молчали: [бесценная коллекция экспонатов музея блокадного Ленинграда школы №235 им. Д.Д.Шостаковича]/ Игорь Воеводский// Автобус: петербургский детский исторический журнал.-СПб., 2013.-№3.—С.19-21; 2013.-№5.-С.2-5.

7.     Воронов Ю.П. Блокада: [Цикл стихотворений]// Ю. П. Воронов.- М.: Современник, 1989.-(Библиотека поэзии "Россия").-С.276-282.

8.     Дети города-героя: Сб./ Сост. А. Л. Мойжес.- Л.: Лениздат, 1974.-423с.: ил.

9.     Крюков А.Н. Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда: Очерки/ А. Н. Крюков.- Л.: Сов. композитор, 1985.-120с.: ил.

10. Ладога Родная: Воспоминания ветеранов Краснознамённой Ладожской флотилии/ Сост. З. Г. Русаков.- Л.: Лениздат, 1969.-415с.: ил., фот.

11. Павлюченко В.Ф. Музей "Дорога жизни": Путеводитель/ В. Ф. Павлюченко, П.Л.Редькин.-3-е изд., испр. и доп.- Ленинград: Лениздат, 1988.-73с.: ил.

12. Пукинский Б.К. 1000 вопросов и ответов/ Б. К. Пукинский.- СПб.: Норинт, 2000.-432с.: ил.-(Панорама Петербурга).

13. Стояли со взрослыми рядом...: Сб. докум. очерков/ Сост. А.М.Осипова, О. Н. Тюлева.- Л .: Лениздат, 1985.-208c.: 8л. фот.

14. Ходза Н.А. Дорога жизни: Рассказы/ Н. А. Ходза; Рис. В. Бескаравайного.-Л.: Дет.лит., 1984.-72с.: ил.

Архивные документы

15.  Директива начальника штаба ВМФ L-a 1601 от 22 сентября 1941г. «Будущее города Петербурга» (Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg»).

Internet –ресурсы

16.  https://vk.com/moypolk («Бессмертный полк»)

17.  http://leningradpobeda.ru/radio-blokadnogo-leningrada (радио блокадного Ленинграда)


 

18. Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие: «Тебе,

Внеклассное мероприятие: «Тебе,

Федерация, город Санкт-Петербург,

Федерация, город Санкт-Петербург,

Аннотация В ГБОУ СОШ № 448 проводилось внеклассное мероприятие: «Тебе,

Аннотация В ГБОУ СОШ № 448 проводилось внеклассное мероприятие: «Тебе,

Ленинграда; - непосредственное общение с участником

Ленинграда; - непосредственное общение с участником

Сценарий открытого мероприятия

Сценарий открытого мероприятия

Предварительная работа

Предварительная работа

Символы военного времени»; - пилотки, блокадные ленты, ордена и медали; -раздаточный и тематический материал для интерактивных игр («Блокадный набор», «Замаскируй памятник»); - мерцающие свечи для

Символы военного времени»; - пилотки, блокадные ленты, ордена и медали; -раздаточный и тематический материал для интерактивных игр («Блокадный набор», «Замаскируй памятник»); - мерцающие свечи для

Рис. 2. «Книга памяти». Проект

Рис. 2. «Книга памяти». Проект

Рис. 4. «Книга памяти». Проект

Рис. 4. «Книга памяти». Проект

Рис. 6. «Дети-герои ВОВ». Проект [8]

Рис. 6. «Дети-герои ВОВ». Проект [8]

Рис. 8. Портрет Д. Шостаковича

Рис. 8. Портрет Д. Шостаковича

Ход урока Часть I Учитель

Ход урока Часть I Учитель

Рис. 11. Расстановка 1 класса

Рис. 11. Расстановка 1 класса

Рис. 12. Вступительные слова 9 класса

Рис. 12. Вступительные слова 9 класса

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов

Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши

Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши

Аудио «Мама, не плачь» Воспитатель

Аудио «Мама, не плачь» Воспитатель

Часть II Учитель читает стихотворение

Часть II Учитель читает стихотворение

Рис. 14. Дневник Тани Савичевой

Рис. 14. Дневник Тани Савичевой

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое

Воспитатель ГПД: Наши первоклассники до глубины своей маленькой души прониклись темой

Воспитатель ГПД: Наши первоклассники до глубины своей маленькой души прониклись темой

Свистели бомбы палачей. Ученик 1 класса

Свистели бомбы палачей. Ученик 1 класса

Часть III ( выходит 9 класс – 1 класс уходит «Дети войны», слушаем первый куплет)

Часть III ( выходит 9 класс – 1 класс уходит «Дети войны», слушаем первый куплет)

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась

О, мы познали в декабре: Не зря «священным даром»назван

О, мы познали в декабре: Не зря «священным даром»назван

Ученик 1 класса Ревнивая, безжалостная память!

Ученик 1 класса Ревнивая, безжалостная память!

ИГРА с 1 классом «Замаскируй памятник»

ИГРА с 1 классом «Замаскируй памятник»

Весны, уже не знающей преград

Весны, уже не знающей преград

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети

Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети

Ученики 1 класса: В холода, когда бушуют снегопады,

Ученики 1 класса: В холода, когда бушуют снегопады,

Их радость слишком велика —

Их радость слишком велика —

Часть IV . Неформальная

Часть IV . Неформальная

Л И Т Е Р А Т У Р А 1.

Л И Т Е Р А Т У Р А 1.

Крюков А.Н. Музыкальная жизнь сражающегося

Крюков А.Н. Музыкальная жизнь сражающегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2022