Конспект внеклассного урока,
Тема урока: «Моя Родина – Россия»
Цель урока: воспитание чувства патриотизма через осознание значение символов Российской Федерации.
Класс:3
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- освоение понятий «Отечество», «Родина», «малая Родина», «культурные традиции», «Герб», «Флаг», «Гимн».
Метапредметные:
а) познавательные: умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции;
б) регулятивные: навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции;
в) коммуникативные: навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения,
Личностные: формирование у детей образа родной страны как Родины,
Оборудование: государственные символы РФ (флаг, герб, гимн), интерактивная доска, карточки.
Ход урока:
1.Орг.момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Внимательно послушайте песню, которую я включу. Подумайте, почему с неё начинается наш урок, и попробуйте сформулировать тему нашего дальнейшего разговора.
Михаил Львович Матусовский:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс...
С чего начинается Родина?..
(Дети формулируют тему урока)
- Ребята, а в нашем понимании, что такое Родина?
- Правильно, а вы знали, что есть понятие малой родины и большой? (Малая Родина, где ты вырос, рос. Большая – твоя страна). Всё верно.
Сегодня мы коснемся понятия именно «большой Родины»
2. Целеполагание
- Не переходя еще к обсуждению нашей темы урока, какие цели мы можем себе поставить?
3. Изучение нового материала
- Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по нашей огромной страны, чтобы больше узнать о ней, побываем на необычных станциях.
- Предлагаю вам сделать физкультминутку
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда, и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая наша Родина большая.
Необъятная страна.
Первая станция «Символическая»
- Ребята, с символами мы встречаемся постоянно. Какое вы бы дали определение слову символ? (Это изображение фигур, предметов, выражающий особый смысл).
- У нашей страны, как и у любого государства, есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что разговор идет о России (белые березки, матрешки, шапка-ушанка). (слайд1)
- Ребята, эти символы являются «народными» символами нашей страны.
- У России есть и официальные символы. Они имеют особое значение. Уважение к ним, знание истории и происхождение объединяет жителей страны. (герб, флаг, гимн).
Следующая станция «Геральдическая»
- Историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
- Давайте вспомним, как выглядит герб Российской Федерации? (двуглавый орел) (слайд2)
- Где мы можем увидеть герб? (монеты, бумажные купюры, печать). (слайд3)
- На гербе Россия изображен золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Над головой орла мы можем увидеть корону. Правой лапой он сжимает скипетр, а левой державу. Скипетр и держава – это символы России. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают на историческом прошлом нашей Родины и показывают единство Российской Федерации.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец. А святой Георгий Победоносец почитался как святой покровитель воинов, защитников Отечества. А ужасный черный змей – это символ зла. И он повержен героем. Верный конь героя воина топчет дракона копытами.
Следующая станция, на которую мы отправимся – это «Знаменная».
- Ребята, как вы понимаете значение слово «знамя»? (флаг)
- Догадайтесь, о чем будет речь на станции, где мы остановились:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска – Солнечный рассвет. (Флаг) (слайд4)
- Ребята, а теперь попытайтесь дать значение каждому цвету на флаге.
Белый цвет – благородство, чистоту, белая зима, березки, ромашки
Синий – честность, верность, небо, реки.
Красный – цвет заката, рассвета, огонь.
- Ребята, а кто является президентом нашей могучей страны? (В.В.Путин). (слайд5)
Последняя станция, на которой мы сегодня остановимся – это «Песенная»
- Много песен у русского народа, но эту должен знать каждый гражданин России.
- Кто знает, что эта за песня? (гимн) (слайд6)
- Верно, гимн – это торжественная песня, прославляющая могущество и единство нашей огромной страны.
- Когда исполняется гимн (в торжественных случаях).
- Кто из вас может назвать авторов музыки и слов современного российского гимна? (Мелодия написана Александром Васильевичем Александровым. Слова написаны Сергеем Владимировичем Михалковым). (слайд7)
- Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать и молча прослушать гимн.
4. Рефлексия
- А сейчас задание для самых внимательных. Для каждого существительного найдите соответствующее ему прилагательное.
СТРАНА ЛЮБИМАЯ
СЛАВА ВЕЛИКАЯ
ВОЛЯ МОГУЧАЯ
МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ
СОЮЗ ВЕКОВОЙ
ОТЕЧЕСТВО СВОБОДНОЕ
ДЕРЖАВА СВЯЩЕННАЯ
Учитель: А в заключение нашего занятия я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»
(Родина, подобна огромному дереву на котором не сосчитать листьев. Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву)
Учитель: Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Итог мероприятия:
-Что нового вы для себя узнали?
-Что понравилось вам больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.