2 слайд
Внеклассное мероприятие «В мире фразеологизмов» 6 класс
Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Достаточно взять простое слово рука. Фразеологизмов, в которых встречается это слово, больше пятидесяти: рука об руку, рукой подать, быть под рукой, носить на руках, держать в руках, ухватиться обеими руками, золотые руки, подвернуться под руку и др.
3 – 6 слайды
1 конкурс «Загадки-складки»
На экране учащимся демонстрируются четверостишия. Их задача – разгадать последние слова (если называют правильно – получают фразеологизм).
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …
2. Мы исходили городок
Буквально …
И так устали мы в дороге,
Что еле …
3. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
4. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни …
7 слайд
2 конкурс «Подбери фразеологизм»
Представляется таблица со свободными сочетаниями слов. Задача учащихся – вычленить из данных предложений слова и словосочетания и составить с ними фразеологизмы.
Свободные сочетания |
Фразеологизмы |
1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. |
Вдоль и поперёк |
2. Я не нашёл себе места и стал в проходе. |
Не находить себе места |
3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. |
Не за горами |
4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. |
Трудиться не разгибая спины |
5. В двух словах он допустил три ошибки. |
В двух словах |
6. Ни днём, ни ночью гости не приехали. |
Ни днём ни ночью |
7. За едой малыш прикусил язык и заплакал. |
Прикусить язык |
8. Я подхватил упавшего ребёнка и осторожно поставил на ноги. |
Поставить на ноги |
8 – 17 слайды
3 конкурс «Замени одним словом».
Задача учащихся – заменить фразеологизм одним словом.
1. Кот наплакал – мало
2. Развесить уши - слушать
3. Как снег на голову - неожиданно, внезапно
4. Плевать в потолок – бездельничать
5. Зарубить на носу - запомнить
6. Бить баклуши – бездельничать
7. Обвести вокруг пальца - обмануть
8. Сидеть сложа руки – бездельничать
9. Навострить лыжи – убежать
10. Не ударить в грязь лицом
18 – 21 слайды
4 конкурс «В двух словах».
Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)
3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)
4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)
5 конкурс «Рисунки-подсказки»
Вниманию учащихся представляется изображение какого-либо предмета. Они должны вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых эти предметы упоминаются.
22 слайд
1. Рука
- Живу – рукой подать
- Правая рука – помощница
- Давать волю рукам
- На руках носить
- Руки чешутся
- Рука об руку
- Быть под рукой
- Держать в руках
- Не покладая рук
- Ухватиться обеими руками
- Рука руку моет
- Золотые руки
- Чужими руками жар загребать
- Руки не доходят
- Греть руки
- Попасть под горячую руку
- Как рукой сняло
- Рука не поднимается
23 слайд
2. Голова
- Ветер в голове
- Вылетело из головы
- Голова идет кругом
- Давать голову на отсечение
- Как снег на голову
- Морочить голову
- Не сносить головы
- Осмотреть с головы до ног
- Очертя голову
- По головке не погладят
- С больной головы на здоровую
- С ног на голову
- Сломать голову над задачей
- Сломя голову
24 слайд
3. Ухо
- Держать ухо востро
- Навострить уши
-Не видать как своих ушей
- Погрузится во что-то по уши
- Покраснел до ушей
- Развесить уши
- Слушать во все уши
- Слушать вполуха или слушать краем уха
- Уши вянут
- Уши режет
25 слайд
4. Зуб
- Быть в зубах
- Вооруженный до зубов
- Заговорить зубы
- Зуб за зуб
- Зуб на зуб не попадает
- Зуба дать
- Зубом есть
- Зубы скалить
- Зубы съесть
- Зубы чесать
- На зуб попробовать
- Не по зубам что-нибудь кому-нибудь
- Нечего на зуб положить
- Ни в зуб ногой
- Поглядеть кому в зубы
- Поднять на зубка
- Показывать зубы
- Положить зубы на полку
- Сквозь зубы говорить
- Стиснуть зубы
- Точить или иметь зуб на кого-нибудь
26 слайд
5. Язык
- Бежать высунув язык
- Держать язык за зубами
- Длинный язык
- Как корова языком слизала
- Найти общий язык
- Наступить на язык
- Повесить язык на плечо
- Попасть на язык
- Прикусить язык
- Развязать язык
- Распускать язык
- Типун тебе на язык
- Тянуть за язык
- Укоротить язык
- Чесать язык (чесать языком)
- Чесать языки
- Чёрт дёрнул за язык
- Язык без костей
- Язык заплетается
- Язык к гортани прилип
- Язык проглотить
- Язык хорошо подвешен
27 слайд
6. Нос
- Бурчать под нос
- Водить за нос
- Задирать нос
- Зарубить на носу
- Клевать носом
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
- На носу
- Не видеть дальше собственного носа
- Не совать нос не в свое дело
- Нос по ветру держать
- Нос повесить
- Остаться с носом
- Под самым носом
- Показывать нос
- С гулькин нос
- Совать свой нос в чужие дела
- Уйти с носом
- Утереть нос
- Уткнуться носом
28 – 38 слайды
6 конкурс «Назови фразеологизм»
На слайде демонстрируется иллюстрация фразеологизма. Задача учащихся – назвать фразеологизм.
- Белая ворона
- Браться за ум
- Быть на седьмом небе
- Вертеться как белка в колесе
- Взять быка за рога
- Вилами на воде писано
- Витать в облаках
- Глаза разбегаются
- Два сапога пара
- Держать ухо востро
39 слайд
7 конкурс «Лото»
Учителем заранее готовится 12 таблиц (каждая с четырьмя клетками) и 48 карточек. На таблицах записываются предложения с выделенными словами, а на карточках – фразеологизмы, соответствующие выделенным словам. Участникам игры раздаются таблицы. Учитель читает вслух фразеологизмы. Тот, кому подходит названный фразеологизм для замены выделенных слов, берет карточку, читает вслух своё предложение и заменяет выделенные слова подходящим фразеологизмом. Затем он закрывает карточкой соответствующую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в выборе фразеологизма и раньше всех закрыл все клетки своей таблицы. (Материал для конкурса в приложении 1).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.