Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6 классе
«Час весёлой математики»
Пояснительная записка.
В данной разработке представлен сценарий математических состязаний среди учащихся 6 класса, проведенного в рамках недели математики. Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. Веселые познавательные игры, КВНы, конкурсы значительно оживляют изучение такой строгой, «сухой», а для многих даже и «страшной» дисциплины, какой является математика, учат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, развивают их память и логику.
Разработка внеклассного мероприятия «Час весёлой математики»
Цель: развитие интереса учащихся к математике.
Задачи:
1. Активизация математической деятельности учащихся 6 класса.
2. Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
3. Развивать сообразительность учащихся и их внимательность.
4. Формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать группой.
5. Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
6. Воспитание культуры коллективного общения.
Ход мероприятия:
Ведущий: Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов.
Добрый день, дорогие ребята и гости нашего мероприятия! Мы рады приветствовать всех собравшихся сегодня. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой. Сегодня мы проведем урок веселой математики, а помогут нам в этом две команды.
Командам выдается Слово ТРЕУГОЛЬНИК. За одну минуту составить как можно больше слов(каждое слово оценивается как 1 бал) Выбрать одно слово для названия команды.
1) Представление команд. Капитаны представляют свои команды (название, девиз)
Команда ____________ девиз:
Готовы бой принять мы смело,
И свой девиз мы дарим вам
Искать,решать,считать умело
Ну а победа-только НАМ!!!
Команда____________ девиз:
Мы не боимся коварных вопросов
Нам по плечу самый трудный из них.
Ответ хоть не знаем, не вешаем носа
Ответ веселый найдется в тот же миг.
2) Представление жюри:
1 тур игры: Разминка (за каждый правильный ответ – 1 балл команде)
Ведущий по одному вопросу каждой команде по очереди:
1. Если дождь идет в 12 часов ночи, то будет ли ровно через 72 часа солнечная погода? (нет, т. к. это будет ночь)
2. Есть два числа, которые если их перемножить, дают результат, получающийся при их сложении. Какие это числа?(2 и 2)
3. У крышки стола 4 угла. Если один отпилить, сколько останется?(5)
4. Шли столбцом сын с отцом да дед с внуком, сколько их?(3)
5. Шли две матери с дочерьми да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога, помногу ль достанется?(по ½)
6. Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?(0)
7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
8. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
9..Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4ч)
10.Как называется сотая часть числа? (Процент.)
11 Инструмент для измерения углов на плоскости. (Транспортир.)
12 Чему равно произведение всех цифр? (0.)
13 Что больше: сумма всех цифр или их произведение? (Сумма цифр, произведение равно нулю.)
14 В каком месяце люди меньше всех разговаривают? (В феврале.)
2 тур игры: «ТРИ ПОПЫТКИ»
Каждой команде по очереди дается с трех попыток отгадать математическое понятие. Если команда отгадывает с первой попытки – 3 балла, со второй попытки – 2 балла, с третьей попытки – 1 балл.
За это снижают отметки.
Отличники их делают редко.
На них учатся. (Ошибки).
Бывает на номере углового дома.
Этим стреляют из ружья.
Ее выстукивают на барабане. (Дробь).
Похож на елку.
Шутовской колпак.
Круглая пирамида. (Конус).
Одни художники их соблюдают, а другие нарочно искажают.
Когда строишь дом, ее нужно поддерживать.
Равные отношения. (Пропорция).
Бывает музыкальный.
Есть у квадрата и у тяжести.
Середина диаметра. (Центр).
Он очень толстый.
Мы на нем живем.
Похож на арбуз. (Шар).
Их не хватает детям капитана Гранта.
Военные их не разглашают.
Бывают у точки на плоскости. (Координаты).
такие коробки.
В них играют малыши.
Объемный квадрат. (Куб).
Обычно находится в центре города.
Выражается квадратным числом.
Длина на ширину. (Площадь).
Есть у талии.
Есть у комнаты.
Проще всего его найти у куба. (Объем).
3 тур игры: Конкурс капитанов
1)Найти лишнее:
Пифагор, Евклид, Чайковский, Гаусс.
Треугольник, сложение, квадрат, круг.
Выражение, задача, дневник , уравнение
Найти лишнее:
Слагаемое, делитель, цифра, разность.
Пушкин, Лермонтов, Виленкин, Есенин.
Прямая, луч, отрезок, кривая.
4 тур БЛИЦ -опрос
Вопросы 1 команде «________________».
1. Число на координатном луче. (Координата.)
2. Фигура с четырьмя равными сторонами и четырьмя равными углами. (Квадрат.)
3. Результат при умножении. (Произведение.)
4. Значение буквы в уравнении. (Корень уравнения.)
5. Что образует прямая с одной точкой на ней? (Лучи.)
6. Число, умноженное на единицу. (Само число).
7. Формула периметра квадрата. (Р = 4а).
8. 4 единицы времени. (Час, секунда, минута, сутки).
9. Единица с 6-тью нулями. (Миллион).
10. Числа, используемые при счёте. (Натуральные).
11. Числа при вычитании. (Вычитаемое, уменьшаемое, разность).
12. Самое большое целое число. (0).
13. Числа, которые имеют всего два делителя: единицу и само число. (Простые числа).
14. -35 + (-49). (-84)
Вопросы 2 команде «_________________».
1. Прямая с направлением, началом отсчета и единичным отрезком. (Координатная).
2. Результат при сложении. (Сумма).
3. Фигура, соединённая из 3-х отрезков, точек. (Треугольник).
4. Равенство с буквами и числами. (Уравнение).
5. Что образуется два луча, исходящие из одной точки? (Угол).
6. Число, умноженное на нуль. (0).
7. Формула площади квадрата. (S=a2).
8. 4 единицы массы. (г, кг, ц, т).
9. Единица с 9-тью нулями. (Миллиард).
10. Все отрицательные, положительные, дробные, натуральные числа. (Рациональные).
11. Числа при делении. (Делимое, делитель, частное).
12. Самое маленькое натуральное число. (1).
13. Закон, позволяющий менять числа местами. (Переместительный).
14. -37 + 52. (15)
5 тур «ДОПИШИ СЛОВА» (за каждое отгаданное слово 1 балл).
Вместо многоточия подставить прописью число, чтобы получилось слово.
Например: ли … к (ли сто к).
1 КОМАНДА |
2 КОМАНДА |
По … л |
Р … а |
И … рия |
… а |
… я |
Про … р |
С … ж |
Ви … на |
Пи … лет |
Те … |
… лб |
С … жка |
… г |
Сви … к |
… котаж |
… буна |
О … |
… очество |
И … к |
… тон |
Вопросы для болельщиков
1. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(40 км)
2. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всего гусей?(3)
3. Слушайте внимательно! Я вошел в автобус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2. На следующей - вошло 10 человек. На следующейшло 10 человек.ошло 6 человек, вышло 2. я. на а каждая лошадь? - вошло 3 человека, вышло 8.На следующей - вошло 4, никто не вышел. Затем, на остановке один гражданин вошел с целой кучей обновок. Сколько ж было остановок? (5)
4. Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?( 1)
5. Что легче: пуд ваты или пуд железа? (одинаково)
6. Из Петербурга в Москву вышел поезд со скоростью 60 кмч, а из Москвы в Петербург – второй поезд со скоростью 70 кмч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? ( оба на одном и том же расстоянии)
7. Нам надо сварить яйцо всмятку. Известно, что всмятку яйцо варится 4 минуты. Но у нас есть двое песочных часов, одни из которых отмеряют 3 минуты, а другие – 7 минут. Как с их помощью сварить яйцо в точно положенное время
6 тур МАТЕМАТИКА В ПЕСНЯХ
Каждой команде вспомнить как можно больше песен,в которых есть слова - термины математики.( за каждую песню 1 бал)
Жюри подводит итоги.
Пока жюри подводит итоги слушаем песню ТРИ ЖЕЛАНИЯ( Клип)
7. Тур ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В черном ящике вносят циркуль.
Вопросы-подсказки
(80 очков.) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?
1. (70 очков.) Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
2. (60 очков.) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
3. (50 очков.) За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
4. (40 очков.) В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
5. (30 очков.) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
6. (20 очков.) Известный писатель Ю́рий Ка́рлович Оле́ша, автор «Трех толстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
7. (10 очков.) Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
8. (0 очков.) Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».
(Ответ: циркуль) слайд 2
Комментарий учителя (о циркуле).
Каждый из нас знает историю Дедала и его сына Икара. Но немногие слышали о том, что у Дедала был еще и племянник Талос, сын его сестры. Талант изобретательства был у них в крови: племянник оставил после своей гибели два стержня, соединенных между собой и способных вычерчивать идеальную окружность. Это и был первый циркуль.
Изучая древний курган, во Франции археологи нашли железный инструмент, которому было не менее 2 тысяч лет. Погребенный под пеплом греческий город Помпея, стал подтверждением древности циркуля: под пеплом много найдено этих инструментов, сделанных из бронзы. Но и на территории России происходили подобные находки: во время раскопок в Новгороде археологи обнаружили циркуль – резец из стали. Для чего же служили новгородцам инструменты? В древности на Руси очень любили узоры из правильных кружков, и они наносили их с помощью этого инструмента.
Именно архитекторы, инженеры–строители – это главные пользователи инструмента, без которого ничего не построишь. Циркуль и угольник – это чертежные приспособления, которыми работают проектировщики. Без них не были бы созданы арочные строения, витражи на храмах средневековья: на Соборе Парижской Богоматери или Соборе Святого Витта – в Праге.
В черном ящике вносят часы.
Вопросы-подсказки
(80 очков.) История этого изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами.
ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?
1. (70 очков.) Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.
2. (60 очков.) Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин.
3. (50 очков.) В начале XX в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
4. (40 очков.) Эта вещь не имеет единственного числа.
5. (30 очков.) Частично об этом поется в песне:
«Призрачно все в этом мире бушующем, Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь».
6. (20 очков.) В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
7. (10 очков.) Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
8. (0 очков.) Этому предмету посвящена загадка: «Весь день усами шевелят и время узнавать велят».
(Ответ: часы) слайд 3
Комментарий учителя (о часах)
Павел Буре, знаменитый хоккеист, занялся производством часов, и один из первых экземпляров своей продукции подарил Б.Н. Ельцину.
Именно о скоротечности времени поется в песне «Есть только миг».
Самые первые часы на земле – солнечные.
Греческий философ Платон изобрел первый будильник и школьный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было собрать своих учеников. Водяные часы, или клепсидры, состояли из двух сосудов. В первый сосуд наливали воду, вытекая, она вытесняла воздух из второго сосуда; воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала звучать и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал.
Затем появились песочные, огневые, механические часы. Сегодня, кроме времени, часы могут показывать месяц, число, день недели, давление, температуру воздуха, могут быть будильником, быть водонепроницаемыми, противоударными.
8. Подведение итогов. Слово жюри
Ведущий: Вот настал момент прощанья,
Будет кратка наша речь
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Благодарим участников за игру и всех присутствующих за внимание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.