Внеклассное мероприятие "Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу"
Цель:
• формирование у учащихся нравственного
сознания.
• освоения базовых понятий нравственности
(добро, ответственность), понятий нравственного сознания о нормах нравственного
поведения;
• формирование потребности употреблять в речи
вежливые слова.
Задачи:
1.
Образовательные: учить детей
слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила
нравственности», учить детей участвовать в диалоге.
2.
Развивающие: развивать
аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность
восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать образную и
произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность
суждений.
3.
Воспитательные: воспитывать
дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам,
формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения,
разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию
над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию,
сопереживанию, чуткости. Воспитывать морально-нравственные, эстетические
качества личности.
Материал к мероприятию: цветную
радугу, карточки на каждого ребёнка с эмоциями, карточки с надписями черт
характера, сундучки, драгоценности, свеча, альбомы, листочки с предложениями,
индивидуальные карточки каждому ребёнку по 2-3 карточки – анаграммы или
ребусы), стихотворение – знаковое письмо «Мальчик Коля жадным был..», солнышко
– изображение, жаворонка, зайчика, курятник и петух, улей, дом с лентяем – пять
лучей, цветочек.
Организационный момент.
Настрой психологический
Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы
улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все
вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте
глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. (Картинки
с надписями и изображением носа – вдох, выдох) А выдохните все обиды, злобу и
огорчения.
Дети делают вдох и выдох три раза.
(пальчиковая гимнастика)
Утренние лучи
Выплыло на небе красное солнышко и стало
рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка.
Встрепенул¬ся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел свою
серебряную песенку...
Второй луч упал на зайчика. Передернул ушками
зайчик и весело запрыгал по роскошному лугу: побежал он добывать себе сочной
травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал
крыльями и запел: ку-ка-ре-ку!
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из
восковой кельи, расправила крылья и закружила над душистыми цветами.
Пятый луч попал в дом и добрался до постельки
маленького лентяя: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и
опять заснул.
Ход мероприятия.
Учитель прикрепляет на доску два рисунка.
- Это сундучки. Крыша одного сундука приоткрыта,
и в сундуке видны драгоценности, монеты. Второй сундук пуст.
- Вспомните, что в сказках складывают в сундуки,
в сундучки? (Жемчуг, драгоценности и т.д.).
- Можно эти богатства потрогать руками? (Да,
украшения можно надеть).
- Посмотрите у вас на столах лежат карточки,
прочитайте их.
Дети читают. Но мы говорим о том, чем богат, а
здесь все хорошие качества человека. Давайте выберем плохие и уберём их в сторону.
И этот сундук заполним только хорошими чертами человека.
ЧЕСТНОСТЬ, ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЧУТКОСТЬ,
ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ, СКРОМНОСТЬ, ДОБРОТА, ЗЛОБА, СМЕЛОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ,
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ, СКУПОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ,
НЕЖНОСТЬ, ТЕРПИЛИВОСТЬ, ВРАНЬЁ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ЛАСКА, ВЫСОКОМЕРИЕ,
УВАЖЕНИЕ, ЧУВСТВО ЮМОРА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, НЕОПРЯТНОСТЬ, ВЕСЁЛЫЙ НРАВ,
ЛЮБОПЫТСТВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СТРОГОСТЬ, ГОРДОСТЬ.
Какое качество можно сравнить с любопытством, но
оно хорошее? (любознательность).
- Обратите внимание, что драгоценности человека,
богатства души – это только хорошие качества.
- Почему я все хорошие качества поместила в
сундучок? Кто догадался? (Это богатство)
- Для кого? (Для себя и для других)
- Можно ли потрогать руками? (Нельзя)
-Это и есть богатство души человека. И оно
проявляется в его отношении к людям к делу. И хорошего человека сразу видно –
он светится, как солнышко, как радуга. Вот посмотрите на эту «Радугу».
я – красное
ты – оранжевое
он – жёлтый
она – зелёный
вы - голубой
они – фиолетовый
мы – синий
-Почему, разноцветные Я,ТЫ, …? (Мы все разные. Я
- личность). Мы все разные, но нужно стараться быть хорошим человеком.
Зрительная гимнастика.
- Посмотрите на фигуры под радугой, запомните
их. Закройте глаза и вспомните, какого цвета был квадрат.
1. Раскрашивание. (Цвета радуги)
2. Растереть ладони и закрыть глаза – 1,2,3,4,5еклама
3. Речевка «Любопытная ВАРВАРА
Смотрит влево,
Смотрит вправо
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз
А потом свалилась вниз
Повторение стихотворений и показ. Физическая пауза.
«Забыли дети про цветы
И их не поливали
Поэтому к концу недели
Цветочки все завяли.» (Почему цветы завяли? Как
можно назвать черту характера?), невнимательность, безответственность,
недисциплинированность – это плохие качества. И сейчас и хочу вас познакомить
со стихотворением про мальчика Колю.
Знакомство со стихотворением – знаковое письмо.
Чтение стихотворения «Мальчик Коля жадным был.»
Мальчик Коля жадным был,
Только лишь себя любил.
Не делили не с кем конфеты
и игрушки не давал.
Сам всё ел, играл в игрушки
и себе всё забирал.
С ним ребята перестали
И делиться, и дружить.
ЖАДИНОЙ ЕГО ПРОЗВАЛИ:
Очень трудно с Колей жить.
(Почему дети прозвали Колю жадиной? Почему дети
перестали делиться с Колей? Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с
вами?)
Обратимся к нашему сундучку.
- Ребята сундучок с драгоценностями можно
похитить? (да)
- А сундучок с богатствами души? (нет)
- Эти положительные черты характера обогревают,
как солнышко, не только самого человека, но и других людей.
- У выражения лица есть особенность – не только
лицо зависит от переживаемой эмоции, но и внутреннее состояние человека зависит
от выражения лица. Улыбнитесь, и вам сразу станет радостнее. По выражению лица,
глаз, по действиям человека мы может иногда сказать, какое настроение у
человека в данный момент, добрый он или наоборот строгий, что он хочет сделать
в данный момент.
- Давайте вспомним, какие выражения может
принять лицо. Поиграем в игру «Эмоции»
Я покажу, а ты угадай эмоции»
- Я буду показывать эмоцию выражением лица, а вы
выкладывайте в сторону карточки.
РАДОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, ГРУСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ,
СМУЩЕНИЕ, НАСМЕШКА, ЗЛОСТЬ, НЕДОВОЛЬСТВО, СТРАХ
Упражнение – показ «Разгадай
эмоцию»
- Предлагается разгадать эмоции, по словам:
Беда караул (страх, паника).
Так зол (Гнев).
- Сейчас мы с вами напишем диктант. Диктант из
тех карточек, которые вы сейчас выложили. Используйте только их. А потом мы
сверим с доской.
Игра «На мимику и пантомимику».
МИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
(Обыграть ребенку из класса).
Настя пошла гулять. Ей ласково светило солнышко,
ей было тепло и приятно. Она увидела цветочек.
- Ах! Какой красивый цветочек. Как приятно он
пахнет.
На цветок села пчела и ужалила Олю.
радость, удовольствие, испуг (страх), грусть.
-И, чтобы закрепить черты характера поиграем в
игры. «Ребусы».
(Зрительная гимнастика)
- Поиграем глазами и составим правильное слово.
Н –р, честность – сонтечсьт
365421798.
Физическая пауза «Как живешь?
— Как живешь?
— Вот так! Показать большие пальцы.
— А плывешь?
— Вот так! Имитация плавания.
— Как бежишь?
— Вот так! Указательный и средний паль-
— Вдаль глядишь? цы «бегут».
-— Вот так! Приставить к глазам пальцы
— Ждешь обед? «биноклем».
— Вот так! Подпереть щеку кулачком.
— Машешь вслед?
— Вот так! Помахать руками.
— Утром спишь?
— Вот так! Обе руки— под щеку.
— А шалишь?
— ... Хлопнуть по надутым щекам.
Задание на листочках.
Детям раздаются листочки с предложениями дети
читают, и записывают, какие черты характера проявляются у детей в предложениях.
1. Девочка помогла перейти дорогу бабушке.
2. Дети помогают маме убрать квартиру.
3. Мальчик навестил больного товарища в
больнице.
4. Мальчик признался маме в своём нехорошем
поступке.
5. Девочка помогла найти потерянную вещь.
6. Развеселить маленького ребёнка.
7. Дети нашли чужую вещь, и вернули её
владельцу.
- Ребята самое главное сундучок, который мы
заполнили драгоценностями души – это все наши хорошие качества. Этот сундучок у
нас должен быть в душе – мы его должны охранять, и помнить о нём и пользоваться
только чертами из этого сундучка.
Заключительная часть.
Упражнение «Как доставить радость человеку»
- Давайте сейчас доставим радость друг другу:
вспомните «добрые» слова или хорошие качества своего соседа и назовите их.
- Молодцы! А теперь подберите, пожалуйста,
синонимы к слову «доброта».
- Каким делает человека доброта?
- Доброта всегда связана с заботой. Какого
человека можно назвать добрым и одновременно заботливым?
- Существует много пословиц о добре. Сейчас мы
проверим, знаете ли вы их. Я начну, а вы продолжите:
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Жизнь дана на добрые дела.
Итог мероприятия.
Упражнение на расслабление. Свеча.
Это тепло. Вот свеча – это солнце….сели в
кружок, возле свечи. Посмотрите на огонь, огонь только что родился, он ещё
слабый, неуверенный – дети опускают голову, руки опущены. А теперь огонь
набирает силу, растёт – дети медленно поднимают голову и руки вверх и колышут
их там. Дети, от пламени к нам идет тепло и добро, а все плохое, нехорошее
сгорает, уходит от нас. От пламени исходит свет, значит, жизнь наша будет
светлой яркой и красочной. Давайте наберём в лёгкие воздуха и задуем свечку. И
будем с этого момента дарить всем окружающим только радость.
Домашние задание. Нарисовать
солнышко «Я – личность», а «Лучики от солнышка» – написать, положительные черты
своего характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.