Учебный предмет: внеклассное мероприятие по финансовой грамотности (окружающий мир).
Класс: 4
Тема урока: «Семейный бюджет».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: повышение финансовой грамотности обучающихся.
Задачи урока:
- узнать источники семейного бюджета;
- содействовать формированию разумного финансового поведения (разумные траты);
- научить ответственному отношению к личным финансам;
- сравнивать доходы и расходы, принимать решения.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, участие в принятии решений о семейном бюджете.
2. Метапредметные:
- коммуникативные: организовывать, планировать учебное сотрудничество, уметь отражать, излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
- регулятивные: уметь самостоятельно выделять цель деятельности, оценивать степень достижения цели.
- познавательные: находить и анализировать достоверную информацию для решения целей и задач, строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в форме текста и схемы.
3. Предметные: уметь группировать, классифицировать объекты, в соответствии с понятиями «расходы», «доходы»; составлять и «читать» схемы по предложенным понятиям «бюджет», «расход», «доход».
Формы работы: групповая, фронтальная.
Методы обучения: проблемно-поисковый, информационно-развивающий; игровой метод, метод контроля, метод создания ситуации совместных решений.
Технологии: технология коммуникативного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве, игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Время: 45 мин.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал: кейс-задания, карточки со словами, предметные картинки.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||
1. Мотивационный этап |
Приветствие, проверка готовности класса. Деление класса на группы (по цвету глаз). Эпиграф урока: Нажить
много денег – храбрость; а умело расходовать – искусство. Бертольд Авербах (немецкий писатель) - Как вы понимаете эти слова? |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. Ответы детей. |
||||||||||
2. Постановка темы урока Метод «Кейс-стади» |
-Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. (см. Приложение №1) - Отгадайте ребус.
- Назовите тему урока?
|
Работа с текстом. Обучающиеся определяют тему текста на основе задания и формулируют тему урока.
«Семейный бюджет» |
||||||||||
3. Целеполагание |
- Что такое бюджет? - Из чего состоит семейный бюджет? - Какую цель поставим перед собой по теме? |
Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы, формулируют цель урока. |
||||||||||
4. Изучение нового материала.
|
Вам необходимо выбрать сведения о семейном бюджете на основе предложенного текста. (см. Приложение 2). - Записать, что такое «семейный бюджет». - Заполнить схему, из каких частей состоит семейный бюджет. (Семейный бюджет – денежный план семьи) (Состоит из расходов и доходов) СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Подумайте, что такое расходы и доходы. Запишите определения.
Распределите слова по корзинкам: что относится к доходам, к расходам?
|
Работа в группах. Обучающиеся работают в группах с предложенным текстом, записывают определение семейного бюджета и составляют схему на рабочих листах.
Обучающиеся находят и записывают определение расходов и доходов. Расходы – затраты семьи. Доходы – все денежные поступления семьи. Каждая группа озвучивает ответы.
Работа по карточкам. Обучающиеся распределяют слова по корзинкам
Фронтальная проверка.
|
||||||||||
5. Электронная физминутка |
|
Выполняют танцевальные движения под музыку. |
||||||||||
|
-Давайте вместе подумаем, на какие группы можно разделить РАСХОДЫ? (схема на доске) - Почему их так называют? РАСХОДЫ
Обязательные Необязательные
- Сейчас, мы с вами отправимся в магазин за покупками. - Распределите картинки по столбикам, первая группа выбирает из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись, вторая группа товары, от покупки которых можно отказаться.
- Распределите картинки на доске.
- О чём говорят схемы на слайде?
Доходы = расходы Доходы≥ расходы Доходы≤ расходы -Какая формула будет наилучшей? -Почему? |
Работа с текстом. (см. Приложение 2). - обязательные, необязательные - Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование невозможно. - Необязательные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись.
Игра «Магазин»
Дети прикрепляют картинки на доску в нужный столбик.
Проверка выполнения работы.
Работа со схемами на слайде. Обучающиеся работают над предложенным слайдом, объясняют схемы, выбирают наилучший семейный бюджет.
Наилучшей будет формула №2, когда доходы превышают расходы |
||||||||||
6. Закрепление изученного материала |
- Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? - Назовите источники семейного бюджета? - Какие бывают расходы. |
Мозговой штурм |
||||||||||
7. Рефлексия |
-Что нового вы узнали? - В чём полезность нашего урока? |
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы и анализируют свою успешность. |
||||||||||
8. Домашнее задание |
Проанализировать жизненную ситуацию. Ситуация. Вся семья собралась за столом для планирования семейного бюджета на ближайший месяц. Мама говорит, что из-за кризиса, в который попало их предприятие, зарплата временно уменьшена. Задание: Выскажи свои предположения либо по снижению расходов (прежде всего, связанных с тобой), либо по увеличению доходов в данное время. |
Обучающиеся записывают домашнее задание, получают карточки с заданием. |
Приложение №1.
Определите тему данного текста?
- Ты пойдёшь на концерт?- спросила «модница» Маша «красавицу» Таню. - Приезжает наша любимая группа!
- А билеты дорогие?
- Еще, какие дорогие! Группа - то сейчас, сама знаешь, какая популярная!
- Тогда, наверное, не пойду,- вздохнула Таня.
- Почему? - удивилась Маша.- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!
- Видишь ли, в чём дело...ответила Таня- Ты мне, Маш, скажи, как у тебя в семье родители деньги распределяют?
- Ну как?- озадачилась Маша.- Всё, что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупные покупки, мне дают на карманные расходы, а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое...
- Вот и нас так было, - подхватила Таня. - Только мои родители устали спорить, кто больше денег зарабатывает, и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама, и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить, по-прежнему решает мама.
- И что в этом плохого?- задумалась Маша.
- Попробовали мы так жить, - продолжала Таня, - и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная, мама - папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что нибудь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.