Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма
Оценка 4.9

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
дефектология
1 кл—2 кл
04.03.2018
Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма
Данные упражнения направлены на профилактику нарушений письменной речи и распределены на три уровня сложности. В зависимости от уровня овладения детьми техникой чтения задания к упражнениям читают либо дети, либо взрослый, либо упражнение выполняется на слух. При этом особое значение придается таким формам работы, которые одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: выполняя задания, необходимо проговаривание своих действий, обсуждение правильности выполнения задания.Упражнения, направленные на профилактику нарушений чтения и письма.
Профилактика нарушений чтения и письма.doc
Профилактика нарушений чтения и письма Поскольку письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности,   в которой принимают   участие   различные   анализаторы:   речеслуховой,   речедвигательный,   зрительный, двигательный   (моторный),   то   к   моменту   обучения   в   школе   у   ребенка   должны   быть сформированы (как необходимые предпосылки к обучению) речевые и неречевые функции, а именно: речевые — слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез; сформированность лексико­грамматических средств языка; неречевые, среди которых   особое   значение   имеют   зрительный   анализ   и   синтез,   пространственные представления, моторика пальцев рук. Установлено, что у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) в качестве вторичных фиксируются следующие особенности: • неустойчивое внимание; • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; • недостаточное развитие способности к переключению; • недостаточная   способность   к   запоминанию   (преимущественно   лингвистического материала); • недостаточная сформированность словесно­логического мышления; • пониженная познавательная активность в области языковых явлений; • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы. Все   это   свидетельствует   о   недостаточной   сформированности   психологических предпосылок   к   полноценной   учебной   деятельности:  предпосылок   к   развитию полноценных навыков чтения и письма. Таким образом, необходимо использовать специальные задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики.  Данные упражнения распределены на три уровня сложности.  В зависимости от уровня овладения детьми техникой чтения задания к упражнениям читают либо дети, либо взрослый, либо упражнение выполняется на слух.  При этом особое значение придается таким формам работы,  которые  одновременно способствуют формированию коммуникативных умений  и навыков:   выполняя   задания,   необходимо   проговаривание   своих   действий,   обсуждение правильности выполнения задания. Первый уровень Упражнения 1. Соедини точки в разных направлениях (сверху — вниз, снизу — вверх, слева — направо, справа — налево). Рассказывай, как ты это делаешь.  Подумай,   какую   часть   фигурки   надо   дорисовать.   Дорисуй   фигурки. 2. Рассказывай, что ты делаешь. 3. Обведи орнамент, не отрывая руки. Рассказывай, что ты делаешь. На какие буквы похожи элементы орнамента? 11 4, Рассмотри и назови геометрические фигуры. Назови геометрические фигуры, которые заштрихованы сверху вниз; с наклоном вправо; с наклоном влево. Заштрихуй   оставшиеся   фигуры   по   образцу.   Назови   геометрические   фигуры, которые ты заштриховал одинаково. Рассказывай, как ты это делаешь. 5.  Рассмотри   рисунки   внутри   геометрических   фигур:   прямоугольника,   круга   и квадрата. Назови предметы, расположенные в каждой фигуре слева. Под каким предметом расположен пенал? Над каким — книга, дом?.. И т.д. 6. Рассмотри рисунок. Что ты видишь справа вверху? {Троллейбус, машину.) В какую сторону они направляются? {В левую.) Где на рисунке расположены светофоры? (Справа и слева.) Куда направляются мама с дочкой? {Направо.) Где нарисовал художник человека с портфелем? (Справа внизу.) 12 7. Посмотри на рисунки, скажи, что на них изображено. Посмотри ещё раз внимательно на рисунки и скажи: какие буквы «спрятались» в изображённых предметах? 8. Угадай буквы. а) Назови или запиши перечёркнутые буквы. б) Узнай и назови заштрихованные буквы. 9.  Посмотри внимательно и скажи, что изображено: Подумай, что случилось с буквами. Угадай буквы и запиши их правильно. Назови записанные буквы. 10.  Посмотри внимательно и скажи, какие буквы записаны в первой строчке. Гласные   и   согласные,   печатные.)  Какие   —   во   второй   строчке?  {Гласные   и согласные, письменные, заглавные.) Назови буквы первой строчки и запиши их в алфавитном порядке. 11. Рассмотри внимательно квадрат. Что   записано   в   квадрате?   Какие   буквы   записаны   в   квадрате?   Назови   букву   в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в середине квадрата; в левом верхнем углу; в правом нижнем углу. 12.Рассмотри рисунки. Назови изображённые фигуры и предметы. Продолжи ряды рисунков и объясни, почему ты это сделал именно так. 13. Рассмотри внимательно таблички и скажи, что на них изображено. Скажи, что в каждой табличке лишнее, и объясни, почему. 14. В течение одной минуты рассмотри каждый прямоугольник отдельно. Каких букв больше в первом прямоугольнике, а каких — во втором? 15. Чётко прочитай: улитка, дорога лужок, сад, тишь, ручей, жасмин, шест, икра, горох, ободок, коровник,   декабрь,   ворох,   травинка,  посёлок, фарфор, берег, небеса, алмазы. Что ты прочитал? Прочитай слова в алфавитном порядке. Докажи, что ты правильно расположил слова. 16.Чётко прочитай: У меня испортился будильник. Каков мастер, такова и работа. Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Что ты прочитал? Посмотри внимательно и скажи, каких букв алфавита нет  в этих предложениях? 1. Соедини точки по образцу. Назови фигуры, которые получились. Второй уровень 2. Обведи орнамент, не отрывая руки. Рассказывай, как ты это делаешь. Скажи: на какие буквы похожи элементы орнамента?  3. Заштрихуй фигурки так, как на рисунке. Не ошибись! Будь внимателен! Скажи: на какие буквы похожа штриховка? 4. Рассмотри рисунок. Назови геометрические фигуры. Расскажи, где расположены геометрические фигуры по отношению к овалу, употребляя слова: вверху, внизу; справа; слева. 5. Рассмотри   рисунок   и   назови   изображённые   предметы   и   фигуры.   В   какой геометрической фигуре они расположены? Каких фигур больше? Меньше?  В каком углу их больше? Меньше? Где предметов больше? {Справа, слева, внизу, вверху, в правом верхнем углу и т.д.) Где — меньше? 6. а) Посмотри   внимательно   на   пары   букв,   назови   их   и   скажи,   чем   они различаются по написанию: Р—Ь;   Ь—В;   И—Ш;   И — П. б) Посмотри внимательно на буквы. П,   Б,   Д,   О,    К,   Щ,    Ю,   Я,   X   3,   С. Выбери из данных букв те, которые ты можешь превратить в другие. Расскажи, как ты это сделаешь. 7. Подумай, сколько букв спряталось в каждом знаке (символе): Назови их и запиши.  8. Посмотри внимательно и скажи, что изображено: Все   ли   буквы   записаны   правильно?   Назови   и  запиши   только   те   из   них,  которые записаны правильно. Расскажи, почему ты их выбрал. 9. а) Прочитай: Что ты прочитал? Сколько ты прочитал слогов? Где и как они расположены? (В прямоугольнике: сверху, внизу, справа, слева, под, над.) Назови   слоги,   в   которых:   гласный   стоит   перед   согласной;   согласная   —   между гласными; 2 согласных — перед гласной; слоги с 2 глухими согласными; с глухим и звонким согласным; слоги с глухим согласным в середине; со звонким согласным в середине. И т.д. б) Прочитай: шесть сесть жесть заесть Что   ты   прочитал?   Сколько   слов   ты   прочитал?   Где   и   как   они   расположены? Объясни значение слов жесть, заесть. Назови слова:  с одинаковым количеством букв; только с глухими согласными;  с глухими и звонкими согласными; с двумя гласными. 10.   а)   Рассмотри   рисунки.   Скажи,   что   на   них   изображено.   Назови   буквы   на рисунках: слева; справа; в середине. В   течение   одной   минуты   рассмотри   каждый   рисунок   отдельно   и   назови   буквы, которых в нём больше. В каких геометрических фигурах изображены буквы? 11. Запомни ряд слогов и слов; запиши их по памяти. а) або, уже, ибре, овя, ста, пру, кря, еле, орт, или, аск, упш. б) Из каких букв состоят слова: порт, форт, торт, сорт; кран, слет, грань, злой? Запиши эти слова по памяти. Расскажи, что ты делал. 12. Назови и запиши буквы в соответствии с числами, которые определяют их место в алфавите: 1,3,5,8,9,  12, 14,20,23,31,32,33;  2, 6, 7, 13, 19, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 33 Используя буквы первой и второй строчки, составь алфавит. 13. Расшифруй слова: тсиа тсьог ноте ыбрто смтоы ыётрвс ьотск кжёи ыангте лживяс Запиши полученные слова, чётко их прочитай. Расставь слова в алфавитном порядке.  Докажи правильность выполнения задания. 1.  Рассмотри рисунки и скажи, на какие предметы они похожи. Обведи их, не Третий уровень отрывая руки. Расскажи, какие предметы и как ты обводил. Сколько каких предметов на рисунках? 2. Рассмотри рисунки и скажи, кто на них изображён. Посмотри внимательно на рисунки ещё раз и скажи, какие буквы «превратилась» в цаплю, синицу, муху, филина, змею. Докажи правильность своего ответа. 3. Рассмотри буквы и скажи, какие они: Подумай, в какие другие буквы можно их превратить. Расскажи, как ты это  делаешь. Запиши парами: букву данную и «превращенную» — и назови их. 4. Посмотри внимательно на рисунок. Назови и запиши буквы, наложенные друг на друга: 5. Рассмотри внимательно фигуры и добавь к каждой недостающий элемент, чтобы получилась буква. Расскажи, какой элемент ты добавил. Назови и запиши буквы, которые у тебя получились. 6. Посмотри внимательно и скажи, какие буквы записаны. {Гласные и согласные; заглавные и маленькие; печатные и письменные.) Назови и зачеркни повторяющие буквы. Из букв, которые не повторяются, составь  фамилию русского  поэта. Вспомни  его стихи. Запиши фамилию поэта. Каких букв в фамилии больше? 7. Сравни буквы. Рассмотри внимательно буквы первой и второй строчки и скажи, чем они   различаются.  {Впервой строчке — печатные и письменные; во второй  — только письменные.) Скажи, чем отличаются друг от друга буквы 1­й строчки. Запиши сначала печатные, затем — письменные буквы в алфавитном порядке. А чем отличаются друг от друга буквы 2­й строчки? Запиши сначала заглавные, затем — маленькие буквы в алфавитном порядке. 8. Подбери подходящее слово по образцу: пальто волк бежать ботинок птица кричать 9. Расшифруй слова, в которых буквы обозначены числами, соответствующими их месту в алфавите: 1, 13,22, 1,3, 10,20;     1,9,2,21, 12, 1;      2,21, 12,3, 1;    19, 13, 16,3, 16; 17, 18,6,5, 13, 16,8,6, 15, 10. Составь и запиши 3 предложения, используя получившиеся  слова. 10. Внимательно рассмотри ряды букв и найди среди них слова: БЛОВАУЧЕНИКХСНФЯШКОЛАЪШБГТККАНИКУЛЫМУЛИАТ; СНПРМЛЕТОВАРАНАЛМОРЕЧЩОЫДОТДЫХЫРЪГЮК ; УТРХБФПТЕПЛОХОДВИСГТЮЯЬНОППУТЕШЕСТВИЕКЛАДБ. Какое задание ты выполнял? 11. Рассмотри таблицу. Что на ней изображено? Зачеркни квадратики с нечётными числами. Прочитай то, что осталось в квадратиках с чётными числами.  (Грамоте  учиться всегда пригодится.) Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей­ логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­ рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил.

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма

Упражнения для профилактики нарушений чтения и письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018