Внеклассное чтение 7 класс Л. Н. Андреев "Кусака"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное чтение: Л.Н. Андреев. «Кусака». 1. Главная цель – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»; 2. Развитие устной и письменной речи через диалог; 3. Развитие творческих способностей; 4. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.
Иконка файла материала Кусака.docx
Тема:  Ссылка Общие цели:  Результат  обучения Основные идеи Ресурсы  Конспект урока по русской литературе            7 класс    33 урок  Вн. чт.: Л.Н. Андреев. «Кусака». Календарно­тематическое планирование по русской литературе 7 класс,  1. Главная цель – нравственное воспитание – восприятие чужой  боли, страдания  через прозу, анализ рассказа «Кусака»; 2. Развитие устной и письменной речи через диалог; 3. Развитие творческих способностей; 4. высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.   Продолжить   формирование   умений   аргументировать   собственные Учащиеся по окончании урока должны научиться:  узнать некоторые факты из жизни писателя;   найти ключевые эпизоды и фразы;   понять, что хотел сказать автор читателю;   найти свой смысл в этом рассказе;  выявить  идею,  которая заложена в этом произведении;  учиться проводить рефлексию;   достичь делового взаимодействия и слаженной защиты продукта. Рассказать кратко о писателе Л. Андрееве. Через рассказ «Кусака» приблизить детей к восприятию чужой боли через анализ произведения. Продолжать развивать устную и письменную речь через диалог, коммуникативные навыки через общение в группе.   Через   серию   заданий   развивать   творческие   способности   учащихся, продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания. Индивидуальный маршрут. Раздаточный материал иллюстраций и т.д. Лист взаимооценки, который заполняет оценщик.  Действия учеников 1. Рассаживаются в группы. 2.   Запись   темы   урока   в   тетрадь   и объяснение смысла эпиграфов. 3. Формулируют цели урока. 4. Слушают информацию о писателе. 5.   Пишут     предположения   продолжения рассказа. 6. Читают свои работы и делают вывод.   Составляют   дерево   предсказаний 7. (записывают свои версии и аргументируют свою точку зрения). 8. Отвечают на толстые и тонкие вопросы. 9. нравственность, безнравственность 10. Записывают ассоциации к слову собака. 11. Выполняют физминутку.   Составляют   кластеры   к   словам: 12. Составляют план рассказа. Действие учителя   Мотивирует   для   дальнейшей 1.   Раздает   при   входе   картинки   для деления на группы. 2. работы. 3. Наблюдает, слушает. 4. Рассказывает. 5. Наблюдает за выполнением. 6. слушает ответы.   Наблюдает   за   выполнением, 7. выслушивает работы. 8.   Задает   вопросы   и   выслушивает   на них ответы.  9.   Наблюдает   за   выполнением   и выслушивает ответы. 10. Выслушивает ответы по одному от группы. 11.   Вместе   с   детьми   выполняет13. Расставляют иллюстрации по порядку и записывают подписи к ним. 14. Выбирают и выписывают цитаты, пишут комментарий к ним. 15. Афишируют результаты своей работы. 16.   Составляют   синквейн,   выбрав   один   из вариантов по желанию. 17.   Каждый   высказывает   свое   мнение   по результатам урока. 18. Оценивают работу на уроке. физминутку. 12. Помогает в случае затруднения и выслушивает. 13. Наблюдает за выполнением работ. 14. Помогает в случае затруднения.  15. Выслушивает. 16. Наблюдает. 17. Выслушивает ответы групп. Технологическая карта урока 18. Следит за оцениванием I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии 1. Прием «Мозговой  штурм» (полемические  цитаты) 2. Прием «Рассказ­ предположение» Задания 1. Прием «Дерево  предсказаний» 2. Прием «Толстые и  тонкие вопросы» 3. Прием «Составление  кластера»  4. Прием «Ассоциации» 5. Составление плана 6. Прием «Перепутанные  логические цепочки» 7. Прием «Двойной  дневник» 1. «Составление  синквейна» 2. Закончи  предложение «устное  интервью» Деление учащихся на группы. Учитель раздает при входе картинки для деления на группы «Породы собак». Стадия вызова.  I. Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты) Задание 1. (работа в группах) Эпиграфы к уроку: 1. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...»            Антуан де Сент­Экзюпери.       2. «Сердце в людях бывает слепое».                                                                              А. Платонов.        3.     … ты всегда  в ответе за тех,  кого  приручил…                                                                         А. де Сент­Экзюпери 4. …В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями… Л. Андреев Прочитайте эпиграфы к уроку и подумайте, о том, как вы понимаете высказывание, и о чём пойдёт речь на уроке. (работа в группах) (3 мин) Слово о писателе. Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника.В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку».  В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. Слайд  С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать  писателем. В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета. Андреев  собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от  знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский  вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он  перешел в газету «Курьер». Так началась литературная деятельность Андреева: он  пишет репортажи, фельетоны, очерки. Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере»,  понравился читателям и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например,  сюжет рассказа  «Петька на даче» (1899). В 1889­1899 годах появляются новые рассказы, в том числе  «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю,  случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди  молодежи. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека,  его бездуховность – рассказ «Город» (1902). В 1904 году, в период начала  русско­японской войны, Андреев пишет рассказ  «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха. Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что  был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным  революционером. Его сомнения отразились  в его творчестве – пьеса «К звездам», рассказ «Так было». В 1910­е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой  войны  и революции, – «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не  принял. Он понимает, что революция  породила разгул жестокости и насилия. Он  жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции.  Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии. Задание 2. (работа в группах) Прием «Рассказ­предположение» ­ Ребята, какими словами заканчивается рассказ? Придумайте свой конец рассказа  «Кусака». 4­5 предложений. (3 мин) ­ Давайте их послушаем.           ­ Делаем вывод: В основном вы придумали счастливый конец.   II. Стадия осмысления (реализация). Задание 1. (работа в группах) Составление «Дерева предсказаний»  (3 мин) Леля вернётся за Кусакой                       Леля не вернётся за Кусакой й Е ( д ) ю т с о п у и о р Куса-ку Она любит я а р б о д а н О м а м а н е р а з р е ш и т у к а б о с ю у г у р д т у м ь з о в и н О Что будет дальше? Чем закончится рассказ?Задание 2. (индивидуально) Прием «Толстые и тонкие вопросы». ­ Вот такой печальный конец рассказа «Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет?  ­ Что она, наверное, подумала о людях?  Задание 3. (работа в группах) Прием «Составление кластера»  (5 мин) Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности.  А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову слова –  ассоциации.  Составим кластеры.  тепло добро сочувствие Нравствен-ность нежность любовь сердечный холодное сердце зло бессердечность   Безнрав-ственность жестокость лёд камень ­ Как поступили «добрые» люди по отношению к Кусаке?  ­ В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же  душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и  равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни. Задание 4. (индивидуально) Прием «Ассоциации» ­ Ребята, сейчас напишите слова­ ассоциации, которые возникают у вас при слове«собака». (2 мин) Физминутка «Панда» Задание 5. (работа в группах) Составление плана (5 мин)          План   1)   Жизнь Кусаки до встречи с  «добрыми людьми».   2)   Как Кусака получила свое имя.   3)   Дружба Кусаки с Лелей и другими   детьми.   4)   Отъезд дачников.   5)   Кусака снова одна.   Задание 6. (работа в группах) Прием «Перепутанные логические цепочки»  (работа с иллюстрациями). ­Расставьте иллюстрации   по порядку, найдите  отрывки­подписи к иллюстрациям.  (6 мин) Задание 7.  (работа в группах) Приём «Двойной дневник» (5 мин)                                                                                                                                         1 группа Кусака До Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими  космами и вечно покрытая засохшей  грязью. Не помня себя от страху, переметываясь,  натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала  ушибы и раны, копила страх и злобу,  поджав хвост, убегала. На собаку кричали и улюлюкали, ребята  бросали в неё камнями  и палками.                                                                                                              2 группа Какой была Кусака? никому не принадлежала не было имени гонимая голодом не помня себя от страху Кусака После Шерсть очистилась, почернела  и стала лосниться, как атлас. Расцвела всей собачьей душой, важно  осматривала улицу вверх  и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже  прыгала, вертелась вокруг самой себя,  уверенно и спокойно ложилась на своё  место. Все собирались и хохотали, нарочно  ласкали её. Какой стала Кусака? всей… душой расцвела  было имя стремглав неслась измениласьКомментарии У собаки не было даже имени, в начале рассказа употребляется  местоимение «она». После встречи с мужиком­пропойцей, который обманул надежды  собаки на ласку, она совсем одичала. С приездом дачников жизнь Кусаки изменилась, она почувствовала  себя нужной людям. Страх, оказаться опять одной, толкает Кусаку на отчаянные  поступки.                            Комментарии Кусаку окружает одиночество, пустота. Безрадостная жизнь  бездомной собаки. С приходом весны мир вокруг Кусаки оживает, раздаются звуки,  дачники  обращают внимание на  бездомную собаку. Осенью всё замирает и жизнь на дачах. И  к Кусаке снова  возвращается одиночество. натыкалась, мчалась пряталась, не доверяла зализывала раны копила злобу  со злобой набрасывалась злобно ворча сквозь злобу длинная шерсть … стала лосниться, как атлас выбегала  становилась важно осматривала                           Цитата «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени…» 3 группа «С тех пор собака не доверяла людям,…а иногда со злобой  набрасывалась на них и пыталась укусить…» «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака» «…она ела очень мало, но и это малое изменило её до  неузнаваемости…» «Кусака долго металась по следам уехавших людей,…Там она  проделала ещё одну новую штуку, которой никто, однако, не видал…»                                                                 4 группа                           Цитата «Зимняя ночь тянулась долго­долго, и чёрные окна пустой дачи  угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад» « Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом  колёс…» «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало  небо, и быстро стали  пустеть дачи и умолкать…» Дифференцированное домашнее задание. 1.Напишите письмо Лёле. (Индивидуальное) 2.Написать рассказ о животном (собаке), используя свой жизненный опыт.  (Индивидуальное) 3.Подготовить презентацию «Собака ­ верный друг и помощник человека».  (Групповое) 4.Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака», сопроводив её цитатами из текста. 1 группа Свободная стихия морская 1. Презентация о море (море в мифологии) 2. Наизусть 1 стихотворение о море (все учат ) 3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о море. 4. Выполнить анализ одного стихотворения о море. 2 группа Лес, словно терем расписной… 1. Лес в фольклоре и т.д. (презентация) 2. Наизусть  1 стихотворение о лесе  3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о лесе. 4. Выполнить анализ одного стихотворения о лесе.  3 группа Степь да степь кругом… 1. Что символизирует степь (презентация). Последующее  задание Последующее  чтение2. Наизусть  стихотворение о степи кыыыыыыыы 3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о степи. 4. Выполнить анализ одного стихотворения о степи.  4 группа Лучше гор могут быть только горы… 1. Горы в мифологии (презентация) 2. Наизусть  стихотворение о горах. 3. Прочитать все стихотворения в учебнике и хрестоматии о горах. 4. Выполнить анализ одного стихотворения о горах.  Рефлексия  урока Оценивание  1. Приём синквейнов. (4 мин) ­Составьте синквейны, выбрав  один из вариантов по желанию.           Кусака                     Лёля (дачники)  2. Прием «Закончи предложение» (устное интервью) ­ О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку­ собачку, и каждый  высказывает своё мнение).  ­­ Я понял… ­­ Я верю… ­­Я подумал… ­­Я узнал… Оценивание деятельности на уроке оценщиком ФИО учеников 2. _____ 3. _____ 1. ____ _ 4. ______ _ 5. _______ _ Участвует в распределении  обязанностей в группе и выполняет  свои обязанности Предлагает идеи Активно участвует в обсуждении  группы (развивает, обобщает  предложенные идеи, информацию) Помогает участникам группы Внимательно слушает и задает  вопросы Умеет вести обсуждение (вежливо  возражает, добивается согласия по  вопросам, вызвавшим споры) Работает в группе,  сосредоточившись на поставленном учебном задании Общий балл

Посмотрите также