Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
18.04.2017
Урок посвящен…-й годовщине Великой победы.Цель урока расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, Алтайскому краю;
Великая Отечественная война закончилась весной 45-го года. Смеясь и плача, многие солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы мужественных защитников.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.doc
МКОУ « Коммунарская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное чтение
« Поклонимся великим тем годам ».
6 класс
Учитель: Вайс С.В Цели урока:
расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;
воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, Алтайскому краю;
активизировать творческий о потенциал учащихся.
Задачи урока:
развитие познавательного интереса к истории России,
воспитание уважения к людям старшего поколения.
Оборудование:
выставка книг о Великой Отечественной войне,
государственные боевые награды,
фронтовые фотографии,
видеофрагменты «Хроника Великой Отечественной войны»;
выставка рисунков, поделок учащихся по теме Великой Отечественной войны;
презентации
Ход урока.
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Играэкскурсия
Слово учителя.
Сегодня наша встреча посвящена …й годовщине Великой победы.
Великая Отечественная война закончилась весной 45го года. Смеясь и плача, многие
солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы
мужественных защитников.
Звучит аудиозапись песни «День Победы» на муз. Д. Тухманова, сл. Харитонова.
А солдат смотрел на землю, смотрел и делал потрясающее открытие, что трава под
ногами зеленая, очень зеленая! И птичий свист совсем не похож на свист пуль, и что
тишина может быть такой оглушительной, как близко разорвавшийся снаряд.
В этот день бойцы палили в воздух. И не только от радости, что остались живы. Это
был первый салют павшим, это был первый Салют Победы и первый Салют Памяти.
Прошло много лет. И каким бы противоречивым ни было время, и как бы ни менялась
наша жизнь, этот день навечно останется для нас светлым, потому что никогда человек не
приносил таких жертв во имя мира на земле. И мы ждем этот праздник, и снова будет
салют, и мы знаем, что память наша жива. Она в книгах и песнях, памятниках и картинах.
Вот этомуто и будет посвящена наша сегодняшняя встреча, наш урок.
Я приглашаю всех вас в галерею памяти.
Но это будет не просто экскурсия, это будет игра. Нам предстоит пройти 4 этапа. Это
автографы войны в литературе, музыке, скульптуре и кино.
Итак, этап I «Строки, опаленные войной».
Немало книг посвящено Великой Отечественной войне (1941–1945). Перечитывая лучшие,
видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой
исторической эпохе.
Представляет книжную выставку «Автографы войны». Почему эта тема остается актуальной?
Почему книги о войне попрежнему интересны?
Потому что в свой час, в свое время, на той Великой войне были наши деды, прадеды, и не
чьянибудь, а их кровь течет в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились
мы чувствовать глубоко и сильно.
Это такие книги, как «А зори здесь тихие» Б. Васильева; «Сотников» и «Альпийская
баллада» В. Быкова; «Тишина» и «Последние залпы» Ю. Бондарева; «Убиты под Москвой»
К. Воробьева, «Сашка» В. Кондратьева и многие, многие другие.
А каких поэтов, рассказавших нам о войне, вы знаете?
Проводится конкурс на выразительное чтение стихов о Великой Отечественной войне.
Сколько их, известных и безызвестных, поэтов и писателей, поведавших нам о мужестве и
стойкости, боли и страданиях миллионов безвинных, о радости и слезах Победы.
Учитель. Итак, I этап нашей игры завершился. Мы только что вспомнили литературные
памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, явившему пример
героизма всему человечеству.
Звучит фрагмент аудиозаписи песни «Журавли» на муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.
– Замечательная песня. Вот о песнях сейчас мы с вами и поговорим.
Этап II «Песни наших отцов».
Когда люди собираются вместе да еще если это праздник, – конечно же, они поют.
Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной войны – это
неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя!
Сколько в них энтузиазма и вдохновения!
Песня «Священная война» А. Александрова на слова В. ЛебедеваКумача брала за
душу, звала в бой. А песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на сл. М.
Исаковского – это песняисповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута
каждая ее строка!
Песни «Темная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же
композитора на сл. К. Симонова, «На солнечной поляночке» В. СоловьеваСедого на сл. М.
Фатьянова и другие – песни о любви и верности. А как часто в редкие минуты затишья
звучало «Эх, дороги, пыль да туман»… (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина). Все эти песни
вы слышали не раз и знаете. Они одинаково дороги и старшему поколению, и нам,
молодым. Их не устаешь слушать, и они не стареют.
Итак, перед вами названия четырех песен:
1. «Соловьи»
2. «Случайный вальс».
3. «Журавли».
4. «Синий платочек».
Ответьте: – Автором слов какой песни является известный поэт Расул Гамзатов? («Журавли».)
– Без какой песни не обходилось на фронте ни одно выступление К. Шульженко?
(«Синий платочек».)
– Евгений Долматовский и Марк Фрадкин являются соавторами «Песни о Днепре». Здесь
перед вами еще одно их совместное музыкальное произведение. Какое? («Случайный
вальс».)
– В какой песне есть строка: «Пусть солдаты немного поспят»? («Соловьи».)
– За первое исполнение этой песни 12 апреля 1942 г. и за превзошедший все ожидания
успех поэт М. Максимов и певица К. Шульженко получили в награду неслыханный по тем
временам подарок – кусок торта и стакан клюквы. Какая это песня? («Синий платочек».)
– Эта песня ранее называлась «Танцы до утра» позже «Офицерский вальс». А теперь как
мы ее называем? («Случайный вальс»).
– Композитор этой песни Ежи Петербургский, который родился в Варшаве. Первым
стихотворение к этой песни сочинил Яков Галицкий. Но мы ее знаем уже на слова другого
поэта. Какая песня родилась дважды? («Синий платочек».)
С песнями не расставались на нелегких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они
помогали ждать, вселяя надежду. И может статься, что наряду с величественными
памятниками героям Великой Отечественной войны будет воздвигнут обелиск Солдатской
песне, что тысячекилометровой нотной строкой пролегла через окопы переднего края и
людские сердца в незабываемые огненные годы.
Учитель. Продолжаем знакомство с нашей галереей памяти.
Этап III «Подвиг, застывший в камне».
Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь
за Родину, – созданы в десятках наших городов, тысячах сел памятники боевой славы.
Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне СанктПетербурге), Волгограде,
Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В
создании их участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие
памятники вам известны.
Подберите к изображению памятника верную табличку с подсказкой.
На экран проецируются поочередно изображения памятников.
Учащимся раздаются таблички со словамиподсказками.
– Памятник «цветок жизни».
Находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у поселка
Ковалево. Это памятник пионеров 1960 годов – ленинградским ребятам блокадных 1940х.
Он входит в комплекс памятников «Зеленого пояса».
Архитекторы: П. Мельников, А. Левенко.
– Памятникмемориал «Хатынь».
22 марта 1943 г. отряд фашистских карателей ворвался в с. Хатынь в Белоруссии. 149
человек, из них 76 детей, оккупанты насильно согнали в сарай, который обложили соломой
и подожгли.
Скульптор – С. Селиханов; архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Я. Левин; инженер – В.
Маркевич.
– Скульптура «Скорбь матери». 15 октября 1967 г. в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт величественный
памятникансамбль героям Сталинградской битвы. На одной из площадей ансамбля –
площади Скорби – стоит главная скульптурная композиция – фигура женщиныматери,
склонившейся над погибшим воином.
Скульптор – Е. Вучетич.
– Памятник «скорбящая мать».
В годы Великой Отечественной войны краснодонские комсомольцы подняли знамя борьбы.
Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев и, погибнув, они обрели
бессмертие. Этот памятник находится в г. Краснодоне Луганской обл. на Украине. Над
могилой героевмолодогвардейцев склонила голову скорбящая МатьРодина.
Скульпторы: П. Кизиев, А. Редькин, А. Самусь, Г. Головченко.
– Обелиск Славы.
Как символ доблести героических участников штурма Сапунгоры и освобождения г.
Севастополя от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый
в ноябре 1944 г.
Архитектор – А. Киселев.
– Памятникмемориал «Курган Славы».
В 1944 г. части Советской армии при активном участии партизан разгромили крупнейшую
группировку гитлеровских войск и полностью освободили Белоруссию от немецких
захватчиков. К 25летию этой победы на 25 км от Минска по Московскому шоссе
воздвигнут памятникмемориал «Курган Славы» (1969 г.).
Скульпторы: А. Бембель; А. Артимович; архитекторы: Л. Мицкевич, О. Стахович.
– Монумент «Слава героям».
Интересным дополнением мемориала воинского подвига омичей стал созданный к 40
летию Победы монумент «Слава героям» (1985 г.). Он разместился на бульваре Победы,
что находится напротив цирка.
Архитектор В. Шевченко; скульпторы: С. Голованов, Л. Семенов.
Учитель. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени –
бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В
граните, бронзе, камне, металле – по всей стране. Снова и снова художники разных
поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.
А мы переходим к этапу IV «Я кистью к памяти взываю».
Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные
художники студии имени М. В. Грекова. В начале войны многие из них ушли
добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до
Берлина, познали на себе все тяготы войны. Все взывало к душе художника: разрушенные
города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог,
нескончаемые марши, переправа под огнем врага, тяжелые бои и стремление все
преодолеть и победить.
Учитель. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем
ответить на вопросы.
Перед вами картины художников.
1. П. Кривоногов. «На Курской дуге».
2. А. Дейнека. «Оборона Севастополя».
3. В. Панфилов. «Подвиг героевпанфиловцев».
4. П. Кривоногов. «Победа». – Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы.
Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы
подбили 14. Но снова идет на них лавина. «Велика Россия, а отступать некуда – позади
Москва», – произнес политрук В. Клочков. Стойко сражались герои, и к сердцу России
фашистов они не пропустили.
На какой из этих картин изображена битва героевпанфиловцев. (В. Панфилов. «Подвиг
героевпанфиловцев».)
– Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров»,
обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова
идут в атаку. «Пропускай немцев!» – командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем
это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по
фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам.
На какой из картин изображена эта битва? (П. Кривоногов. «Курская дуга».)
– 1941й год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались
бои на оборонительных рубежах. «Черная туча», «Черная смерть», «Черные дьяволы» –
так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!.. На
какой картине это хорошо показано? (А. Дейнека. «Оборона Севастополя».)
– Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро
побежал навстречу танку. Он знал, что вотвот погибнет, но умереть нужно было не
раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На
какой картине это видно? (В. Панфилов. «Подвиг героевпанфиловцев».)
– В июне 1942 г. в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина открылась выставка «Работы московских художников в дни Великой
Отечественной войны».
Какая из двух картин П. Кривоногова, представленных здесь, была экспонатом той
выставки? (Обе картины написаны позже.)
Учитель. Всего несколько полотен художников, и мы оказались свидетелями исторических
событий. А если собрать работы художников все вместе? Получится величественная,
впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не
одно поколение.
IV Алтай в годы ВОВ
Индивидуальные сообщения учащихся. VI. Подведение итогов.
Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали,
вспомнили только часть, малую часть того, что создано благодарным народом в память об
ушедшей войне. И чем дальше уходят от нас военные годы, тем дороже становится все то,
что касается тех дней. Вам предстоит еще сделать много открытий, не раз восхититься
мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить
голову перед сединами ветеранов.
Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо!
Не смею говорить я о войне
Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами!
Не смею говорить я о любви,
Я не прощался с милой под «Славянку»
Не разлучали с нею нас бои,
Снаряды, самолёты, танки!
Не смею говорить я о беде,
Не иссыхал от голода в блокадном!
Но я скажу о крашеной звезде,
Что от дождя ржавеет на Отрадном.
Но я скажу о слёзах матерей,
Что у окошка не дождались сына! Но я скажу, товарищ мой, налей
За дедов и отцов седины!
Но я скажу, товарищ, поклонись
Защитникам отечества – России,
И постарайся лучше сделать жизнь
Для тех, кто в жертву жизни приносили!
Ни слова Вам не скажет о войне
И тот, кто в ней прошёл все муки ада!
Прошу, друзья, сейчас, поверьте мне,
Его про это спрашивать не надо…
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Внеклассное чтение « Поклонимся великим тем годам ». (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.