Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 43.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Внеклассное чтение.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Самостоятельное рассматривание сборников сказок А.С. Пушкина под
наблюдением учителя. Анализ того, что увидели, что вспомнили, о чём
подумали.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 4
1. Чтение учителем отрывка (отрывков) из «Сказки о попе и о работнике
его Балде».
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
12. Самостоятельное нахождение сказки в сборниках, чтение, выполнение
заданий по ориентировке в книге и тексте, коллективное обсуждение.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1. Необходимо выявить эмоциональную реакцию учащихся на эту сказку. Чем
она их удивила (рассмешила, растрогала, взволновала и пр.)? Какие моменты
особенно запомнились? Почему? За какого героя (героев) переживали по ходу
чтения? и пр.
2. Обсуждение содержания сказки следует вести, как и при анализе «Сказки о
царе Салтане...», подводя учащихся к традиционному выбору: 1) сказка
Пушкина наполнена национальным колоритом, то есть это сказка русская; 2) это
сказка авторская, а не просто переложение услышанной истории, не подражание
фольклорной сказке. При этом следует обратить внимание на начало сказки
(отсутствие зачина); на безымянных героев сказки, которые совсем не похожи на
сказочных (бес, например, бедненький); на конкретные реалии русской жизни
(базар, торги попа с Балдой и пр.); на то, как показано зло в сказке, и т.п.
Важно ещё раз показать место автора в сказке: он не остаётся в стороне, как и в
«Сказке о царе Салтане...», мы знаем, когда он смеётся, когда и на кого
сердится. Учащиеся опять столкнутся с непростым отношением автора к своим
героям, когда трудно сказать, где добро, а где зло, на чьей стороне автор. Для
примера можно выбрать сцену соревнования Балды с бесёнком и предложить
учащимся определить, на чьей стороне автор. Балда в этой сцене силён, потому
что хитёр, с другой стороны – бесёнок с его «мордкой» рисуется очень
живописно: «весь мокрёхонек», «лапкой утираясь», «хвостик поджал»,
«бедняжка». Как правило, детичитатели хорошо чувствуют жестокость Балды
и испытывают (вслед за автором!) сострадание к бесёнку. Сама «Сказка о
попе…» более жёсткая и жестокая, в ней нет всепрощения и всеприятия, что
царили в «Сказке о царе Салтане...», где всех простили и где все счастливы.
© ООО «Баласс», 2014
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2Прощению надо учиться, вот о чём, по мнению В. Непомнящего, сказка А.С.
Пушкина. Эту мысль учащиеся встречали, выполняя задание к предыдущему
уроку (см. «Тетрадь по литературному чтению»).
3. Безусловно, следует обратить внимание учащихся и на особенности стиха
сказки. Стихотворная речь в данном случае держится только на рифме, лишена
привычных размеров. Как это обогащает сказку?
Почему не вызывает трудности в чтении? Прав ли Н.В. Гоголь, назвав «Сказку о
попе…» «прелестью невообразимой»?
4. Закончить обсуждение следует введением данной сказки в мир пушкинских
сказок, определением её места в известной сказочной тетралогии. Можно
повторно обратиться к заданию 2 урока 38 (см. «Тетрадь по литературному
чтению»).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
– Выбрать сказку А.С. Пушкина для самостоятельного чтения.
– Научиться читать её выразительно.
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
3