Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur43-korr.doc
Литературное чтение Урок 43. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Самостоятельное   рассматривание   сборников   сказок   А.С.   Пушкина   под наблюдением  учителя. Анализ  того, что увидели, что вспомнили, о чём подумали. II. Развитие  умений. 2 4   1   2   3   1   2   3   4  1. Чтение учителем отрывка (отрывков) из «Сказки о попе и о работнике его Балде». © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 12. Самостоятельное нахождение сказки в сборниках, чтение, выполнение заданий по ориентировке в книге и тексте, коллективное обсуждение. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1. Необходимо выявить эмоциональную реакцию учащихся на эту сказку. Чем она их удивила (рассмешила, растрогала, взволновала и пр.)? Какие моменты особенно запомнились? Почему? За какого героя (героев) переживали по ходу чтения? и пр. 2. Обсуждение содержания сказки следует вести, как и при анализе «Сказки о царе   Салтане...»,   подводя   учащихся   к   традиционному   выбору:   1)   сказка Пушкина наполнена национальным колоритом, то есть это сказка русская; 2) это сказка авторская, а не просто переложение услышанной истории, не подражание фольклорной сказке. При этом  следует  обратить внимание  на  начало  сказки (отсутствие зачина); на безымянных героев сказки, которые совсем не похожи на сказочных (бес, например, бедненький); на конкретные реалии русской жизни (базар, торги попа с Балдой и пр.); на то, как показано зло в сказке, и т.п. Важно ещё раз показать место автора в сказке: он не остаётся в стороне, как и в «Сказке   о   царе   Салтане...»,   мы   знаем,   когда   он   смеётся,   когда   и   на   кого сердится. Учащиеся опять столкнутся с непростым отношением автора к своим героям, когда трудно сказать, где добро, а где зло, на чьей стороне автор. Для примера можно выбрать сцену соревнования Балды с бесёнком и предложить учащимся определить, на чьей стороне автор. Балда в этой сцене силён, потому что   хитёр,   с   другой   стороны   –   бесёнок   с   его   «мордкой»   рисуется   очень живописно:   «весь   мокрёхонек»,   «лапкой   утираясь»,   «хвостик   поджал», «бедняжка». Как правило, дети­читатели хорошо чувствуют жестокость Балды и   испытывают   (вслед   за   автором!)   сострадание   к   бесёнку.   Сама   «Сказка   о попе…» более жёсткая и жестокая, в ней нет всепрощения и всеприятия, что царили в «Сказке о царе Салтане...», где всех простили и где все счастливы. © ООО «Баласс», 2014 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  2Прощению надо учиться, вот о чём, по мнению В. Непомнящего, сказка А.С. Пушкина. Эту мысль учащиеся встречали, выполняя задание к предыдущему уроку (см. «Тетрадь по литературному чтению»). 3. Безусловно, следует обратить внимание учащихся и на особенности стиха сказки. Стихотворная речь в данном случае держится только на рифме, лишена привычных размеров. Как это обогащает сказку? Почему не вызывает трудности в чтении? Прав ли Н.В. Гоголь, назвав «Сказку о попе…» «прелестью невообразимой»? 4. Закончить обсуждение следует введением данной сказки в мир пушкинских сказок,   определением   её   места   в   известной   сказочной   тетралогии.   Можно повторно обратиться к заданию 2 урока 38 (см. «Тетрадь по литературному чтению»). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. – Выбрать сказку А.С. Пушкина для самостоятельного чтения. – Научиться читать её выразительно. устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2014 3

Посмотрите также