Внеклассное чтение (урок-конференция) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное чтение (урок-конференция) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". 8-й класс Цель урока: проблемное аналитическое чтение и обсуждение повести «Станционный смотритель». Задачи: • Организация продуктивной деятельност : использование технологий «Перевёрнутого класса» (Flipped classroom), Интернет-технологий. • Обучение навыкам проблемного аналитического чтения прозаических произведение. • Развитие монологической и диалогической устной речи учащихся • Совершенствование навыков групповой деятельности. • Работа с теорией литературы: проза, повесть, художественная деталь. • Межпредметные связи: роман «Капитанская дочка». Оборудование: тексты, материалы презентации «Станционный смотритель», карточки для устной групповой работы, пакет заданий для организации перевёрнутого обучения.
Иконка файла материала по повести А.С.Пушкина Станционный смотритель. 8-й класс.doc
Внеклассное чтение (урок-конференция) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". 8-й класс Цель урока: проблемное аналитическое чтение и обсуждение повести «Станционный смотритель». Задачи:  Организация продуктивной деятельност : использование технологий «Перевёрнутого класса» (Flipped  classroom), Интернет­технологий. Развитие монологической и диалогической устной речи учащихся  Обучение навыкам проблемного аналитического чтения прозаических произведение.   Совершенствование навыков групповой деятельности.   Межпредметные связи: роман «Капитанская дочка». Работа с теорией литературы: проза, повесть, художественная деталь. Оборудование: тексты, материалы презентации «Станционный смотритель», карточки для устной групповой  работы, пакет заданий для организации перевёрнутого обучения. Подготовительный этап Требования к современному уроку для обеспечения нового качества учебного процесса для реализации  требований ФГОС НОО и ООО предполагают системно­деятельностный подход: время самостоятельной работы учащихся должна занимать не менее 30 минут, деятельность учителя – 10­15 минут. Продуктивной деятельности учащихся на уроке способствует использование новой технологии в образовании – технологии «Перевёрнутого  класса» (Flipped classroom). Что такое технология «Перевёрнутого класса» или «перевёрнутого обучения» (Flipped classroom)? «Сущность  этой технологии заключается в том, что объяснения учителя школьники слушают дома, домашние задания  выполняются в классе. Для изучения дома теоретического материала ученики используют видеофрагменты,  записанные или подобранные учителем». [1] В качестве материалов для учащихся могут также использоваться  текстовые файлы или небольшие презентации. Ученик мотивируется на серьёзную самостоятельную работу  дома: в задании обязательно должны быть вопросы, на которые он должен отвечать на уроке, список  дополнительной литературы или ссылки на источники в сети, которые можно использовать. «Плюс в том, что  ученик чувствует большую ответственность за выполнение этого задания, от этого будет зависеть успешность  на уроке. Плюс также и в том, что что­либо списывать на уроке нет ни необходимости, ни смысла». [2] Учащиеся перед уроком через записи в дневник и рассылку в группе восьмых классов в социальной сети  «Вконтакте» получают следующие задания: 1. Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 2. Посмотреть видеоролик и выполнить задания к нему. [3] 3. Подготовиться к работе в группах на уроке. Учитель проводит консультации с учащимися: в назначенное время в классе, через работу в Сети, через  электронную почту или Skype. I. Организационный момент 1. Организация группой работы на уроке: ХОД ЗАНЯТИЯ – экспресс­опрос для проверки результатов деятельности по модели «Перевёрнутого класса»: заполнение  таблицы.  – класс разделяется на две группы (по рекомендации учителя и желанию учащихся); – каждая группа получает лист вопросов для организации работы.  II. Мотивация деятельности c использованием презентации учителя к повести «Станционный смотритель». [ – Почему будем читать одну из «Повестей Белкина»? – Рассказ о Болдинской осени 1830 года.– В чём новаторство этого произведения: подводили итог прошлому и открывали для русской литературы и  творчества Пушкина новые дали. – «Повести Белкина» – реалистическое произведение, в котором Пушкин изображал обыкновенное в жизни:  обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, быт людей. Но из этого  обыкновенного умел извлекать поэзию жизни. – Новизна автора: Пушкин издал повести под именем И.П.Белкина. Иван Петрович Белкин – сквозной образ,  объединяющей все повести и играющий важную роль в их понимании. Постановка проблемного вопроса к уроку: О чём рассказал Александр Сергеевич Пушкин в повести  «Станционный смотритель»? Что поможет вам найти ответ на проблемный вопрос урока? III. Групповая работа 1. Анализ образа Самсона Вырина. Группа №1 . Образ Самсона Вырина. 1. Кто такой станционный смотритель? Анализ эпиграфа к повести и вступления? Как к нему относится  рассказчик? Коллежский регистратор – низший чин в «Табеле о рангах». Кто такой диктатор? (Диктатор – правитель страны, пользующийся неограниченной властью) Является ли станционный смотритель диктатором почтовой станции? Вывод: «станционный смотритель – сущий мученик четырнадцатого класса», его должность – настоящая  каторга – «вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним  состраданием». 2. Каким увидел рассказчик Самсона Вырина при первой встрече? «Вижу… самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя  медалями на полинялых лентах». Он счастливый отец красивой дочери Дуни: он говорит о ней «с видом довольного самолюбия», видя, что дочка  понравилась проезжающему. 3. Что изменилось в Самсоне Вырине при второй встрече с рассказчиком? Анализ портрета и поведения героя. «… но как он постарел! … я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на его  сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого  старика». Так Самсона Вырина изменил побег дочери с гусаром Минским в Петербург. 4. Как повлияли на Самсона Вырина похищение Дуни гусаром Минским и его путешествие в Петербург? «Старик не снёс своего несчастья; он тут же слёг в ту самую постель, где лежал молодой обманщик. …Бедняк  занемог горячкою» и долгое время не мог исполнять обязанности станционного смотрителя. Вырин пешком отправился в Петербург за дочерью, но пережил ещё более страшное унижение: он был выгнан  Минским из его номера, а Дуня при виде отца упала в обморок.  Старик подумал, махнул рукой и решил отступиться. 5. Каким увидел Самсона Вырина при третьей встрече рассказчик? А третьей встречи не было: Самсон Вырин уехал на свою почтовую станцию, запил с горя и умер. 6. Для чего в повести «Станционный смотритель» создан образ Самсона Вырина? Пушкин поставил в повести «Станционный смотритель вопрос о поведении человека. Смирение унижает  человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет из души гордость, достоинство, превращает человека в  добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Пушкин создал образ «маленького человека». 7. Кто такой «маленький человек»? Можно ли отнести это определение к Самсону Вырину? «Маленький человек» – это: ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими  признаками: низкоеположение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает  особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушногогосударственногомеханизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны  страх переджизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением  несправедливостисуществующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским  порывом, какправило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека»,  открытый А. С.Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки  сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф.  М.Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский(Бальзаминов, Кулигин), А.  П.Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из  «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19–20 вв.» [4] Образ Дуни. Работа группы №2. 1. Прочитать и проанализировать описание комнаты Самсона Вырина (картинки с историей блудной дочери).  Картина Рембранта «Возвращение блудного сына» и евангельская притча о блудном сыне. Презентация  по картине.   Портрет Дуни, авторская характеристика образа Дуни. Первая встреча. Девочка лет четырнадцати, чья  красота поразила проезжающего. Разумная, проворная, вся в покойницу мать. Бегство с гусаром в Петербург и неожиданная встреча с отцом в Петербурге.  История жизни Дуни на почтовой станции.   Почему Дуня горько плакала на могиле отца?  Можно ли историю Дуни соотнести с притчей о блудном сыне? Есть ли в повести Пушкина евангельский  мотив? 2. Притча о блудной дочери – вторая тема повести «Станционный смотритель». IV. Рефлексия 1. О чём рассказал Иван Петрович Белкин читателям в повести «Станционный смотритель»? Запись ответа на вопрос на проблемных карточках  2. В чём своеобразие пушкинской прозы? Приглашение к литературному путешествию в Музей станционного смотрителя на станции Выра. Доклад с  презентацией «Музей станционного смотрителя в Выре». V. Подведение итогов работы VI. Домашнее задание Посмотреть видеоролик «Музей станционного смотрителя в Выре» (ссылка будет выложена в социальной группе восьмых классов), составить отчёт о виртуальном путешествии в форме страницы дневника путешественника,  письма другу или подруге, путеводителя по музею. [5] Примечания. 1­2. «7 вещей, которые необходимо знать о «перевёрнутом обучении». http://mgm­lnet.blogspot.ca›2013/03… classroom.html 3. Задания для подготовки к уроку размещены на личном сайте учителя Кузнецовой М.С., в разделе  «Литература, 8 класс». http://www.margaritakuznetcova.ru margaritakuznetcova.jimdo.com 4. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Подредакцией Горкина А.П. 2006. http://dic.academic.ru›dic.nsf/enc_literature 5. http://www. ...MARGARITAKUZNETCOVA.RU

Посмотрите также