Внеклассное мероприятие на нравственную тему
«Правда и ложь»
Цель: Создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств как честность и справедливость.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь»
2. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения и пословицы.
3. Воспитание таких нравственных качеств, как «честность», « справедливость»
Оформление:
Плакаты с пословицами: «Кто много читает, тот много знает»
« Поздно встанешь - мало сделаешь» «Кто правдой живет, тот добро наживет» «Красива ложь, да от правды не уйдешь» «Правда в огне не горит и в воде не тонет» «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
Оборудование: презентация, карточки, карандаши цветные, анкеты, сигнальные флажки для команд.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию. Это не простые места, они наделены мистической силой, светлой или тёмной. Побываем в Театре пустых слов, посетим Храм доверия. И главными нашими спутниками будут Обман и Честность
Сегодня мы поговорим с вами о правде и лжи.
II. Основная часть
· ПОСЛУШАЙТЕ СКАЗКУ.
«За высокими горами, за зелеными лесами жили - были две сестры. Одну звали Правда, а другую - Ложь. Правда была красивой, сильной, а Ложь - изворотливой, хитрой. Народ Правду любил, а Ложь стороною обходил, т.к. она мешала им жить и грудиться. Вот, скажем народ начинал сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь гут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».
Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет себе под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнится, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для его народа.
Стал народ думать как от лжи избавиться. Уж Правда ее стыдила, а ей - хоть бы что, знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. с тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела, до сих пор живет она с нами и никто не знает, как изжить ее со света, стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.»
-Может быть, вы, ребята, знаете, как уберечь себя от лжи?
· «ПОРТРЕТ» какой вы себе представляете Правду? Ложь? (дети рисуют словесный портрет, на доске вывешивается рисунок «Правда», и «Ложь» (работа по группам))
· «СЛОВА СИНОНИМЫ»
Теперь я называть слова, близкие по значению словам «правда» и «ложь». Вы должны их правильно расположить (правда, ложь, истина, неправда, вранье, честность, обман) поднять флажок -- команда.
· ИГРА «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ».
Учащиеся делятся на две группы. Одна группа называется «Правда», а другая «ложь». По очереди каждая группа называет слова, какими бы она хотела видеть детей. Например, «Правда» - славными, веселыми... «Ложь» - злобными, жадными...
· «АНКЕТА»
А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы Анкеты.
Вопросы:
1. Что значит быть честным?
2. Что бы ты выбрал: сладкую ложь или горькую правду?
3. Какой сказочный герой часто прибегал ко лжи?
4. Как бы ты повел себя в следующей ситуации: опоздал на урок, разбил окно мячом, получил двойку, разбил вазу, как сказать об этом воспитателю?
5. Были ли у вас ситуации, когда вы пользовались обманом?
· СЦЕНКА «ЛГУН»
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.
Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.
Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)
Решил он пошутить и стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).
Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.
М: Волк! Помогите, волк!
Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)
Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)
Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.
(участники сценки садятся на свои места)
- Вы посмотрели эту небольшую сценку о мальчике, который любил пошутить. Сделали ли вы для себя какой-нибудь вывод?
- Бывали ли в вашей жизни похожи случаи?
· ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ» (работа по группам)
На доске плакаты с пословицами. Нужно найти начало и конец пословицы,
прочитать ее и объяснить ее смысл.
· ЧТЕНИЕ РАССКАЗА В. ОСЕЕВОЙ «ЧТО ЛЕГЧЕ»
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики, не заметили как день прошел. Идут домой - боятся:
-Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду
сказать?
-Я скажу,- говорит первый,- будто волк на меня напал в лесу. Мать и отец не
будут меня бранить.
-Я скажу,- говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуются они и не будут меня бранить.
-А я правду скажу,- говорит третий,- Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они по домам. Только первый мальчик сказал про волка, глядь, лесной сторож идет.
-Нет,- говорит в наших местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвойне.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - идет в гости. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвойне.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка, но его все равно простила.
-Какая пословица подходит к этому рассказу?
Часто ребята, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого-то ученика, называют его «ябеда». И порой это несправедливо.
· Послушайте рассказ, который так и называется «ЯБЕДА»
Вася вбежал в класс, когда Саша собирал черепки разбитого горшка. Черепки соединились, не было видно, что горшок разбит. Начался урок. Ученики и учительница сначала не заметили, как вдруг горшок развалился.
-Кто разбил горшок?- спросила учительница.
Все молчали. Вася посмотрел на Сашу, тот молчал. Тогда Вася сказал:
Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок и горшок упал. Кто-то из ребят тихо сказал: »Ябеда!»
-А как вы считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю «ябедой»? -Как вы поступили на месте Саши?
Какому человеку легче жить: честному или лживому?
III. Рефлексия
Чему вы сегодня научились на занятии? что вам понравилось?
IV. Итог:
-Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Пока вы еще школьники и
не
совсем
полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы это понимаете:
говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Давайте, мы ребята,
На свете честно жить.
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
Как в этом разобраться?
Как научиться жить
Чтоб только с правдой рядом
А с ложью не дружить?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.