Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл
29.03.2018
Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)
Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет). 10–11-й класс Внеклассное мероприятие – размышление о любви для учащихся 10-11 классов (на примере стихотворений современных авторов, жизненных ситуаций и “воздушных, нежных звуков” прекрасных стихов А.А. Фета). Цель мероприятия: • поразмышлять о любви, настоящем чувстве, а не о мимолетном увлечении и его последствиях; поговорить о чувствах героев художественных произведений; • поговорить об отношениях юношей и девушек ХХ1 века; • показать красоту “нежных звуков” А.А. Фета. Оборудование: • портреты А.А. Фета и Марии Лазич; • фонотека /романсы на стихи А.А. Фета.. • песни о любви современных авторов (выбор учащихся).
Внеклассное мероприятие по литературе Если ты любишь,.doc
Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет). 10–11-й класс Внеклассное мероприятие – размышление о любви для учащихся 10­11 классов (на примере стихотворений  современных авторов, жизненных ситуаций и “воздушных, нежных звуков” прекрасных стихов А.А. Фета). Цель мероприятия:    поразмышлять о любви, настоящем чувстве, а не о мимолетном увлечении и его последствиях; поговорить о чувствах героев художественных произведений; поговорить об отношениях юношей и девушек ХХ1 века; показать красоту “нежных звуков” А.А. Фета. Оборудование: портреты А.А. Фета и Марии Лазич;   фонотека /романсы на стихи А.А. Фета..  песни о любви современных авторов (выбор учащихся). Эпиграф: Если в раннюю весеннюю пору молодости удалось  разглядеть за внешними чертами и обаянием нечто большее,  что со временем разовьётся в зрелое, взрослое чувство, то осень и зиму свою эти люди встречают вместе.  И жизнь они проживут счастливо...  Герман Степанович Титов Ход мероприятия Вступительное слово учителя. Разговор наш сегодня о любви. Овидий говорил: “Ut ameris, amadilis esto!” (“Чтобы тебя любили, будь достойным  любви!”) Придёт время (или уже пришло), когда каждый из вас, мои дорогие ученики, испытает это особое  состояние души, которое с трудом можно описать словами. Хочется лишь сказать, что всё, что связано с  любовью, прекрасно само по себе. Вдруг однажды твоё сердце часто­часто забьётся просто потому, что ты увидишь знакомого или незнакомого  парня , который на улице случайно тебе улыбнулся. А может, ты столкнешься с ним в метро? И всё равно, где бы  ни произошла ваша встреча, она надолго запомнится, потому что именно с неё и начнётся твоя любовь. Только  не надо путать это чувство с увлечением, которое можно испытывать по несколько раз в течение недели. Это  совсем другое. Обратите внимание, что я обращаюсь к девушкам. Это не случайно. От вас зависит многое, и прежде всего  чистота отношений. Народная мудрость гласит: “У умной жены умный муж”. Что же это такое любовь? Что о любви говорится в научной и популярной литературе, расскажет нам ученик 11  класса (______ ). Ученик (_____). Ученые утверждают, что любовь не природное явление, а благоприобретение человечества. И  приобретено оно не так давно по историческим меркам, а именно во время, когда человек стал отличать себя от  зверя, почувствовал свое влияние на природу, а это время производства продуктов питания, предметов  потребления. Появилось время на раздумье, осознания своего места на земле, на выбор желаемого. Инстинкт продолжения  рода стал наполняться человеческими новоприобретенными чувствами: как­то: красота, стыд, мораль. Наполнение человеческих отношений этими отвлеченными понятиями послужило основой для нового чувства,  которое было названо любовью. Согласно Словарю русского языка С.И Ожегова, слово любовь истолковывается двояко: во­первых, как чувство  самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения к родине, человеку; во­вторых, как  склонность, пристрастие к чему­нибудь, например, пристрастие к выпивке или склонность к любовным  похождениям. Вот такая многоликость в слове любовь. В силу этой сложности за любовь женщины к мужчине, мужчины к женщине принимается зачастую не “чувство  самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения”, которое можно объяснить только одним  словом – тайна, а “склонность, пристрастие к чему­нибудь”, что тайной не является. Только тайной можно объяснить любовь к убийце, насильнику, скупцу, и ею же можно объяснить отсутствие у  некоторых людей чувства любви. Известно: как не все люди способны изучать языки, в том числе русский или  математику, так и любить дано не всем. На мой взгляд, тайна любви объясняется тайной человека. А Тайна Человека заключается в его  неповторимости. Следовательно, неповторима и человеческая любовь. Но здесь я повторю слова Татьяны  Михайловны: “Хочется лишь сказать, что всё, что связано с любовью, прекрасно само по себе”. Учитель: Друзья мои, жизнь не стоит на месте. С изменением жизни меняются взаимоотношения людей в  хорошую или плохую сторону, тут мнения людей будут различны в силу различного понимания плохого и  хорошего, красивого и некрасивого. Но научно установлено, что для понимания красоты необходимо учиться  пониманию красоты. Поскольку любовь – это красота, красота чувства, то мы на примере нескольких  литературных произведений будем учиться находить красоту любви. Уже несколько лет проходит Международный поэтический конкурс “Золотая строфа”. Сейчас (ученица 11  класса (______) прочитает стихотворение участницы конкурса Светланы Дидух “Первый раз”, которое  членами жюри конкурса трактуется как стихотворение о любви. Учитель: Есть в данном стихотворении признаки любви? Если есть, назовите их. Далее мысли вслух учеников. Идёт короткое обсуждение. Учитель: По поводу стихотворения "Первый раз", на мой взгляд, не плохо бы послушать мнение одного из участников  конкурса: “Я не ханжа. И у меня был "первый раз". Но какое отношение "первый раз" имеет к любви? И стихотворение  Светланы Дидух "Первый раз", на мой взгляд, никакого отношения к любви не имеет. Кроме "В ладони зажато  "люблю!!!"" в стихотворении нет и намека на любовь. Девушка познала близость. Хорошо, что особых страданий  ей это не принесло, а во "второй раз", ... ей будет, я так предполагаю, еще комфортней. Но где любовь? Где  "Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения" Члены жюри международного поэтического конкурса, на мой взгляд, ну нельзя человеческие отношения сводить к тараканьим! Не так давно поэт Эдуард Асадов писал (я вынуждена полностью процитировать его слова, учитывая  своеобразное отношение к слову "любовь" со стороны членов уважаемого жюри). Читаю стихотворение Э.Асадова “Ночь”. Следует пауза. Что касается собственно любви, на мой взгляд, пишущим и судящим желательно ознакомиться со  стихотворением В.А. Жуковского "Песня", посвященным М.А. Протасовой: Мой, друг, хранитель­ангел мой... Учитель: И ещё по поводу стихотворения "Первый раз". Я предлагаю сейчас послушать ученицу 10 класса,  которая познакомит вас со статьей Ирины Владимировны Репьевой– Лангуевой, журналиста и детского  писателя. Ученица 10 класса ( _______) читает статью “Я больше ее не люблю”. Такое вот письмо. Автора я, по понятным причинам, не называю. Но описанное в нем не может оставить  равнодушным. Как и любую ситуацию, эту можно рассматривать с двух сторон. Одна, говоря условно, "военная". Другая ­  "мирная". Сегодня женщины перестали рожать. И, когда они, будучи в зрелых годах, "заводят" себе ребёнка, не  вступив в брак с мужчиной, их судить трудно. Да и, наверное, не надо. Они сами выбрали себе эту нелёгкую  долю, которая любовью к малышу искупит многие их "грехи". Правда, мы уже знаем и горькие плоды  безотцовщины. Совсем иное дело ­ "взрослые отношения" в полудетском возрасте. Ведь если спросить себя: почему бабушка  разлюбила свою внучку, ответ будет ­ "Ошибка! Совершена страшная ошибка!" Это сигналит бабушке её душа,  совесть немало пожившей женщины. Кажется ей, что девочка столкнулась "с грязью", что она проявила  безволие, которое всегда презиралось в нашем народе, что она сама испортила себе жизнь. Это звучит в человеке тот внутренний голос, который могут потом заглушить рассуждения и доводы разума.  Русский святой, монах с полуострова Афон, отец Силуан объяснял: “Самый первый глас в человеке ­ от высших  сил. Его и слушают принимающие исповедь священники. И даже Серафим Саровский рассказывал, что, когда он этого голоса не слушался, а давал советы приходившим к нему ­ "от себя", исходя из опыта своего разума, он  часто ошибался. Мы ещё называем иногда этот голос "благими порывами" или "благими намерениями". Звук  первого голоса всегда чист и высок. Разум всё может оправдать, а совесть нет. И появляется "Идиот" Достоевского, с образом страдающей  Настасьи Филипповны, которая обманута была в девичестве; и это надломило её и, по сути, сделало мученицей,  противоречивой, болезненной, истеричной. Князь Мышкин полюбил её. Он её пожалел и оправдал. Но сама себя она не любила, презирала и довела до могилы. Я давно работаю с молодежью и потому я знаю, как может "нести" в этом возрасте, от человека к человеку, как  непостоянны молодые люди в юности своей, потому что юность любопытна и "жить торопится и чувствовать  спешит". Знаю, что существует почти обряд "первого поцелуя", "первого свидания", "первого признания", "первой любви". Но это восторженное, слепое, девическое. Мальчики иные. Они более рациональны. А почему бы и нет?  Женится в семнадцать лет ­ они совершенно справедливо считают безумством. Ни денег, ни профессии, ни  собственного дома. Но почему же тогда, по какому праву они вступают в интимные отношения с ровесницами? И  тут всё начинает зависеть от девушки. Я знаю, что, добившись "своего", они утешают девушек не без цинизма:  "Так поставила себя!" То есть сама во всём и виновата. А бабушка, которая видит это глазами опыта своего (ей даже и не нужны все подробности этого события),  оскорбляются за внучек. До слёз. Ну, зачем же она ТАК поставила себя перед ним, перед этим "ничтожеством",  который ею только воспользовался!? И понимают: слаба была девушка, неуважение допустила, потому что  безвольна. А вот “исповедь” одной моей знакомой. “Когда мне было двадцать лет, мать одного моего кавалера, тоже  студента, купила нам на двоих путёвку в пансионат при Святых горах, возле Михайловского. И сказала мне, как  само собой разумеющееся: "Будете с Мишей в постели, помогите ему, Ира. Он ещё так неопытен!" Чёрт! Это  путешествие, надо ли говорить почему, не состоялось! Я смотрела на него романтическими глазами: Пушкин,  монастырь, тут же Миша, который, возможно, признался бы мне там в любви. Но его мама решала практические  вопросы. И потом тоже я встречала не одну такую маму, которая спешила с радостью и восторгом заявить, что  она ­ самая "передовая", что она не ханжа! Тут была забота только о сыне: не подхватить бы ВИЧ­инфекцию, не  раздобыть бы сифилиса! Девушка же, подманенная такой "доброй" матерью, обычно ожидает, что следующим  шагом её станет подталкивание сына к браку. Ведь познакомил уже с мамой, привёл в свой дом, уже почти  называл женой. Но подтолкнуть в браку молодого человека, который получил всё, что хотел, совершенно без  хлопот (похлопотала за него мама) очень трудно. В конце концов, он пресыщается и приводит другую. С годами в нём вообще исчезает желание жениться, но зато, не без маминой помощи, вырабатывается стойкое отношение к  девушке как к подстилке. И это отношение пришло к нему не с улицы, а из родного дома ­ "ма­а­амино  воспитание. Итак, вернёмся на исходные позиции. "Я тебя больше не люблю", ­ сказала бабушка своей внучке.  Разочаровалась, презирает. За что? Да за безволие, потерю головы, благоразумия, за то, что не смогла  управлять своими эмоциями, увлеклась, потеряла голову. А ведь ещё Онегин внушал Татьяне: "Умейте  властвовать собой!", выговаривая за написанное ею письмо, которое, по сути, вверяло ему её. "Кончаю, страшно  перечесть, стыдом и страхом замираю, но мне порукой ваша честь" Какая слабая порука! Хотя и тогда  завещалось мужчинам: "Береги честь смолоду!" И какая оплошность ­ принимать Онегина за "него", за того  единственного, который придёт к ней в угодный Богу час! И тут мы подходим к понятию "страсти". Любовь ­ чувство ясное, солнечное. Взаимная любовь ещё светлее,  терпеливее, снисходительнее, великодушнее и не требует зря подвигов самопожертвования. Она бережёт и не  ловит на неосторожном слове: "Что, сказала: любишь меня?! А докажи!" Докажет, когда время придёт.  Заболеешь, она и тут, возле тебя, ухаживает, лекарство подаёт. Иное дело ­ страсть, так прекрасно, полно  описанная Иваном Александровичем Гончаровым в романе "Обрыв". Беседа с учащимися об отношениях Веры с нигилистом Марком Волоховым. Это анализ так называемого  “падения”. Вывод. "Падение" и повлекло за собой "обрыв", то есть надрыв юной души, и надрыв души узнавшей о "падении"  внучки бабушки, и едва ли не обрыв самих жизней обеих. Грех чем страшен? Он рано или поздно приводит к  страданиям совести. Страсть называется в православии грешной потому, что она одного корня со "страданием".  Страдает Вера, страдает бабушка, страдает их родственник художник Райский, страдает и сам Марк. Даже  "люди", слуги в доме бабушки, страдают из­за Вериного падения, потому что мир и покой в доме разрушены её  грехом. Все потрясены. Чем же опасна страсть? С одной стороны она делает человека своим рабом, а с другой его разрушает. Ибо  человек перестает слышать в себе голос совести и советы разума.. Не случайно возникло выражение "одержим  страстями". Страсть держит человека в сильном напряжении и быстро истощает его силы. Он безволен, он себе  не хозяин. Учитель: Недавно проходили дни памяти великолепного русского поэта А.А. Фета. Звучит романс “Сияла ночь. Луной был полон сад...” Слова А.А. Фета, музыка Н. Ширяева. Идет рассказ ученика: Русский философ, поэт, друг Фета в последние годы жизни Вл. Соловьев так комментировал стихотворение  "Сияла ночь": "Это настоящая любовь, над которою бессильны время и смерть, не остается только в сердечной  думе поэта, она воплощается в ощутительные образы и звуки и своею посмертною силой захватывает все его  существо". На экране появляются портреты А. Фета, М. Лазич и строчки... “Жизнь, есть гармоническое слияние противоположностей и постоянной между ними борьбы; добрый злодей,  гениальный безумец, тающий лед. С прекращением борьбы и с окончательной победой одного из  противоположных начал прекращается и самая жизнь как такая”.  А.Фет Ученик 10 класса (_______) читает:: В “Вечерних огнях” появляется целый цикл стихов (не выделенных  формально в цикл), посвященных трагически погибшей возлюбленной юности Фета Марии Лазич. Вечность,  неизменность, постоянство любви к ней поэта, его живое восприятие давно ушедшего человека выступают в  этих стихотворениях как форма преодоления времени и смерти, разделяющих людей. В последний период своей деятельности Фет создает новый цикл стихов о любви, в которых он, тяжело болевший старец, бросает вызов  трагизму жизни и самой природе, обрекающей человека на смерть. На полях тома произведений Фета около  подобных стихотворений Александр Блок, не только любивший творчество этого поэта, но изучавший его,  записал многозначительные указания на возраст поэта, сопроводив некоторые из них восклицательными  знаками. М. Горький в одном из эпизодов “В людях” рассказывает о том огромном впечатлении, которое  произвело на него, мальчика, подавленного “свинцовыми мерзостями” жизни, случайно услышанное им  стихотворение Фета, которое незадолго до того появилось в сборнике поэта “Вечерние огни”. Стихи, обращенные читавшим их человеком к красивой женщине, Только встречу улыбку твою... — прозвучали для услышавшего их гениального подростка как призыв к преклонению перед красотой бытия. Учитель: Фет был по­настоящему влюблен один раз – в Марию Лазич. “... Я встретил девушку — прекрасного  дома и образования, — писал полковой адъютант Афанасий Фет своему другу Ивану Борисову 18 мая 1849 года из села Елисаветграда, — я не искал ее — она меня, но судьба и мы узнали, что были бы очень счастливы после  разных житейских бурь, если бы могли жить мирно без всяких претензий на что­либо...” Девушку звали Мария  Лазич (в своих воспоминаниях Фет “зашифровал” имя девушки, назвав ее Еленой Лариной, по пушкинскому  образцу). В воспоминаниях поэта Мария Лазич представала как высокая “стройная брюнетка” с “необычайной  роскошью черных, с сизым отливом волос”. Была она “великолепной музыкантшей”. В 1847 г. способности Марии высоко оценил приехавший с концертом в Елисаветград прославленный Ференц Лист. По словам Фета, Лист  написал в альбом Марии Лазич “прощальную музыкальную фразу необыкновенной душевной красоты”, и потом  Мария не раз повторяла эту фразу на рояле. “Под влиянием последней я написал стихотворение: Ученик 10 класса (______) читает: “Какие­то носятся звуки И льнут к моему изголовью...” Учитель: Мария Лазич давно знала и любила стихи Фета. И вот в скромной федоровской усадьбе он  неожиданно сам предстал перед ней! Удивительно ли, что “сдержанной, чтобы не сказать строгой”, живущей  напряженной внутренней жизнью и наверняка чувствующей себя духовно одинокой Марии Лазич Фет был не  просто интересен. Духовное общение пробудило в ней любовь. “Мы не успевали наговориться, — вспоминал Фет о своих приездах в Федоровку. — Бывало, все разойдутся по своим местам, и время уже за полночь, а мы при  тусклом свете цветного фонаря продолжаем сидеть в алькове на диване. Никогда мы не проговаривались о  наших взаимных чувствах...” Афанасию Фету было 28, Марии Лазич — 22. Он скоро понял, что их разговоры о романах Жорж Санд, чтение  стихов перерастают в нечто иное, — в “гордиев узел любви”. Его возлюбленная рано ушла из жизни. Мария Лазич сгорела в огне, вспыхнувшем в ее комнате от неосторожно  оставленной папиросы. Белое кисейное платье девушки загорелось, она выбежала на балкон, потом бросилась в сад. Но свежий ветер только раздул пламя... Умирая, Мария будто бы просила сохранить его, Фета, письма. Эта трагедия тайно трепетала во всем творчестве Фета, наполняя его мажор горько­щемящей нотомой. Ученик 10 класса ( _____). “Последний звук умолк в лесу глухом...” Ученик 10 класса (_____). “Какое счастие: и ночь, и мы одни!.” Учитель: Послушайте высказывание Виктора Франкла, австрийского психиатра, психолога, философа ХХ века:  “ Истина в том, что любовь является последней и высшей целью, к которой стремится человек. Тогда я осознал и значение той величайшей тайны, которую всегда стремились донести поэзия, размышления и вера людей:  спасение человека через любовь и в любви”. Звучат романсы на стихи А.А. Фета. На экране картинки: портреты, пейзажи, нотные станы ... Учитель: Можем ли мы теперь определить, что есть красота любви, в каких стихах она есть, а в каких нет? Домашнее задание: написать сочинение “Мои размышления о красоте любви”.

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)

Внеклассное мероприятие по литературе "Если ты любишь, как я, бесконечно…" (А.А. Фет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018