Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
08.06.2017
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»
Задачи: - формирование умений анализировать рассказ на основе духовной проблематики, композиции, языка произведения; - наблюдение над приемами художественного мастерства К.Паустовского; - развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся; - воспитание нравственных качеств учеников. Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать М.Горький Лишь рядом со смертью Вдруг сердце пронзит Забытое чувство вины… А.Дементьев Делать людям хорошее – Хорошеть самому Л. Татьяничева
«Пусть душа останется чиста…».doc
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…» Н.Рубцов Задачи: ­ формирование умений анализировать рассказ на основе духовной  проблематики, композиции, языка произведения; ­ наблюдение над приемами художественного мастерства К.Паустовского; ­ развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся; ­ воспитание нравственных качеств учеников. Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, ­ это Мать М.Горький Лишь рядом со смертью  Вдруг сердце пронзит  Забытое чувство вины… А.Дементьев  Делать людям хорошее – Хорошеть самому  Л. Татьяничева Ход урока: Учитель: У   нас   сегодня   непростой   урок.   Непростой   по   содержанию,   по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И   сейчас   попытаемся   ответить   на   многие,   взволновавшие   нас   вопросы, размышляя   над   рассказом   К.Паустовского.   Именно   размышляя,   а   не анализируя,   так   как   рассказы   Паустовского   предполагают   неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Итак, рассказ называется «Телеграмма»  ­   Скажите,   почему   посылают   телеграммы?   (если   нужно   сообщить   что­то срочное; если стряслась беда; если у человека радость) ­ Сколько было послано телеграмм?  ­ Куда и кем были посланы телеграммы?  ­ Какого содержания?  Катя умирает. Тихон  Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя ­ Определите тему (проблему) нашего урока, о чем мы сегодня будем  говорить?  (Проблема отношения детей и родителей, в частности, дочери и матери,  людей друг к другу) Учитель:  Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная  душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.  Прочитайте эпиграф.  ­ Как вы поняли, что такое добро? (словарь Ожегова) Учитель:  Сегодня мы рассматриваем самый сложный инструмент – душу человека. ­ А что такое душа? (Внутренний, психический мир человека, его сознание (словарь Ожегова)) ­ Какие свойства души вы знаете? На доске Душа сострадание соучастие долг милосердие добро человечность отзывчивость  ­Почему Катерина Петровна не поверила, что это телеграмма от Насти? (Всегда любящая дочь Работа над художественным словом).  Учитель:  Вы обратили внимание на то, что, описывая состояние, чувства Катерины  Петровны, Паустовский неизменно показывает нам состояние природы? Природа у него – это живое существо, связанное незримой нитью с  человеком. Писателя называют мастером художественной детали. Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины  Петровны? Давайте посмотрим, какими художественными средствами рисует  трагизм положения Катерины Петровны К.Паустовский? Выступление 1 группы Презентация  Холодная осень…. назойливо сыпался дождь ( метафора)  тащились, цеплялись (олицетворение) рыхлые (эпитет) тучи… маленький  подсолнечник все доцветал и не мог … продолжить фразу: «как доцветал маленький подсолнечник, так и …» Назвать детали, усиливающие одиночество матери Старое дерево холодная мокрая ветка (2 раза употребляется слово) Облетевший лист, озябший шершавый ствол  Вывод: пейзаж печален, когда печален человек. ­ Какие ощущения у вас возникли?   (Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали,  безысходности. Увядание природы, даже омертвение ее. Эта безотрадная  картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны).   Выступление 2 группы  Презентация  интерьер цвет желтый, сумрачный, есть серый керосиновый ночник  вздрагивал (указывает на безмерность одиночества) предметы в доме, запах  нетопленных печей пыльный «Вестник Европы» пожелтевшие чашки на столе ­ Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме). Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью  передается настроение, психологическое состояние героини. Учитель:  В своей книге «Золотая роза» в разделе «Зарубки на сердце»  Паустовский писал: «Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, все это было в полном соответствии с состоянием Катерины  Петровны, с той тяжелой душевной драмой, которую она переживала в  последние свои дни» Выступление 3 группы  Презентация  Образ Катерины Петровны. Эпитеты, ассоциации, связанные с ним Имя «Екатерина» ­ чистая, непорочная  Дряхлая брошенная всеми старушка бледная маленькая одинокая  ­ Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры  могут стоять со словом мама? Учитель  Автор является непосредственным участником событий, которые он  описывает в рассказе. Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в  последний раз в своей жизни. Послушайте, пожалуйста, воспоминания К  Паустовского из повести «Золотая роза».  Слайд «Уже вечерело. Сад облетел» Рассказ ученика   «Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко  трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда.  Далеко над лесом висел серп месяца. Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о  нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые  люди, не стыдясь своих слез. ­не дай вам Бог, родной мой, ­ сказала она мне, ­ дожить до такой одинокой  старости! Не дай вам Бог! Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы  у меня была такая мать!» А теперь обратимся к тексту рассказа.  Слайд «Ему некуда уйти….»   ­ Как вы думаете, почему автор совершенно по­другому описывает эту сцену  в рассказе? (Чтобы еще острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны) Учитель:  В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы  самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем его присутствие.  Рассказ ученицы: В судьбе клена тоже видна неустроенность, одиночество: «Ему некуда  уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение  помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель). Именно после этой встречи с кленом она решается написать письмо  дочери. Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте  поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову. Существует такой  прием «открытой ладони». Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие­то другие чувства, вы будете  поднимать ладошку (музыка на слайде продолжается)  Чтение учителем письма Катерины Петровны: Ненаглядная моя, ­ писала Катерина Петровна, ­ зиму эту я не  переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои  руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже  сидеть и лежать, ­ смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не  тот, ­ да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся наша жизнь,  кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.   ученики, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково. И  мы не участники, а соучастники очень важного разговора. Спасибо вам за  неравнодушие.  Итак, Катерина Петровна умерла. Как же изменился пейзаж? Используя этот прием, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и   Выступление 4 группы  Презентация  Подморозило, тонкий снежок, день побелел Небо было сухое, светлое, будто над головой стянули вымытую, подмерзшую холстину дали сизые тянуло острым и веселым запахом снега Первый мороз ивовой коры ­ Почему такой пейзаж?  О принципе градации (автор использует принцип градации, показывая то, что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество, боль, успокоилась ее страдающая душа. Смерть – избавление от страдания Действительно, Катерина Петровна и окружающий ее мир – это одно целое,  это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили Вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет  место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где  живет и работает Настя. ­ Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы? (Она недобрый черствый человек, без души. Такие люди не замечают природу. В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было все это видеть).   Работа с текстом ­Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха (Рыжий кожаный ридикюль письмо от матери в сумочке ящик  письменного стола жестяная пустота почтового ящика).  ­ Что во внешности Насти подчеркивает автор?  (Холодные глаза). Учитель:  Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души», а здесь  такой разоблачающий эпитет.  ­ Нужно ли еще что­то говорить о характере Насти? (Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер  Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у нее «холодные  глаза»).  ­ Можно ли говорить о равнодушии, черствости Насти, зная об ее участии в  судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого  талантливого скульптора? ­ Как прозвали ее художники? Что обозначает это слово? Согласны вы с этим? Слайд «Сольвейг – «солнечный путь»  Сравнение оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей­ нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью,  верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у нее холодные. А ведь они –  зеркало души, значит, и душа у нее холодная.  ­ Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила? (Положила в сумочку нераспечатанным, думая, что, раз письмо пришло, мать  жива) ­ А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду? (Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь) (ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается  похвалой, у нее умирает мать, неприятное чувство, это нарушило ее планы) ­ О чем предупреждает Тихон Манюшку? ­ Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?  Слайд  «Пустельга – хищная птица…» Учитель:  Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь  о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и  оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она  фальшива, беспокойна. Но когда­нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте.  ­ С чего оно началось? (Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее). ­ Почему именно Гоголь?  Слайд «Портрет Гоголя» Ученик: Гоголь ­ сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной  способностью сразу угадывать человека. «А письмо­то в сумочке  нераспечатанное, ­ казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя, ­ эх ты,  сорока!» И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта ее  нестоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку ее поступку  дает Гоголь: «Эх ты!» ­ Что стоит за этим «Эх ты»? (презрение, укоризна). Учитель:  И великий сатирик, и автор видят Настю изнутри: доброта ее показная,  ненастоящая. Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает  телеграмму. Для нас важна реакция. Казалось, надо кричать, плакать. Бежать,  что­то делать.  ­ А Настя?  Работа по тексту  ­ Зачитать «Катя помирает, Тихон»… «…а с кафедры неслось…»  ­ Как называется этот прием? Для чего он нужен? (контраст) ­ Есть ли еще контраст в тексте? (Бездушие Насти и душевность Тихона, девочки, Пейзаж при жизни Катерины Петровны и после смерти)  ­ Можно ли сказать, что душа Насти очерствела не до конца? (Да, иначе бы она не почувствовала смутные укоры и сверлящий взгляд  Гоголя не ощутила бы) ­ Какой мы видим Настю после смерти матери? ­ Она изменилась? (Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и  похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть  мать в последний раз)  Слайд  «Никто. Кроме Катерины Петровны…»  Чтение учителем стихотворения: У поэта Н.Новикова есть такие стихи: Никогда ничего не вернуть, Как на солнце не вытравить пятна, И, в обратный отправившись путь, Всё равно не вернётся обратно. Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна, Можно в те же вернуться места, Но вернуться назад Невозможно…   Чтение эпилога: ­ Как вы думаете, эта часть важна? Докажите.  (холод души растоплен слезами боли и раскаяния). Ученик: Настя в переводе с греческого – «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям  ­ Что такое зарубки? (словарь Ожегова) (Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый) ­ У вас остались зарубки на сердце?   Творческая работа Напишите текст телеграммы Насте?  Чтение телеграмм.  Учитель:  Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых  близких нам людях, поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь  Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не  забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться  поздно. Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы  их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я не случайно попросила  принести фотографии ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора, чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас. Я думаю, что у вас есть большое желание стать настоящими людьми,  готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную  человечность.  Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните:  пока наши мамы живы, мы остаемся детьми. Чтение писем мамам. Песня в исполнении учениц 6 класса.   Рефлексия Учитель:  Что вы взяли с урока? Чему научились? 1. На уроке мне было сложно: ∙ сдержать слезы; ∙ я не хотел, чтобы мои слезы увидели; ∙ не заплакать; ∙ понять Настю. 2. Урок помог задуматься: ∙ о том, как страшно потерять маму; ∙ об одиночестве, доброте и милосердии; ∙ о человечности, об отношении к маме; ∙ о моих родных; ∙ о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм; ∙ почему Настя не поняла, что не деньги нужны были ее маме. 3. Я понял: ∙ нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя. Нужно заботиться о родных,  навещать их (мальчик из детского дома); ∙ я многого не знаю, и мне многому предстоит учиться, но я никогда не  поступлю так, как Настя; ∙ старые люди нуждаются в нашей поддержке; ∙ я очень люблю свою маму и боюсь ее потерять; ∙ нельзя совершать таких ошибок, которые исправить невозможно; ∙ я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой». ПРИЛОЖЕНИЯ  Телеграммы, написанные учащимися. Настя, желаю тебе обрести человечность. Желаю, чтобы оттаяла твоя душа.  Мне тебя жаль.  Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Надо любить и почитать свою  родную маму, ведь она у тебя одна! Настя, поздно у тебя душа оттаяла, слишком поздно…и мне тебя жаль. Эх. Ты, сорока!    Настя, мне тебя жаль. Поздно ты поняла свою ошибку, но, говорят, на  ошибках учатся. И не дай Бог, чтобы с тобой произошло то же самое! В жизни можно многое исправить, но то, что совершила ты, исправить нельзя. Фрагменты писем­«покаяний» В жизни мы совершаем много поступков, которые могут обидеть, а иногда и  сильно ранить близких людей. Мне кажется, никто не может этого избежать.  Я не исключение. Очень хочу извиниться перед мамой, ведь именно она всегда находится рядом, выслушает меня, поможет советом. А ведь я никогда не  спрашиваю, хочет ли она слушать меня. Я знаю, что могу положиться на нее  всегда. И как бы не сложилась моя жизнь, я хочу пообещать моей мамочке,  что стану ее лучшей подругой. Спасибо, мама, за то, что ты есть! Спасибо за то, что я пришла в этот мир! И  если я что­то сделала не так, ты меня прости. Ведь я люблю тебя и отдам тебе свое сердце, чтобы ты была здорова и никогда, слышишь, никогда не болела.  На земле нет человека ближе, чем мама, и человека, который любит тебя  больше всего на свете! Мама, мамочка, прости меня за то, что я тебя часто  огорчала. Обидеть можно словом, поступком и даже взглядом. Я часто огорчаю свою  маму. Попросит она о чем­то, а я резко отвечаю: «Нет!». Даже не замечаю, что мама расстраивается. Сейчас мне кажется, что обижала я ее чаще, чем  радовала. Мою мамочку, самого дорого и любимого человека. Прости меня,  пожалуйста

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»

Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть душа останется чиста…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017