Внеклассное мероприятие по математике

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 02.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задания внеклассного мероприятия по математике рассчитаны для обучающихся 5-6 классов. Содержит индивидуальные и коллективные формы работы. Развивает устный математический счет, логическое мышление, тренирует память, расширяет кругозор обучающихся. На подготовку требуются минимальные затраты и времени. мероприятие построено в форме игры. Спасибо.
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по математике 5-6 классы.docx
Интеллектуальная игра  «Цифра семь – магия или совпадение?»  Задачи игры:  1. Расширять кругозор и математическую культуру учащихся.  2. Создать   деятельную,   творческую   обстановку   в   процессе   игры,   благотворно влияющую на эмоциональность, психику учащихся.  3. Совершенствовать   сочетание   индивидуальной   и   коллективной   форм   работы   с учащимися.  Цели игры: образовательные: развитие устного математического счета, повторение материала; воспитательные:  развитие   интереса   к   математике,   формирование   мировоззрения, коллективного творчества, коммуникативных способностей учащихся. развивающие:   тренировка   памяти,   внимания,   находчивости,   логического   мышления, расширение кругозора учащихся. Оборудование:  мультимедиапроектор,   листы   бумаги,   авторучки,   спички,   квадрат, разрезанный на 7 частей, карточки с заданиями. Оформление: Плакаты: «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» (Платон), «Мир построен на силе чисел.» (Пифагор), «Полет – это математика.» (В. Чкалов) Вступительное слово учителя: Практически у всех народов, населяющих планету, раньше и сейчас цифра семь вызывала неоднозначное мнение… Цифру 7 считали магической. Почему? Ученые мира в ходе своих исследований пришли к выводу, что число 7 обладает неким магическим смыслом.  Цифра 7 – одна из самых удивительных цифр. Согласно религиозным представлениям, она управляет временем и пространством. Все народы мира во все времена уделяли этой цифре особое внимание. В Египте цифра 7 является символом вечной жизни и принадлежит богу Осирису. Она считается также символом творчества.  В Древней Греции цифра 7 считалась символом сына Зевса, покровителя искусства Аполлона, который родился в седьмой день месяца, и у его лиры было семь струн. Говорят, что дух покойного витает вокруг могилы 7 дней. Новорожденному младенцу дают имя в течение семи дней со дня рождения.  Существуют 7 непростительных грехопадений: ярость, алчность, зависть, чревоугодие, похоть, эгоизм, лень. Цифра 7 часто встречается в различных пословицах, поговорках, афоризмах и т.д  Из   семи   цветов   –   красного,   оранжевого,   желтого,   зеленого,   голубого,   синего, фиолетового – состоит основная палитра, 7 тонов (нот) составляют музыкальный ряд и т.п. Несомненно,  в  древности  цифра  7 приобрела  свои  мистические  свойства  благодаря видимым   невооруженным   глазом   семи   планетам   –   это   Солнце,   Луна,   Венера,   Марс,Меркурий, Юпитер, Сатурн, которые всегда находятся на одинаковом удалении друг от друга и вращаются по одной и той же орбите. По этой причине 7 составляет основу идеи вечной гармонии Вселенной. Эта цифра считалась священной в качестве образа и модели божественного строения и приобрела важное значение для астрологов.  Существовали 7 знаменитых сокровищниц, 7 богатых золотом городов. Чудес света тоже 7. Римляне праздновали седьмой день недели – воскресенье – как праздник Солнца… По мнению оккультистов, тело человека обновляется каждые 7 лет. Они думают, что болезни развиваются в соответствии с семидневным циклом. Выходит, цифра 7 управляет такими циклами и ритмами, как рождение, развитие, старение и смерть. В силу этих причин 7   –   это   цифра   совершенства.   Каждый   этап   развития   человека,   каждая   лунная   фаза завершается за 7 дней. Любые 7 объектов состоят из завершенных семи циклов. К примеру, 7 планет, 7 дней недели, 7 цветов спектра, 7 составных частей лица человека, 7 отверстий в его теле и т.д. Оккультисты считают свойства этой цифры тайными ритмами жизни.  Алгебру   называют   “арифметикой   семи   действий”,   подчеркивая,   что   к   четырем общеизвестным   математическим   операциям   она   присоединяет   три   новых:   возведение   в степень, извлечение квадратного корня, логарифмирование. Сегодня у нас игра с названием “Магическая цифра семь”. Это символично. Семь человек в команде. Семь этапов игры, в заданиях встречается цифра 7. Учитель:  Для проведения игры нам надо создать две команды. Для этого проведем отборочный тур.  Вопросы отборочного тура: 1. Горело 7 свечей, 2 потухло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели)  2. Сколько чудес света известно? (семь)  3. Чертежный инструмент из семи букв. (Циркуль)  4. Сколько цветов у радуги? (семь)  5. Сотая часть числа из семи букв. (Процент)  6. Единица измерения времени, равная семи дням? (неделя)  7. Как называется мера длины, равная 7 футам? (сажень)  8. Ансамбль из семи инструментов? (септет)  9. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество)  10. Автор сказки “Цветик­семицветик” (В. Катаев)  11. Как называется упряжка из семи лошадей? (семерик)  12. Геометрическая фигура из семи букв. (Квадрат)  13. Какой знак надо поставить между двумя 7, чтобы получилось число >7, но <8. (7,7)14. Арифметическое действие из семи букв. (Деление)  Итак, команды готовы! Жюри и болельщики на местах!  Представление   команд:   «_______»   и   «________»   (желательно,   чтобы   названия содержали цифру или смысл семерки).  1 тур «Разминка»  За каждый правильный ответ 1 балл.  Учитель:  Командам предлагается семь вопросов, которые требуют быстрого ответа. При ответе действует правило «поднятой руки».  Вопросы:  1. Яйцо   всмятку   варится   две   минуты.   Сколько   времени   потребуется,   чтобы   сварить 5 яиц всмятку? (2 минуты)  2. Вы капитан корабля, на борту у вас 25 матросов, каждому по 25 лет. Сколько   лет капитану? (Столько, сколько лет тому, кто отвечает на вопрос)  3. В каком случае верно равенство: 19 + 15 = 10.  (Время: 19ч = 7ч, 15ч = 3ч, 7ч + 3ч = 10ч)  4. Почему в поездах стоп­краны красные, а в самолетах голубые?  В самолетах нет стоп­кранов)  5. Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется?   (пять)  6. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В том же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (У электропоезда нет дыма)  7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)  2 тур «Реши задачку»  За каждый правильный ответ 1 балл.  Учитель:  Командам предлагаются задачи, которые необходимо решить за 7 минут, пока звучит музыка. Задача 1 Какое натурально число в 7 раз больше цифры его единиц? Ответ: число 35 Задача 2  Из 4 спичек сложено число VII (семь). 1) Как можно переложить две спички так, чтобы получилось число 5?  Задача 3  Бидон, ёмкость которого 10л, наполнен керосином. Имеются ещё пустые сосуды в 7 и 2 л. Как разлить керосин в два сосуда по 5 л каждый? Решение: Сначала из первого сосуда   надо   отлить   во   второй   7л,   а   затем   из   второго   2л   в   третий.   Задача 4  Какой цифрой оканчивается обычная запись числа  ? Ответ: 33 тур «Хитроумный узор» Правильно выполненное задание – 3 балла.  Учитель: Правила игры «Танграмм»  Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.   Все   собираемые   фигуры   должны   иметь   равную   площадь,   т.к.   собираются   из одинаковых элементов. Отсюда следует что: в каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов; при составлении фигуры элементы не должны налегать друг   на   друга,   т.е.   располагаться   только   в   одной   плоскости;   элементы   фигур   должны примыкать один к другому. Задание:  Воспроизвести   заданные   силуэты   (рис.   1а,   б,   в),   используя   все   детали танграмма. Решение задач – (рис. 1 г, д, е). .  Звучит музыка.  (рис.   1   а,   б,   в) (рис.1 г, д, е)  4 тур «Составим кроссворд» Одно слово ­ 1 балл.  Звучит музыка. Учитель:Придумайте 7 математических слов с буквой «У»:  5 тур «Путешествие в глубь веков»  Действует правило поднятой руки. Правильный ответ 2 балла.  Учитель:  О математиках ученых все мы слышали не раз.  и сегодня мы припомним славные их имена. Команды должны правильно назвать ученого­математика:  1) Великий ученый родился около 570 г. до н.э. на острове Самосе. Это античный ученый побеждал на Олимпийских играх и впервые открыл математическую теорию музыки. Его теорема имеет огромное значение. Она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. Существует около 500 различных доказательств этой теоремы, что свидетельствует о гигантском числе ее конкретных реализаций. Ответ: Пифагор.  2)   Древнегреческий   математик,   автор   первого   из   дошедших   до   нас   теоретических трактатов   по   математике,   содержит   изложение   планиметрии,   стереометрии   и   ряда вопросов   теории   чисел.   В   своей   работе   он   подвел   итог   предшествующему   развитию греческой   математики   и   создал   фундамент   дальнейшего   развития   математики.   Его любимая фраза – «что и требовалось доказать». Ответ: Евклид. 3) Древнегреческий ученый, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей   и   объемов   различных   фигур   и   тел.   Его   математические   работы   намного опередили   своё   время   и   были   правильно   оценены   только   в   эпоху   создания дифференциального и интегрального исчислений. Он – пионер математической физики. Математика   в   его   работах   систематически   применяется   к   исследованию   задач естествознания и техники. Он – один из создателей механики как науки. Ответ: Архимед.  4)   Французский   математик,   положивший   начало   алгебре   как   науке   о   преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления. Автор формул,   дающих   зависимость   между   корнями   и   коэффициентами   алгебраического уравнения (установленная им теорема: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна   коэффициенту   при  х,   взятому   с   противоположным   знаком,   а   их   произведение   – свободному члену). Ответ: Франсуа Виет. 5)   Английский   физик   и   математик,   создавший   теоретические   основы   механики   и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший (наряду с Лейбницем) дифференциальное   и   интегральное   исчисления,   изобретатель   зеркального   телескопа   и автор важнейших экспериментальных работ по оптике. Ответ: Исаак Ньютон.  6) Немецкий философ, математик, юрист и дипломат. Создатель дифференциального и интегрального   исчисления.   Описал   двоичную   систему   счисления   с   цифрами   0   и1,   на которой основана современная компьютерная техника. Создал механический арифмометр, выполняющий   сложение,   вычитание,   умножение   и   деление   чисел.  Ответ:   Готфрид Вильгельм фон Лейбниц.7) Русский математик, писательница, первая русская женщина профессор. В юности брала уроки у видных преподавателей, чтобы получить возможность заниматься наукой, вступила в фиктивный брак и уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874   году   была   удостоена   ученой   степени   «доктора   философии»   в   Гёттингенском университете. С 1883 года преподавала в Стокгольском университете. Основные научные труды   посвящены   математическому   анализу,   механике   и   астрономии.  Ответ:   Софья Васильевна Ковалевская  6 тур «Аукцион пословиц и поговорок» (За каждую пословицу или поговорку 1 балл).  Учитель:  Я   приглашаю   вас   к   участию   в   аукционе   пословиц   и   поговорок,   где встречается цифра 7.  Примеры: Семеро с ложкой один с сошкой. Лук от семи недуг. За семью морями и т.д. 7 тур «Математика­гимнастика ума» За каждый правильный ответ по 1 балл.  Звучит музыка. Учитель: Употребляя цифру 7 по 4 раза, знаки действий и скобки, представьте все числа от 1 до 7 включительно. (Задание дается обеим командам).  7 7 7 7  7 7 7 7  7 7 7 7  7 7 7 7  7 7 7 7  7 7 7 7  7 7 7 7  7­7+7:7=1  7:7+7:7=2  (7+7+7):7=3  77:7­7=4  7­(7+7):7=5  (7.7­7):7=6  (7­7).7+7=7  Подведение итогов игры.  Награждение победителей. Утешительные призы проигравшей команде.Литература: 1. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С., Математическая шкатулка. М: «Просвещение», 1988  2. Котов А.Я. М. Вечера занимательной арифметики. М. «Просвещение», 1967 3. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных. Книга для учащихся 5­6 классов средней школы. М, «Просвещени», 1992  4. Перельман Я.И. Под редакцией и с дополнениями В. Г. Болтянского Занимательная алгебра М, «Наука», 1978 5.   Диоген   Лаэртский.   О   жизни,   учениях   и   изречениях   знаменитых   философов.   ­   М.: «Наука», 1995