Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русский язык
10 кл—11 кл
05.04.2017
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры рассчитано для обучающихся старших классов вечерней школы. Цели: совершенствовать знания учащихся по русскому языку; развивать лингвистические способности детей; воспитывать интерес к русскому языку. Обучающиеся не только участвуют в игре, но и выступают с сообщениями.
Язык мой - друг мой.docx
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Язык мой — друг мой" Цели:    совершенствовать знания учащихся по русскому языку; развивать лингвистические способности детей; воспитывать интерес к русскому языку. Оборудование:    карточки с заданиями, таблички с названиями команд, портреты И.С.Тургенева и К.Г.Паустовского. Эпиграфы: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский  язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы  учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.  (К.Г.Паустовский) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев) Игра начинается со вступительного слова ведущего: ­ Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ­ ты один  мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!  Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но  нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий  писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”  ­ Но что значит беречь язык?  Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет  границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении  непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры  “Язык мой – друг мой”. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды:  “Лингвисты” и “Языковеды”.  ­ Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды? Если затрудняетесь, то ответить на этот вопрос вам поможет наш друг и  помощник – Толковый словарь. Возьмите Толковый словарь и найдите лексическое значение. Команда «Лингвисты» ищет значение слова лингвист, а команда  «Языковеды» ­ значение слова языковед. Правильно! Лингвист, языковед – это специалист в области языка.  Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, но разные по написанию. ­ А как называются в русском языке такие слова? (слова “лингвист” и “языковед” –  синонимы). Прежде чем начать наше мероприятие, я хочу познакомить вас с жюри. ­ ­ ­ Игра будет проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на  разных этапах различно, поэтому оно будет объявляться перед началом каждого этапа. 1. Этап начинается с конкурса красноречия. ­ Что такое красноречие? (рассказывает обучающийся) Об удивительной силе воздействия слова на умы и поступки других людей знали еще с античных времен. По мнению софиста Горгия,  «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...»Древние греки относили  способность красиво излагать  мысли к одному из  видов искусств, проникающих  в суть мироздания.   В   наше   время   дар   красноречия   не   менее   востребован   и   почитаем. С точки зрения традиций русской стилистики смысл слова «красноречие» вполне понятен – умение говорить, строить речь красиво. Обратившись к научным словарям, мы не увидим там противоречия: под термином «красноречие» понимается природная способность правильно и убедительно излагать мысли в письменной и устной форме. Красноречие – это область ораторского искусства, которая помогает овладеть секретами эффективной монологической речи. Таким образом, если не обращать внимания   на   нюансы,   понятия   «ораторское   искусство»   и   «красноречие»   в   общеупотребительной лексике являются тождественными. Итак, конкурс красноречия «Зачем нужно изучать русский язык», который  подготовили учащиеся.  Цель выступления: убедить, что нужно учить русский язык. Этот конкурс будет  оцениваться в привычной для вас системе от 1 до 5 баллов. Первой выступает команда «Лингвисты». А сейчас ­ «Языковеды». Жюри оценивает выступление команд. А в это время учащиеся, дополнят ответы выступающих на вопрос, зачем изучать  русский язык? Жюри подвело итоги за 1 этап. Послушаем результаты. 2. Этап Лингвистическая разминка (работа с карточками) Обеим командам необходимо выполнить 10 заданий. За каждый правильный ответ  команда получает по 1 баллу. Время на выполнение данного задания 5 минут.  Разрешается пользоваться словарями. Вопросы и задания для 1 команды. 1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа.  (Мастер?). 2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухгалтеры). 3. Как правильно: кулинАрия или кулинарИя? ( Оба варианта являются правильными). 4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа.  (Чулок). 5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего  времени. (Звонuм). 6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья). 7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее). 8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов). 9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья). 10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа  множественного числа. (Судов). Вопросы и задания для 2 команды. 1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа.  (Тoрты) 2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры). 3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными). 4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа.  (Носков). 5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени.  (Звонuт). 6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья). 7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще). 8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок). 9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа  множественного числа. (Суден). 10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа.  (Мест). Сдаем карточки жюри для проверки. А учащиеся в это время расскажут интересные факты о словах русского языка. Мне фиолетово. Разговорное выражение «мне фиолетово», означает, что обсуждаемая в данном  разговоре тема этому участнику разговора безразлична и не вызывает интереса. Но  почему именно фиолетово? Как гласят легенды, выражение происходит из юмора студентов­химиков и  объясняется это так. Для различных химических опытов в качестве индикатора  кислотности используется лакмус. Отсюда, кстати, ещё одно крылатое  выражение — лакумусовая бумажка, в значении чего­то, с помощью которого  можно безошибочно проверить кого­что­либо. На такую лакмусовую бумажку капают раствор, и в кислотной среде она  окрашивается в красный цвет, в щелочной — в синий. Сам лакмус фиолетовый,  поэтому в нейтральной среде остаётся фиолетовым. Отсюда и пошло  распространённое разговорное выражение «мне фиолетово», т.е. «всё равно», «не  интересно». Что скрывают слова­паразиты? Существует   множество   интересных   фактов   про   мимику   людей,   язык   жестов. Чтобы правильно пользоваться этими знаниями, нужно посвятить годы, изучая все   досконально. Намного   проще   сделать   выводы   о   человеке,   слушая,   что   он говорит. Многие из нас грешат словами­паразитами, которые, как оказалось, тоже имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто умалчивают. Что же скрывается за безобидными паразитами? “Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при   первой   же   возможности   сбросят   на   кого­то   свои   обязанности.   В   трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого. “Кстати” –   любимый   паразит   людей,   ощущающих   себя   неловко   в   компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи. “Вообще­то” –   словечко,   опять­таки,   неуверенных.   Особенность   этих   людей   – способность закатить скандал по любому поводу. “Короче” –   удел   нервных,   вечно   торопящихся   людей.   Чаще   всего   «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков. “На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место.   Они  готовы  доказывать  свою  правоту  до  пены  изо  рта.  Любят  читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым. «Значит»,   «типа» –   употребляют   люди,   склонные   к   агрессии,   а   так   же консерваторы. «Просто» –   частенько   встречается   в   разговоре   человека   зависимого   от   мнения других.   Такие   люди   любят   искать   проблемы   на   пустом   месте,   боятся ответственности, часто оправдываются. “Как   бы” –   словечко   подростков   и   творческих   людей,   которые   несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни. Слушайте   внимательно,   наблюдайте   и   возможно   тогда,   Вашему   взгляду откроется то, что упустили другие. Жюри объявит нам результаты за 2 этап и итоги за два пройденных этапа. 3 Этап Орфоэпия ­ Зачем нужно изучать орфоэпию? (Рассказывает обучающийся) Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Ведь орфоэпия переводится с греческого как «правильная речь» Хорошо   французам   ­   ударяй   себе   все   слова   на   последнем   слоге!   Хорошо   полякам   ­   выделил ударением предпоследний слог, и всегда прав! А для нас эти ударения ­ лишняя забота: сказал не так, и в необразованности заподозрят. Известный древнегреческий философ Сократ говорил: « Заговори, чтоб я тебя увидел...»  Как точно и прозорливо это высказывание Сократа. Действительно, речь ­ показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека.  К сожалению, сегодня у большинства людей отсутствует понятие об орфоэпии. Многие привыкли говорить   на   диалекте,   который   распространен   в   регионе   их   проживания,   коверкая   слова,   ставя ударение совсем не там, где нужно. По разговору можно легко определить положение человека в обществе. Тот, кто знаком с тем, что изучает орфоэпия, никогда не произнесёт [докУмент], вместо правильного [докумЕнт].   Избавиться от говора — первая цель для того, кто хочет стать уважаемым деловым человеком. Расставьте ударение в словах. Команды получают карточки со словами. В течение трех минут нужно поставить  в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с  нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Можно  пользоваться словарями. БаловАть, занятА, экспЕрт, облегчИть, ходАтайство, цепОчка, упростИть, дОсуха,  вероисповЕдание,  лгалА. Пока жюри проверяет выполненные вами задания, мы с участниками решим подобные  задания, которые встречаются в ЕГЭ (на слайде тесты) Тест по теме «Орфоэпия» 1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО? 1) докумЕнт;  2) мозаИчный;  3) надОлго;  4) послалА; 5) досУг. 2.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО? 1) шофЁр;  2) нАчав;  3) нарвалА;  4) аэропОрты; 5) экспЕрт. 3.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО? 1) диспАнсер;  2) навралА;  3) красИвее;  4) слИвовый; 5) зАняли Попросим жюри огласить итоги за 3 этап и за все три этапа.  4. Этап. Исправь ошибки. Найдите допущенные речевые и грамматические ошибки в предложениях и  исправьте их. (Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 5 минут. За каждую найденную и  исправленную ошибку команда получает 1 балл.) Карточка для 1 команды. 1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные  сувениры. (Слово “памятные” является лишним.) 2. Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. (Неправильное  построение предложения с деепричастным оборотом.Студенты усваивают  знания, внимательно слушая лекции.) 3. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить  слово “надену”.) 4. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово  “плохую” является лишним.) 5. Картину «Боярыню Морозову» И. Суриков создавал в течение ряда лет. (Картину  «Боярыня Морозова»….) Пока жюри подводит итоги за прошедший конкурс, мы немножко отвлечемся и  порешаем ребусы. Посмотрите на слайд. Слово                                                         Корень Глагол                                                     запятая Словарь                                                 буква Послушаем результаты за 4 этап и итоги за четыре этапа. 5. Этап Фразеологизмы  История происхождения фразеологизмов. (Рассказывает обучающийся) Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись  в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения,  афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского  литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то  есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться  сравнительно недавно. До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии. Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит   академику   В.В.   Виноградову.   Именно   им   впервые   была   дана   классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути   их   дальнейшего   изучения.   С   именем   Виноградова   связано   возникновение   фразеологии   как лингвистической   дисциплины   в   русской   науке.   В   настоящее   время   фразеология   продолжает   своё развитие.  В узком смысле к фразеологии относят только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов). В широком смысле в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова». Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или  выражением, а я расскажу о происхождении фразеологизма. У чёрта на куличках. (“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где­то далеко в лесу”, так как  кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.) Ахиллесова пята. (Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды  волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась  воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.) Не мытьём, так катаньем ( Достижение цели любым способом. В старину деревенские женщины после  стирки "катали" бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье  оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень  качественной.) Зарубить на носу ( Запомнить крепко­накрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для  записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и  дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались  носами.) Водить за нос (Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.  Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на  показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы,  обманывая обещанием подачки.) А сейчас задание, которое будет оценивать жюри.  Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? За каждый правильно  найденный фразеологизм – 1 балл Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и  гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не  ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы  родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели  Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в  другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только  составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все  ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и  сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать  баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По  Э.А. Вартаньяну) Пока жюри проверяет ваши работы и подсчитывает баллы, мы переходим к последнему  этапу. Этап 6. Синквейн  СИНКВЕЙН Слово   синквейн   происходит   от   французского   слова,   которое   означает   "пять". Таким   образом,   синквейн   ­   это   стихотворение,   состоящее   из   пяти   строк,   которое строится по правилам: 1 строка ­ 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным). 2 строка ­ 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка ­ 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка ­ короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме­существительному. 5 строка ­ синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное). Вы должны будете составить синквейн. Тема – русский язык Русский язык богатый, меткий говорят, пишут, изучают один из крупнейших языков мира богатство Русский язык великий,  могучий разговаривают, пишут, познают русский язык необычайно богат клад А сейчас узнаем результаты 5 этапа, который назывался «Фразеологизм». Переходим к заключительному этапу и послушаем, что составили команды. Жюри нужно время, чтобы подвести итоги 6 этапа и всей игры в целом. И учащиеся тоже подведут итоги: Кто бы ты ни был, Где бы ты ни был,  Русский язык изучай! Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык! Он твой наставник ­ великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово ­ свободы зарница, Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово ­ Выучи русский язык! Ну и подошло время узнать, какая из команд победила в этих состязаниях. Итак, жюри объявляет итоги всей игры. Я надеюсь, что хоть что­что нового и интересного вы узнали для себя. Каждый нарисуйте на листе бумаги смайлик, который соответствует вашей работе на  мероприятии.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017