Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русский язык
10 кл—11 кл
05.04.2017
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры рассчитано для обучающихся старших классов вечерней школы. Цели: совершенствовать знания учащихся по русскому языку; развивать лингвистические способности детей; воспитывать интерес к русскому языку. Обучающиеся не только участвуют в игре, но и выступают с сообщениями.
Язык мой - друг мой.docx
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры
"Язык мой — друг мой"
Цели:
совершенствовать знания учащихся по русскому языку;
развивать лингвистические способности детей;
воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
карточки с заданиями,
таблички с названиями команд,
портреты И.С.Тургенева и К.Г.Паустовского.
Эпиграфы:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы
учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
(К.Г.Паустовский)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев)
Игра начинается со вступительного слова ведущего:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один
мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий
писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал
нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”
Но что значит беречь язык?
Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет
границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении
непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры
“Язык мой – друг мой”. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды:
“Лингвисты” и “Языковеды”.
Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды?
Если затрудняетесь, то ответить на этот вопрос вам поможет наш друг и
помощник – Толковый словарь. Возьмите Толковый словарь и найдите лексическое значение. Команда «Лингвисты» ищет значение слова лингвист, а команда
«Языковеды» значение слова языковед.
Правильно! Лингвист, языковед – это специалист в области языка.
Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, но разные по написанию.
А как называются в русском языке такие слова? (слова “лингвист” и “языковед” –
синонимы).
Прежде чем начать наше мероприятие, я хочу познакомить вас с жюри.
Игра будет проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на
разных этапах различно, поэтому оно будет объявляться перед началом каждого этапа.
1. Этап
начинается с конкурса красноречия.
Что такое красноречие? (рассказывает обучающийся)
Об удивительной силе воздействия слова на умы и поступки других людей знали еще с античных
времен. По мнению софиста Горгия, «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма
малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх
изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...»Древние греки
относили способность красиво излагать мысли к одному из видов искусств, проникающих в суть
мироздания.
В наше время дар красноречия не менее востребован и почитаем.
С точки зрения традиций русской стилистики смысл слова «красноречие» вполне понятен – умение
говорить, строить речь красиво. Обратившись к научным словарям, мы не увидим там противоречия:
под термином «красноречие» понимается природная способность правильно и убедительно излагать
мысли в письменной и устной форме. Красноречие – это область ораторского искусства, которая
помогает овладеть секретами эффективной монологической речи. Таким образом, если не обращать
внимания на нюансы, понятия «ораторское искусство» и «красноречие» в общеупотребительной
лексике являются тождественными.
Итак, конкурс красноречия «Зачем нужно изучать русский язык», который
подготовили учащиеся.
Цель выступления: убедить, что нужно учить русский язык. Этот конкурс будет
оцениваться в привычной для вас системе от 1 до 5 баллов.
Первой выступает команда «Лингвисты». А сейчас «Языковеды».
Жюри оценивает выступление команд.
А в это время учащиеся, дополнят ответы выступающих на вопрос, зачем изучать
русский язык?
Жюри подвело итоги за 1 этап. Послушаем результаты.
2. Этап
Лингвистическая разминка (работа с карточками) Обеим командам необходимо выполнить 10 заданий. За каждый правильный ответ
команда получает по 1 баллу. Время на выполнение данного задания 5 минут.
Разрешается пользоваться словарями.
Вопросы и задания для 1 команды.
1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа.
(Мастер?).
2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухгалтеры).
3. Как правильно: кулинАрия или кулинарИя? ( Оба варианта являются правильными).
4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа.
(Чулок).
5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего
времени. (Звонuм).
6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа
множественного числа. (Судов).
Вопросы и задания для 2 команды.
1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа.
(Тoрты)
2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).
3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными).
4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа.
(Носков).
5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени.
(Звонuт).
6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).
9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа
множественного числа. (Суден).
10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа.
(Мест).
Сдаем карточки жюри для проверки.
А учащиеся в это время расскажут интересные факты о словах русского языка. Мне фиолетово.
Разговорное выражение «мне фиолетово», означает, что обсуждаемая в данном
разговоре тема этому участнику разговора безразлична и не вызывает интереса. Но
почему именно фиолетово?
Как гласят легенды, выражение происходит из юмора студентовхимиков и
объясняется это так. Для различных химических опытов в качестве индикатора
кислотности используется лакмус. Отсюда, кстати, ещё одно крылатое
выражение — лакумусовая бумажка, в значении чегото, с помощью которого
можно безошибочно проверить когочтолибо.
На такую лакмусовую бумажку капают раствор, и в кислотной среде она
окрашивается в красный цвет, в щелочной — в синий. Сам лакмус фиолетовый,
поэтому в нейтральной среде остаётся фиолетовым. Отсюда и пошло
распространённое разговорное выражение «мне фиолетово», т.е. «всё равно», «не
интересно».
Что скрывают словапаразиты?
Существует множество интересных фактов про мимику людей, язык жестов.
Чтобы правильно пользоваться этими знаниями, нужно посвятить годы, изучая
все досконально. Намного проще сделать выводы о человеке, слушая, что он
говорит. Многие из нас грешат словамипаразитами, которые, как оказалось, тоже
имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем
часто умалчивают.
Что же скрывается за безобидными паразитами?
“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые
при первой же возможности сбросят на когото свои обязанности. В трудных
ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на
другого.
“Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании,
пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.
“Вообщето” – словечко, опятьтаки, неуверенных. Особенность этих людей –
способность закатить скандал по любому поводу.
“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче»
встречается в речи вспыльчивых холериков.
“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое
место. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать
нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым. «Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же
консерваторы.
«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения
других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся
ответственности, часто оправдываются.
“Как бы” – словечко подростков и творческих людей, которые несознательно
подчеркивают этим неопределённость по жизни.
Слушайте внимательно, наблюдайте и возможно тогда, Вашему взгляду
откроется то, что упустили другие.
Жюри объявит нам результаты за 2 этап и итоги за два пройденных этапа.
3 Этап Орфоэпия
Зачем нужно изучать орфоэпию? (Рассказывает обучающийся)
Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно
ставить ударение. Ведь орфоэпия переводится с греческого как «правильная речь»
Хорошо французам ударяй себе все слова на последнем слоге! Хорошо полякам выделил
ударением предпоследний слог, и всегда прав! А для нас эти ударения лишняя забота: сказал не так,
и в необразованности заподозрят. Известный древнегреческий философ Сократ говорил: « Заговори,
чтоб я тебя увидел...» Как точно и прозорливо это высказывание Сократа. Действительно, речь
показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека.
К сожалению, сегодня у большинства людей отсутствует понятие об орфоэпии. Многие привыкли
говорить на диалекте, который распространен в регионе их проживания, коверкая слова, ставя
ударение совсем не там, где нужно. По разговору можно легко определить положение человека в
обществе. Тот, кто знаком с тем, что изучает орфоэпия, никогда не произнесёт [докУмент], вместо
правильного [докумЕнт]. Избавиться от говора — первая цель для того, кто хочет стать уважаемым
деловым человеком.
Расставьте ударение в словах.
Команды получают карточки со словами. В течение трех минут нужно поставить
в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с
нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Можно
пользоваться словарями.
БаловАть, занятА, экспЕрт, облегчИть, ходАтайство, цепОчка, упростИть, дОсуха,
вероисповЕдание, лгалА.
Пока жюри проверяет выполненные вами задания, мы с участниками решим подобные
задания, которые встречаются в ЕГЭ (на слайде тесты)
Тест по теме «Орфоэпия» 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО?
1) докумЕнт;
2) мозаИчный;
3) надОлго;
4) послалА;
5) досУг.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО?
1) шофЁр;
2) нАчав;
3) нарвалА;
4) аэропОрты;
5) экспЕрт.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО?
1) диспАнсер;
2) навралА;
3) красИвее;
4) слИвовый;
5) зАняли
Попросим жюри огласить итоги за 3 этап и за все три этапа.
4. Этап. Исправь ошибки.
Найдите допущенные речевые и грамматические ошибки в предложениях и
исправьте их.
(Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или
грамматические ошибки. На подготовку даётся 5 минут. За каждую найденную и
исправленную ошибку команда получает 1 балл.)
Карточка для 1 команды.
1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные
сувениры. (Слово “памятные” является лишним.)
2. Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. (Неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом.Студенты усваивают
знания, внимательно слушая лекции.)
3. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить
слово “надену”.)
4. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово
“плохую” является лишним.)
5. Картину «Боярыню Морозову» И. Суриков создавал в течение ряда лет. (Картину
«Боярыня Морозова»….) Пока жюри подводит итоги за прошедший конкурс, мы немножко отвлечемся и
порешаем ребусы. Посмотрите на слайд.
Слово Корень
Глагол запятая
Словарь буква
Послушаем результаты за 4 этап и итоги за четыре этапа.
5. Этап Фразеологизмы
История происхождения фразеологизмов. (Рассказывает обучающийся)
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись
в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения,
афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского
литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то
есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться
сравнительно недавно.
До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова,
А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся
фразеологии.
Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке
принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация
фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены
пути их дальнейшего изучения. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как
лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё
развитие.
В узком смысле к фразеологии относят только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не
определяются значениями входящих в них слов). В широком смысле в состав фразеологии включают
все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова». Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или
выражением, а я расскажу о происхождении фразеологизма.
У чёрта на куличках.
(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “гдето далеко в лесу”, так как
кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)
Ахиллесова пята.
(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды
волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась
воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)
Не мытьём, так катаньем
( Достижение цели любым способом. В старину деревенские женщины после
стирки "катали" бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье
оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень
качественной.)
Зарубить на носу
( Запомнить крепконакрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган
обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для
записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и
дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались
носами.)
Водить за нос
(Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.
Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на
показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы,
обманывая обещанием подачки.)
А сейчас задание, которое будет оценивать жюри.
Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? За каждый правильно
найденный фразеологизм – 1 балл
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и
гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не
ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы
родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели
Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в
другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только
составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все
ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и
сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать
баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По
Э.А. Вартаньяну)
Пока жюри проверяет ваши работы и подсчитывает баллы, мы переходим к последнему
этапу.
Этап 6. Синквейн
СИНКВЕЙН
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять".
Таким образом, синквейн это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое
строится по правилам:
1 строка 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно
существительным).
2 строка 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к
темесуществительному.
5 строка синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы
(обычно существительное).
Вы должны будете составить синквейн. Тема – русский язык
Русский язык
богатый, меткий
говорят, пишут, изучают
один из крупнейших языков мира
богатство
Русский язык
великий, могучий
разговаривают, пишут, познают
русский язык необычайно богат
клад А сейчас узнаем результаты 5 этапа, который назывался «Фразеологизм».
Переходим к заключительному этапу и послушаем, что составили команды.
Жюри нужно время, чтобы подвести итоги 6 этапа и всей игры в целом.
И учащиеся тоже подведут итоги:
Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай!
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово
Выучи русский язык!
Ну и подошло время узнать, какая из команд победила в этих состязаниях.
Итак, жюри объявляет итоги всей игры.
Я надеюсь, что хоть чточто нового и интересного вы узнали для себя.
Каждый нарисуйте на листе бумаги смайлик, который соответствует вашей работе на
мероприятии.
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык мой - друг мой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.