Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).
Оценка 5

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
19.01.2017
Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).
Скоморохи.doc
Тема: Скоморохи. Медвежья потеха. Раёк. Урок 14. Цель: познакомить учащихся с народными праздничными действами. I. Скоморохи. Ход урока. Бойкий   человечек   в   затейливом   колпаке,   в   кафтане   и   сафьяновых сапожках   поет   и  приплясывает,   подыгрывая   на   гуслях.  Таким   в XIV  веке изобразил новгородский монах­переписчик скомороха ­ народного музыканта, певца, плясуна. И надписал: «гуди гораздо» ­ «играй получше». Еще задолго до того, как появился этот рисунок, бродили скоморохи по Руси,   потешали   народ   своим   искусством.   Их   знали   в   Киевской   Руси,   в Суздале и Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских ­ от берегов Днепра­реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке. В   народе   скоморохов   любили,   называли   их   «веселые   молодцы», рассказывали   про   них   в   сказках,   складывали   пословицы,   поговорки:   «Рад скомрах о своих домрах», «Всякий спляшет, да не как скоморох», «Скоморох попу не товарищ». Духовенство,   князья   и   бояре   скоморохов   не   жаловали.   Скоморохи веселили народ. К тому же у «веселых молодцов» не раз находилось смешное, острое   словцо   про   попов,   монахов   и   бояр.  Уже   в  те   времена   скоморохов начали преследовать. Свободное житье было им только в Новгороде Великом и в Новгородской земле. В этом вольном городе их любили и уважали. Скоморохом,   музыкантом­профессионалом,   был   герой   новгородских былин певец­гусляр Садко, ставший «торговым гостем». Игрою на гуслях и пением   он   покорил   морское   царство   ­   самого   царя   Морского   и   его   дочь, прекрасную   царевну   Волхову.   Там,   где   между   Ильмень­озером   и   озером Ладожским   был   «волок»,   где   приходилось   по   земле   волочить   корабли, царевна Волхова разлилась, заструилась быстрою речкой. Так, по народному сказанию, певец­гусляр Садко открыл путь кораблям новгородским в далекие страны, в «океан­море синее». 1 Со   временем   искусство   скоморохов   стало   более   сложным   и разнообразным.   Кроме   скоморохов,   которые   играли,   пели   и   плясали, появились   скоморохи   актеры,   скоморохи   с дрессированными животными, появился кукольный театр.   жонглеры,   акробаты, Чем веселей было искусство скоморохов, чем больше высмеивали они князей, дьяков, бояр и попов, тем сильнее становились гонения на «веселых молодцов».   По   городам,   деревням   и   селам   рассылались   указы   ­   гнать скоморохов, бить их батогами, не позволять народу смотреть на «бесовские игрища». Изменилась и судьба новгородских скоморохов. Новгород потерял свою вольность.   Скоморохов   стали   преследовать   и   здесь.   Одних   вывозили   в Москву, в царские и княжеские дворы; другие расселились по глухим местам Новгородской земли. И по сей день на севере встречаются названия: деревня Скоморохово, мыс Скомороший. Иные скоморохи оказались очень далеко от родных краев. Селились они и в средней России, и в Сибири. Поэтому следы скоморошьих песен можно найти и сейчас по всей нашей стране. Но особенно много их в бывшей Новгородской земле. В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на народных   празднествах,   гуляньях.   Главными   музыкантами   в   те   далекие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. У «веселых молодцов» ­ скоморохов, верных друзей народа, было много собратьев в разных странах. В Англии их называли вагрантами, в Германии ­ шпильманами, во Франции и Италии ­ жонгерами. II.  Медвежья   потеха —   одна   из   древнейших   форм   развлечения в России и Европе (англ. Bear­baiting — Травля медведя). И. Забелин называл медвежью потеху самой старой и самой обычной. В Москве медведи содержались на специальном псаренном дворе. Медведи: дворные (живущие на псаренном дворе), гончие, спускные, дикие. Иногда для потех привозили белых медведей. В   России   «медведчики»   были   самостоятельной профессией, которую писцовые книги называли отдельно от скоморохов. 2 Медвежья потеха была трёх видов:    Травля (медведь против собак); Медвежьи бои (медведь против человека, медведь против медведя); Комедия (цирковые представления). Медвежьи потехи устраивали в Кремле — на заднем государевом дворе, или   на   специально   устроенном   месте.   В XVII   веке потехи   зачастую устраивали   на   Цареборисовском   дворе,   у палат   патриарха.   Иногда потехи   устраивались   в   загородных   дворцах,   на   псаренных   дворах. Травля устраивалась по праздникам (чаще осенью и зимой), комедии — в   любое   время   года.   На Масляной   неделе медвежьи   потехи устраивались для народа — на льду Москвы реки; медведи и собаки плохо держались на льду.  Медвежьи   бои   в   различных   формах   просуществовали   до   XIX   — начала XX   века на   Севере   и   в   Центре   России,   Верхнем   и Среднем Поволжье, Восточной Белоруссии.  В Москве, за Тверской заставой И. И. Богатырёв содержал волчью и медвежью   травлю   до 1830   года.   Позднее   она   переместилась   за Рогожскую   заставу,   где   для   этого   был   построен   деревянный круглый амфитеатр. Медвежьи   бои   назывались   дворцовой   потехой.   За   боями   наблюдали женщины и дети. Бои   устраивались   на   специальной   огороженной   площадке.   В   боях участвовали дикие медведи и люди. Человек был вооружен рогатиной. Бойцы обычно   получали   в   награду ткань ценой   в   2   рубля.   Бой   человека, вооруженного рогатиной, с медведем, считался обычным способом охоты на медведя.   В   боях   участвовали,   как   правило,   дворовые   люди,   служители Конюшенного   двора:   псари,   псовники,   охотники   и   т.д.   Иногда   на   бой 3 выходили   люди   разных   сословий   и   чинов: стрельцы,   истопники,   дети боярские, князья и т.д. В групповых боях участвовали от 2 до 8 человек и столько же медведей. На   гуляниях   можно   было   увидеть   вожака   с   ученым   медведем   и   козой. Вообще с учеными медведями ходили по Руси с незапамятных времен. И скорее всего первыми «медведчиками» были скоморохи. Многочисленные медведи в гербах русских городов (Новгорода, Ярославля, Перми, Русского Севера) говорят об уважительном отношению к этому зверю, даже культу его. В народе верили в чудесную силу медведя (что он   лечит),   а   потому   не   случайно   сохранилось   присловье   медвежьего поводыря: «У  кого  спина  болит —  спину помнет, у  кого живот  болит — горшки накинет, а у кого в боках колотья, он их приколет». Уважительное отношение хозяина к медведю складывалось и по той причине, что вожаки по­ настоящему привязывались к постоянному своему спутнику. Подчас медведь был единственным кормильцем и становился полноправным членом ватаги и семьи. С медведями по ярмаркам ходили вплоть до начала XX века. Медведь умел   кланяться   (а   хозяин   приговаривал   при   этом   —   «поздравь   людей   с праздником!»), медведь играл с «козой» (в нее был обряжен актер, который   и   дразнил   медведя).   Ловкие   тексты   поводыря,   сопровождаемые движения   медведя,   создавали   впечатление,   что   медведь   понимает человеческую речь. Просил хозяин показать «как бабы на барщину ходят» — медведь   и   показывал:   сначала   прихрамывая   и   тихо   продвигаясь   вперед,   а потом, оседлав палку, быстро пятился назад, чем вызывал восторг у публики. Умели медведи многое и разное: и показать как «бабы в гости собираются», и как башмаки надевают, и шляпу снимал с хозяйской головы и надевал на себя, немилосердно   ее   комкая.   Тут   было   все   весело   —   и   пантомима   ученого медведя, и остроумные тексты вожака. 4 III.  Раек,   или   потешная   панорама   —   непременная   часть   праздничных увеселений. Что такое раек? Это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя   увеличительными   стеклами   впереди.   Внутри   его   перематывается   с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными  изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители платили по копейке и глядели в стекло, а раешник передвигал картинки и рассказывал всяческие присказки к каждому новому виду. Присказки были часто замысловатые. За копейку   можно   было   посмотреть   «землетрясение   Лиссабона»,   за   пятачок показывали   даже   англо­бурскую   войну   и   бой   под   Ляояном.   Раек   —   это русская забава, раек — это театр, а раешник, конечно же, артист, и чем он талантливее, тем больше зрителей отдадут ему свой пятачок. «Посмотрите, поглядите, — весело и выразительно выговаривал раешник, — вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь. Большая в нем колонна, куда поставили Наполеона; а в двенадцатом году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбадаражились».  Или все о том же Париже: «Поглядите, посмотрите! Вот большой город Париж; туда уедешь — сразу угоришь. Наша именитая знать ездит туда денежки мотать; туда­то едет с полным золота мешком, а оттуда возвращается без сапог и пешком!» «Трр! — кричит раешник. — Другая штучка! Поглядите, посмотрите, вот сидит турецкий султан Селим, и возлюбленный сын его с ним, оба трубки курят и промеж собой говорят!» Мог   раешник   запросто   высмеять   и   современную   моду:   «А   извольте смотреть­рассматривать,   глядеть   и   разглядывать   Ляксандровский   сад.   Там девушки   гуляют   в   шубках,   в   юбках   и   в   тряпках,   в   шляпках,   зеленых подкладках;   пукли   фальшивы,   а   головы   плешивы».   Острое   словечко, сказанное задорно и без злобы, конечно же, прощали, даже и такое: «Вот, 5 смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук­то старый купил за целковый и кричит, что он новый. А зазноба отменная — баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты, нос в полпуда да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!» И правда занятно. Своеобразной социальной сатирой становились присказки раешников, как, например, эта — о Петербурге, где всегда проживало очень много иностранцев. «А вот город Питер, — начинал приговаривать раешник, — что барам бока вытер. Там живут смышленые немцы и всякие разные иноземцы; русский хлеб едят   и   косо   на   нас   глядят;   набивают   свои   карманы   и   нас   же   бранят   за обманы». Талантливые русские раешники прекрасно понимали, что прибаутки их   должны   быть   не   только   комментариями   к   картинкам,   но   и   выполнять функцию   рекламы.   Все   балагурство   их   было   обращено   не   столько   к смотрящим картинки, сколько к тем, кто стоял вокруг панорамы и ожидал своей очереди заглянуть в заветное окошко. Это был настоящий театр одного актера. 6

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).

Внеклассное мероприятие "Скоморохи на Руси. Медвежья потеха. Раек" (для учащихся 1-4 классов).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017