Внеклассное мероприятие "Знакомство с фразеологизмами"
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие "Знакомство с фразеологизмами"

Оценка 4.6
Документация +1
pdf
чтение
3 кл—4 кл
02.04.2017
Внеклассное мероприятие  "Знакомство с фразеологизмами"
Приложение 2.
Публикация является частью публикации:
конспект занятия, приложение 1.pdf

Тема: Работа над средствами художественной выразительности языка - фразеологизмы.

Цели:  -  познакомить с понятием «фразеологизмы»;  

-       формировать умение использовать фразеологизмы в речи; 

-       расширять словарный запас учащихся;

-       воспитывать любовь и уважение к русскому  языку.  

Оборудование: карточки с текстами, фразеологический словарь, картинный словарь для создания блокнота, интерактивная доска, рефлексия. 

                                                        Ход занятия.

1.  Организационный момент. 

 

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Сегодня  на занятии нашего кружка вы будете работать по группам.

Не откладывая в долгий ящик, я предлагаю вам первое задание.

1   группа (подаю калошу)        - Вы должны сесть в калошу.

2   группа (подаю лапшу)         - Вы  -  навешать друг другу лапши на уши.

3   группа (подаю бревно)         - А вы  -  бить баклуши.

Время на подготовку одна минута.  Выполняйте.

Проверка.

-   А сейчас проверим, как вы справились с заданием.

(Лапши на уши) Я вас обманула.

(Сесть в калошу) Вас я поставила в неловкое положение.

-   Я должна сказать, что только одна группа смогла выполнить моѐ задание  - это группа, которая била баклуши. Почему они справились с заданием?

 

2. Знакомство с понятием  "фразеологизмы". (1 часть)

 

 - Это потому, что я знаю одно волшебное слово! Оно записано у меня на доске, попробуйте отгадать.  Оно умеет летать - это крылатое выражение.

 ф 

 р 

 а

 з 

 е 

 о 

 л 

о 

г 

 и 

 з 

 м 

 ы 

СЛАЙД 1.

 

(Если дети затрудняются, я открываю буквы - подсказки).

СЛАЙД 2.

Фразеологизмы - от греческого слова фразис - выражение и логос - слово. (от греч. phrasis — выражение и logos — слово)

Исходя из состава слова, мы можем сделать вывод, что любое словосочетание состоит из слов. Чем же отличаются фразеологизмы от словосочетания,  они тоже состоят из слов? Попробуем разобраться.

 

3. Работа в группах.  (На доске слова НОС, УШИ, ГЛАЗА - ученики подбирают выражения и подставляют карточки)

 Я вам раздам карточки,  а вы должны составить словосочетания, которые,  может быть,  слышали  или читали. 

         1 группа -  НОС.           2 группа - УШИ.           3 группа - ГЛАЗА.

С гулькин нос – очень мало

Задирать нос – зазнаваться

Вешать нос – отчаиваться Водить за нос – обманывать

 

Уши вянут – скучно или неприятно слушать собеседника

Навострить уши – подслушивать

Развесить уши – доверчиво слушать, верить 

Прожужжать все уши – повторять много раз, надоесть своими разговорами За красивые глаза - просто так

Вылупить глаза – смотреть широко открытыми глазами

Выплакать все глаза – очень сильно переживать

Бросается в глаза – очень заметный

 (У каждой группы лежат карточки с концовкой фразеологизма, ученики должны выбрать  слова только для продолжения своего фразеологизма)

4.  Понятие "фразеологизмы" (2 часть)

Каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, теряет своѐ первоначальное значение, в этом мы с вами сейчас убедились. Два или несколько простых слов, соединившихся в одну фразу, приобретают совсем иной смысл. Слова не только объединились, но и преобразились.

СЛАЙД 3.  Таким образом, фразеологизмы - это   устойчивые   неделимые  словосочетания  и  смысл   заключается  в  их целостности.

 Признаки  свободных словосочетаний

 

 -Любое из слов можно заменить 

 

- Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

 

 Признаки   фразеологизмов  - В их составе нельзя заменять     одно слово другим. -Слова теряют свою смысловую

 

                                                                           самостоятельность.

Поэтому очень часто фразеологизм можно заменить одним словом.

Я вас попросила навешать лапши на уши.   Я вас  -  ОБМАНУЛА.

Заставила бить баклуши, значит - БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ. 5. Переносное значение фразеологизмов.

- Ребята, а почему вы меня не поняли, что должны были сделать?

Вы выполняли задание, учитывая прямое значение слова, буквально поняли мои слова.

Но ведь слова имеют и переносное значение.

Послушайте стихотворение. Читает 1 ученик.

Рано утром мама - квочка в класс отправила сыночка.

Говорила: "Не дерись, не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора, ну, ни пуха, ни пера!" - переносное - пожелала удачи.

Через час едва живой петушок идѐт домой.

Ковыляет еле - еле он со школьного двора.

А на нѐм и в самом деле нет ни пуха, ни пера. - прямое

 

6.   Значение фразеологизмов.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий  в любой сфере человеческой деятельности. Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах.  Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой, образной и выразительной.  Они очень часто используются в жизненных ситуациях. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов.   

 

 

СЛАЙД 4.   ВЫВОД:  Так что такое фразеологизмы, сделаем вывод.

Фразеологизмы           -  это крылатые выражения;

-     устойчивые неделимые словосочетания;

-     имеют переносное значение.

 

7.   Задание на развитие умения подбирать фразеологизмы к разным ситуациям. СЛАЙД 5, 6, 7. - Сейчас вы прочитаете   небольшие стишки  и постарайтесь закончить их фразеологизмом,  подходящим по смыслу. У вас на столе лежит карточка, где вы сможете их найти.   (КАРТОЧКА):       1. Товарищ твой просит украдкой  Ответы списать из тетрадки.

 Не надо, ведь этим ты другу,

 Окажешь ________________. (Медвежью услугу - неумелая услуга, приносящая вред вместо пользы) 2. Не ссорьтесь!   

Помните о том, 

Что может быть беда:      

В дым разругаетесь - 

Потом  -                          (сгорите от стыда - испытывать сильное чувство стыда, стыдиться)

3. Дружнее этих двух ребят  На свете не найдѐшь.

 О них обычно говорят

 _____________________.  (Водой не разольѐшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе)

 

8. Упражнение в умении находить фразеологизмы в тексте.

-   А сейчас попробуйте найти фразеологизмы в небольшом рассказе и  попытайтесь объяснить их значение.  

 Карточка. Прочитайте и подчеркните фразеологизмы.

-   Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. 

А Саша стучит. 

-Прекрати стук! – сказал папа.

 А Саша стучит. 

-Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всѐ своѐ.

Отберу молоток! 

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. 

-Отдай! 

-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! 

Саша заплакал.

-   Я машину чиню. 

А бабушка: "Всему своѐ время". 

-Зачем молоток унесла? 

-Ему про Ерѐму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

-   Не все: мы не спим. 

-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. 

Папа сказал: "Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка". 

А бабушка говорит: "Кашу маслом не испортишь".

СЛАЙД 8.

 

9. Работа над выяснением значения фразеологизмов. Знакомство со словарѐм. - Значение каких фразеологизмов вы не смогли объяснить, почему? А как мы можем узнать их значение? (Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых...) - Я вам предлагаю значение этих фразеологизмов посмотреть в  "Школьном фразеологическом словаре" -   ( показываю).

1.     Как об стенку горох - ничего не действует на кого- либо (если бросить горох об стенку, то он отскочит. Именно так отскакивают все аргументы от человека, которого не могут убедить;

2.     Хоть кол на голове теши - кто-либо будет стоять на своѐм, даже если к нему применит суровые меры;

3.     Сказано - сделано - если кто-либо решил, пообещал сделать что-то, то обязательно сделает, выполнит обещанное;

4.     Не видать как своих ушей - никогда не увидеть, не получить кого-либо, чеголибо;

5.     Всему своѐ время - всѐ выполняется в своѐ срок, не раньше, не позже;

6.     Ему про Ерѐму, а он про Фому - выражение применяют, чтобы выразить что человек, с кем общаются не хочет слышать, не понимает что ему говорят; 7.  Да ты как с Луны свалился - внезапно появиться, не знать элементарного, простого;

8.     Русским языком сказано - ясно, понятно, истинно.

9.     Воду в ступе толочь - человек, который толчет воду в ступе - делает абсолютно бесполезное дело;

10.Кашу маслом не испортишь - (пословица)  полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.

10. Этимология  фразеологизмов.

Ребята, в словаре мы можем найти не только значение фразеологизмов, но и историю их появления. Давайте  вернѐмся к началу занятия, почему я сказала, что кто бил баклуши справились с заданием? (Ответы детей) СЛАЙД 9.  Для начала выясним, что такое баклуша.   

Баклу́ша — обрубок древесины,  обработанный для выделки различных предметов (чашек, ложек и другой деревянной утвари). 

СЛАЙД 10. Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтѐсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребѐнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. 

СЛАЙД 11.  - Что такое калоша, вы все знаете.

 Сесть в калошу - это значит оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в "ловушку". 

Это образное выражение имеет давнюю историю и связано с народными игрищами - боями. Один из противников часто оказывался на земле, в грязи. Слово калоша, которое сейчас обозначает резиновую обувь, произошло от слова калужа, что означало лужу.

 

                                - Давайте посмотрим сценку «Три загадки»

                                  (Трое детей показывают сценку.)  Автор:       -  Поссорились на перемене ребята. 

1   ученик:   -  Я тебе покажу, где раки зимуют! 

2   ученик:    -  Ишь, разошѐлся, прямо из кожи вон лезет! 

Автор:        -  Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились: 

1 ученик:    -   Всѐ следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:

Дежурный:   -  Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки! 

1 и 2 ученики вместе: -   Какие такие загадки? 

Автор:          - Удивились ребята и разжали кулаки.

Дежурный:   -  А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?» Автор:      -  Ребята, попробуйте объяснить эти выражения.    

 

 Где раки зимуют - выражение угрозы.   Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промѐрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

Выражения - «лезть вон из кожи» (стараться угодить кому-нибудь) и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всѐ видят. Но на самом деле пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. БЛОКНОТ.

Сейчас мы с вами выполним  творческую работу. Изучать тему "Фразеологизмы вы будете только в 6 классе, давайте сейчас сделаем небольшой блокнот и подарим его ученикам нашего класса, скоро 1 апреля, вот и посмеѐмся вместе!!! Объясняю смысл задания. Работа 5 минут. (Каждая группа получила картинки с рисунками и записанные на карточках фразеологизмы, нужно наклеить эти карточки под соответствующие рисунки, всего 21 лист) Показываю, что у нас получилось. 

11. Подведение итога занятия.  СЛАЙД 12.   

 Молодцы, работали хорошо, а теперь каждый из вас оцените своѐ состояние на уроке, гостей тоже прошу присоединиться. Эмоциональная рефлексия.

1.       У меня глаза разгорелись - захотелось узнать чего-то нового!!!

 

 

 

2.       Я  слушал во все уши - очень внимательно, не пропуская ни одного слова.

 

                                          

 

3.       Я слушал, повесив нос - плохое настроение.

 

                                          СЛАЙД 13.   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Приложение 1.

- Давайте посмотрим сценку «Три загадки»

                                  (Трое детей показывают сценку.)  Автор:       -  Поссорились на перемене ребята. 

1   ученик:   -  Я тебе покажу, где раки зимуют! 

2   ученик:    -  Ишь, разошѐлся, прямо из кожи вон лезет! 

Автор:        -  Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились: 

1 ученик:    -   Всѐ следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:

Дежурный:   -  Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки! 

1 и 2 ученики вместе: -   Какие такие загадки? 

Автор:          - Удивились ребята и разжали кулаки.

Дежурный:   -  А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?» Автор:      -  Ребята, попробуйте объяснить эти выражения.    

 

 Где раки зимуют - выражение угрозы.   Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промѐрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

 

 Выражения - «лезть вон из кожи» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всѐ видят. Но на самом деле пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.

Баклу́ша — обрубок древесины,  обработанный для выделки различных предметов (чашек, ложек и другой деревянной утвари). 

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтѐсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребѐнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. 

 

Сесть в калошу - это значит оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в "ловушку". Это образное выражение имеет давнюю историю и связано с народными игрищами - боями. Один из противников часто оказывался на земле, в грязи. Слово калоша, которое сейчас обозначает резиновую обувь, произошло от слова калужа, что означало лужу.

 

  

 

 

1.     Как об стенку горох - ничего не действует на кого- либо (если бросить горох об стенку, то он отскочит. Именно так отскакивают все аргументы от человека, которого не могут убедить;

2.     Хоть кол на голове теши - кто-либо будет стоять на своѐм, даже если к нему применит суровые меры;

3.     Сказано - сделано - если кто-либо решил, пообещал сделать что-то, то обязательно сделает, выполнит обещанное;

4.     Не видать как своих ушей - никогда не увидеть, не получить кого-либо, чеголибо;

5.     Всему своѐ время - всѐ выполняется в своѐ срок, не раньше, не позже;

6.     Ему про Ерѐму, а он про Фому - выражение применяют, чтобы выразить что человек, с кем общаются не хочет слышать, не понимает что ему говорят; 7.  Да ты как с Луны свалился - внезапно появиться, не знать элементарного, простого;

8.     Русским языком сказано - ясно, понятно, истинно.

9.     Воду в ступе толочь - человек, который толчет воду в ступе - делает абсолютно бесполезное дело;

10.Кашу маслом не испортишь - (пословица)  полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.

 

 Карточка. Прочитайте и подчеркните фразеологизмы. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. 

А Саша стучит. 

-Прекрати стук! – сказал папа.

 А Саша стучит. 

-Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всѐ своѐ.

Отберу молоток! 

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. 

-Отдай! 

-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! 

Саша заплакал.

-   Я машину чиню. 

А бабушка: "Всему своѐ время". 

-Зачем молоток унесла? 

-Ему про Ерѐму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

-   Не все: мы не спим. 

-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. 

Папа сказал: "Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка". 

А бабушка говорит: "Кашу маслом не испортишь".

 

 

 

 

 

 

 кот наплакал

 

уши вянут ломать голову          болтать языком      медвежью услугу    повесить голову      водой не разольѐшь

 

сгорите со стыда

 

 

 кот наплакал уши вянут ломать голову болтать языком         медвежью услугу повесить голову водой не разольѐшь сгорите со стыда

 

 кот наплакал уши вянут ломать голову болтать языком медвежью услугу повесить голову водой не разольѐшь сгорите со стыда


                                   

 

 

 

                   

 

 

 

 

Тема : Работа над средствами художественной выразительности языка - фразеологизмы

Тема : Работа над средствами художественной выразительности языка - фразеологизмы

НОС . 2 группа -

НОС . 2 группа -

Вы выполняли задание, учитывая прямое значение слова, буквально поняли мои слова

Вы выполняли задание, учитывая прямое значение слова, буквально поняли мои слова

Упражнение в умении находить фразеологизмы в тексте

Упражнение в умении находить фразеологизмы в тексте

Русским языком сказано - ясно, понятно, истинно

Русским языком сказано - ясно, понятно, истинно

На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды

На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды

Какие такие загадки? Автор: -

Какие такие загадки? Автор: -

Сказано - сделано - если кто-либо решил, пообещал сделать что-то, то обязательно сделает, выполнит обещанное; 2

Сказано - сделано - если кто-либо решил, пообещал сделать что-то, то обязательно сделает, выполнит обещанное; 2

кот наплакал уши вянут ломать голову болтать языком медвежью услугу повесить голову водой не разольѐшь сгорите со стыда кот наплакал уши вянут ломать голову болтать…

кот наплакал уши вянут ломать голову болтать языком медвежью услугу повесить голову водой не разольѐшь сгорите со стыда кот наплакал уши вянут ломать голову болтать…

Внеклассное мероприятие "Знакомство с фразеологизмами"

Внеклассное мероприятие  "Знакомство с фразеологизмами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017