Тема: Работа над средствами художественной выразительности языка - фразеологизмы.
Цели: - познакомить с понятием «фразеологизмы»;
- формировать умение использовать фразеологизмы в речи;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование: карточки с текстами, фразеологический словарь, картинный словарь для создания блокнота, интерактивная доска, рефлексия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня на занятии нашего кружка вы будете работать по группам.
Не откладывая в долгий ящик, я предлагаю вам первое задание.
1 группа (подаю калошу) - Вы должны сесть в калошу.
2 группа (подаю лапшу) - Вы - навешать друг другу лапши на уши.
3 группа (подаю бревно) - А вы - бить баклуши.
Время на подготовку одна минута. Выполняйте.
Проверка.
- А сейчас проверим, как вы справились с заданием.
(Лапши на уши) Я вас обманула.
(Сесть в калошу) Вас я поставила в неловкое положение.
- Я должна сказать, что только одна группа смогла выполнить моѐ задание - это группа, которая била баклуши. Почему они справились с заданием?
2. Знакомство с понятием "фразеологизмы". (1 часть)
- Это потому, что я знаю одно волшебное слово! Оно записано у меня на доске, попробуйте отгадать. Оно умеет летать - это крылатое выражение.
ф |
р |
а |
з |
е |
о |
л |
о |
г |
и |
з |
м |
ы |
СЛАЙД 1.
(Если дети затрудняются, я открываю буквы - подсказки).
СЛАЙД 2.
Фразеологизмы - от греческого слова фразис - выражение и логос - слово. (от греч. phrasis — выражение и logos — слово)
Исходя из состава слова, мы можем сделать вывод, что любое словосочетание состоит из слов. Чем же отличаются фразеологизмы от словосочетания, они тоже состоят из слов? Попробуем разобраться.
3. Работа в группах. (На доске слова НОС, УШИ, ГЛАЗА - ученики подбирают выражения и подставляют карточки)
Я вам раздам карточки, а вы должны составить словосочетания, которые, может быть, слышали или читали.
1 группа - НОС. 2 группа - УШИ. 3 группа - ГЛАЗА.
С гулькин нос – очень мало
Задирать нос – зазнаваться
Вешать нос – отчаиваться Водить за нос – обманывать
Уши вянут – скучно или неприятно слушать собеседника
Навострить уши – подслушивать
Развесить уши – доверчиво слушать, верить
Прожужжать все уши – повторять много раз, надоесть своими разговорами За красивые глаза - просто так
Вылупить глаза – смотреть широко открытыми глазами
Выплакать все глаза – очень сильно переживать
Бросается в глаза – очень заметный
(У каждой группы лежат карточки с концовкой фразеологизма, ученики должны выбрать слова только для продолжения своего фразеологизма)
4. Понятие "фразеологизмы" (2 часть)
Каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, теряет своѐ первоначальное значение, в этом мы с вами сейчас убедились. Два или несколько простых слов, соединившихся в одну фразу, приобретают совсем иной смысл. Слова не только объединились, но и преобразились.
СЛАЙД 3. Таким образом, фразеологизмы - это устойчивые неделимые словосочетания и смысл заключается в их целостности.
Признаки свободных словосочетаний
-Любое из слов можно заменить
- Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. |
|
Признаки фразеологизмов - В их составе нельзя заменять одно слово другим. -Слова теряют свою смысловую |
|
самостоятельность.
Поэтому очень часто фразеологизм можно заменить одним словом.
Я вас попросила навешать лапши на уши. Я вас - ОБМАНУЛА.
Заставила бить баклуши, значит - БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ. 5. Переносное значение фразеологизмов.
- Ребята, а почему вы меня не поняли, что должны были сделать?
Вы выполняли задание, учитывая прямое значение слова, буквально поняли мои слова.
Но ведь слова имеют и переносное значение.
Послушайте стихотворение. Читает 1 ученик.
Рано утром мама - квочка в класс отправила сыночка.
Говорила: "Не дерись, не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора, ну, ни пуха, ни пера!" - переносное - пожелала удачи.
Через час едва живой петушок идѐт домой.
Ковыляет еле - еле он со школьного двора.
А на нѐм и в самом деле нет ни пуха, ни пера. - прямое
6. Значение фразеологизмов.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах. Фразеологизмы являются украшением языка. Они делают нашу речь яркой, образной и выразительной. Они очень часто используются в жизненных ситуациях. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов.
СЛАЙД 4. ВЫВОД: Так что такое фразеологизмы, сделаем вывод.
Фразеологизмы - это крылатые выражения;
- устойчивые неделимые словосочетания;
- имеют переносное значение.
7. Задание на развитие умения подбирать фразеологизмы к разным ситуациям. СЛАЙД 5, 6, 7. - Сейчас вы прочитаете небольшие стишки и постарайтесь закончить их фразеологизмом, подходящим по смыслу. У вас на столе лежит карточка, где вы сможете их найти. (КАРТОЧКА): 1. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу,
Окажешь ________________. (Медвежью услугу - неумелая услуга, приносящая вред вместо пользы) 2. Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда:
В дым разругаетесь -
Потом - (сгорите от стыда - испытывать сильное чувство стыда, стыдиться)
3. Дружнее этих двух ребят На свете не найдѐшь.
О них обычно говорят
_____________________. (Водой не разольѐшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе)
8. Упражнение в умении находить фразеологизмы в тексте.
- А сейчас попробуйте найти фразеологизмы в небольшом рассказе и попытайтесь объяснить их значение.
Карточка. Прочитайте и подчеркните фразеологизмы.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
-Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
-Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всѐ своѐ.
Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
-Отдай!
-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
А бабушка: "Всему своѐ время".
-Зачем молоток унесла?
-Ему про Ерѐму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал: "Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка".
А бабушка говорит: "Кашу маслом не испортишь".
СЛАЙД 8.
9. Работа над выяснением значения фразеологизмов. Знакомство со словарѐм. - Значение каких фразеологизмов вы не смогли объяснить, почему? А как мы можем узнать их значение? (Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых...) - Я вам предлагаю значение этих фразеологизмов посмотреть в "Школьном фразеологическом словаре" - ( показываю).
1. Как об стенку горох - ничего не действует на кого- либо (если бросить горох об стенку, то он отскочит. Именно так отскакивают все аргументы от человека, которого не могут убедить;
2. Хоть кол на голове теши - кто-либо будет стоять на своѐм, даже если к нему применит суровые меры;
3. Сказано - сделано - если кто-либо решил, пообещал сделать что-то, то обязательно сделает, выполнит обещанное;
4. Не видать как своих ушей - никогда не увидеть, не получить кого-либо, чеголибо;
5. Всему своѐ время - всѐ выполняется в своѐ срок, не раньше, не позже;
6. Ему про Ерѐму, а он про Фому - выражение применяют, чтобы выразить что человек, с кем общаются не хочет слышать, не понимает что ему говорят; 7. Да ты как с Луны свалился - внезапно появиться, не знать элементарного, простого;
8. Русским языком сказано - ясно, понятно, истинно.
9. Воду в ступе толочь - человек, который толчет воду в ступе - делает абсолютно бесполезное дело;
10.Кашу маслом не испортишь - (пословица) полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.
10. Этимология фразеологизмов.
Ребята, в словаре мы можем найти не только значение фразеологизмов, но и историю их появления. Давайте вернѐмся к началу занятия, почему я сказала, что кто бил баклуши справились с заданием? (Ответы детей) СЛАЙД 9. Для начала выясним, что такое баклуша.
Баклу́ша — обрубок древесины, обработанный для выделки различных предметов (чашек, ложек и другой деревянной утвари).
СЛАЙД 10. Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтѐсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребѐнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.
СЛАЙД 11. - Что такое калоша, вы все знаете.
Сесть в калошу - это значит оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в "ловушку".
Это образное выражение имеет давнюю историю и связано с народными игрищами - боями. Один из противников часто оказывался на земле, в грязи. Слово калоша, которое сейчас обозначает резиновую обувь, произошло от слова калужа, что означало лужу.
- Давайте посмотрим сценку «Три загадки»
(Трое детей показывают сценку.) Автор: - Поссорились на перемене ребята.
1 ученик: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
2 ученик: - Ишь, разошѐлся, прямо из кожи вон лезет!
Автор: - Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
1 ученик: - Всѐ следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:
Дежурный: - Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
1 и 2 ученики вместе: - Какие такие загадки?
Автор: - Удивились ребята и разжали кулаки.
Дежурный: - А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?» Автор: - Ребята, попробуйте объяснить эти выражения.
Где раки зимуют - выражение угрозы. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промѐрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.
Выражения - «лезть вон из кожи» (стараться угодить кому-нибудь) и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всѐ видят. Но на самом деле пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. БЛОКНОТ.
Сейчас мы с вами выполним творческую работу. Изучать тему "Фразеологизмы вы будете только в 6 классе, давайте сейчас сделаем небольшой блокнот и подарим его ученикам нашего класса, скоро 1 апреля, вот и посмеѐмся вместе!!! Объясняю смысл задания. Работа 5 минут. (Каждая группа получила картинки с рисунками и записанные на карточках фразеологизмы, нужно наклеить эти карточки под соответствующие рисунки, всего 21 лист) Показываю, что у нас получилось.
11. Подведение итога занятия. СЛАЙД 12.
Молодцы, работали хорошо, а теперь каждый из вас оцените своѐ состояние на уроке, гостей тоже прошу присоединиться. Эмоциональная рефлексия.
1. У меня глаза разгорелись - захотелось узнать чего-то нового!!!
2. Я слушал во все уши - очень внимательно, не пропуская ни одного слова.
3. Я слушал, повесив нос - плохое настроение.
СЛАЙД 13. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Приложение 1.
- Давайте посмотрим сценку «Три загадки»
(Трое детей показывают сценку.) Автор: - Поссорились на перемене ребята.
1 ученик: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
2 ученик: - Ишь, разошѐлся, прямо из кожи вон лезет!
Автор: - Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
1 ученик: - Всѐ следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами. А дежурный вдруг как крикнет:
Дежурный: - Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
1 и 2 ученики вместе: - Какие такие загадки?
Автор: - Удивились ребята и разжали кулаки.
Дежурный: - А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?» Вторая: «Кто из кожи вон лезет?» Третья: «Кто спит с открытыми глазами?» Автор: - Ребята, попробуйте объяснить эти выражения.
Где раки зимуют - выражение угрозы. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промѐрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.
Выражения - «лезть вон из кожи» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всѐ видят. Но на самом деле пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.
Баклу́ша — обрубок древесины, обработанный для выделки различных предметов (чашек, ложек и другой деревянной утвари).
Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтѐсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребѐнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.
Сесть в калошу - это значит оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в "ловушку". Это образное выражение имеет давнюю историю и связано с народными игрищами - боями. Один из противников часто оказывался на земле, в грязи. Слово калоша, которое сейчас обозначает резиновую обувь, произошло от слова калужа, что означало лужу.
1. Как об стенку горох - ничего не действует на кого- либо (если бросить горох об стенку, то он отскочит. Именно так отскакивают все аргументы от человека, которого не могут убедить;
2. Хоть кол на голове теши - кто-либо будет стоять на своѐм, даже если к нему применит суровые меры;
3. Сказано - сделано - если кто-либо решил, пообещал сделать что-то, то обязательно сделает, выполнит обещанное;
4. Не видать как своих ушей - никогда не увидеть, не получить кого-либо, чеголибо;
5. Всему своѐ время - всѐ выполняется в своѐ срок, не раньше, не позже;
6. Ему про Ерѐму, а он про Фому - выражение применяют, чтобы выразить что человек, с кем общаются не хочет слышать, не понимает что ему говорят; 7. Да ты как с Луны свалился - внезапно появиться, не знать элементарного, простого;
8. Русским языком сказано - ясно, понятно, истинно.
9. Воду в ступе толочь - человек, который толчет воду в ступе - делает абсолютно бесполезное дело;
10.Кашу маслом не испортишь - (пословица) полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.
Карточка. Прочитайте и подчеркните фразеологизмы. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
-Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
-Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всѐ своѐ.
Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
-Отдай!
-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
А бабушка: "Всему своѐ время".
-Зачем молоток унесла?
-Ему про Ерѐму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал: "Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка".
А бабушка говорит: "Кашу маслом не испортишь".
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.