Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
5 кл—6 кл
07.11.2019
Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"
Устный журнал «Знакомые незнакомцы» 5-6 классы ЦЕЛИ 1. Ознакомление учащихся с различными лекарственными свойствами растений. 2. Развитие памяти, внимания, мышления. 3. Воспитание бережного отношения к природе ОФОРМЛЕНИЕ и ОБОРУДОВАНИЕ 1. Плакаты: «Как богат растительный мир и как мало мы его используем.Академик Н.И.Вавилов», «Лечит болезни врач, но излечивает природа. Гиппократ», «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств. Заповедь буддийской медицины.»
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ.doc
Устный журнал «Знакомые незнакомцы» 5­6 классы ЦЕЛИ  1. Ознакомление учащихся с различными лекарственными свойствами растений. 2. Развитие памяти, внимания, мышления. 3. Воспитание бережного отношения к природе ОФОРМЛЕНИЕ и ОБОРУДОВАНИЕ 1. Плакаты: «Как богат растительный мир и как мало мы его используем.Академик  Н.И.Вавилов», «Лечит болезни врач, но излечивает природа. Гиппократ», «Если  посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно  сказать, что мы живем в мире лекарств. Заповедь буддийской медицины.» 2. Выставка книг о лекарственных растениях и о растениях, занесенных в Красную  книгу. 3. Рисунки  лекарственных растений 4. Журнал «Знакомые незнакомцы», страницы которого переворачиваются в ходе  мероприятия 5. Сундучок, в котором лежак пакетики с лекарственными растениями для игры 6. Выставка «Зеленая аптека» 7. Выствка «Дары природы» 8. На доске прикреплены пучки лкарственных трав, березовый веник, плакаты, в  центре доски – журнал, по бокам – календарь сбора растений и правила сбора  растений; под доской – комнатные цветы 9. Кроссворд на плакате, маркеры Магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» Чайковского Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам здравствуйте,  значит, я желаю всем вам здоровья. Сегодня мы с вами узнаем, как связаны между собой  здоровье и растения. Древнегреческий ученый Гиппократ, живший до нашей эры, сказал: «Лечит болезни  врач, но излечивает природа» Ему принадлежит первое из известных сочинений медицины,  в котором он описал более 200 растений, использовавшихся в медицине его времени. В  Китае и Индии народная медицина достигла наиболее высокого развития Известный  китайский ученый  в ХУ1 в Ли Шич жень составил энциклопедию траволечения, в которой  описал 1900 растений. Знаете ли вы, что по приказу Петра 1 в России создавались при  аптеках и военных госпиталях «аптекарские огороды, где разводили  лекарственные  растения? Силами природы, её целебными свойствами люди пользуются давно. На Руси  людей, которые изучали лекарственные свойства трав, называли травниками, знахарями.  Знали они большое количество трав. Посмотрите на выставку книг. Здесь кники о  растениях, их свойствах, об употреблении, об охране природы. Родная природа дарит нам  радость  открытий, отдых, здоровье. Я приглашаю Вас прочитать журнал о лекарственных свойствах растений, которые  растут в нашей местности. Но в этом журнале ­ лишь небольшая часть растений, которые  лечат человека, те, с которыми вы встречаетесь каждый день и даже не задумываетесь,  какое влияние они оказывают на ваше здоровье. Но прежде чем начнем читать журнал, давайте поиграем. (Игра со зрителями «Кто  знает?» (По очереди называют лекарственные растения). Молодцы, ребята! А сегодня вы узнаете о растениях много нового и интересного. АРИНА. Мой край как сказочное царство,                Здесь везде растут лекарства:                В каждой травке, в каждой ветке­                И микстура, и таблетки.                Ну, а что и как лечить­                Мы вас можем научить.                Все целебные растения                Знаем мы без исключения                Нужно только не лениться,                Нужно только научиться                Находить все те растения,                Что  пригодны для лечения. Учитель    Наш журнал называется «Знакомые незнакомцы». Мы открываем первую  страницу «Легенды и растения» Древние народы, обожествлявшие непонятные им явления природы, пораженные  сменой зимнего покоя бурным ростом растительности, создали прекрасные легенды.  (выходят ученики, показывают рисунок лекарственного растения и рассказывают о нем). 1. Гулжапрак ­ адонис – горицвет ­  один из первых весенних цветов, появление которого  знаменует пробуждение природы. Древние греки создали миф о прекрасном юноше  Адонисе, сыне царя Кипра. Он был так красив, что не было ему равных даже среди богов  Олимпа. Его любила вечно юная златокудрая  богиня любви Афродита, дочь Зевса. Она  охотилась с ним на пугливых оленей и кротких ланей, оберегала от свирепых зверей и  просила Адониса оберегаться их в её отсутствие. Но легкомысленный юноша,  увлеченный  охотой, погнался за диким кабаном. Адонис не успел пронзить кабана копьем, как  разъяренный зверь бросился на охотника  и  смертельно ранил его своими клыками. Горько  плакала Афродита над телом любимого и в память о нем вырастила из его крови  прекрасный цветок, распускающийся каждую весну. 2. Я расскажу вам о пионе, по – казахски цветок называется жаушумілдік Греческая  легенда связывает название цветка с именем Пэона. Когда, по преданию, жестоко  израненный Геркулесом бог подземного царства Плутон готов был вознестись на Олимп, к  нему пришел юноша Пэон и исцелил его корнями какого­то растения. Позавидовал славе  Пэона его учитель Эскулап и решил отравить его. Но не допустили боги та­кого злодейства и, спасая юношу от мести, превратили в прекрасный цветок. С тех пор в начале лета в  предгорьях и на луговых склонах расцветают цветы пиона – уклоняющегося. В народе его  ещё называют Марьин корень.  3.  Этот цветок ­ інжугул – ландыш. У многих народов существуют легенды о ландыше.  Есть украинская легенда, рассказывающая о том, что цветок вырос там, где упали слезы де­ вушки, которая ожидала своего суженого из далекого похода. На Руси цветок связан с  именами  Садко, Любавы, Волхвы – своим появлением ландыш обя­зан слезам царевны,  пролитым когда удалой купец разлюбил её. Существует легенда не только о цветах, но и о  ягодах этого растения: юноша по имени Ландыш так горько плакал о покинувшей его  Весне, что слёзы превратились в цветочки, а кровь сердца украсила ягоды.  4. Я расскажу вам интересную легенду. Пущенная могучей рукой героя Геркулеса  отравленная стрела пронзила грудь кентавра Хирона – существа с туловищем лошади и  головой бородатого человека – и залитое кровью чудовище рухнуло в траву, мигающую  лазоревыми огоньками васильков. Со стоном рвал их Хирон, славившийся  умением врачевать травами, и прикладывал их к своей  горящей огнем груди. Прошло время, и   излеченная чудодейственной силой васильков зажила жестокая рана кентавра. На казахский язык василек переводится коккекіре Учитель. Ребята! Часто, помогая взрослым пропалывать огород,вы встречаетесь с такой  травой, от которой даже на губах остается горечь. Кто знает, как называется эта трава?  (полынь)  5. Существует легенда, рассказывающая о том, как половецкий хан Отрок отправился  со  своей дружиной завоевывать другие государства. Долго отсутствовал хан дома, и решил  его брат передать через гонца весть и слова о том, что пора возвращаться домой. Но не  принял хан гонца и даже велел выгнать его. Тогда  юноша передал хану пучок травы емшан. Горько заплакал Отрок, вдыхая запах родной земли. А утром с первыми лучами солнца  запылилась дорога через перевал. Это хан со своей дружиной возвращался домой. Учитель В медицине  полынь горькая применяется для возбуждения аппетита, от  бессоницы, для восстановления сил. Много на  земле растений, не о каждом сложена легенда, но тем не менее они ничуть не хуже других. У всех вас около дома растут дероевья и кустарники. Задумывались ли вы о том,  что это­природные лекари ? Что вы о них знаете?           (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). Открываем следующую страницу. Послушайте, что расскажут о зеленых помощниках наши  ребята.  6.  Береза ­ кайын. Береза­дерево здоровья. В медицине используются почки, листья,  березовый сок, береста. Лечат березой почки и печень, желудок, раны, ангину, простуду. Листья березы способны выделять фитонциды ­ вещества, губительные для  бактерий и микробов. Наукой доказано, что за 3 часа березовые фитонциды способны  убить микробы, а за 20­25 минут бактерии. Вот почему в березовом лесу так легко  дышится!  А любители отправляются в баню только с березовым веником. Оказывается,  при запаривании веника образуются эфирные пары, которые благотворно влияют на  здоровье. На Руси веники заготавливали 6 июля ­ в день Агрофены Купальницы. Веники  делали не только березовые, но и сборные, в которые входило по ветке от березы, ольхи,  рябины, смородины, черемухи, ивы. Вечером играли в разные игры ­ но обязательно в  горелки. Мы с ребятами сейчас покажем вам эту игру «Гори гори ясно Чтобы не погасло. Птички летят Колокольчики звенят Диги дон, диги дон Выходи скорее вон» Если вам, зрители, понравилась игра, можете играть в неё не только  летом, но и зимой.  7.  Барбарис – казахское название зерек. Настойка из листьев барбариса останавливает  кровь. Настойка из коры и корней помогает при болезнях печени, почек, желудка. А ягоды  содержат большое количество витаминов.  8. Сосна­карагай. Это одно из ценнейших хвойных деревьев. Воздух соснового леса очень  полезен для больных туберкулезом, так как хвоя сосны выделяет  фитонциды, которые, попадая в легкие, убивают бактерии. Лечебные свойства имеют все части растения.  Сосновые почки применяют как отхаркивающее, мочегонное, дезинфецирующее средство,  для ингаляций, а хвою применяют как сырьё, содержащее  витамин С и каротин. 9.   Малина  ­ танкурай. Помните детскую песенку (поет) «По малину в сад пойдем, 3 р.   И малину соберем 3р.   Солнышко во дворе, а в саду тропинка.   Сладкая ты моя, ягодка малинка» Наверное, никто из вас не откажется полакомиться душистыми ягодами или выпить чаю с  малиновым вареньем А знаете ли вы, при каких заболеваниях мама или бабушка дает вам  малиновое варенье? (дети отвечают). Но знаете ли вы, что в лечебных целях используются не только ягоды, но и различные  настои и отвары из листьев и цветков малины? Используют малину при  простудных  заболеваниях. Ребята, а какие еще вы знаете деревья и кустарники, используемые как  Учитель лечебные? (боярышник, яблоня, черная смородина, сирень, крыжовник, облепиха, шиповник). Очень   прост в изготовлении витаминный напиток из шиповника. Кристина расскажет, как его  приготовить. Учитель Но лекарей много и среди трав.  10.   Подорожник –жолжелкен. Применяется при заболеваниях желудка, зубной боли, воспалении глаз, заболеваниях  сердца . Сок свежесобранных листьев хорошо заживляет раны. Поэтому, если вы в походе  поранитесь или натрете ногу, поищите это растение – и оно вам обязательно поможет  11.   Ромашка – казтабан Добрый день, ромашка, Белая рубашка, Желтая серёдочка, Листь, словно лодочка Ромашка, а какие болезни ты лечишь? Ромашка всегда поможет при болях желудка, воспалениях,  кровотечениях, кашле,  повышенной  температуре, гриппе, обморожениях, ожогах, ранах. А если отваром ромашки мыть голову, то волосы станут мягкими и блестящими. 12   Спорыш ­ жонышка, кызыл­тоспа.  Применяется как укрепляющее, желчегонное, жаропонижающее, кровоостанавливающее и  витаминное средство. Свежий сок спорыша применяют для снятия боли и ускорения  заживления ран. 13   Ребята, а какую траву даже слепой узнает? Правильно, это крапива. Казахское  название­калакай. Про крапиву говорят, что она семь врачей заменяет. Применяется при  воспалениях, заболеваниях крови, суставов, печени, при кожных заболеваниях, для  укрепления волос. Содержит витамины. Весной рекомендуется применять листья крапивы  в виде салата. Учитель. А сейчас я хочу предоставить слово    работнику сельского ФАПа, заведующей  аптекой   (Рассказывает о тех растениях, которые имеются в аптеке, обращает внимание на  то, что заниматься самолечением нельзя, потому что это лекарства) Игровая пауза «Кто внимательный?» Учитель.  Ребята, а сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный. У меня на столе – волшебный сундучок, а в нем – лекарственные растения. Кто угадает название растения, о  котором я буду рассказывать, тот получит пакетик с этим растением. (укроп, семена  тыквы, боярышник, чабрец, шалфей, ромашка, шиповник, черемуха) Учитель  Среди цветов, с которыми мы встречаемся у реки, в поле, на лужайке возле дома есть  такие, которые могут навредить нашему здоровью. Это ­ ядовитые растения.  Следующая  страница журнала посвящена им. Чаще всего мы встречаемся с  беленой, дурманом,  болиголовом пятнистым, пасленом. (показываю растения и рассказываю) Белена – у этого  растения наиболее ядовиты семена, отравление­явление  нередкое. Особенно часто  отравляются дети, принимая их за мак. Применяется в медицине  как болеутоляющее  средство. Отравление дурманом часто связаны с применением его отваров и настоев для  самолечения, а также с ошибочным употреблением частей растения в пищу. Применяется  для лечения судорожного  кашля, но только по назначению врача. Нужно запомнить, как  выглядят эти растения и никогда их не рвать. Запомните, что ландыш ­ тоже ядовитое  растение. Учитель Пришла пора перевернуть следующую страницу. Если кто­то простудился, Голова болит, живот, Значит, надо подлечиться, Значит, путь ­ на огород. Страница называется «Здоровье на грядке.» Мы уже привыкли к тому, что каждый день на нашем столе­овощи. И никто не  задумывается о том, какую роль они играют для сохранения здоровья. Сегодня на нашей  выставке много овощей, плодов, они помогут вам разгадать кроссворд. Слушайте  внимательно, о чем идет речь. По горизонтали 1.Эти резные листочки Лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, Боль прогонят, где болит. Быстро смывают веснушки И лысины нет на макушке. (петрушка) 2. Это растение обладает высокими лечебными свойствами. Свежеприготовленный сок  применяется от изжоги, при болезнях желудка, при головных болях. Свеженатертую  кашицу используют для лечения ожогов. (картофель) 3. Овощ этот очень крут Убивает всех микробов вокруг Помогут фитонциды От оспы и чумы И вылечить простуду  Им тоже сможем мы. (лук) 4. Этот овощ издавна славится своими целебными свойствами. Сок рекомендуется при  воспалении в полости рта, при простуде, заболеваниях глаз, как общеукрепляющее  средство.(морковь) 5. Этот   плод­аптека наша,  Из него полезна каша. Семечки – деликатес И глистам противовес. Диетическое блюдо От болезней всех, как чудо!(тыква) ПО ВЕРТИКАЛИ. 2. Используется этот овощ при заболеваниях печени, желудка, головной боли. Лист  с  медом прикладывают к груди от кашля, свежий сок – используют при воспалении ротовой  полости, сок с сахаром­ отхаркивающее средство.(капуста) 6. Листья­будто кружева Украшенье для стола Повышают аппетит, Придают здоровый вид. Круглый год лечение, И всё от воспаления. (укроп) 7. Обладает сильными бактерицидным свойством. С целью профилактики употребляется  против гриппа, ангины, дезинтерии. В виде кашицы, мази, сока используется для лечения  кожных заболеваний. Во время простудных заболеваний, эпидемий гриппа рекомендуют  промывать нос водным настоем этого растения, а на шее  носить ожерелье из зубчиков.  (чеснок) 8. Это­источник белка для  спортсмена, Это лекарство для органов тела. Лечит и печень, и почки, Гладкими будут щечки. (фасоль) 9. Давление понижает, Кровь оздоровляет, Салат­от ожирения, Сок­ от воспаления.(свёкла) Молодцы, ребята, славно потрудились! Познакомьтесь с нашей выставкой – здесь ­сушеные плоды черемухи, шиповника, компоты  из ягод, варенье из малины, смородины. Эти продукты в течение всей зимы снабжают наш  организм витаминами, а это помогает справиться с  простудными заболеваниями. Учитель Следующая страница нашего журнала – «Лекарства на окне»                 СЦЕНКА. К бабушке приходит внук и жалуется на боль в ухе.  Бабушка спрашивает, водила ли мама  его в больницу. Внук отвечает, что ни таблетки, ни мази не помогают. Бабушка подходит к  окну, срывает лист герани, ложит внуку  в ухо. Боль проходит.бабушка советует повторить это лечение еще несколько раз. Вопрос: Каким цветком воспользовалась бабушка? (герань)  Учитель Это растение ­ лучшее украшение окон, клумб, газонов. Народная медицина  считает, что аромат листьев снимает головную боль, прогоняет усталость. Среди других растений можно выделить хлорофитум, саньсевьеру, которые  очищают воздух от микробов, алоэ и каланхоэ. Сок каланхоэ употребляют при простуде. А при каких болезнях используют алоэ? (Ответы детей) Мы с вами долго и много говорили о том, как могут нам помочь растения, которые  растут рядом с нами. Подбирая материал, я встретила в одной книге стихотворение Расула Гамзатова С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза в всех цветов И они глядят на нас с тобою.            В час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок. Как вы думаете, а почему растения роняют росинки­слезинки?  (Ответы детей)( Подвести к мысли о защите природы.)  Многие лекарственные растения занесены в Красную книгу, находятся на грани  исчезновения. Ребята, подумайте, что нужно делать, чтобы, пользуясь дарами природы, сохранить её?  (Групповая работа , на плакатах написать правила сохранения природы) Обсуждение. Учитель. Обратите внимание на доску. Здесь  вывешен календарь сбора лекарственных  растений. (Рассказываю с опорой на календарь, что разные растения и разные части  растений собирают в разное время.) Читаю с плаката «Правила сбора растений» Нам всем нужно запомнить, что природу нужно охранять, и тогда мы ещё много лет  сможем пользоваться её дарами.             Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и береги её. Ветки не ломай, корней не трогай Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе.              Говорим при всем народе: Чтоб продлить природы век, Должен помогать природе Друг природы­человек. Чтобы мирно мчались годы, Расцветал за веком век Другом быть для всей природы Должен каждый человек! Хором: Охраняйте природу! А сейчас, ребята, мы проведем игру «Кто узнает?» (Каждый группе вручаю конверт с рисунками лекарственных растений и их названиями)  Кто быстрее соберет пары? Включаю музыку «Вальс цветов» Чайковского Пока звучит музыка – составляют пары. Проверка Мы прочитали наш журнал. Учитель Я думаю, что вы согласитесь с заповедью буддийской медицины: «Если посмотреть вокруг  взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире  лекарств.» Только добавим, что пользоваться этими дарами нужно бережно, разумно. Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм, С лесами, тянущими руки  Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток,  Не оскверняй его святынь!   Природа щедро дарит нам свои богатства. Нужно только научиться правильно ими  пользоваться и не ждать, пока болезнь начнет наступать, а заботиться о своем здоровье  каждый день. Пусть каждый день приносит вам радость и здоровье. А чтобы вы, гости, не  болели, мы хотим подарить вам рецепты здоровья (дети дарят гостям самодельные книжки  – раскладушки с рецептами витаминного чая, укрепляющего чая. Присутствующим детям и участникам журнала дарю открытки со стихотворением «Есть просто храм…»)

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"

Внеклассное мероприятие "Знакомые незнакомцы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019