Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"
Оценка 4.7

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
03.02.2017
Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"
Внеклассное занятие по истории для 5 класса, содержит материал о правилах и законах составления гербов. Ребята на уроке самостоятельно определяют тему отгадывая кроссворд, выполняют задание работая в группах. Завершается занятие выполнением теста. Ребятам предоставляется творческое домашнее задание составить герб семьи.Разработка занятия для 5 класса "Путешествие в геральдику"
Путешествие в геральдику.docx
Внеклассное занятие по истории 5 классе Тема: «Путешествие в геральдику». Цели: Познакомить с разнообразием гербов, с правилами их составления.             Развивать познавательные способности у обучающихся, внимание.             Воспитывать любовь к истории Отечества.  Основные понятия: геральдика, герольды, герб, девиз. Оборудование: кроссворд, эскизы гербов (по форме и цвету), гербы городов (Кострома, Ярославль,  Москва, Санкт­Петербург), музыкальное сопровождение.                                                                                    Ход урока I. Организация и начала урока. Сегодня на уроке мы с вами отправимся  в неизведанную страну, название которой зашифровано в  кроссворде. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название жилища эскимосов. Отрезок в 100 лет. Название жилища казахов, киргизов, монголов. Момент, от которого ведётся летоисчисление, а также сама система летоисчисления. Надпись на монетах. Металлические или бумажные знаки, которыми пользуются при купле­продаже. Отрезок времени в 12 месяцев. Название жилища индейцев. Центральная часть старинных русских городов, обнесённая стеной с башнями.  Название жилища чукчей.                                                         а и в ю Р э Г л Е к т р а А Л е н Ь г о Д в И г К р А н р д е г я г и в е г е н д а а м м л а ь Какое слово мы получили в выделенном столбце? (На доске – слово геральдика) Что обозначает это слово? (Геральдика – это наука о гербах) II. Объяснение нового материала.  1. (звучит музыка) А сейчас мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, в старый замок, где  происходит разговор старого французского графа с сыном. Послушайте внимательно этот разговор  и запоминайте, о чём они говорят. (магнитофонная запись или чтение текста учителем) Сын:­ Отец, на прошлом турнире граф де Ори, когда я спросил его о том, как должен вести себя  настоящий рыцарь, сказал, что вы лучше других можете рассказать мне, каких правил следует  придерживаться, так как наш род обладает достойнейшим гербом. А разве гербы не равно  достойны? И кто их придумал? Отец:­ Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно немного рассказать тебе о гербах. Все правила  составления гербов знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Без  этого он глуп и слеп. Герб­ это наша история. Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета? Сын:­ Он золотой. Отец:­ Верно. По цвету герба можно судить о древности рода. Никогда старинный герб не бывает  сиреневого или оранжевого цвета. Только молодой, неопытный рыцарь может позволить себе такие  яркие цвета. Сын:­ Отец! Но на гербе нашей семьи есть ещё и красные полосы, о чём они говорят?   Отец:­ Издревле считалось, что твой прапрадед имел в гербе только золотой цвет. В жарком  сражении он был тяжело ранен, но не отступил. И тогда король после битвы смочил в его крови  пальцы и провёл по золотому щиту 4 полосы в знак признания его доблести. Сын:­ Отец! А я знаю, что на гербах бывают изображения животных. Что они обозначают? Отец:­ Лев­ это отвага, сила и гнев. Журавль­ осторожность Единорог­ непобедимость. Гриф­ свирепость. Лилия­ расцвет, успех. Но помни, сын, кто бы ни был изображён на твоем гербе, опозоривший себя дворянин может  утратить свой герб.   ­Что же такое герб? (На доске – слово герб) ( Слово «герб» в переводе с латинского означает « зелень», «трава»).  И действительно  первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов,  ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни, небесные светила, животные.  ­Каких животных изображали на гербах и что они означали?  2.Правила и законы геральдики. ­  Кем создавались гербы? ­  Какую форму имели гербы? ­ Каких цветов могли быть гербы? ­  Прочитайте текст в учебнике « Введение в историю» Е. В Саплиной 3 класс  стр. 80­82 и ответьте  на поставленные вопросы.  ­Существовало определенное число цветов, каждый цвет имел своё значение. Красный­ страсть. Синий ­ верность и честь. Зелёный ­ свободу. Пурпурный – храбрость. Чёрный­ смелость. Золотой­ знатность. Серебряный­ благородство. ­Что использовали, когда герб невозможно было изобразить красками? З. Самостоятельная работа по заданию. ­Откройте «Рабочую тетрадь» на стр.48 и выполните задание. ­  А теперь проверим выполнение задания по кодоскопу. ­ Что еще помещали на гербе? ( Девиз ­ краткое изречение, которое характеризовало жизненные принципы хозяина герба, его  убеждения.) (На доске ­ слово девиз)                                                 4. О чём говорят легенды. ­  Сейчас перенесёмся из далёкой Франции в страну, чью музыку вы услышите (звучит русская  народная песня ) ­  В какую страну мы попали? (в Россию) ­ Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака. ­ О чём говорится в этом стихотворении? ( Звучит  запись стихотворения « Наш герб» С. Маршака).  ­Перечислите гербы России в хронологическом последовательности (лев, чёрный орёл, сноп с  серпом и молотом) ­ Как выглядит сегодняшний герб России? (жёлтый орёл на красном фоне) ­В 1722 г. Пётр I создаёт Герольдмейстерскую контору, которой руководил граф Франсиско Сантн.  Для городских гербов Санти рассылал анкеты с вопросами о том, что в этом городе находится  примечательного или чем он знаменит. Как вы думаете для чего он это делал? Сейчас мы тоже  попытаемся с вами поработать над расшифровкой гербов. 5. Работа в группах ­Каждые 2 парты образуют мини­группу для работы с гербами городов. И каждой группе я раздам  по одному гербу какого­ либо города России. Вы должны  будете выдвинуть свою версию  расшифровки гербов. Задание всем понятно, приступаем к обсуждению. На работу 3 минуты, затем  один участник из каждой группы попытается рассказать нам о городе и его гербе.  (Обобщает ответы детей учитель небольшими рассказами о гербах городов) 1)­ На гербе Ярославля   изображён медведь. Его появление связано с легендой. Князь Ярослав  Мудрый путешествовал с дружиной, обозревая свои земли. Дорога была глухой, пустынной,  заросшей лесом. Князь отстал от дружины, вдруг из оврага появилась медведица и бросилась на  него. Не растерявшись, он успел ударить её топором. В память об этом случае Ярослав построил на  этом месте церковь. А вскоре здесь заложили новый город­ Ярославль, символом которого стал  медведь. (Ярославль ­ легендарное прошлое) 2)­ Костроме герб пожаловала сама императрица ЕкатеринаII.Путешествуя по Волге, она  остановились в городе, где её ожидал пышный прием. Так как город ещё не имел своего герба, то  императрица собственноручно пожаловала герб, отражающий это событие. На гербовом щите  изображена галера, похожая на ту, на которой приплыла императрица (Кострома ­ экономическая  жизнь) 3)­ На гербе Санкт­ Петербурга в красном поле стоит золотой скипетр с государственным орлом.  Крест­накрест два серебряных якоря : один­ морской, другой – речной. Над шитом ­ золотая корона Красное поле означает, что в  этом месте происходили кровопролитные сражения. Золотой скипетр и корона, что Петербург северная столица России. (Санкт­ Петербург ­ героическое прошлое) 4)­ На гербе Москвы изображён Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. По мнению многих учёных, такое изображение символизирует победу русских дружин над  Золотой  Ордой. Всадник с копьём  являющийся символом Георгия Победоносца, еще в период отдельных  княжеств выступал как покровитель воинов, а под влиянием русского народного творчества  превратился в защитника от всякого зла. Георгий Победоносен прочно вошёл в герб Москвы, т. к.,  считался покровителем Юрия Долгорукого. (Москва ­ легендарное прошлое) IV. Итог урока. Закрепление изученного материала. Тест. 1.    Геральдика­ это наука о... А) монетах; Б) гербах; B)  флагах; 2.    Французский герб имеет форму а) треугольную: б) неправильную резную; в)  прямоугольную с заострением внизу. 3.  На гербе Москвы изображён а) человек на коне, поражающий копьём змея; б) медведь; в) галера. 4. Как выглядит сегодняшний герб России? A) Желтый орел на красном поле.  Б) Сноп с серпом и молотом.  B) Чёрный орёл. Итак, проверим  1. б; 2. в; 3. а; 4. а.  V. Домашнее задание. Составить герб своей семьи.

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"

Внеклассное занятие "Путешествие в геральдику"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017