Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Цели урока:
• показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;
• развитие навыков анализа, сравнения, определение главного, работы с картой, историческим источником.Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. – формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. – война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией.
Оборудование: ММК (проектор - 1 шт., экран., компьютер - 1 шт.), рабочие листы ученика.
Внешняя политика России в 1801–1812 гг..doc
Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Цели урока:
показать международное положение России в начале века; определить основные
цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;
развитие навыков анализа, сравнения, определение главного, работы с картой,
историческим источником.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
1. Антифранцузские коалиции.
2. Тильзитский мир.
3. Война со Швецией.
4. Обострение восточного вопроса.
IV. Закрепление материала.
V. Домашнее задание.
VI. Выставление оценок.
Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; восточный вопрос;
сейм.
Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии;
1805 г. – формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование
четвертой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. –
война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией.
Оборудование: ММК (проектор 1 шт., экран., компьютер 1 шт.), рабочие листы
ученика.
Используемый медиаресурс: Microsoft Word , PowerPoint.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки
пользователя компьютера программы Word, PowerPoint.
Приложение 1 – проверочные задания.
Приложение 2 – электронная презентация.
Приложение 3 рабочий лист ученика (пустой).
Приложение 4 тексты.
Приложение 5 рабочий лист ученика (заполненный).
I. Проверка домашнего задания.
1. Понятийная мозаика.
Проверка усвоения новых понятий производится в форме взаимопроверки. Задание
выполняется на отдельных листах или же включается в рабочий лист ученика.
Приложение 1. Задание 1.
2. Работа с вопросами 1 §1.
3. Работа над вопросами 2,3 §1.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя
Итак, мы выяснили, какими были первые шаги Александра I во внутренней политике.
Сегодня мы ознакомимся с направлениями его деятельности во внешней политике.
Приложение 2. (Слайд 1)
Вспомните, что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами) Работа с картой. Приложение 2. (Слайд 2)
Обведите границы Франции к концу XVIIIвека.
Как они изменились в первое десятилетиеXIX века? (Территория Франции расширилась,
под ее контроль попали многие государства Европы вследствие захватнической внешней
политике Франции, возглавляемой Наполеоном)
Вспомните, как складывались отношения между Россией и европейскими державами в
период царствования Павла I? (Первоначально, Россия входила во II антифранцузскую
коалицию и провела ряд успешных военных операций. Но вследствие обострения
отношений с союзниками (Австрия, Англия) вышла из воны и заключила мир с Францией).
III. Изучение нового материала.
Слово учителя
Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали во внешней политике
Александра I. (Объявляется задание на урок, объясняется технология работы с листом
ученика).
Задание на урок.
Выделить основные направления внешней политики.
Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям.
Определить степень реализации поставленных задач.
В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист, последовательно выполняя задания и
заполняя составные части конспекта схемы.
Приложение 2. (Слайд 3, 4)
Работа с текстом учебника. §2, п. 1 , абзац 1.
Каковы были первые внешнеполитические шаги Александра I? (Возобновилась торговля с
Англией, отозваны казачьи части, отправленные в Индию)
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Слово учителя
Одновременно ухудшаются взаимоотношения России и Франции. В 1804 г. Россия
вступает в III антифранцузскую коалицию. В не входили Англия, Россия, Австрия, Швеция,
Неаполитанское королевство. Апогеем ее деятельности стало сражение под Аустерлицем в
декабре 1805 г.
Приложение 2. (Слайд 5)
Работа с источником. Сражение под Аустерлицем.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I.
М., 1994. С. 457.)
Определите итоги и последствия данного сражения? (Большие потери союзников. Распад
коалиции)
Приложение 4. Текст 1.
Слово учителя
В 1806 г. Была создана IV антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии
и Швеции. В ответ Наполеон объявил о “ континентальной блокаде Англии – запрете на
всякие связи между ней и странами Европейского континента”. Боевые действия не
принесли успеха коалиции. После разгрома Пруссии Франция оказалась у границ России.
Принимая во внимание истощение материальных, военных и людских ресурсов Александр I
пошёл на переговоры с Наполеоном. Подписанный императорами в июне 1807 г. договор
назван Тельзитским , т.к. был подписан в г. Тельзит.
Рассказ учителя. Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I.
М., 1994, С. 463464) Приложение 4. Текст 2.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Работа с текстом учебника. §2,п. 4.
Выделите основные пункты данного договора, разделите их на имеющие положительные и
отрицательные последствия для России. (Примерный ответ – Приложение 5)
Приложение 2. (Слайд 6)
Какие направления стали главными для России после заключения Тельзитского мира?
(Борьба с Турцией, Ираном, Швецией)
Работа с текстом учебника по рядам. 1 ряд §2 п. 5.,2 ряд §2 п. 3,6. 3 ряд §2 п. 3, 7.
Заслушивание ответов.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Приложение 2. (Слайд 7)
Слово учителя
Тельзитский мир был недолгим. Россия терпела изза континентальной блокады Англии
колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна
тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание
Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной
целостности России.
Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши,
поставляемые из Франции) больно ударил по казне Франции. Стало ясным, что война
неизбежна.
На основании заполненного Вами конспекта –схемы прошу Вас выполнить на задания
поставленные в начале урока и записать ответы. (Примерный ответ – Приложение 6)
Заслушивание ответов.
Приложение 2. (Слайд 8)
IV. Закрепление материала.
Работа с картой.
Укажите на карте направления и места основных внешнеполитических событий.
Приложение 2. (Слайд 9)
Работа с текстом.
Приложение 1. Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.
V. Домашнее задание.
§2. Вопросы к параграфу.
Работа с конспектомсхемой.
Приложение 2. (Слайд 10)
VI. Выставление оценок.
После выполнения задания, учащиеся сдают листы с заданиями 1 и 2. По усмотрению
учителя он может оценить или вместе или по отдельности оба задания. Работая в ходе
урока, у интерактивной доски учащийся также может получить оценку. При желании
учитель может вывести среднеарифметическую оценку.
Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.