муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №4
Л.Н.Буякина.
приказ №100 от «29.» августа 2023 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дополнительному образованию: кружок « Зеленый Светофор»
Уровень общего образования: начальное образование 4 класс
Количество часов 66
Учитель Болясов Андрей Борисович
Программа разработана на основе Федерального закона «О безопасности
дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности»,
«Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Зеленый светофор» составлена в соответствии на основе
1.Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин в МБОУ СОШ №4
2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 на 2023-2024 учебный год.
3.Программа кружка «Зеленый светофор» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Учебный план по курсу « Зеленый светофор» составляет 2 часа в неделю. С учетом годового календарного графика МБОУ СОШ №4, расписанием занятий, государственными праздниками в 2023-2024 учебном году программа рассчитана на 66 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты программы
Личностными
результатами являются:
1Гражданское воспитание - проявления познавательных интересов и активности в
данной области предметной технологической деятельности;
2. Патриотическое воспитание – формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности защиты интересов Отечества, ответственности за будущее, развитие уважения к историческим символам и памятникам России
3.Духовно-нравственное воспитание – совершенствование духовно-нравственных качеств и чувств личности ( чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
4.Эстетическое воспитание – приобщение к уникальному российскому наследию
5. Профессиональное воспитание - планирование образовательной и профессиональной карьеры; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
6 Трудовое воспитание - выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;.
7. Экологическое воспитание - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
8. Ценности научного познания - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за на рушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Содержание программы
64 часа (2 раз в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Введение в образовательную программу кружка
Теория.
Цели, задачи кружка Светофор. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
История правил дорожного движения
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Изучение правил дорожного движения
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по ПДД.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Фигурное вождение велосипеда
Теория.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Практическое занятие "Велотрасса". Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда. Составление памятки: «Юному велосипедисту»
Тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема |
Основные направления воспитательной деятельности |
Количество часов |
||
4 класс |
|
|||||
1 |
4.09 7.09 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Безопасность дорожного движения. Участники дорожного движения. |
1,2,8
|
1 1 |
|
|
2 |
11.09 14.09 |
Регулирование дорожного движения |
1,5,8 |
1 1 |
|
|
3 |
18 09 21.09 |
Какой бывает транспорт |
5,8 |
1 1 |
|
|
4 |
25.09 28.09 |
Дорожная разметка |
5,8 |
1 1 |
|
|
5 |
02.10 5.10 |
Дисциплинированность водителя |
1,5,8 |
1 1 |
|
|
6 |
09.10 12.10 |
Безопасный путь в школу |
1,8 |
1 1 |
|
|
7 |
16.10 19.10 |
Правостороннее движение |
1,8 |
1 1 |
|
|
8 |
23.10 26.10 |
Как разговаривают автомобили |
1,8 |
1 1 |
|
|
9 |
6.11 9.11 |
Советы пешеходу при переходе дороги |
1,8 |
1 1 |
|
|
10 |
13.11 16.11 |
.Меры ответственности за нарушение "ПДД" |
1,8 |
1 1 |
|
|
11 |
20.11 23.11 |
Правила поведения пешехода |
1,8 |
1 1 |
|
|
12 |
27.11 30.11 |
Правила для пассажиров в общественном транспорте |
1,8 |
1 1 |
|
|
13 |
4.12 7.12 |
Дорожные знаки |
1,8 |
1 1 |
|
|
14 |
11.12 14.12 |
Знаки приоритета |
1,8 |
1 1 |
|
|
15 |
18.12 21.12 |
Предписывающие знаки |
1,8 |
1 1 |
|
|
16 |
25.12 28.12 |
Информационные знаки |
1,8 |
1 1 |
|
|
17 |
11.01 |
Правила движения для велосипедистов |
1,8 |
1 1 |
|
|
18 |
15.01 18.01 |
Основные «законы» безопасного движения |
1,8 |
|
|
|
|
|
|||||
19 |
22.01 25.01 |
Опасные ситуации на дороге и маневрирование |
1,8 |
|
2 |
|
20 |
29.01 1.02 |
Виды транспорта |
1,8 |
|
2 |
|
21 |
05.02 08.02 |
Основы страхования |
1,8 |
|
2 |
|
22 |
12.02 15.02 |
Правила для пассажиров |
1,8 |
|
2 |
|
23 |
19.02 22.02 |
Основы медицинских знаний |
1,8 |
|
2 |
|
24 |
26.02 29.02 |
Первая медицинская помощь при ДТП, если пострадавший находится без сознания |
1,5,8
|
|
2 |
|
25 |
04.03 07.03 |
Первая медицинская помощь при ДТП, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти |
1,5,8
|
|
2 |
|
26 |
11.03 14.03
|
Алгоритм оказания ПМП |
5,8 |
|
2 |
|
27 |
18.03 21.03 |
Оказание ПМП при различных травмах |
5,8 |
|
2 |
|
28 |
01.04 04.04 |
Решение задач по ПДД |
5,8 |
|
2 |
|
28 |
08.04 11.04 |
Фигурное вождение велосипеда |
5,8 |
|
2 |
|
29
|
15.04 18.04 |
Практическое занятие "Велотрасса" |
5,8 |
1 |
1 |
|
30
|
22.04 25.04 |
Практическое занятие "Велотрасса" |
5,8 |
1 |
1 |
|
31 |
02.05 06.05 |
Практическое занятие "Велотрасса" |
5,8 |
1 |
1 |
|
32 |
13.05 16.05 |
Практическое занятие "Велотрасса" |
5,8 |
1 |
1 |
|
33 |
20.05 23.05
|
Практическое занятие "Велотрасса" |
5,8 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.