Внеурочная деятельность как средство развития и социализации личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно – нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
· Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· Выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
· Создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· Способствовать приобретению опыта творческой деятельности, развивать творческие способности;
· Расширить связи сотрудничества с социумом;
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др.
Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то время как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности обучающихся, что, собственно, и является конечной целью воспитательной работы в школе и отражено в концепции воспитательной системы.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Если ребенка в мир приводят родители, то личностью, частью общества, толерантной, креативной, конкурентно-способной, социализированной, в значительной мере делает классный руководитель, классный коллектив через целую систему педагогических воздействий.
Каждый классный руководитель знает, как важно своих подопечных поставить в такие условия, чтоб воспитать в них гражданскую зрелость, патриотизм, социальную активность. Трудно не согласиться, что социализация начинается с включения ребенка в жизнь классного, школьного коллектива. Важно, чтоб каждый в группе ровесников смог самореализоваться, ощутить свою значимость, неповторимость. Этот подход в 5 классе осуществляется через систему постоянных и временных поручений.
Социализируется школьник через систему ученического самоуправления.
Важно, чтоб каждый школьник не только осознавал себя частью общества, но понимал, что роль его заключается в том, чтоб изменять мир и делать его достойным, комфортным для жизни. Этот постоянный процесс начинается с воспитания любви, гордости за свою семью, родное село, район, область. От малой родины к великой России – такой длительный путь проделывает ребенок на пути социализации.
В рамках этого воспитательного процесса мною проводились юбилейные мероприятия: «День рождения школы», «Курганской области – 70 лет», «История родного района». «Из истории названия деревень», «Есть дивное село на берегу Исети», «Прошлое и настоящее родного села», «Леспромхоз», «Импульс – современное предприятие» помогли детям полюбить краеведческую работу.
Позже мы с детьми собирали материал о знатных людях села, ветеранах ВОВ, ветеранах труда.
В ходе фольклорной экспедиции, на занятиях кружка мои воспитанники составляли диалектный словарь жителя Шатровского района.
Оказалось, начав изучать историю малой родины, мы открывали для себя столь много нового, что этот процесс стал доминирующим в нашей работе. C увлечением делали поделки из природного материала, участвовали в конкурсе рисунков «Я вижу мир», «Любимые места родного края», «Этот удивительный мир» и др.
С интересом, увлечением ежегодно дети участвуют в традиционном школьном мероприятии – турслете. Готовясь к нему, сочиняют песни, выбирают речевки, девизы, делают презентацию блюд и т.д.
Наиболее активны дети в спорте. Отлично, что они могут заниматься в спортивных секциях на базе школы, филиала районной детской спортивной школы, в спорткомплексе ООО ПЛХО «Импульс», где занимаются взрослые и дети. Связь спортсменов разных поколений особенно видна во время захватывающих хоккейных баталий сборных разновозрастных команд на двух настоящих хоккейных кортах села.
Взрослые, ветераны хоккея, видя азарт школьников, организовывали для них выездные игры, встречи с ровесниками из других сел.
Хочется отметить, что ребята с удовольствием принимают участие в различных спортивных соревнованиях. Каждый год учащиеся 9класса становятся победителями и призерами районных, областных и зональных соревнований.
Велика роль в социализации школьников патриотических клубов, военно-спортивных мероприятий.
С желанием обучающиеся участвуют в военно-патриотических месячниках. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн в Афганистане, Чечне, презентации книг, встречи с ребятами, прошедшими армейскую школу, конкурс патриотических стихов, конкурс «Песня в солдатской шинели», викторины, оформление альбомов «Служат наши земляки», «Офицер – профессия героическая» и др.
Современные школьники осознают, что стать достойным членом общества они смогут, когда у них будут прочные знания по всем учебным дисциплинам.
В этом поможет такая форма внеурочной деятельности, как предметные недели. В ходе них проводятся такие мероприятия, как «Дела минувших дней», «О Высоцком», «Ах, математика!», «Здоровье-это жизнь», «Никто не забыт, ничто не забыто!» Классный руководитель не только организует, увлекает детей творчеством, но учит их находить информацию, обрабатывать ее и творчески подавать.
Нельзя не брать во внимание классному руководителю, тот факт, что, любя свою семью, малую родину, великую Россию, современные школьники осознают себя гражданами мира. Горизонты из познаний стран мира раздвинул компьютер, новейшие технологии. Классному руководителю важно этот интерес направить в творческое русло. Изучая дальние страны, обычаи и нравы народов, населяющих планету, культуру иностранных государств, дети под руководством наставника приходят к уважению других народов, к толерантности. Мои подопечные в этой работе полюбили творить, создают оригинальные презентации, проекты.
Какую бы грань воспитательной работы мы не взяли, она, как капля камень, долго, кропотливо, целенаправленно «точит» личность, социально активную, зрелую.
Понимаю, что мы с моими девятиклассниками стоим еще только у истоков. Впереди океан неизведанного, плывя по которому мы будем учиться быть гражданами великой России. Собственная гордость за свой класс, школу, семью, родной край, Родину помогут детям выбрать правильные нравственные ориентиры, самореализоваться, осознать свою принадлежность к русской нации, человеческому сообществу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.