Внеурочная деятельность. Чемпионат кроссвордистов.
Встреча любителей кроссвордов. Это может быть вечер « Посидим за кроссвордами» или целый чемпионат. Подбирается 2-3 комплекта одинаковых кроссвордов, устанавливается время проведения. На справочный стол кладутся словари, имеющиеся в наличии в кабинете литературы или в библиотеке; ими пользуются все желающие. Соревнование идёт на время и точность ответов. Жюри подводит итоги.
Литературная лесенка
о |
д |
а |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
д |
у |
м |
а |
|
|
|
|
|
|
2 |
б |
а |
с |
н |
я |
|
|
|
|
|
3 |
п |
р |
и |
т |
ч |
а |
|
|
|
|
4 |
м |
о |
н |
о |
л |
о |
г |
|
|
|
5 |
и |
н |
в |
е |
р |
с |
и |
я |
|
|
6 |
з |
в |
у |
к |
о |
п |
и |
с |
ь |
|
7 |
к |
л |
а |
с |
с |
и |
ц |
и |
з |
м |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
13 |
1.Торжественное стихотворение, написанное возвышенным слогом
2.Горькое раздумье Лермонтова о судьбе своего поколения (название произведения)
3. «Кукушка и петух», «Волк и ягнёнок», »Свинья под дубом» (жанр)
4.Жанр эпоса , небольшой рассказ поучительного характера
5. Развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная — в эпических, особенно драматическом жанрах.
6.Художественный приём, преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придаёт фразе особую выразительность
7. Художественный приём, который использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении» Бородино»:
« Звучал булат. Картечь визжала…»
8.Название этого литературного направления происходит от латинского слова, которое переводится на русский язык как «образцовый»; для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.
Кроссворд « Теория литературы»
По вертикали:
1.Повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).
2.Стихотворный размер:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром…
Ф.Тютчев ( ямб)
|
1
|
|
||||||||||||||||||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Как троп используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. (аллегория)
2.Вид тропа, противоположный гиперболе (литота )
3 Течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова (акмеизм)
4. Один из видов звукописи, повторение одинаковых гласных звуков , преимущественно ударных (ассонанс)
5. Стихотворный размер:
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит.
Н.А. Некрасов (дактиль )
Кроссворд «Знаешь ли ты литературу ?»
|
1.
|
|
||||||||||||||||
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
3. |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
4. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
(По вертикали)
1. Герой романа Ф.М. Достоевского
« Преступление и наказание» ( Раскольников )
2. «..Я писал её очень горячо, чуть не со слезами…» ,-
Признавался по поводу этой повести И.С. Тургенев
( « Ася»)
По горизонтали:
1. Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя -….,
Я – бренная пена морская. Цветаева М.И. ( Марина)
2.Критик Юрий Манн так сказал об этом герое: « Ему принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.»
( Хлестаков )
3.Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Кому посвящено ? ( Блок)
4.
Портрет писателя работы Л.В.Туржанского ( И.А. Бунин )
5.Словарь стихотворения:
Я, зов, сыграть, губы, ноктюрн ,вы, флейта, труба,а, мочь, на,новые, водосточная, картина, будни, краска, скулы,стакан, студень, косые, смазать, сразу, жестяные, блюдо, океан, чешуя, рыба, мочь,из, плеснуть, показать, прочесть.
Автор этого стихотворения? ( В.В. Маяковский )
5. В романе главный герой предстаёт перед нами в критический момент своей жизни. Он является в дом своего врага под видом француза – учителя ( Дубровский )
Кроссворд «Знаешь ли ты творчество А.А. Ахматовой?»
Количество * обозначает количество букв
1. |
|
|
|
|
Белая стая
Думали: *****мы, нет у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем,–
Начали песни слагать
О великой щедрости божьей
Да о нашем бывшем богатстве. ( нищие )
1915 год.
2. |
|
|
|
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный ****,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид». ( стыд)
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать *********?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть. ( Ленинград )
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александру Блоку
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень.***********.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы. ( воскресенье )
Кроссворд «Всё на А»
Вписать по горизонтали слова, начинающиеся буквой А, которые обозначают:
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 .Течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова ( акмеизм)
2. «ТАм, в ночнОй завывАющей стУже», А. А. Блок( стихотворный размер)( анапест)
3.В детстве эта поэтесса жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. ( Ахматова А.А.)
4. Русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989).
Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой;
в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. ( Астафьев В.П.)
5. Созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме («огромность — опомнюсь», «грусть — озарюсь»). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме — более новое. ( ассонанс)
6.Российский драматург. Литературную деятельность начал в 1923 году. Писал агитобозрения для театра малых форм Пролеткульта. В пьесах «Таня» (1938), «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959), «Старомодная комедия» (1975), «Жестокие игры» (1978), «Победительница» (1983) поднимал важные морально-
этические проблемы. Государственная премия СССР (1980).( АРБУЗОВ Алексей Николаевич)
7 Повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин)( аллитерация)
8 Иносказание ( аллегория )
Кроссворд «Загадки русского языка»
|
1 |
|
||||||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
3 |
|
|
|
4 |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
7 |
|
8 |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
1.Под одной шляпой 4 брата стоят
2.Висит сито, не руками свито
3. Тонок, долог, в траве не видать
4.Зимой и летом одним цветом
5. Стоит Андрюха – набитое брюхо
6. Маленький. Горбатенький, всё поле проскакал, домой прибежал – весь год пролежал
7. Шли плотнички без топоров. Срубили избу без углов
8. Железный нос в землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.