Внеурочная деятельность учащихся. Живая математика. 5 класс
Оценка 5

Внеурочная деятельность учащихся. Живая математика. 5 класс

Оценка 5
Документация
docx
математика
26.01.2020
Внеурочная деятельность учащихся. Живая математика. 5 класс
живая математика 5д.docx

                                                                       

                                                    

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА

(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска

от «28»августа 2018 года №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 по УВР

_________/Герасимова С.В./

«29» августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска

 _______________Н.В. Белан

Пр. от «30» августа 2018 г.  №

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности «Живая математика»

Класс 5 «а» общеобразовательный

Уровень общего образования: основное общее

Количество часов: 32

Учитель: Черенко Ирина Александровна

 

 

                 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по курсу «Живая математика»,  разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС), на основе планируемых результатов основного общего образования, образовательной программы основного общего образования и  примерной программы по математике и авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления» Н.А. Криволаповой, 5 класс. Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и плану внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска.

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся  при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного  образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Это определило цели курса внеурочной деятельности:

·                   формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

·                   развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

·                   овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;

·                   воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный подходы, которые определяют

 задачи обучения:

·                   приобретение математических знаний и умений;

·                   овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

·                   освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков.

Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся.

 В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритетом воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно-математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

 

 

 

Место учебного предмета в учебном плане.

 

Является обязательной частью ОП ООО.  Количество часов в неделю 1 , общее количество часов в год  34. Программа составлена для 5а класса.  В связи с тем, что занятия по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (2.05.19,9.05.19), программа составлена на  32 часа в год.

 

Планируемые результаты

 

-Умеют точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимают смысл поставленной задачи. Поиск нескольких способов решения, аргументация рационального способа, проведение доказательных рассуждений.

-Умеют находить в различных источниках примеры на законы сложения

-Умеют выполнять устные вычисления на сложение и вычитание двухзначных, трехзначных чисел.

-Адекватное восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста, приведение примеров.

-Работают  с математическим справочником.

-Умеют выполнять устные вычисления на умножение и деление двухзначных чисел.

-Воспроизведение прослушанной и прочитанной информации с заданной степенью свернутости. Участие в диалоге. Отражение в письменной форме свои решения.

-Работают  с математическим справочником.  Выполняют и оформляют тестовые задания.

-Выполняют действия, с именованными величинами применяя наиболее удобный способ.

-Воспроизведение прослушанной и прочитанной информации с заданной степенью свернутости. Участие в диалоге. Отражение в письменной форме свои решения.

-Работают  с математическим справочником.  Выполняют и оформляют тестовые задания.

-Выполняют действия, с именованными величинами применяя наиболее удобный способ.

-Могут свободно  пользоваться  умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности

-Самостоятельно ставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем.

-Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы.

-Подбирают аргументы, формулируют выводы, отражают в письменной форме результаты своей деятельности.

-Используют схемы и таблицы для интерпретации  и иллюстрации

-Могут свободно  пользоваться  умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Самостоятельно ставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем. Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы.

-Могут свободно  пользоваться  умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности Самостоятельно ставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем. Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы.

-Воспроизводят прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости. Проводят информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвуют  в диалоге.

-Заполняют и оформляют таблицы, отвечают на вопросы с помощью таблиц.

-Могут прочитать числа записанные в таблице разрядов и проанализировать полученные результаты.

Могут сравнивать числа, в которых отдельные числа заменены

-Умеют решать задачи разными способами, выбирают наиболее рациональный способ. Могут самостоятельно выбрать рациональный способ  решения заданий на округление натуральных чисел, на вычисления с многозначными числами

-Могут записывать на математическом языке формулы площади прямоугольника, пути, периметра прямоугольника, свободно находят по формулам площади, составляя буквенные выражения Могут применять законы арифметических действий. Умеют объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

-Могут аргументировано отвечать на поставленные вопросы, могут осмыслить ошибки и их устранить.

-Могут отличить равные фигуры от равновеликих фигур, вычислить площади любых фигур построенных на клетчатой бумаге, записывать выражения для площадей и периметров изображенных фигур.

-Воспроизводят правила и примеры, работают по заданному алгоритму.

-Отражают в письменной форме свои решения, умеют рассуждать.

звездочками.  Могут числа, данные в тексе или текстовой задачи, записать цифрами разным способом.

-Участвуют в диалоге, отражают в письменной форме свои решения. Подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры.

-Работают с математическим справочником, умение выполнения и оформления тестовых заданий. Умеют составлять буквенные выражения по заданным условиям и для жизненных ситуаций.

-Могут переводить обычную речь на математический язык – язык цифр, знаков, действий и других символов.

-Восприятие устной речи, участие в диалоге, понимание точки зрения собеседника. Умеют работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку. Понимают язык рисунков и чертежей. Воспроизведение теории прослушанной с заданной степенью свернутости, участие в диалоге, подбор аргументов для объяснения ошибки.

-Могут сделать рисунок по описанию. Могут изображать геометрические фигуры. Могут решать задачи на действия.

-Воспроизведение прочитанной информации с заданной степенью свернутости, умеют работать по заданному алгоритму. Умеют выбрать и выполнить задание по своим силам и знаниям, применить знания для решения практических задач. Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем.

-Могут провести сравнительный анализ понятий отрезок и луч, отрезок и прямая  линия.  Умеют измерять отрезки с использованием заданного нестандартного единичного отрезка.

-Владение диалогической речью, подбор аргументов, формулировка выводов, отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Могут излагать  информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории. Могут на геометрических рисунках находить равные отрезки

-Могут рассуждать и обобщать, вести диалог, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседников.

-Могут представить геометрически законы арифметических действий, словесную форму закона арифметических действий записывают на математическом языке.

-Отражение в письменной форме своих решений, формирование умения проводить сравнительный анализ пройденных тем. Выступают с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседников .Проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, составление конспекта, могут сопоставлять и классифицировать. Могут составить набор карточек с заданиями.

-Могут упрощать выражения, выносить за скобки общего множителя. Могут свободно решать уравнения, упрощая выражение, применяя законы арифметических действий. Могут упрощать выражения наиболее рациональным способом, применяя различные приемы.

 

 

.

.

 

.

Тематическое планирование

 

№ п\п

Тема раздела

Количество часов

1

Натуральные числа

 

4

2

Текстовые задачи

13

3

Измерения, приближения, оценки

2

4

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии

8

5

Измерение геометрических величин

3

6

Повторение

2

Итого                                                                                  32

 

 

Содержание изучаемого курса

 

Данный  курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать,  умения решать учебную задачу творчески.

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

·                   типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

·                   логические задачи,  которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

·                   геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

В процессе проведения данного курса внеурочной деятельности ставятся следующие цели:

·                   развить интерес учащихся к математике;

·                   расширить и углубить знания учащихся по математике;

·                   развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

·                   воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

·                   формировать психологическую готовность  учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачами курса являются:

·                   достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

·                   приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

·                   знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

·                   практика решения олимпиадных заданий.

Арифметика

1. Натуральные числа (4 часа)

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Прикидка и оценка результатов вычислений.

2. Текстовые задачи (13 часов)

Решение текстовых  задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).

3. Измерения, приближения, оценки (2 часа)

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул.

Начальные понятия и  факты курса геометрии

1. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии (8 часов)

Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

 2. Измерение геометрических величин (3 часа)

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в 5 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1)                в личностном направлении:

·                     умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

·                     умение распознавать логически некорректные высказывания;

·                     креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;

·                     умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

·                     способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2)                в метапредметном направлении:

·                     первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;

·                     умение находить в различных источниках информацию;

·                     умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

·                     умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации  и иллюстрации;

·                     умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

·                     распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

·                     умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.

3)                в предметном направлении:

·                     овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление  о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;

·                     умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.


Календарно - тематическое планирование

№ п\п

 

Дата

Тема урока

1.

6.09

Занимательная арифметика. История развития начальной математики

2.

13.09

Недесятичные системы счисления

3.

20.09

Числовые великаны и лилипуты

4.

27.09

Старинная система мер

5.

4.10

Текстовые задачи. Арифметические задачи

6.

11.10

Занимательные задачи на проценты

7.

18.10

Задачи на взвешивание.

8.

25.10

Задачи на переливание

9

8.11

Время, часы.

10.

15.11

Календарь. История возникновения календаря.

11.

22.11

Календарь. Решение задач

12.

29.11

Звериный задачник. Решение занимательных задач

13.

6.12

Удивительный мир чисел. Натуральные числа.

14.

13.12

Задачи на переливание. Задачи на движение.

15.

20.12

Старинные задачи.

16.

10.01

Принцип Дирихле. Старинные задачи.

17

17.01

Простейшие геометрические фигуры.

18.

24.01

19

31.01

Пространство и размерность.

20.

7.02

21

14.02

Занимательные размещения и перестановки

22

21.02

23

28.02

24

7.03

Точки и ломаные

25

14.03

26

21.03

27

4.04

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве.

Решение задач.

28

11.04

29

18.04

30

25.04

31

16.05

Что такое ученический научно-исследовательский проект?

32

23.05

Проектная деятельность.

Защита проектов.

 

 

Учебно-методическое обеспечение.

Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает следующие варианты дидактико-технологического обеспечения процесса: наглядные пособия для курса математики, модели геометрических тел, таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты; для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, сканер, интерактивная доска, презентации, проекты учащихся и учителей; программно-педагогические средства, а также рабочая программа, справочная литература,  задания для проектной деятельности.

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

•1С: Репетитор. Математика (КиМ) (CD).

•АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) (CD).

•1С: Математика. 5–11 классы. Практикум (2 CD).

•Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: http://mat.1september.ru.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:

•Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/

·                   Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа : http://www.informika.ru/

•Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

•Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

•Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://mega.km.ru/

•Сайт энциклопедий.–Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Живая математика», разработана в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Живая математика», разработана в соответствии с

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета в учебном плане

Самостоятельно ставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем

Самостоятельно ставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем

Умеют точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимают смысл поставленной задачи

Умеют точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимают смысл поставленной задачи

Тематическое планирование № п\п

Тематическое планирование № п\п

Задачами курса являются: · достижение повышения уровня математической подготовки учащихся; · приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности; · знакомство с различными типами задач как классических, так…

Задачами курса являются: · достижение повышения уровня математической подготовки учащихся; · приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности; · знакомство с различными типами задач как классических, так…

1) в личностном направлении: · умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить…

1) в личностном направлении: · умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить…

Календарно - тематическое планирование № п\п

Календарно - тематическое планирование № п\п

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020