Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
1.Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 г. №1897.
4. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Раменская средняя общеобразовательная школа №19».
Цели изучения учебного предмета, курса
• расширение и углубление знаний учащихся по математике,
• привитие интереса учащихся к математике,
• развитие математического кругозора, логического мышления, исследовательских умений учащихся,
• воспитание настойчивости, инициативы,
• развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.
Задачи изучения учебного предмета, курса
• формирование навыков использования соответствующего математического аппарата при решении задач,
• расширение представлений учащихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности,
• расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год 34 часа Количество часов в неделю 1 час
Особенности развертывания учебного материала
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются следующие умения и качества:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта);
• сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
• формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться:
|
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов; - названия больших чисел; - свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа; - приёмы быстрого счёта; - методы решения логических задач; - свойства простейших геометрических фигур на плоскости; - понятие графа; - понятие софизма.
|
- читать и записывать римские числа; - читать и записывать большие числа; - пользоваться приёмами быстрого счёта; - решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание; - использовать различные приёмы при решении логических задач; - решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы; - решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы. - выполнять проектные работы.
|
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации |
Виды деятельности |
1 |
Занимательные факты из математики |
Презентация курса (вводное занятие) Инсценировка |
Художественное творчество |
2 |
Устный счет. Свойства чисел. |
Математический театр |
Проблемноценностное общение |
3 |
Числовые ребусы. |
Практическое занятие |
Художественное творчество |
4 |
Числовые ребусы. |
Игра – соревнование |
Досуговое общение |
5 |
Головоломки. |
Устный счет |
Проблемноценностное общение |
6 |
Головоломки. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
7 |
Задачи-шутки. Отгадывание чисел. |
Математический театр |
Досуговое общение |
8 |
Задачи на размещение. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
9 |
Задачи на разрезание. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
10 |
Задачи со спичками. |
Практическое занятие |
Художественное творчество |
11 |
Задачи со спичками. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
12 |
Четность, делимость чисел. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
13 |
Четность, делимость чисел. |
Работа в группах |
Досуговое общение |
14 |
Логические задачи. |
Инсценировки |
Проблемно- |
|
|
|
ценностное общение |
15 |
Логические задачи. |
Практическое занятие |
Проблемноценностное общение |
16 |
Логические задачи. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
17 |
Переливание, взвешивание. |
Практическое занятие |
Художественное творчество |
18 |
Задачи на части и отношения. |
Математический бой |
Досуговое общение |
19 |
Задачи на части и отношения. |
Работа в группах |
Проблемноценностное общение |
20 |
Творческие задачи в математике |
Математическая олимпиада |
Проблемноценностное общение |
21 |
Методы решения творческих задач |
Практическое занятие |
Фронтальная и индивидуальная работа |
22 |
Методы решения творческих задач |
«Мозговой штурм» |
Проблемноценностное общение |
23 |
Круги Эйлера. |
Работа в парах |
Художественное творчество |
24 |
Круги Эйлера. |
Игра – соревнование |
Игровая деятельность |
25 |
Принцип Дирихле. |
Математическая олимпиада |
Проблемноценностное общение |
26 |
Принцип Дирихле. |
Круглый стол |
Досуговое общение |
27 |
Старинные задачи |
Игра «Что? Где? Когда?» |
Игровая деятельность |
28 |
Графические задачи. |
Практическое занятие |
Досуговое общение |
29 |
Геометрия вокруг нас. |
Урок - конкурс |
Художественное творчество |
30 |
Особенности построения геометрических фигур |
Проекты |
Досуговое общение |
31 |
Геометрия в нашем доме |
Урок-конкурс |
Художественное творчество |
32 |
Проценты в современной жизни |
Круглый стол |
Проблемноценностное общение |
33 |
Проценты в современной жизни |
Деловая игра |
Игровая деятельность |
34 |
Применение математики в современной жизни. |
Урок-игра |
Игровая деятельность |
|
|
|
|
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочки должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы внеурочки желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
№ |
Название раздела |
Колво часо в |
|
В том числе |
|
Контрольны х работ |
Практическ их работ (творческая работа) |
Лабораторн ых работ |
|||
1 |
Математика в фактах |
2 |
|
|
|
2 |
Математические ребусы и головоломки |
5 |
|
|
|
3 |
Интересные задачи в математике |
20 |
|
|
|
4 |
Особенности геометрических задач в математике |
4 |
|
|
|
5 |
Математика в жизни человека |
3 |
|
|
|
Всего |
34 |
|
|
|
Содержание материала:
Вводное занятие. Дидактические игры и занимательные задачи. Устный счет. Свойства чисел. Некоторые приемы быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125. Числовые ребусы. Головоломки. Задачи-шутки. Отгадывание чисел. Задачи на размещение и разрезание. Задачи со спичками. Четность, делимость чисел. Логические задачи. Переливание, взвешивание. Задачи на части и отношения. Задачи на проценты. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Задачи, решаемые с помощью графов. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры. Комбинаторные задачи.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименования разделов и тем |
Плановые сроки прохожден ия |
Скорректи рованные (фактичес кие) сроки прохожден ия |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме |
Математика в фактах (2 часа) |
||||
1 |
Занимательные факты из математики |
06.09 |
|
Проявлять интерес к математике в ходе получения дополнительной информации. Считать устно |
2 |
Устный счет. Свойства чисел. |
13.09 |
|
|
Математические ребусы и головоломки (5 часов) |
||||
3 |
Числовые ребусы.
|
20.09 |
|
Продумывать логику решения ребусов и головоломок. Высказывать предположения о возможном пути решении задания. |
4 |
Числовые ребусы. |
27.09 |
|
|
5 |
Головоломки. |
04.10 |
|
|
6 |
Головоломки. |
11.10 |
|
|
7 |
Задачи-шутки. Отгадывание чисел. |
18.10 |
|
|
Интересные задачи в математике (20 часов) |
||||
8 |
Задачи на размещение. |
25.10 |
|
Различать тип задачи и особенности ее решения. Показывать освоение на более высоком уровне общих операций логического |
9 |
Задачи на разрезание. |
08.11 |
|
|
10 |
Задачи со спичками. |
15.11 |
|
11 |
Задачи со спичками. |
22.11 |
|
мышления: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной курс. Обосновывать свои предположения о ходе решения задачи. Доказывать свою точку зрения или предположение о ходе решения задачи. |
12 |
Четность, делимость чисел. |
29.11 |
|
|
13 |
Четность, делимость чисел. |
06.12 |
|
|
14 |
Логические задачи. |
13.12 |
|
|
15 |
Логические задачи. |
20.12 |
|
|
16 |
Логические задачи. |
27.12 |
|
|
17 |
Переливание, взвешивание. |
17.01 |
|
|
18 |
Задачи на части и отношения. |
24.01 |
|
|
19 |
Задачи на части и отношения. |
31.01 |
|
|
20 |
Творческие задачи в математике |
07.02 |
|
|
21 |
Методы решения творческих задач |
14.02 |
|
|
22 |
Методы решения творческих задач |
21.02 |
|
|
23 |
Круги Эйлера. |
28.02 |
|
|
24 |
Круги Эйлера. |
07.03 |
|
|
25 |
Принцип Дирихле. |
14.03 |
|
|
26 |
Принцип Дирихле. |
28.03 |
|
|
27 |
Старинные задачи |
04.04 |
|
|
Особенности геометрических задач в математике (4 часа) |
||||
28 |
Графические задачи. |
11.04 |
|
Использовать геометрические фигуры для решения задач. Использовать основные принципы геометрии для применения в жизни |
29 |
Геометрия вокруг нас. |
18.04 |
|
|
30 |
Особенности построения геометрических фигур |
25.04 |
|
|
31 |
Геометрия в нашем доме |
02.05 |
|
|
Математика в жизни человека (3 часа) |
||||
32 |
Проценты в современной жизни |
16.05 |
|
Обосновывать и уметь доказывать важность математических знаний для жизни человека. Использовать проценты и принципы их расчета для применения в жизни. Приводить примеры и области использования математических знаний в жизни |
33 |
Проценты в современной жизни |
23.05 |
|
|
34 |
Применение математики в современной жизни. |
30.05 |
|
№ п/п |
Изменение календарно-тематического планирования (дата, содержание изменения, причины) |
Отметка о согласовании с администрацией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО учителей математики и информатики
от 30.08.2016 № 1 Руководитель ШМО
______________ (Корнеева Е.В.)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по ВР ______________ (Захваткина Г.В.) Дата:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.