Внеурочная деятельность "Занимательная математика"
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность "Занимательная математика"

Оценка 4.6
pdf
математика
16.08.2020
Внеурочная деятельность "Занимательная математика"
РП - Занимательная математика.pdf

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:

1.Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2015.

2.                 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 г. №1897. 

4.                 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и     задачами    основной    образовательной          программы          Муниципального общеобразовательного учреждения          «Раменская          средняя общеобразовательная школа №19».

 

 

Цели изучения учебного предмета, курса

       расширение и углубление знаний учащихся по  математике,

       привитие интереса учащихся к математике, 

       развитие математического кругозора, логического мышления, исследовательских умений   учащихся, 

       воспитание настойчивости, инициативы,

       развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.

 

Задачи изучения учебного предмета, курса

       формирование     навыков     использования     соответствующего математического аппарата при решении задач,                                

       расширение представлений учащихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности,

       расширение понимания значимости математики для общественного прогресса. 

Место учебного предмета в Учебном плане ОО

 

Количество часов в год          34 часа Количество часов в неделю       1 час

 

          Особенности развертывания учебного материала 

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.          РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются следующие умения и качества:

      формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

      развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

 

Регулятивные УУД: 

      самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;

      выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

      составлять (индивидуально или в группе) план решения

проблемы (выполнения проекта);

      сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

Познавательные УУД:

      формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

      проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

      осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

      использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

      анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 

Коммуникативные УУД:

      самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в

группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

      в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

      учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

      понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

      уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

Предметные результаты:

 

Ученик научится

Ученик      получит          возможность научиться:

 

-       старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

-       названия больших чисел;

-       свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

-       приёмы быстрого счёта;

-       методы решения логических задач;

-       свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

-       понятие графа;

-       понятие софизма.

 

-       читать и записывать римские числа;

-       читать и записывать

большие числа;

-       пользоваться приёмами быстрого счёта;

-       решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

-       использовать различные

приёмы при решении логических задач;

-       решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

-       решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

-       выполнять проектные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности

1

Занимательные факты из математики

Презентация курса (вводное занятие)

Инсценировка

Художественное творчество

2

Устный счет. Свойства чисел.

Математический театр

Проблемноценностное общение

3

Числовые ребусы.

Практическое занятие

Художественное творчество

4

Числовые ребусы.

Игра – соревнование

Досуговое общение

5

 Головоломки.

Устный счет

Проблемноценностное общение

 Головоломки.

Игра – соревнование

Игровая деятельность 

Задачи-шутки. Отгадывание чисел.

Математический театр

Досуговое общение

Задачи на размещение.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

9

Задачи на разрезание.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

10 

Задачи со спичками.

Практическое занятие

Художественное творчество

11

Задачи со спичками.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

12

Четность, делимость чисел.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

13 

Четность, делимость чисел.

Работа в группах

Досуговое общение

14 

Логические задачи.

Инсценировки

Проблемно-

 

 

 

 

ценностное общение

15

Логические задачи.

Практическое занятие

Проблемноценностное общение

16

Логические задачи.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

17 

Переливание, взвешивание.

Практическое занятие

Художественное творчество

18 

Задачи на части и отношения.

Математический бой

Досуговое общение

19

Задачи на части и отношения.

Работа в группах

Проблемноценностное общение

20

Творческие задачи в математике

Математическая олимпиада

Проблемноценностное общение

21

Методы решения творческих задач

Практическое занятие

Фронтальная и индивидуальная работа

22 

Методы решения творческих задач

«Мозговой штурм»

Проблемноценностное общение

23 

Круги Эйлера.

Работа в парах

Художественное творчество

24

Круги Эйлера.

Игра – соревнование

Игровая деятельность

25

Принцип Дирихле.

Математическая олимпиада

Проблемноценностное общение

26 

Принцип Дирихле.

Круглый стол

Досуговое общение

27

Старинные задачи

Игра «Что? Где? Когда?»

Игровая деятельность

28 

Графические задачи.

Практическое занятие

Досуговое общение

29

Геометрия вокруг нас.

Урок - конкурс

Художественное творчество

30

Особенности построения геометрических фигур

Проекты

Досуговое общение

31 

Геометрия в нашем доме

Урок-конкурс

Художественное творчество

32 

Проценты в современной жизни

Круглый стол

Проблемноценностное общение

33

Проценты в современной жизни

Деловая игра

Игровая деятельность

34

Применение математики в современной жизни.

Урок-игра

Игровая деятельность

 

 

 

 

 

 

      Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

      Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочки  должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. 

      Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы внеурочки  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. 

      Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Название раздела

Колво

часо в

 

В том числе

 

Контрольны

х работ

Практическ их работ

(творческая работа)

Лабораторн ых работ

1

Математика в фактах

2

 

 

 

2

Математические ребусы и головоломки

5

 

 

 

3

Интересные задачи в математике

20

 

 

 

4

Особенности геометрических задач в математике

4

 

 

 

5

Математика в жизни человека

3

 

 

 

Всего

34

 

 

 

 

Содержание материала:

Вводное занятие. Дидактические игры и занимательные задачи. Устный счет. Свойства чисел. Некоторые приемы быстрого счета: умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125. Числовые ребусы. Головоломки. Задачи-шутки. Отгадывание чисел. Задачи на размещение и разрезание. Задачи со спичками. Четность, делимость чисел.  Логические задачи. Переливание, взвешивание. Задачи на части и отношения. Задачи на проценты. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Задачи, решаемые с помощью графов. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры. Комбинаторные задачи.

 

 

 

 

 

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохожден

ия

Скорректи рованные (фактичес кие) сроки прохожден

ия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Математика в фактах (2 часа)

1

Занимательные факты из математики

06.09

 

Проявлять  интерес к математике в ходе получения дополнительной информации.

Считать устно

2

Устный счет.

Свойства чисел.

13.09

 

Математические ребусы и головоломки (5 часов)

3

Числовые ребусы.

 

20.09

 

Продумывать  логику решения ребусов и головоломок.

Высказывать предположения о возможном пути решении задания.

4

Числовые ребусы.

27.09

 

5

 Головоломки.

04.10

 

 Головоломки.

11.10

 

Задачи-шутки. Отгадывание чисел.

18.10

 

Интересные задачи в математике (20 часов)

Задачи на размещение.

25.10

 

Различать тип задачи и особенности ее решения.

Показывать освоение на более высоком уровне общих операций логического

9

Задачи на разрезание.

08.11

 

10  

Задачи со спичками.

15.11

 

 

11

Задачи со спичками.

22.11

 

мышления: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной курс.

Обосновывать свои предположения о ходе решения задачи.

Доказывать свою точку зрения или предположение о ходе решения задачи.

12

Четность, делимость чисел.

29.11

 

13 

Четность, делимость чисел.

06.12

 

14  

Логические задачи.

13.12

 

15

Логические задачи.

20.12

 

16

Логические задачи.

27.12

 

17 

Переливание, взвешивание.

17.01

 

18  

Задачи на части и отношения.

24.01

 

19

Задачи на части и отношения.

31.01

 

20

Творческие задачи в математике

07.02

 

21

Методы решения творческих задач

14.02

 

22 

Методы решения творческих задач

21.02

 

23 

Круги Эйлера.

28.02

 

24

Круги Эйлера.

07.03

 

25

Принцип Дирихле.

14.03

 

26 

Принцип Дирихле.

28.03

 

27

Старинные задачи

04.04

 

Особенности геометрических задач  в математике (4 часа)

28  

Графические задачи.

11.04

 

Использовать геометрические фигуры для решения задач.

Использовать основные принципы геометрии для применения в жизни

29

Геометрия вокруг нас.

18.04

 

30

Особенности построения геометрических фигур

25.04

 

31  

Геометрия в нашем доме

02.05

 

Математика в жизни человека (3 часа)

32  

Проценты в современной жизни

16.05

 

Обосновывать и уметь доказывать важность математических знаний для жизни человека.

Использовать проценты и принципы их расчета для применения в жизни.

Приводить примеры   и области использования математических знаний в жизни

33

Проценты в современной жизни

23.05

 

34

Применение математики в современной жизни.

30.05

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист согласования изменений в календарно-тематическом планировании

п/п

Изменение календарно-тематического планирования 

(дата, содержание изменения, причины)

Отметка о согласовании с администрацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ

   

 

 

     

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания  ШМО учителей математики и информатики

от 30.08.2016 № 1 Руководитель ШМО 

______________ (Корнеева Е.В.)

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по ВР ______________ (Захваткина Г.В.) Дата:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перечень нормативных документов, на основе которых составлена

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перечень нормативных документов, на основе которых составлена

Место учебного предмета в Учебном плане

Место учебного предмета в Учебном плане

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т

Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занимательные факты из математики

Занимательные факты из математики

Логические задачи. Практическое занятие

Логические задачи. Практическое занятие

Особенности построения геометрических фигур

Особенности построения геометрических фигур

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго…

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго…

I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния

Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния

Задачи на размещение. 25

Задачи на размещение. 25

Методы решения творческих задач 21

Методы решения творческих задач 21

Использовать проценты и принципы их расчета для применения в жизни

Использовать проценты и принципы их расчета для применения в жизни

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ

V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ

СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по

СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2020