Внеурочная деятельность
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
3 кл
06.11.2018
Внеурочная деятельность
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня экологической, исторической и краеведческой деятельности. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 год обучения. Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать экологическую, историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы: • умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; • умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; • умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на занятии;  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предложенными учителем;  работать по предложенному учителем плану;  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;  преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  выразительно читать и пересказывать текст;  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Результаты освоения курса внеурочной деятельности Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня экологической, исторической и краеведческой деятельности. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 год обучения. Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать экологическую, историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы: • умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; • умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; • умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на занятии;  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предложенными учителем;  работать по предложенному учителем плану;  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  делать предварительный отбор источников информации; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;  преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  выразительно читать и пересказывать текст;  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Наши истоки 1-4 классы.docx
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Данная   программа   предоставляет   возможность   планомерно   достигать ожидаемых воспитательных   результатов   разного   уровня экологической, исторической и краеведческой деятельности. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 год обучения. Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают  осваивать экологическую,  историческую  и  краеведческую деятельность.   Они   узнают   о   достопримечательностях   родного   города, постигают   этику   поведения   в   музее,   архиве,   читальном   зале,   расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным   миром   и   с   жизнью   людей,   встречаются   с   очевидцами исторических   событий,   представителями   музеев,   библиотек   и   других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой   работы;   о   способах   самостоятельного   поиска   и   нахождения информации в справочной литературе.        В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные,  коммуникативные универсальные учебные действия.   познавательные   регулятивные,  и При   достижении личностных   результатов у   школьника   будут сформированы:  умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные   поступки,   которые  можно   оценить  как   хорошие   или плохие;  умение   объяснять   с   позиции   общечеловеческих   нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;  умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для   всех   людей   правила   поведения   (основы   общечеловеческих нравственных ценностей);  в   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. При   достижении метапредметных результатов  у   школьника   будут   познавательные, следующие УУД сформированы   коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  (регулятивные,  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;   проговаривать последовательность действий на занятии;   высказывать   своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с иллюстрациями,  предложенными учителем;  работать по предложенному учителем плану;  совместно   с   учителем   и   другими   учениками   давать   эмоциональную оценку деятельности класса  на занятии.  Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от     уже известного с помощью учителя;   делать   предварительный   отбор   источников   информации;  Добывать новые   знания:  находить   ответы   на   вопросы,   используя   книги,   свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;  перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной  работы всего класса;  перерабатывать   полученную   информацию:  сравнивать   и  группировать предметы и их образы;  преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  доносить свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  выразительно читать и пересказывать текст;  совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;  учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,   исполнителя, критика). Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) ­ 2, 3 год обучения. Формирование   позитивных   отношений   школьников   к   базовым   ценностям нашего   общества   и   к   социальной   реальности   в   целом   осуществляется благодаря   активизации   межличностных   отношений   друг   с   другом.   В различных   ситуациях   у   детей   появляется   возможность   проявить   себя   с лучшей   стороны,   сохранив   веру   в   себя   и   уважение   к   другим   членам коллектива.   Важным   становится   развитие   ценностных   отношений   к   своей малой   Родине,   её   природе,   истории   и   культуре,   населяющим   её   народам, героическим страницам её прошлого.        В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные,  коммуникативные универсальные учебные действия.   познавательные   регулятивные,  и При   достижении личностных   результатов у   школьника   будут сформированы:    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; готовность   активно   включаться   в   общение   и   взаимодействие   со сверстниками   на   принципах   уважения   и   доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; познавательный интерес к новому материалу;  уважительное отношение к иному мнению;   способность   к   адекватной   самооценке   с   опорой   на   знание   основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;  осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре,   в   желании   участвовать   в   делах   и   событиях   современной российской жизни;  осознание   себя   жителем   планеты   Земля,   чувство   ответственности   за сохранение её природы. следующие УУД При   достижении метапредметных результатов  сформированы   коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  (регулятивные, у   школьника   будут   познавательные,      определять цель   деятельности   на   занятии   с   помощью   учителя   и самостоятельно; совместно   с   учителем   обнаруживать   и формулировать   учебную проблему;    планировать учебную деятельность на занятии; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;   работая   по   предложенному   плану, использовать необходимые средства;   определять успешность   выполнения   своего   задания   в диалоге с учителем. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:     ориентироваться   в   своей   системе   знаний: понимать,  что   нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать   новые   знания: находить необходимую   информацию, используя разные источники;  добывать   новые   знания:   извлекать   информацию,   представленную   в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);  перерабатывать   полученную   информацию: наблюдать   и   делать самостоятельные выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:       с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами коммуникации; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; инициировать сотрудничество в поиске и сборе информации; обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Результаты   третьего   уровня (приобретение   школьниками   опыта самостоятельного   социального   действия)   –   4­й   год   обучения. Школьники имеют   реальную   возможность   выхода   в   пространство   общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя   и   приобретение   необходимых   внутренних   качеств.   Учащиеся приобретают   опыт   исследовательской   и   проектной   деятельности,   готовят публичные   выступления   по   проблемным   вопросам,   участвуют   в исследовательских   конференциях,   осуществляют   благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально­ нравственного   отношения   к   природе   и   опыт   участия   в   природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. В   результате   реализации   программы   у   обучающихся   будут   сформированы личностные,  коммуникативные универсальные учебные действия.   познавательные   регулятивные,  и При   достижении личностных   результатов у   школьника   будут сформированы:        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,   семье,   обществу,   ориентации   на   содержательные   моменты школьной и социальной действительности; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том   числе   на   самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ   и   историю,   осознание   ответственности   человека   за   общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание   основных   моральных   норм   и   ориентация   на   их   выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;   основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с культурой города и края. следующие УУД При   достижении метапредметных результатов  сформированы   коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  (регулятивные, у   школьника   будут   познавательные,       планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:     осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с   использованием   дополнительной   литературы,   СМИ,   энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять   запись   выборочной   информации   о   себе   и   окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить   анализ,   сравнение   и   классификацию   тем   или   явлений, устанавливать причинно­следственные связи; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:        адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии  с ними; учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности. Достижение   всех   трех   уровней   результатов   деятельности   увеличивает вероятность   появления   образовательных   эффектов   этой   деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде); • формирования   у   детей   социокультурной   идентичности:   страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Содержание курса внеурочной деятельности 1­го года обучения МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.                                                                 8 часов 1. Внимание, дорога! (1 час) Проезжая   часть,   тротуар,   газон,   обочина.   Назначение   светофоров. Безопасность   дорожного   движения   при   передвижении   по   улицам   и дорогам. Практическая работа. Игра «Светофор». Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». 2. Экскурсия по школе «Школа – наш чудесный дом» (1 час). Посещение   библиотеки,   теплицы,   компьютерного   кабинета,   актового зала,   столовой, хореографического и тренажёрного залов.   малого   и   большого   спортивных   залов, 3. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (1час). Школа – твой второй дом. Соблюдение чистоты и порядка. Забота друг о друге. История создания школа. Наши лучшие учителя и ученики. Традиционные дела школы.  Практическая работа. Экскурсия в школьный музей. Игра «Я ­ ученик». 4. С чего начинается Родина? (1 час) Понятия большой и малой родины. Родной дом, родные люди, семья.  Самый главный человек в  жизни – мама.  Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя семья». 5. Рождение города. Сколько лет Липецку? (1 час) Первое упоминание о Липецке в летописях. 1703 г. ­ год основания Липецка.   День   города   (3­е   воскресенье   июля).   Указ   Петра   I   о строительстве железоделательных заводов. Практическая работа. Конкурс рисунков «Салют, любимый город!» 6. Имя города (1 час). Почему   Липецк   Липецком   назвали?   Знакомство   с   разными   точками зрения о названии города. Что мы знаем о липе? Практическая работа. Изготовление   поделки   из   пластилина   «Самое   главное   дерево   моего города». 7. Мой край на карте Родины (1 час). Липецкая   область   на   карте   России.  Территория   и   географическое положение   области.   Знакомство   с   картой   области,   границы,   история образования.   Изучение   местной   топонимики,   составление   кратких сообщений, сбор материалов. Легенды и предания. Практическая работа. Творческая работа «Загадочный мир названий».   8. Символы моего города и области (1 час). Герб и флаг Липецка. «Положение о гербе и флаге города Липецка»  (утверждено решением Липецкого городского Совета депутатов от 16  августа 2005 года № 85).  Липа ­ основная фигура флага. Дерево и липа  в геральдике. Символизм золота и зелёного цвета. Герб и флаг Липецкой области. «Закон о гербе и флаге Липецкой  области». Символика на гербе и флаге. Практическая работа. Раскрашивание шаблонов флага и герба Липецка и Липецкой области. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 9 часов 1. Я на этой земле родился (1 час).  Географическое   положение   Липецкой   области.   Климат.   Красота природы   Липецкого   края.   Разнообразие   растительного   и   животного мира края. Жемчужина России ­ заповедник «Галичья гора». Мещерская лесостепная опытно­селекционная станция    Воронежский   биосферный   заповедник (Становлянский   район). международного   значения.   Каменные   плиты   на   реке   Красивая   Меча. Река – «невидимка» (р. Паника). Усадьба Борки. Практическая работа. Фотовыставка «Я на этой земле родился». Конкурсная программа «Поэты и писатели о Липецком крае». 2. Природа – вечный источник красоты (1час). Человек   –   часть   природы.   Значимость   природы   как общечеловеческой   ценности.   Что   значит   видеть,   слышать, чувствовать   природу.   Красота   природы   в   произведениях   русских поэтов, композиторов и художников – пейзажистов. Времена года в живописи.  Практическая работа. Выполнение коллажа «Времена года»  3. Правила поведения в природе (1час). Знакомство с правилами поведения в природе (в парке, в лесу, около водоёмов). Практическая работа. Создание   листовок­призывов   по   соблюдению   правил   поведения   в природе. Конкурс рисунков «Будь природе другом!» 4. Реки родного края (1 час). Реки Липецкой области. Географическое положение рек Воронеж,  Сосна, Дон, Красивая меча. Понятие «исток» и «устье». Населённые  пункты, расположенные по берегам рек.  Работа с картой. Практическая работа. Игра «Покажи и назови» 5. Зеленый наряд нашего края (1 час). Разнообразие   деревьев,   кустарников   и   трав   нашего   края.   Значение растений для человека.  Практическая работа. Экологический праздник «Зелёный наряд нашей планеты»   6. Птицы нашего края (1 час). Оседлые, кочующие и перелётные птицы. Условия жизни птиц. Голоса птиц. Практическая работа. Конкурс рисунков «Берегите птиц!» 7. Чудеса природы (1 час). Чудеса,   созданные   самой   природой.   Самые   прекрасные   и   необычные уголки планеты. Практическая работа. Создание коллажа «Карта путешественника». 8. Как хлеб на стол пришёл? (1 час)  Народные традиции, связанные с земледелием. Путь прохождения зерна до конечного продукта – хлеба.  Практическая работа. Экологический праздник «Хлеб – всему голова» 9. Четыре царства на Земле: времена года (1 час). Изменения, происходящие в живой и неживой природе при смене  времён года. Практическая работа. Конкурс рисунков «У природы нет плохой погоды». Викторина «Где осени следы? Экологическая познавательная игра «Какое время года?»  НАША РОДИНА – РОССИЯ. 8 часов 1. Наша Родина – Россия (1 час). Наша   Родина   на   глобусе   и   карте.   Особенности   территории   России. Заочное путешествие по стране. Практическая работа. Конкурс на лучшее стихотворение о России. 2. Страна, город, род (1 час). Причастность каждого человека к судьбе семьи, города, края, страны. Понятия «семья», «малая родина», «отечество». 3. Фотографии из семейного альбома (1 час). Ценность   семьи.   Состав   семьи.   Знакомство   с   терминами   родства. История семьи.  Практическая работа. Творческая работа «Моя семья – моя опора». 4. Государственная символика Российской Федерации (1 час). Флаг, герб и гимн РФ. Практическая работа. Разучивание гимна РФ. Рисование флага России. 5. Главный Закон страны. Мои права и обязанности (1 час). Знакомство с Конституцией РФ, Права и обязанности граждан России. 6. Я – маленький гражданин России (1 час). Защита прав ребёнка в РФ. Права и обязанности учащихся школы. Практическая работа. Творческая работа «Законы жизни класса. 7. Как тебя зовут? Тайна имени (1 час). Что   означают   наши   имена?   Что   такое   фамилия   и   отчество?   Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел­хранитель. Именины. Практическая работа. Проектная работа «Наши имена». 8. Традиции семьи (1час). Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные взаимоотношения в русских волшебных, социально­бытовых   сказках,   притчах.   «Корми   деда   на   печи,   сам   там будешь».   Нравственные   обязанности   младших   перед   старшими. Семейные вечера и праздники. «Не нужен и клад, коли в семье лад».  Практическая работа.  Конкурс рисунков «Моя семья». ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ      8 часов 1. Секреты здоровья (1 час). Что   такое   здоровый   образ   жизни?   Режим   дня.   Питание   и   здоровье. Гигиена тела. Закаливание организма. Подвижный образ жизни. Практическая работа. Создание плаката «Секреты здоровья». 2. Пешеходная азбука (1час). Переход   улиц   при   регулировании   дорожного   движения   светофором. Места для игр и катания на самокатах, велосипедах, лыжах, санках и коньках. Опасность проведения игр на проезжей части улицы (дороги) и вблизи неё. Практическая работа. Игра «Уважайте светофор». Игра «Пешеходы и водители». Инсценировка «Автомобили и пешеходы». 3. Самые полезные продукты (1 час). Основы   рационального   питания.   Продукты,   наиболее   полезные   и необходимые   человеку   каждый   день   для   здорового   и   рационального питания. Практическая работа. Игра «Идём в магазин». Игра «Найди лишний продукт». 4. Витамины круглый год (1час). Знакомство   с   понятием   «витамины»,   их   ролью   в   жизни   человека. Продукты – источники витаминов. Практическая работа. Создание коллажа «Где найти витамины?» 5. Зачем человеку кожа (1 час). Надёжная защита организма: строение и функции кожи. Практическая работа. Конкурс рисунков «Кожа очень мне нужна». 6. Наши друзья – вода и мыло. Гигиена кожи (1 час). Гигиена кожи. Предметы личной гигиены. Практическая работа. Викторина «Чистота – залог здоровья». 7. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим (1 час). Режим дня школьника.  Практическая работа. Составление индивидуального режима дня. 8.Мой выбор – здоровье (1 час). Ценность   здоровья   как   основы   для   успешной   реализации   жизненных планов. Собственное поведение и образ жизни человека  как важнейший фактор, влияющий на здоровье человека. Практическая работа. Создание газеты «Мой выбор – здоровье». Содержание курса внеурочной деятельности 2­го года обучения МОЯ МАЛАЯ РОДИНА 8 часов 1. Экскурсия   «Опасные   участки   дорожного   движения   в   нашем микрорайоне» (1 час). Инструктаж   по   технике   безопасности   и   правилам   поведения   в   ходе проведения экскурсии. Практическая работа. Экскурсия по микрорайону. 2. Тридевятое   царство,   школьное   государство.   Правила   жизни   в государстве (1 час). Устав школы. Правила поведения для обучающихся. Практическая работа. Игра «Можно – нельзя». 3. Край, в котором я живу (1 час).  Города, входящие в состав Липецкой области. Практическая работа. Заочное путешествие «Города Липецкой области». 4. Что дает наш край стране (1 час). Знакомство   с   промышленностью,   сельским   хозяйством   края,   его предприятиями. Что такое чернозём? Земля – кормилица. Практическая работа.       Создание газеты «Что дает наш край стране?». 5. Как Липецк строился (1 час). Из истории развития г. Липецка. Петровская эпоха. Липецкий курорт.  20 век. Судьба комбината – судьба города. 6. Листая страницы истории (1 час). История земли Липецкой ­  олицетворение истории нашего Отечества. Виртуальная   экскурсия   по   городу   «История   страны   –   в   истории города». Памятники истории и архитектуры. Практическая работа. Социальный проект «Что я могу сделать для своего города». Игра «Экскурсовод». 7. Липецк авиационный (1 час).            Авиационная история Липецка: от первой мировой войны до наших дней.   Виртуальная   экскурсия   «площадь   Авиаторов   –   Авиацентр   – Аэропорт».  Памятники   авиаторам  (Монумент   в   честь   героических гарнизона — площадь подвигов   воинов­авиаторов   Липецкого   Авиаторов.  Памятник лётчице Полине Осипенко.     Стела с портретом лётчицы Марины   Расковой.   Памятник­надгробие   экипажу   военного самолёта —лётчикам Д. И. Барашеву, и Н. С. Подчуфарову). В. Н. Травину     8. Липецк – город металлургов (1 час). Металлургия   на   Липецкой   земле.   Промышленное   развитие металлургического   производства.   Создание   металлургических   и пушечных   заводов.   Пётр   Первый   и   Липецкий   край.   Памятники металлургам.                                                              10  часов ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 1. Знай и люби свой край родной (1 час). Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Липецкой области.  Видовой состав растительного покрова и животного мира.  Практическая работа. Фотовыставка «Люби свой край родной!» 2. Как человек познает свой край? (2 часа) Источники   информации   (книги,   экскурсии,   беседы   со   взрослыми, видеофильмы,   ресурсы   сети   Интернет).   Библиотека   –   хранилище информации.   Работа   с   энциклопедиями   и   словарями.   Электронная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Практическая работа. Экскурсия в библиотеку. Работа с энциклопедиями и словарями. 3. Природа – источник вдохновенья (1час). Человек   –   часть   природы.   Значимость   природы   как общечеловеческой   ценности.   Что   значит   видеть,   слышать, чувствовать   природу.   Красота   природы   в   произведениях     поэтов, композиторов   и   художников   –   пейзажистов.   Времена   года   в живописи.  Практическая работа. Конкурс рисунков  «Уголок природы».  4. Мир природы в русской поэзии и живописи (1час). Красота природы в произведениях русских поэтов и художников –  пейзажистов. Практическая работа. Конкурс стихотворений о природе.  5. Рощи да леса – всему краю краса (1 час). Виды деревьев Липецкого края. Условия произрастания. Охрана  деревьев. Практическая работа. Игра «Узнай по описанию» 6. Крылья, лапы и хвосты: живой мир Липецкого края (2 часа). Знакомство с животным миром Липецкой области. Условия обитания. Охрана животных. Практическая работа. Викторина «Всякий зверь для леса важен». 7. Птицы нашего края (2 часа). Оседлые, кочующие и перелётные птицы. Условия жизни птиц. Виды зимующих птиц. Помощь человека зимующим птицам. Практическая работа. Экологическая викторина «Крылатые друзья». 8. Грибное царство (1 час). Грибы – особое царство природы. Роль грибов в лесу. Виды грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Правила поведения грибника в лесу. Практическая работа. Конкурсная программа «Путешествие в грибное царство». 9. Попроси здоровья у природы (1час). «Природная кладовая» здоровья. Лесные эликсиры. Целебные настойки и   отвары.  Целебная   сила   растений.  Удивительные   свойства   масел. Косметический и лечебный эффект Лекарственные растения ­ первая помощь природы.  Травяные сборы ­ умные подсказки природы. Солнце, воздух и вода – лучшие друзья человека. Практическая работа. Создание плакатов «Природная кладовая». 10.Без них природа обеднеет: Красная книга природы (1час). Причины исчезновения животных и растений. Чёрные, красные, жёлтые,  зелёные страницы Красной книги.  Практическая работа. Викторина «По страницам Красной книги». НАША РОДИНА – РОССИЯ. 10 часов 1. Я живу в России (1 час). Современная карта России. Особенности территории России. Заочное путешествие по стране. Практическая работа. Конкурс рисунков «Уголок России». 2. Мы и наши права. Конституция РФ (1 час). Гражданин   России.   Знакомство   с   Конституцией   РФ,   Права   и обязанности граждан России. 3. Разнообразие и богатство природы России (1час). Российская   Федерация   –   самая   большая   страна   земного   шара. Природные   зоны   России:  зона   арктических   пустынь,   зона   тундр, лесотундра,   зона   тайги,   зона   смешанных   и   широколиственных   лесов, лесостепная   зона,   степная   зона,   зоны   полупустынь   и   пустынь. Разнообразие растительного и животного мира природных зон.. Практическая работа. Игра «Рассели и назови». Викторина «Кто где живёт?» 4. Города России (1 час). Заочное путешествие по городам России (Санкт – Петербург, Великий Новгород,   Нижний   Новгород,   Смоленск,   Самара).   Знакомство   с историей и достопримечательностями. Практическая работа. Создание альбома «Города России». 5. Россия – многонациональное государство. Народы России (1 час). Народы России. Общее и особенное народов России. Языки, религия, разность   традиций,   обычаев.   Устное   народное   творчество   народов России, народные промыслы. Пословицы и поговорки о Родине, дружбе и понимании народов. Практическая работа. Конкурсная   программа   «Расскажи   сказку»   (инсценировка   сказок народов России). 6. Государственные праздники России (1час). История   возникновения   государственных   праздников   (Новый   год. Праздник Весны и Труда. День защитника отечества. День Победы. День народного единства. Рождество Христово. День независимости России. Международный женский день).  Практическая работа. Изготовление   поздравительных   открыток   к   государственному празднику. 7. Народные праздники России (1 час). Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. народным   календарём. Праздники   —  время   отдыха,  веселья,  радости,  дружеского   общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием,   Сочетание   языческих   и христианских   праздников.   Общие   и   семейные   праздники.   Обычаи   и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник.   Рождество   Христово.   Рождественские   колядки.   Ёлка   — символ   «райского   дерева».   Традиционные   кушанья:   кутья,  увар   (или взвар), кисель, пироги. Крещение   Господне   (Благовещение).   Освещение   воды.   Праздничный крещенский стол. Весна­веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции Масленицы. Масленичные   обряды:   поминовение   умерших   предков;   гостевание; развлечения   (катание   на   лошадях,   катание   с   ледяных   горок,   качели, строительство   и   «взятие»   снежных   городков,   устройство   балаганов); проводы   Масленицы   (символическое   сжигание   чучела   «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное   воскресенье.   Освящение   в   церкви   вербы   (верба   —   символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево). Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции   празднования   Пасхи   на   Руси:   крашение   яиц,   изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — артоса.  Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки. Лето   красное.   Егорьев   день.   Троица.   Духов   день.   Иван   Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых,   покровителя   Москвы   и   Русского   государства   Георгия Победоносца   (отважный   воин,   покровитель   домашних   животных   и пастухов). День начала посевных работ. День   Святой   Троицы   («Зелёные   Святки»):   разделение   зимы   и   лета. Хороводы,   гулянье   вокруг   берёзки.   Троицкие   гадания   девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Духов   день   —   именины   Земли,   поилицы   и   кормилицы.   Украшение православных храмов. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой.   Иван­да­марья   —   праздничный   цветок   Купалы.   Возжигание костров в купальскую ночь.  День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа . Ильин день.  Начало  жатвы, уборка хлебов.  Илья ­   воевода небесных сил.  Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. Три   Спаса:   Медовый,   Яблочный,   Ореховый   (14,   19   и   29   августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов,   орехов,   яблок,   мёда   впрок.   Христианские   легенды   о   Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени   и   зимы.   Девичьи   гадания.   Окончание   работ   по   найму.   Начало зимних посиделок. Практическая работа. Инсценировка обрядов различных праздников. 8. Великие России имена (1час). Великие   русские   учёные, композиторы.   космонавты,   писатели,   художники, Практическая работа. Творческая работа «О тех, кто прославил Россию» 9. Воин – защитник (1 час). Кто такие защитники Отечества? Представление о лучших мужских  качествах. Практическая работа. Конкурс «Буду Родине служить» 10.О доблести, о подвигах, о славе (1 час). Великая   Отечественная   война   1941   –   1945   г.г.   Полководцы   победы: Г.К.Жуков, И.В.Сталин, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев.  Герои   Советского   Союза:   Маресьев   А.П.,   Талалихин   В.В.,   Матросов А.В., Панфилов И.В., Гастелло Н.Ф., Космодемьянская З.А. Практическая работа. Конкурс рисунков «Подвигу жить в веках» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ 7 часов 1. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (1час). Элементы   улиц   и   дорог.   Назначение   дорожной   разметки.   Чтение дорожных   знаков.   Правила   перехода   дорог.   Виды   пешеходных переходов. Что можно и что нельзя делать на дороге. Практическая работа. Инсценировка «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!» Конкурс рисунков «Как вести себя на улице» 2. Что такое ЧС? Правила поведения в экстремальных ситуациях (1 час). Виды ЧС природного характера ( бури и сильные ветры, наводнение, лесные   пожары).    Общие   правила   поведения   при   возникновении   ЧС. Сигналы оповещения. Отработка  действий в случае возникновения ЧС природного характера. Практическая работа. Изготовление простейших средств защиты и спасения. 3. Почему мы болеем (1 час). Позитивные   и   негативные   факторы,   влияющие   на   здоровье   человека. Проявления (симптомы) разных болезней. Правила поведения во время болезни. Простудные заболевания, грипп. 4. Кто и как предохраняет нас от болезней (1 час). Гигиена. Правильное питание. Витамины. Режим дня. Закаливание. 5. Что такое здоровое питание? (1час) Полезные   продукты.   Правильное   питание.   Питьевой   режим.   Режим питания. Практическая работа. Создание коллажа «Пирамида здоровья». Игра «Съедобное – несъедобное». 6. Привычки полезные и вредные (1 час). Полезные и вредные привычки. Практическая работа. Конкурс рисунков «Не вреди себе!» 7.Итоговое занятие «Азбука здоровья» (1 час). Конкурсная программа. Содержание курса внеурочной деятельности 3­го года обучения МОЯ МАЛАЯ РОДИНА 8 часов 1. Экскурсия «Наш микрорайон. Знаки и сигналы в пути» (1 час). Дорожная разметка. Дорожные знаки. Сигналы светофора. Пешеходный переход. Практическая работа. Разработка безопасного маршрута прогулки по микрорайону. 2. История возникновения города Липецка (1 час). Начало истории города. Липецкое городище. Виртуальная экскурсия по городу   «Город   заводов.   Город   ­   курорт».   Памятники   истории   и архитектуры. Практическая работа. Кроссворд «История страны в истории Липецка».   1.Памятники и памятные знаки города (1 час). Соборная площадь как историко­архитектурный   памятник.   Памятники   археологии. Памятники   истории   города.   Памятники   градостроительства   и архитектуры.     Памятники   авиаторам.   Памятники   революции   и революционным деятелям. Памятники Великой Отечественной войны. Памятники   писателям   и   поэтам.   Памятники   металлургам. Мемориальные доски. Памятные знаки. Практическая работа. Проектная работа «Я поставлю памятник…» 3. Талантами славится наша земля (1 час) Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ,  физкультура и спорт. Земляки, прославившие родной край. Практическая работа. Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях  края.  4. Язык живописи. Художники нашего края (1 час). Творчество Сорокина В.С., Вагнера А.Е., Гришко Ю.Д. Практическая работа. Конкурс рисунков «На Липецкой земле». 5. Из истории названий городских улиц (1 час). Группы названий улиц (по именам и фамилиям выдающихся людей; по объектам,   расположенным   на   улице   или   поблизости   от   неё;   по профессии   людей;   по   направлению;   названия, историческими событиями страны; по специфике).    связанные   с Практическая работа. Проектная работа « История страны в названии улиц города». Проектная работа « История страны в названии улиц города». 6. Православные храмы города (1 час). Христо   ­   Рождественский   кафедральный   собор.   Древне   –   Успенская церковь. Часовня Петра и Павла. Никольский храм. Храм всех святых в земле Российской просиявших. Храм преподобной мученицы Евдокии. Преображенский храм. Практическая работа. Конкурс рисунков «Божий дом». 8.Итоговое занятие «Город, который я люблю» (1 час). Игровая программа                                                    10 часов ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 1. Богатства родного края (1 час).  Географическое   положение   и   рельеф,   климат.   Земельно­сырьевые ресурсы.   Виртуальное   путешествие   в   растительный   и   животный   мир Липецкой области.  Видовой состав растительного покрова и животного мира   природного   комплекса   нашей   природной   зоны. Достопримечательности городов Липецкой области. Практическая работа. Викторина «Богатства Липецкого края». 2. Воздух и его охрана (1 час). Состав воздуха. Роль воздушной оболочки Земли. Причины загрязнения воздуха и способы его охраны. Практическая работа. Экологическая игра «Да и нет». 3. Лиственные   и   хвойные   деревья   региона   (дикорастущие растения) (1час). Знакомство   с   видами   лиственных   и   хвойных   деревьев   Липецкой области. Практическая работа. Зарисовка   листьев   (по   контуру   выкройки)   и   раскрашивание   по природным образцам. Игра «Угадай название дерева». Проектная работа «Определитель растений родного края». 4. Кустарники   и   травянистые   растения   региона   (дикорастущие растения) (1час). Знакомство с видами кустарников и травянистых растений Липецкой области. Практическая работа. Проектная работа «Определитель растений родного края». 5. Культурные   растения   (садовые   деревья,   кустарники, травянистые растения) (1 час). Знакомство с культурными растениями Липецкой области. Практическая работа. Конкурс рисунков «Мой сад». Проектная работа «Определитель растений родного края». 6. Зимующие птицы нашего края. (1 час) Многообразие зимующих птиц, их значение для природы. Природные условия для жизни птиц. Виды кормушек и кормов. Практическая работа. Инсценировка «Репортаж с лесной опушки». Викторина «Узнай птицу. Вода в жизни растений и животных.   Путешествие по рекам 7. Липецкой области (1час). Как вода влияет на жизнь растений и животных? 127 рек Липецкой  области. Дон – главная река области.  Практическая работа. Викторина «По какой реке я плыву?» Конкурс рисунков «Охрана воды».  Растительный мир пресных водоёмов (1 час). 8. Знакомство   с   многообразием   растительного   мира   пресных   водоёмов. Условия жизни растений в водоемах (специфика кислородного питания, семенного   размножения   и   зимовки).   Охрана   растений   пресных водоёмов. Практическая работа. Создание коллажа «Растительный мир пресных водоёмов».  Многообразие рыб и их охрана (1час). 9. Жители пресных и солёных водоёмов. Многообразие рыб и их охрана. Особенности обитания.  Практическая работа. Викторина  «Кто живёт в подводном царстве». 10. Заповедники Липецкой области (1час). Заповедник   «Галичья   гора».   Мещерская   лесостепная   опытно­ селекционная   станция   (Становлянский   район).   Воронежский биосферный заповедник. Практическая работа. Конкурс рисунков «По заповедным тропам». Экологический спектакль «Незнакомый цветок». НАША РОДИНА – РОССИЯ. 10 часов 1. Я – гражданин России (1 час). Основы   конституционного   строя. Конституция РФ. Права и свободы гражданина.   Президент,   правительство. 2. Права детей – забота государства (1 час). Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124­ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 3. Москва – столица нашей Родины. Московский Кремль (1 час). Юрий Долгорукий – основатель Москвы. Москва – столица княжества. Столица   единого   русского   государства.   Потеря   столичного   статуса. Москва   –   столица   СССР.   Кремль   и   Красная   площадь. Достопримечательности Москвы. Практическая работа. Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю. 4. Санкт­Петербург – столица царской России (1час). Основание   города.   Санкт   –   Петербург   –   столица   России.   История наименования города (Санкт – Петербург – Петроград – Ленинград ­ Санкт – Петербург). Достопримечательности Санкт – Петербурга. Практическая работа. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу. 5. Древняя Русь (1 час). Лента   времени.   Восточные   славяне   и   их   соседи.   Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Монголо­татарское нашествие. Борьба против монголо­татар.  Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение   русских   земель   вокруг   Москвы.   Куликовская   битва. Дмитрий Донской. Практическая работа. «На поле Куликовом» ­ знакомство с сайтом Государственного военно – исторического и природного музея­заповедника «Куликово поле». 6. Московское государство (1 час). Первый русский царь Иван Грозный. Жизнь и быт людей. От берестяных грамот до печатных книг. Первопечатник Иван Фёдоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков.  Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.  Крепостное право. Практическая работа. Конкурс рисунков «Самая любимая буква». 7. Пётр І и преобразования в России (1 час). Пётр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета. Практическая работа. «И грянул бой!» ­ Полтавская битва в литературе и живописи. 8. Новый русский быт (со времён Петра I) (1час). Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт Запрещение   царскими   указами   носить   старинную   русскую   одежду. «Заморское»   (европейское)   платье:   сюртуки,   камзолы,   панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты   придворных:   лорнеты,  веера.   Нарядные   туфли   на   высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами. Одежда дворян­мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки,   жилеты,   брюки­панталоны;   рубашки   с   жабо,   кружевными манжетами;   шляпы   с   бриллиантами;   перчатки;   цилиндры;   трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи,   кофты,   шали.   Кокошники,   платки,   «бабьи   кички»   (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины   и   мальчики   из   крестьянских   и   мещанских   семей   носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде. Усадьба. Дворянские особняки Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая;   зал   для   танцев.   Интерьер.   Анфилада   комнат.   Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство   спален   господ.   Антресоли;   гардеробные.   Комнаты   для прислуги.   Камины.   Изразцовые   печи.   Освещение.   Светильники   из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр. Быт   дворянской   семьи.   Балы   и   праздники.   Литературно­ музыкальные салоны Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам. Повседневная   жизнь   дворянина   в   столице   и   усадьбе.   Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы   и   праздники.   Посещение   театров.   Праздничные   столы.   Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая   роль   литературно­музыкальных   салонов.   Хозяйка   и   хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские   корпуса   для   мальчиков.   Юнкерские   училища:   подготовка высших офицерских кадров.  Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.  Практическая работа. Инсценировка «На балу». 9. Послепетровская Россия (1 час). Российская империя при Екатерине II. М.В. Ломоносов – эпоха русской науки. А.В. Суворов: наука побеждать. Школа в Российской империи. Практическая работа. Конкурсная программа «Быть верным Отечеству» (о жизни и победах А.В. Суворова). 10.Отечественная война 1812 года (1 час). М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Партизанское движение. Герои Отечественной войны 1812 года. Практическая работа. Знакомство   с   сайтом   Государственного   Бородинского   военно   – исторического музея­заповедника. Выставка­жизнеописание «Герои Отечественной войны 1812 года» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ 7 часов 1. Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице (1 час). Ориентация в дорожной обстановке. Распознавание скрытой опасности на дороге, типичных дорожных ситуаций – ловушек. Практическая работа. Моделирование и разбор ситуаций, приведших к ДТП. 2. Учусь читать дорожные знаки. Школа пешехода (1 час). Виды   дорожных   знаков,   их   назначение   и   использование.   Сигналы светофора   и   регулировщика.   Виды   перекрёстков.   Правила   перехода перекрёстков. Правила безопасного перехода улиц и дорог. Практическая работа. Викторина «Выбираю нужный знак». Игра «Знайка и Незнайка». Игра «Перекрёсток». Игра «Брейн – ринг по ПДД». 3. Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года, в дневное и вечернее время (1 час). Тормозной   путь   транспортного   средства.   Опасно:   мокрая   дорога! Осторожно,   гололёд!   Правила   поведения   пешеходов   в   тёмное   время суток. Практическая работа. Конкурс рисунков: «Зима. Дорога. Опасность!» Кроссворд «Самые нужные правила». 4. Здоровье – это бесценный дар (1час). Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость заботиться о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Образ жизни. Практическая работа. Творческая работа «Здоровье – это…» 5. Привычки человека (1час). Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт.  Посеешь привычку – пожнёшь характер. 6. Практическая работа. Конкурс рисунков «Скажи спорту да!»  Где живут витамины? (1 час) Какой должна быть наша пища. Разнообразие пищи. Группы витаминов. Витамины в продуктах питания.  Практическая работа. Практикум по составлению меню.        7.Итоговое занятие «Наше здоровье – в наших руках» (1 час). Содержание курса внеурочной деятельности 4­го года обучения 1. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА(8часов)  Школа светофорных наук (1 час). Систематизация и обобщение знаний младших школьников о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города. Практическая работа. Конкурсная программа  «Школа светофорных наук». 2. Липецк ­ жемчужина Черноземья (1 час). Город и горожане. Историческое прошлое Липецка. Административный, промышленный и культурный центр. Практическая работа. Игра «Экскурсовод». 3. Липецк – наш общий дом (1час). Экологическая ситуация в городе. Причины загрязнения воздуха и воды. Практическая работа. Создание листовок­призывов по улучшению экологической ситуации в городе. 4. Как живёт город (1 час). Коммунальные   службы   города.   Транспорт.   Полиция.   ДПС.   МЧС. Медицина. Образование. Практическая работа. Проектная работа «Машины будущего». 5. Символы моего города и области (1 час). Герб и флаг Липецка и Липецкой области. «Положение о гербе и флаге  города Липецка» (утверждено решением Липецкого городского Совета  депутатов от 16 августа 2005 года № 85).  «Закон о гербе и флаге  Липецкой области». Символика на гербе и флаге. 6. Мои знаменитые земляки. Экскурсия в краеведческий музей (1 час). Выполнение экскурсионной программы. 7­8. По городам Липецкой области (2 часа). Заочное путешествие по городам области (Елец. Грязи. Задонск.  Данков. Чаплыгин. Лебедянь. Усмань). Практическая работа. Коллективная проектная работа «Альбом путешественника». ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 11часов 1. Природа родного края. Правила поведения в природе (1 час).   Красота   природы   Липецкого   края. Географическое положение Липецкой области. Климат. Реки Липецкой области.   Многообразие растительного   и   животного   мира   края.   Правила   экологически сообразного поведения в природе. Практическая работа. Конкурс рисунков «Береги природу своего края» 2. В гостях у жителей подводного царства (1час). Особенности водных и околоводных растений. Значение и применение водных растений человеком. Жители пресных водоёмов. Многообразие рыб и их охрана. Особенности обитания. Растительность и животный мир морей.  Практическая работа. Игра «В подводном царстве». 3. Чтобы цветы цвели (1 час). Растения – первоцветы. Причины исчезновения растений. Знакомство с редкими и исчезающими растениями. Практическая работа. Инсценировка «Незнакомый цветок». 4. Вода и жизнь. Охрана воды (1 час). Значение   воды   в   природе   и   жизни   человека.   «Мать   водица   всему царица». Экологические проблемы и способы охраны воды. Практическая работа. Конкурс рисунков «Живи, родник!» 5. Путешествие по лесу. (1 час). Роль леса в жизни человека и природы. Растительный и животный мир леса. Взаимосвязи в природе. Правила поведения в природе. Практическая работа. Экологическая игра «Хочу быть Берендеем». 6. Природа в доме – семейный лекарь (1час). Знакомство с лекарственными растениями. Правила сбора и обработки лекарственных   растений.   Знакомство   с   домашними   лекарственными растениями. Практическая работа. Викторина «Зелёная аптека под ногами». 7. Роль насекомых в природе (1 час). Значение   насекомых   в   природе.   Виды   насекомых.   Насекомые   – предвестники погоды. Насекомые – рекордсмены. Практическая работа. Викторина Знатоки насекомых». 8. Эти забавные животные (1 час) «По страницам книг в страну удивительного» (творчество писателей­ натуралистов). Практическая работа. Экологическая викторина «Эти забавные животные». 9. Путешествие в царство грибов ( 1час). Грибы – особое царство природы. Роль грибов в лесу, экологические связи. Виды грибов. Правила поведения грибника в лесу. Практическая работа. Конкурс «Лучший грибник». 10.По страницам экологических журналов (1 час) Знакомство   с   экологическими   журналами   «Юный   натуралист», «Свирель», «В мире животных», газетой «Сыроежка». Практическая работа. Экологический турнир «Я ­ житель планеты Земля» Конкурс знатоков­экологов « Что мы знаем о природе». 11.Конкурсная программа «Знатоки природы» (1 час). Практическая работа. Выполнения заданий конкурсной программы. НАША РОДИНА – РОССИЯ. 8 часов 1. Мой родной край – часть большой страны (1 час). Липецкая   область   на   карте   России.  Территория   и   географическое положение области. История образования Липецкой области. Липецк ­ индустриальный центр Черноземья. Практическая работа. Викторина «Что даёт наш край стране?» 2. Наша Родина – Россия (1 час). Наша   Родина   на   глобусе   и   карте.   Особенности   территории   России. Заочное путешествие  по стране.  Народы  России. Общее  и особенное народов России. Языки, религия, разность традиций, обычаев. Практическая работа. Конкурсная программа «Наша Родина – Россия». 3. Государственная символика Российской Федерации (1 час). Флаг, герб и гимн РФ. История герба России. История флага России. Практическая работа. Творческая работа: создание герба и флага классного коллектива. 4. Я – россиянин.(1час) Государственное   устройство   (Российская   Федерация).   Президент, правительство. Власть исполнительная и законодательная. Практическая работа. Творческая работа «Предлагаю свой закон». 5.6. Недаром помнит вся Россия… (2часа) Монголо­татарское нашествие. Борьба против монголо­татар.  Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение   русских   земель   вокруг   Москвы.   Куликовская   битва. Дмитрий Донской. Защита Отечества от иноземных захватчиков. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Полтавская   битва.   А.В.   Суворов:   наука   побеждать.   М.И.   Кутузов. Бородинское сражение. Партизанское движение. Герои Отечественной войны 1812 года. Великая   Отечественная   война   1941   –   1945   г.г.   Полководцы   победы:   И.В.Сталин,   К.К.Рокоссовский, Г.К.Жуков, И.С.Конев,   Ф.И.Толбухин,   Л.А.Говоров, С.К.Тимошенко, А.И.Антонов, К.А.Мерецков.  Практическая работа.   A.M.   Василевский,   Р.Я.Малиновский, Создание альбома «Герои Отечества». Проектная работа «Герои моей семьи». 7. Города­ герои. (1 час). Знакомство   с   городами­героями   Советского   Союза:   Брест,   Москва, Тула,   Ленинград,   Киев,   Минск,   Одесса,   Севастополь,   Керчь, Новороссийск, Волгоград (Сталинград). Практическая работа. Создание альбома «Города – герои». 8. Покорители космоса (1 час). Первые самолёты. Первый спутник Земли. К.Циолковский, С. Королёв.  Собаки в космосе.  Ю. Гагарин – первый космонавт планеты. Первая  женщина – космонавт. Первый выход в космос ­ А. Леонов.  Международная космическая станция. Практическая работа. Викторина «Космическое путешествие». ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ                                      8 часов 1. Мой выбор – здоровье (1час). Основные факторы, влияющие на здоровье человека. Забота о здоровье и сохранения здоровья в современном мире. Практическая работа. Игра «Моя жизнь – мой выбор». Создание Декларации о здоровом образе жизни. 2. Правильное питание (1час). Самые   полезные   продукты.   Пирамида   питания.   Как   правильно   есть. Режим питания.  Практическая работа. Создание буклетов «Азбука правильного питания». 3. Витамины круглый год (1час). Группы витаминов. Витамины в продуктах питания. Всякому овощу – своё время. Где найти витамины весной? Практическая работа. Практикум по составлению меню. 4. Мой режим дня (1 час). Режим дня, чередование нагрузки и отдыха. Практическая работа. Составление режима дня. 5. В гостях у доктора Вода (1 час). Советы   доктора   Воды.   Гигиена   человека.   Обтирание   и   обливание. Питьевой режим. Практическая работа. Творческая работа «Как Неряха стал Чистюлей». 6. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек (1 час). Знакомство   с   правилами   оказания   первой   медицинской   помощи   при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Практическая работа. Практические   упражнения  по  оказанию   первой  медицинской   помощи при укусах насекомых, змей, собак и кошек. 7. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (1 час). Знакомство   с   правилами   безопасного   поведения   в   доме,   на   улице,  в транспорте. Практическая работа. Составление   памятки   «Правила   безопасного   поведения   в   доме,   на улице, в транспорте». 8. Итоговое занятие «Путешествие в страну Здоровья» (2 часа). Практическая работа. Выполнение заданий конкурсной программы. Формы организации занятий и виды деятельности:  конкурсы­кроссворды,   творческие работы,   конкурсные программы,   путешествия по страницам книг, проекты,   встречи с писателями родного края,   уроки­спектакли и т. д. Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Наши   истоки»   предусматривают   широкое   использование   различных демонстрационных материалов:   портретов писателей, поэтов;   репродукций картин в соответствии с содержанием программы;     художественных   фотографий   в   соответствии   с   содержанием программы.  Тематическое планирование 1  класс № 1 2 3 Название  раздела  Моя малая родина Природа  родного края Наша Родина ­Россия Количество часов 8 9 8 4 Экологическая азбука здоровья Итого 8 33 Календарно­тематическое планирование 1 класс № Название темы Планируемая дата проведения Фактическая дата                                 Моя малая родина 8ч. Внимание, дорога! Экскурсия по школе «Школа – наш чудесный дом» Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы С чего начинается Родина? Рождение города. Сколько лет Липецку?  Имя города Мой край на карте Родины Символы моего города и области Природа родного края  9ч. Я на этой земле родился Природа – вечный источник красоты Правила поведения в природе Реки родного края Зеленый наряд нашего края  Птицы нашего края Чудеса природы Как хлеб на стол пришёл? Четыре царства на Земле: времена года  Наша Родина­Россия 8ч. Наша Родина­Россия Страна, город, род Фотографии из семейного альбома Государственная символика Российской Федерации  Главный Закон страны. Мои права и обязанности Я­ маленький гражданин России Как тебя зовут? Тайна имени Традиции семьи Экологическая азбука здоровья 8ч. Секреты здоровья Пешеходная азбука Самые полезные продукты Витамины круглый год Зачем человеку кожа? Наши друзья­вода и мыло. Гигиена кожи Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим Мой выбор ­ здоровье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тематическое планирование 2  класс № 1 2 3 4 Название  раздела  Моя малая родина Природа  родного края Наша Родина ­Россия Экологическая азбука здоровья Итого Количество часов 8 10 10 7 35 Календарно­тематическое планирование 2 класс Планируема я дата проведения   Фактическая дата № Название темы Моя малая родина 8ч. Экскурсия   «Опасные   участки   дорожного   движения   в нашем микрорайоне»  Тридевятое царство, школьное государство. Правила жизни в государстве  Край, в котором я живу Что дает наш край стране Как Липецк строился Листая страницы истории Липецк авиационный Липецк – город металлургов Природа родного края 10 ч. Знай и люби свой край родной Как человек познаёт свой край? Природа­источник вдохновенья Мир природы в русской поэзии и живописи Рощи да леса –всему краю краса Крылья, лапы и хвосты: живой мир Липецкого края Птицы нашего края Грибное царство Попроси здоровья у природы Без них природа обеднеет: Красная книга природы Наша Родина­Россия 10 ч. Я живу в России Мы и наши права. Конституция РФ Разнообразие и богатство природы России Города России Россия – многонациональное государство. Народы России Государственные праздники России Народные праздники России Великие России имена 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Воин­защитник О доблести, о подвигах, о славе Экологическая азбука здоровья 7ч. 29 30 31 32 33 34 35 № 1 2 3 4 Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Что такое ЧС? Правила поведения в экстремальных  ситуациях  Почему  мы болеем Кто и как предохраняет нас от болезней? Что такое здоровое питание? Привычки полезные и вредные  Итоговое занятие «Азбука здоровья» Тематическое планирование 3 класс Название  раздела  Моя малая родина Природа  родного края Наша Родина ­Россия Экологическая азбука здоровья Итого Количество часов 8 10 10 7 35 Календарно­тематическое планирование 3 класс Планируе мая проведения   дата Факти ческая дата № Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Моя малая родина 8ч. Экскурсия «Наш микрорайон. Знаки и сигналы в пути» История возникновения города Липецка Памятники и памятные знаки города ( Талантами славится наша земля Язык живописи. Художники нашего края Из истории названий городских улиц Православные храмы города Итоговое занятие «Город, который я люблю»  Природа родного края 10ч. Богатства родного края Воздух и его охрана Лиственные   и   хвойные   деревья   региона   (дикорастущие растения)  Кустарники   и   травянистые   растения   региона (дикорастущие растения) 13 14 15 16 Культурные   растения   (садовые   деревья,   кустарники, травянистые растения)  Зимующие птицы нашего края Вода в жизни растений и животных.  Путешествие по рекам Липецкой области  Растительный мир пресных водоёмов 17 Многообразие рыб и их охрана 18 Заповедники Липецкой области Наша Родина­Россия 10ч. 19 Я­гражданин России 20 Права детей­забота государства 21 Москва – столица нашей Родины. Московский Кремль 22 23 Санкт­Петербург­столица царской России Древняя Русь 24 Московское государство 25 Пётр І и преобразования в России 26 Новый русский быт (со времён Петра I) 27 Послепетровская Россия 28 Отечественная война 1812года 29 Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице Экологическая азбука здоровья 7ч. 30 Учусь читать дорожные знаки. Школа пешехода 31 Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года, в дневное и вечернее время  Здоровье – это бесценный дар 32 33 Привычки человека 34 Где живут витамины? 35 Итоговое занятие «Наше здоровье – в наших руках»  Тематическое планирование 4 класс № 1 2 Название  раздела  Моя малая родина Природа  родного края Количество часов 8 11 3 4 Наша Родина ­Россия Экологическая азбука здоровья Итого 8 8 35 Календарно­тематическое планирование 4 класс № Название темы Планируема я дата проведения   Фактическая дата Моя малая родина 8ч. Школа светофорных наук Липецк ­ жемчужина Черноземья Липецк­наш общий дом Как живёт город Символы моего города и области Мои   знаменитые   земляки.   Экскурсия   в   краеведческий музей По городам Липецкой области По городам Липецкой области Природа родного края 11 ч. Природа родного края. Правила поведения в природе В гостях у жителей подводного царства Чтобы цветы цвели Вода и жизнь. Охрана воды Путешествие по лесу Природа в доме – семейный лекарь Роль насекомых в природе Эти забавные животные Путешествие в царство грибов По страницам экологических журналов Конкурсная программа «Знатоки природы» Наша Родина­Россия 8ч. Родной край – часть большой страны Наша Родина­Россия Государственная символика Российской Федерации Я­россиянин Недаром помнит вся Россия… Недаром помнит вся Россия… Города­герои Покорители космоса Экологическая азбука здоровья 8ч. Мой выбор­здоровье Правильное питание Витамины круглый год Мой режим дня 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 В гостях у доктора Вода Первая   помощь   при   укусах   насекомых,   змей,   собак   и кошек Правила   безопасного   поведения   в   доме,   на   улице,   в транспорте Итоговое занятие «Путешествие в страну Здоровья»

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018