Данный материал - доклад на районных педагогических чтениях, в котором представлен опыт работы учителей русского языка и информатики в рамках внеурочной деятельности. Особенное внимание уделяется развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, приводятся некоторые упражнения, вызывающие особенный интерес у ребят.
Школьная газета.doc
«Школьная газета» как средство формирования и развития коммуникативных навыков.
Салова Татьяна Владимировна,
МБОУ ООШ №5 им. Р.А.Турского г. Амурска,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационная категория
Сегодня ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника. Кроме осознания и овладения основными человеческими ценностями,
обучающийся должен уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Несоменно, эти
качества формируются на уроках в рамках различных предметов, но всё же лучше всего
развивать коммуникативные навыки во внеурочной деятельности.
Работая с пятиклассниками, я заметила, что ребята зачастую не умеют вести диалог,
работать в группах, не умеют договариваться, некоторые стесняются или боятся обратиться за
помощью не только к педагогам, но даже к одноклассникам.
Как же помочь ребятам научиться правильно общаться? Необходимо было найти такую
внеурочную деятельность, при которой дети формировали и развивали бы коммуникативные
навыки. Поэтому в учреждении было решено организовать издание школьной газеты «О! Пять!»
Программа внеурочной деятельности «Школьная газета» подразумевает взаимодействие
двух педагоговпредметников, задачи каждого из них четко определены. Учитель информатики
формирует у обучающихся навыки работы и использования всех возможностей текстового
редактора, поиска информации в сети Интернет, а также помогает создавать макет газеты,
оформлять номера газеты и размещать электронный экземпляр на сайте школы. Учитель
русского языка формирует умение работать с книгой (находить нужную информацию, выделять
главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые
части), развивает умение выражать свое отношение к прочитанному, услышанному,
увиденному, а также формирует умение строить устные и письменные высказывания на
необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. Кроме этого, учитель
словесник должен развивать умения участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою.
Свою роль я вижу в том, чтобы научить подростков межличностному взаимодействию и
сотрудничеству.
Чтобы достигнуть этой цели, учу ребят работать в малых группах постоянного и
переменного состава. Каждой группе дается задание: например, из предложенного материала
(статей, фотографий, стихотворений и т.п.) отберите самый актуальный, интересный, при этом
обоснуйте свою точку зрения, выдвинув не менее двух аргументов в защиту своей точки зрения.
При составлении экспрессопросов и блицопросов учу учитывать особенности той
аудитории или того человека, к кому эти опросы обращены. Например, шуточные вопросы о
Новом годе, адресованные младшим школьникам, отличаются от вопросов, которые будут задаваться родителям и учителям при подготовке выпуска газеты, посвященного
юбилею школы.
Учатся ребята и брать интервью. Этот вид деятельности направлен на развитие умений
участвовать в диалоге и воспитание толерантности, понимание чужой точки зрения.
При организации занятий в виде круглого стола обучающиеся также учатся внимательно
слушать других и доказательно объяснять своё видение проблемы. Например, на одном из
первых занятий, когда ребята только знакомились с историей журналистики, им предлагались
следующие вопросы для обсуждения:
Когда в обиход вошли понятия «газета», «журнал»?
Почему в 1819 вв издатели отдавали приоритет журналу, а не газете?
Какие виды газет вы знаете?
Каковы причины возникновения журналистики?
Что такое дайджест?
Какие законы РФ о СМИ вы знаете?
Какие детские и подростковые издания выходят в Хабаровском крае и других регионах
страны? Охарактеризуйте их.
Особый интерес вызвал последний вопрос; отвечая на него, подростки делились своими
впечатлениями, рассказывали о своих любимых изданиях, критически оценивая разные
журналы и книги.
Постоянно в работе с детьми применяю различные тренинги. Ребята с удовольствием
включаются в такие игры, как составление письменной характеристики или литературного
портретика на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?»;
конкурсигра «Проба пера» написание заметки на заданную тему или по заголовку или
создание собственного стихотворения по первой строчке.
И особенно помогают сформировать позитивное отношение к другому человеку и миру
его ценностей развивающие упражнения ("Реплики": Попробуйте написать как можно больше
реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ,
НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ. "Жесты и мимика": Опишите
взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники,
смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
"Два взгляда": Сформулировать два взгляда на ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ.)
Планирую организовать и провести деловую игру «Редакционный коллектив»,
«Заседание редколлегии», в ходе которых учащиеся должны будут попробовать себя в разных
социальных ролях: корреспондента, редактора отдела, ответственного секретаря,
главного редактора.
Сейчас, на данном этапе проделанной работы я вижу, что выбранное направление даёт
положительный результат. Наблюдение за поведением обучающихся, занимающихся в
«Школьной газете», показало, что ребята стали более открыты, раскрепощены, дружелюбны,
вежливы. Умение договариваться помогает им выходить из конфликтов, кроме того, к ним
стали прислушиваться и другие ученики. Занятия в школьном издательстве положительно
сказываются и на успеваемости обучающихся. Умение аргументировано доказывать свою точку
зрения помогает на уроках истории, обществознания, литературы, географии и других.
Ситуация успеха мотивирует и других ребят на занятия в «Школьной газете». На сегодняшний день мы выпустили три номера газеты «О! Пять!», готовится четвертый
выпуск. Ребята, занимающиеся в этой внеурочной деятельности, выступали с презентацией
газеты на открытии школьного НОУ «Сигма», а также на общешкольном родительском
собрании.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
2.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для
учителя / А.Г. Асмолов ; под ред. А.Г. Асмолова. – Изд. 2е, стер. – М. :
Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека.
http://www.journlessons.com/litra.html
Внеурочная деятельность "Школьная газета"
Внеурочная деятельность "Школьная газета"
Внеурочная деятельность "Школьная газета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.